Согласовано Зам. директора МОУ «СОШ с.Заветное» Энгельсского муниципального района ____________/Т.Ю. Разумова / | Утверждаю Директор МОУ «СОШ с.Заветное» Энгельсского муниципального района __________/Ю.А. Москалёва / Приказ № _________ от___________ |
| |
| |
Рабочая программа
по учебному предмету «Геометрия»
для обучающихся 9 б класса
МОУ «СОШ с. Заветное»
Энгельсского муниципального района
на 2019/2020 учебный год
Составитель:
Абраменко Раиса Владимировна, учитель математики
Содержание рабочей программы
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета 3
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности 5
Календарно-тематическое планирование………………………………………………… 8
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по геометрии для 9 класса общеобразовательной школы составлена на основе закона РФ «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897,
программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир– М: Вентана – Граф, 2012 – с. 112)
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ «СОШ с. Заветное» на 2019 – 2020 учебный год.
Рабочая программа опирается на УМК:
1. Геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2018.
2. Геометрия: 9 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2018.
3. Геометрия: 9 класс: методическое пособие/ Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2018
Предмет «Геометрия» изучается в 9 классе - 2 часа в неделю, 68 часов в год.
По окончании 9 класса обучающиеся научатся:
Геометрические фигуры
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
классифицировать геометрические фигуры;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
доказывать теоремы;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Измерение геометрических величин
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Координаты
вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Векторы
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный закон;
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
По окончании 9 класса обучающиеся получат возможность научиться:
Геометрические фигуры
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом подобия, методом перебора вариантов;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач;
научиться решать задачи на построение методом подобия;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
приобрести опыт выполнения проектов.
Измерение геометрических величин
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
применять алгебраический и тригонометрический аппарат при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
приобрести опыт выполнения проектов.
Векторы
овладеть векторным методом решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт выполнения проектов.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной , точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Содержание учебного предмета
№п/п
Разделы и темы
Формы организации уроков с указанием количества часов
Основные виды учебной деятельности
Кол-во часов
1.
Повторение курса геометрии 7-8 классов. Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников. Четырехугольники. Виды четырехугольников. Свойства и признаки. Формулы площадей. Окружность, касательная, секущая. Признаки и свойства.
Входная диагностика -1
3
4
2.
Решение треугольников Тригонометрические функции угла от 0° до 180°. Теорема косинусов. Теорема синусов. Решение треугольников. Формулы для нахождения площади треугольника.
Контрольные работы -1
Самостоятель-
ные работы -4
Тест -1
Уроки с использованием ИКТ-
Проект -
.
Формулировать:
определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса угла от 0° до 180°;
свойство связи длин диагоналей и сторон параллелограмма.
Формулировать и разъяснять основное тригонометрическое тождество. Вычислять значение тригонометрической функции угла по значению одной из его заданных функций.
Формулировать и доказывать теоремы: синусов, косинусов, следствия из теоремы косинусов и синусов, о площади описанного многоугольника.
Записывать и доказывать формулы для нахождения площади треугольника, радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
15
-2
3
Правильные многоугольники Правильные многоугольники и их свойства. Длина окружности. Площадь круга.
Контрольные работы -1
Самостоятель-
ные работы -2
Тест -
Уроки с использованием ИКТ-
Пояснять, что такое центр и центральный угол правильного многоугольника, сектор и сегмент круга.
Формулировать:
определение правильного многоугольника;
свойства правильного многоугольника.
Доказывать свойства правильных многоугольников.
Записывать и разъяснять формулы длины окружности, площади круга.
Записывать и доказывать формулы длины дуги, площади сектора, формулы для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей правильного многоугольника.
Строить с помощью циркуля и линейки правильные треугольник, четырёхугольник, шестиугольник.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
8
-2
4
Декартовы координаты Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Угловой коэффициент прямой.
Контрольные работы -1
Самостоятель-
ные работы -3
Тест -
Уроки с использованием ИКТ-
Проект -
Описывать прямоугольную систему координат.
Формулировать: определение уравнения фигуры, необходимое и достаточное условия параллельности двух прямых.
Записывать и доказывать формулы расстояния между двумя точками, координат середины отрезка.
Выводить уравнение окружности, общее уравнение прямой, уравнение прямой с угловым коэффициентом.
Доказывать необходимое и достаточное условие параллельности двух прямых.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
13
+1
5
Векторы
Понятие вектора. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов.
Контрольные работы -1
Самостоятель-
ные работы -2
Тест -
Уроки с использованием ИКТ-
Проект -
Описывать понятия векторных и скалярных величин. Иллюстрировать понятие вектора.
Формулировать:
определения: модуля вектора, коллинеарных векторов, равных векторов, координат вектора, суммы векторов, разности векторов, противоположных векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения векторов;
свойства: равных векторов, координат равных векторов, сложения векторов, координат вектора суммы и вектора разности двух векторов, коллинеарных векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения двух векторов, перпендикулярных векторов.
Доказывать теоремы: о нахождении координат вектора, о координатах суммы и разности векторов, об условии коллинеарности двух векторов, о нахождении скалярного произведения двух векторов, об условии перпендикулярности.
Находить косинус угла между двумя векторами.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
12
-3
6
Геометрические преобразования Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос. Осевая симметрия. Центральная симметрия. Поворот. Гомотетия. Подобие фигур.
Контрольные работы -1
Самостоятель-
ные работы -2
Уроки с использованием ИКТ-
Проект -1
Приводить примеры преобразования фигур.
Описывать преобразования фигур: параллельный перенос, осевая симметрия, центральная симметрия, поворот, гомотетия, подобие.
Формулировать:
определения: движения; равных фигур; точек, симметричных относительно прямой; точек, симметричных относительно точки; фигуры, имеющей ось симметрии; фигуры, имеющей центр симметрии; подобных фигур;
свойства: движения, параллельного переноса, осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, гомотетии.
Доказывать теоремы: о свойствах параллельного переноса, осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, гомотетии, об отношении площадей подобных треугольников.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
10
-1
7
Повторение и систематизация учебного материала Упражнения для повторения курса 9 класса. Итоговая контрольная работа.
Контрольные работы -1
Самостоятель-
ные работы -2
Тест -3
Уроки с использованием ИКТ-
Знать материал, изученный в курсе геометрии за 9 класс
Уметь применять полученные знания на практике.
Уметь логически мыслить, отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, работать в команде
8
+3
7
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем урока | Кол-во часов | Дата проведения | Коррек-ция |
по плану | по факту |
| 1 четверть | | | | |
| Повторение курса 7 -8 классов | 4 | | | |
1 | Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства и подобия треугольников. | 1 | 06.09 | | |
2 | Четырехугольники. Виды четырехугольников. Свойства и признаки. Формулы площадей. | 1 | 08.09 | | |
3 | Окружность, касательная, секущая. Признаки и свойства. | 1 | 13.09 | | |
4 | Входная диагностика | 1 | 15.09 | | |
| Решение треугольников | 15 | | | |
5 | Тригонометрические функции угла от 0° до 180°. | 1 | 20.09 | | |
6 | Тригонометрические функции угла от 0° до 180°. | 1 | 22.09 | | |
7 | Теорема косинусов. | 1 | 27.09 | | |
8 | Теорема косинусов. | 1 | 29.09 | | |
9 | Теорема косинусов. | 1 | 04.10 | | |
10 | Теорема синусов. | 1 | 06.10 | | |
11 | Теорема синусов. | 1 | 11.10 | | |
12 | Теорема синусов. | 1 | 13.10 | | |
13 | Решение треугольников. | 1 | 18.10 | | |
14 | Решение треугольников. | 1 | 20.10 | | |
15 | Формулы для нахождения площади треугольника. | 1 | 25.10 | | |
16 | Формулы для нахождения площади треугольника. | 1 | 27.10 | | |
17 | Формулы для нахождения площади треугольника. | 1 | 08.11 | | |
18 | Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | 10.11 | | |
19 | Контрольная работа №1 по теме: « Решение треугольников» | 1 | 15.11 | | |
| Правильные многоугольники | 8 | | | |
20 | Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники. | 1 | 17.11 | | |
21 | Правильные многоугольники. Свойства. | 1 | 22.11 | | |
22 | Правильные многоугольники. Свойства. | 1 | 24.11 | | |
23 | Длина окружности. Площадь круга. | 1 | 29.11 | | |
24 | Длина окружности. Площадь круга. | 1 | 01.12 | | |
25 | Длина окружности. Площадь круга. | 1 | 06.12 | | |
26 | Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | 08.12 | | |
27 | Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники» | 1 | 13.12 | | |
| Декартовы координаты | 13 | | | |
28 | Анализ контрольной работы. Расстояние между двумя точками с заданными координатами. | 1 | 15.12 | | |
29 | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. | 1 | 20.12 | | |
30 | Промежуточная диагностика | 1 | 22.12 | | |
31 | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. | 1 | 27.12 | | |
32 | Уравнение фигуры. | 1 | 10.01 | | |
33 | Уравнение окружности. | 1 | 12.01 | | |
34 | Уравнение окружности. | 1 | | | |
35 | Уравнение прямой. | 1 | | | |
36 | Уравнение прямой. | 1 | | | |
37 | Угловой коэффициент прямой. | 1 | | | |
38 | Угловой коэффициент прямой. | 1 | | | |
39 | Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | | | |
40 | Контрольная работа №3 по теме: « Декартовы координаты» | 1 | | | |
| Векторы | 12 | | | |
41 | Анализ контрольной работы. Понятие вектора. | 1 | | | |
42 | Координаты вектора. | 1 | | | |
43 | Сложение векторов. | 1 | | | |
44 | Сложение векторов. | 1 | | | |
45 | Вычитание векторов. | 1 | | | |
46 | Вычитание векторов. | 1 | | | |
47 | Умножение вектора на число. | 1 | | | |
48 | Умножение вектора на число. | 1 | | | |
49 | Скалярное произведение векторов. | 1 | | | |
50 | Скалярное произведение векторов.. | 1 | | | |
51 | Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | | | |
52 | Контрольная работа №4 по теме: «Векторы» | 1 | | | |
| Геометрические преобразования | 10 | | | |
53 | Анализ контрольной работы. Движение (перемещение) фигуры. | 1 | | | |
54 | Параллельный перенос. | 1 | | | |
55 | Параллельный перенос. | 1 | | | |
56 | Осевая симметрия. Центральная симметрия. | 1 | | | |
57 | Осевая симметрия. Центральная симметрия. | 1 | | | |
58 | Поворот. | 1 | | | |
59 | Поворот. | 1 | | | |
60 | Гомотетия. Подобие фигур. | 1 | | | |
61 | Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | | | |
62 | Контрольная работа №5 по теме: «Геометрические преобразования» | 1 | | | |
| Повторение и систематизация учебного материала | 6 | | | |
63 | Повторение. «Решение треугольников» | 1 | | | |
64 | Повторение. « Правильные многоугольники» | 1 | | | |
65 | Повторение. «Декартовы координаты» | 1 | | | |
66 | Повторение. «Векторы» | 1 | | | |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | |
68 | Повторение. «Площади фигур» | 1 | | | |
20