Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.10.2009г.№373), Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторской программы С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство». Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Для реализации данной программы используется учебник Ашиковой С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014
Цель программы - духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Основные задачи курса:
Развитие личности учащегося средствами искусства.
Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта творческой деятельности.
Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Развитие воображения, творческого потенциала ребенка,желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; развитие способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса.
В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Сроки реализации программы: 01.09.2015 – 31.05.2016г.г.
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Важнейшим направлением ФГОС НОО является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержании предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:
- патриотизма, ценностного отношения к культурно - историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества.
- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);
- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);
- нравственных чувств, этического сознания;
- представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;
- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
- ценностного отношения к здоровью.
Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с I по IV класс по 1 часу в неделю.
Количество часов для изучения во 2 классе – 34 часа
Количество учебных недель – 3
Количество часов в неделю- 1
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально- ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Направленность на деятельный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;
- представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;
- чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт- Петербургом;
- положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;
- представление о добре и зле, должном и недопустимом;
- первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;
- представление о содержательном досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;
- эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;
- мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;
- осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;
- трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;
- выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;
- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);
- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной
(художественной) задачи;
- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир
.Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
- воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества
того или иного художника;
- представлять информацию в виде небольшого сообщения;
- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выбирать способы решения художественной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно расширять свои представления о живописи;
- соотносить различные произведения по настроению и форме;
- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;
- обобщать учебный материал;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать аналогии;
- работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;
- сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-выражать свое мнение о произведении живописи;
- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;
- проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их
правильного выполнения;
- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении
учебных и творческих задач;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
- стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
-эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать
в художественно- творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;
- расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона;
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
- видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
-изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;
- использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;
- использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;
- понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;
- пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;
- использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;
- применять простые способы оптического смешения цветов;
- распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;
- различать контрасты в рисунке;
- использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры;
- создавать роспись по дереву.
Обучающийся получит возможность научиться:
- передавать движение предмета на плоскости;
- изображать построение архитектурных форм;
- смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков.
- применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;
- передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами;
- передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;
- передавать в живописи объем круглых предметов;
- передавать образ человека в разных культурах.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Обучающийся научится:
- понимать, что Земля - наш общий дом и отражать это в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;
- воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;
- представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;
- изображать узоры и орнаменты других народностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в различных видах изобразительной деятельности;
- эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;
- выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица;
- передавать легкость и свежесть красок, благодаря оптическому смешению цветов;
- передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;
- работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике;
- самостоятельно изготовить бересту;
- передавать главную мысль в рисунке или живописи.
Система контроля и оценки обучающихся.
Требования к оценочной деятельности учащихся учитывают положение Методического письма Департамента общего среднего образования МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (от 19.11.1998 г. № 1561 / 14 -15).
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.
Содержание учебного предмета
Введение
Азбука рисования. Новые знакомые.
Раздел 1. Природа – главный художник (7 часов)
Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? (изображение настроения рыбок с помощью пластики движения, фактуры поверхности тела)
В небе птицам дышится свободно. (изображение формы птицы в движении, фактура оперения)
Эти милые зверюшки (изображение любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела)
Разведи рукой травинки - видишь, дремлет светлячок (знакомство с разнообразием форм насекомых, поиск передачи их изящности и красоты)
Летающие цветы (построение бабочки, передача полета)
У лукоморья дуб зеленый (изображение своего дерева, фактуры коры и листьев кроны)
В мастерской художника. Жизнь дерева (продолжение знакомства с творчеством И.И. Шишкина)
Итоговая работа. Летите, голуби!
Раздел 2. Мир цвета (8 часов)
Живопись света. Свет и тень. Полутень. Падающая тень. Натюрморт.
Азбука рисования. Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство.
Свет и тень на Земле: воздушное пространство. От объема к пространству. Свет и тень. Какими бывают тени под открытым небом. Полутень- что это? Шар. Предметы, похожие на шар.
Яйцо. Предметы, похожие на яйцо.
В мастерской художника. Художник света (о творчестве Рембрандта ван Рейна) «Над сугробом – свет-свет, под сугробом тень-тень» (творчество А.И. Куинджи). Игра света и тени (творчество К.А.Коровина).
Итоговая работа. Райский сад ( работа в малых группах)
Раздел 3. Искусство в человеке (8 часов)
Азбука рисования. Цвет при свете. Ее величество точка. Поиск чистых красок. Счастливый принц Крыша над головой. Узоры гор.
В мастерской художника. Цвет при свете (знакомство с направлением «импрессионизм»; о творчестве К. Моне, Ван Гога).
Итоговая работа. Мечта о полете.
Раздел 4. Человек в искусстве (9 часов)
Основы композиции. Композиционный центр. Композиция движения. Стилизованный рисунок.
Азбука рисования. Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции
и в рисунке. Портретная композиция. С карандашами и красками за три моря. Первая весточка Послание с Востока. Привет из Европы. Очарование Севера. Кружевное письмо. Необычные письма. Узнаваемый Петербург.
В мастерской художника. Путешественник- гуманист (о творчестве В.В.Верещагина)
Раздел 5. Читаем и рисуем
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.
Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса / под ред.А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014
Альбом заданий и упражнений «Учимся у великих художников» 3класс . – Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2014г
Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.
Оборудование и приборы
2. Экранно – звуковые пособия:
3. Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
Список литературы
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарт второго поколения). – М.: Просвещение, 2010.
2. Примерная программа по изобразительному искусству. Начальная школа, Ч.1-2. – М.: Просвещение, 2010.
3. www. zankov.ru /Ашикова С.Г. Программа по изобразительному искусству.