СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в музыкальный театр

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для освоения музыкально-сценического жанра – балет, познакомить с инструментами симфонического оркестра.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в музыкальный театр»

Итоговая работа

учителя музыки МБОУ гимназии №3

Андрияновой Наталии Владимировны



Курсы повышения квалификации по теме:

«Методика преподавания

музыки и хореографии в условиях реализации ФГОС»










Урок музыки

по теме:

«Мир музыкального театра»





















Урок по теме: «Мир музыкального театра» - 5 класс

Цель: создать условия для освоения музыкально-сценического жанра – балет, познакомить с инструментами симфонического оркестра.

Планируемые результаты:

Через практическую деятельность освоить жанр – балет, научить различать инструменты симфонического оркестра.


Задачи:

1. Личностные результаты:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, развитие доброжелательности и отзывчивости, формирование эстетических потребностей и представлений о нравственных нормах.

2. Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, обсуждать проблемные вопросы, извлекать информацию из разных источников.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

3. Предметные результаты:

- учить слушать и понимать музыку различных жанров, обогащать чувственный опыт ребенка, его представления об окружающем мире.

- развить у детей творческое и воссоздающее воображение, умение эмоционально откликаться на услышанное, с помощью движений передавать характер музыки, её образное содержание, играть на музыкальных инструментах.


Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации, музыкальные инструменты (треугольник, металлофон, синтезатор).




Ход урока:

  1. Организационный момент

Вход под музыку «Менуэт» Боккерини.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Учитель: Ребята, сегодня у нас урок необычный, сказочный, волшебный. Мы отправляемся в путешествие в мир музыки.

Взмах волшебной палочкой. На экране сцена, занавес.

Учитель: Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся?

Правильно, в театр.

Тема нашего урока: «Мир музыкального театра»

Сегодня мы послушаем музыку, которая звучит в театре, познакомимся с музыкальным жанром – балет, будем учиться с помощью движений передавать характер музыки.

  1. Изучение нового материала

Учитель: Кто из вас был в театре? Какие чувства вы испытываете, когда приходите в театр.

Дети: Чувство радости, восторга, ощущение праздника, сказки, волшебства.

Учитель: А как вы узнаете, какой спектакль идет в театре?

Дети: Из афиши

Учитель: Что необходимо, чтобы попасть в театр?

Дети: Билет.

Учитель: Итак, мы узнали о спектакле, купили билеты, предъявили их при входе, разделись в гардеробе и отправились в зал. В зале горит свет. В оркестровой яме находится оркестр. Музыканты настраивают инструменты. Какие же инструменты звучат в симфоническом оркестре? В него входит группа струнных инструментов - скрипки, альты, виолончели, арфа; духовые инструменты – медные и деревянные духовые; ударные инструменты. А кто же руководит этим оркестром?

Дети: Дирижер.

Учитель: Правильно, вместе с музыкантами он находится в оркестровой яме. А как вы считаете, легко ли быть дирижером?

Дети: Нет.

Учитель: В симфоническом оркестре много инструментов, и каждый нужно услышать, каждому показать, где вступает его партия. А что же в это время делают актёры?

Дети: Готовятся к спектаклю

Учитель: Артисты приходят задолго до спектакля, костюмеры их одевают, гримёры накладывают грим. Художники создают декорации для того чтобы было правильное освещение, работает целая бригада осветителей. Видите, сколько людей участвуют в создании спектакля для того, чтобы показать его на сцене. И вот наступает долгожданный момент. Постепенно в зале гаснет свет. Шум стихает, выходит дирижер к оркестру, поднимает дирижерскую палочку, и с первого взмаха зал наполняется музыкой. Прозвучало вступление, открывается занавес. Но что это? Артисты не поют, не говорят, а только танцуют. Куда же мы попадаем? Может кто-то из вас уже догадался?

Дети: Мы попадаем в балет.

Учитель: Балет – это музыкальный спектакль, где все герои танцуют. А вспомните, пожалуйста, как называется музыкальный спектакль, где все действующие лица поют в сопровождении оркестра?

Дети: Опера

Учитель: Кто же ведёт нас в оперу, в балет?

Дети: «Три кита»

Учитель: Правильно. В оперу ведёт нас «Кит песня», в балет – «Кит танец», а «Кит марш» может встречаться и в опере, и в балете.

Итак, мы на балете. А как он называется, пусть подскажет вам моя волшебная палочка. В руках у меня хрустальная туфелька. Из какой она сказки?

Дети: «Золушка»

Учитель: Молодцы, а кто написал эту сказку?

Дети: Шарль Перро

Учитель: Эта сказка появилась очень давно во Франции, 300 лет назад. С ней познакомились сотни тысяч детей. Для многих она стала любимой. Известный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев тоже любил эту сказку. И на её сюжет он сочинил балет, который так и назвал «Золушка». Ребята, а вы читали эту сказку?

Дети: Да.

Учитель: Вспомните о чём мечтала Золушка, почему её так хотелось попасть в королевский дворец?

Дети: Она очень любила петь и танцевать, поэтому ей хотелось попасть на бал.

Учитель: А кто ей помог в этом?

Дети: Добрая волшебница фея.

Учитель: В балете Прокофьева золушка тоже попадает на бал. Какой танец она будет танцевать с принцем? Как вы думаете? (Звучат несколько вариантов танцев)

Дети: Вальс.

Учитель: Почему?

Дети: Характер вальса очень подходит к характеру Золушки.

III. Слушание музыки.

Звучит вальс из балета «Золушка».

Но вот смолкли звуки. И тут же поднимаются руки. Ребята хотят поделиться своими впечатлениями от услышанного. Они говорят о том, что музыка была красивая, лёгкая, нежная, передаёт те чувства, которые испытывает Золушка.

Дети: В музыке - счастливая радость Золушки, впервые в жизни она попала на бал, она испытывает восторг, восхищение, но в тоже время слышится в музыке какая-то печаль, растерянность, потому что это счастье длится совсем недолго.

Учитель поёт мелодию «Вальса».

Учитель: Какие интонации вы здесь слышите?

Дети: Интонации грусти, интонации вздоха.

Учитель: А что потом происходит с мелодией?

Дети: Мелодия ускоряется, вращается, кружится как осенний листочек, мы слышим в ней восторг и окрылённость.

Учитель: Да, ребята, движение мелодии бывает разное: вращающееся, волнообразное, поступенное, скачкообразное, со взлётами и падениями и т.д.

Учитель: Ребята, вы говорили о чувствах, которые передает музыка вальса. А как эти чувства можно передать в балете, с помощью чего?

Дети: С помощью движений.

Учитель: Молодцы, в балете чувства передаются с помощью жестов, мимики, пластики.

Учитель: Давайте на мгновение представим себя артистами этого балета, с помощью движения руки мы сейчас будем передавать характер музыки. Выпрямите спинку, вы – артисты балета, элегантные, красивые. Приготовьте руки, мы начинаем танцевать. В конце вальса вы услышите что-то новое. Музыка будет что-то изображать.

Повторное прослушивание вальса «Полночь» из балета «Золушка» С.С. Прокофьева.

Учитель: Что же изображала музыка в конце вальса.

Дети: Часы.

Учитель: Молодцы. Как звучала эта музыка?

Дети: Тревожно.

Учитель: «Злые» часы прервали в полночь сказочно- волшебный бал. Они как бы предупреждают: «Берегись, Золушка, наступает полночь, волшебство заканчивается!» Звучит нежная и грустная мелодия Золушки, которая возвращается к своей обычной, тяжелой жизни. Ребята, как заканчивается сказка?

Дети: Принц примеряет туфельку Золушки и находит свою возлюбленную, добро побеждает зло.

Учитель: Да, действительно, добро побеждает зло. Как в этой ситуации будут бить часики?

Дети: Они будут не «злые», а «добрые и весёлые».

Взмах волшебной палочкой.

IV. Игра на музыкальных инструментах



Учитель: «Весёлые и добрые» часики возвещают о счастливом конце сказки. И песенку, которую мы разучим сегодня тоже очень добрая и весёлая.


V. Разучивание песни «Добрый жук»


VI. Рефлексия:

- С каким жанром познакомились? (балет)

- Какие новые понятия освоили? («симфонический оркестр», «дирижер»)

- С каким композитором? (С. С. Прокофьевым)

- Какое произведение послушали? («Вальс» из балета «Золушка»)

Выход под музыку песни «Добрый жук».