МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Утверждено
приказом директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования»
Приказ №84 от 1.09.17
Принято
педагогическим советом
муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования»
Протокол №1 от 31.08.17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Ритм и пластика»
ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Составила:
педагог дополнительного образования образования
Трощенкова Наталья Юрьевна
Высшая квалификационная категория
Первая квалификационная категория
г. Великий Устюг
Вологодская область
2017 год
Пояснительная записка.
Программа «Ритм и пластика» имеет художественную направленность.
Цели и задачи программы.
Цель: развитие творческих способностей детей, посредством формирования знаний и практических навыков в области хореографической культуры.
Задачи:
обучающие:
сформировать определенные знания и умения в области хореографического мастерства;
научить двигаться в соответствии с характером музыки, слышать сильную долю в музыке;
разучить основные танцевальные движения;
развивающие:
развивать силу мышц, выносливость, навыки координации движений, музыкальные способности;
укреплять опорно-двигательный аппарат;
совершенствовать пространственную ориентировку;
развивать творческие способности и умение воплощать музыкально-двигательный образ;
развивать мотивацию на творческую деятельность;
воспитывающие:
воспитывать дисциплинированность, целеустремленность и трудолюбие;
приобщить к истокам народной культуры с учетом регионального компонента;
создать дружный, творческий коллектив, адаптировать на основе знаний и навыков к современной жизни.
Основная форма занятия – групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа (144 часа в год) с группой 2б.
Количество детей на занятии, исходя из площадей, санитарных и этических норм в группах - 10-15 человек.
Отличительной особенностью этой программы является комплексность. Комплекс хореографических дисциплин - это ритм и танец, партерная гимнастика, базовые упражнения современного танцевального искусства, а также работа в фольклорном направлении.
Процесс обучения строится на 3-х основных этапах усвоения учебного материала:
Ознакомление. Объяснение правил изучаемого упражнения, либо рассказ о сюжете нового танца, демонстрация упражнения или движения в правильном исполнении.
Тренировка. Процесс самостоятельного осмысления движения или упражнения ребёнком, затем работа над техникой исполнения и работа над ансамблевым исполнением движений всеми участниками группы.
Применение. Использование полученных знаний, умений и навыков для участия в конкурсах, фестивалях, в концертах.
Методическое обеспечение программы.
Наиболее креативными технологиями преподавания в системе развивающего обучения являются личностно-ориентированный подход в обучении, технология коллективной творческой деятельности.
Педагогом используются основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:
практический метод - самый важный, это работа у станка, тренировка упражнений на середине зала, репетиции;
наглядный метод - личный пример педагога, так как невозможно объяснить словами движение, не показав его правильного исполнения;
словесный метод - рассказ нового материала; беседа о танцевальном искусстве; коллективах и. т. д.; дискуссия о прошедшем выступлении на концерте;
метод рефлексии – основан на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности;
метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение, создание ситуации успеха;
метод сенсорного восприятия - просмотры видеофильмов о балетных школах, прослушивание аудиозаписей.
игровой метод - включение элементов игры, которые создают хорошее эмоциональное настроение и отвечают задачам и содержанию занятий, возрасту и подготовленности детей.
В работе используется импровизационный и вариативный приемы, где каждый в движении выражает себя индивидуально.
В работе хореографического коллектива педагог использует открытые педагогикой принципы обучения:
Принцип ценностно-смыслового равенства.
Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: «Хоть ты и маленький, но такой же человек, как и я, я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».
Принцип креативности.
Творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего.
Принцип сознательности.
Предусматривает заинтересованность, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
Принцип комплексности, системности и последовательности.
Обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а владение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
Принцип наглядности.
Предусматривает яркий эмоциональный и практический показ движений при разучивании нового материала.
Принцип коллективности.
Педагогу необходимо воспитывать социально-значимые качества у ребёнка, развить его как члена общества, коллектива.
Все эти принципы отражают личностно-ориентированный подход к детям и являются по существу единым и взаимосвязанным процессом образования.
Для реализации программы имеется следующее материально-техническое обеспечение:
- танцевальный зал, оборудованный балетными станками и зеркалами;
- компьютер, магнитофон для музыкального сопровождения номеров;
- CD- диски, USB-флеш-накопитель;
- коврики для занятий гимнастикой;
- танцевальные атрибуты (платочки, ленты, обручи, скакалки, мячи) и костюмы (по необходимости).
Характеристика группы.
Программа реализуется в МБОУ ДО «ЦДО» г.Великий Устюг с группами младшего школьного возраста (8-9 лет).
По данной программе занимается 16 человек, обучающиеся младших кадетских классов с разным уровнем психо-эмоциональной активности и физического развития, имеющие значительные резервы в развитии. К занятиям допускаются дети, которые получили разрешение от врача о том, что ребенок физически здоров.
Комплексный подход к особенностям психо-физического и эмоционального развития данной возрастной категории является высокий уровень активности, повышенная работоспособность, быстрая утомляемость, что предусматривает частую смену деятельности, использование во время занятий элементов игры и импровизации.
Ожидаемые результаты.
К концу второго года обучения обучающиеся должны
знать:
- названия танцевальных элементов;
- названия танцевальных композиций, которые они исполняют;
- названия графических перестроений;
уметь:
- исполнять танцевальные элементы по программе;
- координировать танцевальные движения;
- владеть навыками вариативного мышления;
- импровизировать этюды на данную педагогом тему;
- эмоционально и выразительно исполнять танцевальные композиции.
Критерии оценивания результатов и этапы педагогического контроля.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность и учет индивидуальных особенностей обучающегося.
Разработана диагностика развития хореографических способностей и диагностика ЗУН по уровням: низкий, средний, высокий. (Прил. № 1, №2).
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы. Это позволяет отследить уровень усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, уровень развития физических, эстетических и музыкальных качеств личности обучающихся, их эмоциональное состояние.
На основании результатов промежуточной аттестации определяется успешность развития детей и усвоения ими образовательной программы на определенном этапе обучения.
Этапы педагогического контроля представлены в виде таблицы:
№ п/п | Срок проведения | Какие знания, умения, навыки (ЗУН) контролируются | Форма подведения итогов |
Промежуточная аттестация (входной контроль) |
1 | 5.09.17 | Музыкально-ритмическая основа, азбука хореографии (тренинг), координация движений, личностные качества. | Педагогическая диагностика развития ребенка. |
Промежуточная аттестация (по концу изучения большого раздела) |
2 | 29.12.17г | Навыки музыкально-ритмической деятельности, хореографические способности, умение координировать движения, хореографическая терминология, личностные качества. | Открытое занятие. Диагностика развития хореографических способностей. |
3 | 2.03.18 | Навыки варьирования танцевальных движений, умение выполнять графические перестроения, азбука хореографии, хореографическая терминология, личностные качества. | Творческое занятие. Диагностика развития. Самооценка. Групповая оценка работ. |
4 | 27.04.18г | Эмоционально-творческое развитие, техника исполнения движений в танцевальных номерах, ансамблевое исполнение танц. композиций. | Концертное выступление. |
Промежуточный (итоговый) контроль |
5 | 15.05.18г | Танцевальная техника, эмоциональное и выразительное исполнение танцевальных движений, личностные качества. | Концертное выступление. |
Воспитательная работа.
№ | Направления воспитательной работы | Содержание | Форма проведения | Дата проведения |
1 | Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) | Конкурсная программа «Оранжевая дискотека» | соревнование | декабрь |
2 | Интеллектуальное | Игровая программа «День приветствий» | Игровая программа (викторина) | октябрь |
3 | Патриотическое и духовно-нравственное | «Помни о других, ты не один на свете» Клятва кадетов | Беседа присяга | май декабрь |
4 | Культурно-досуговое | «Международный день танца» | концертное выступление | апрель |
5 | Семейное | Концертно - игровая программа «Бабушка рядышком с дедушкой…» | концертно - игровая программа | март |
| | «Счастливый миг моей семьи» | фотовыставка | март |
Календарно-тематический план
№ | Дата вт пт | Тема | Количество часов | Общее кол-во |
Практика | Теория |
1 | 1.09.17 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | 2 |
2 | 5.09.17 | Тренинг пластики тела. Комплекс релаксационных упражнений. Промежуточная аттестация. | 1 | 1 | 2 |
3. | 8.09.17 | Упражнения для укрепления мышц спины | 2 | 0.5 | 2 |
4. | 12.09.17 | Упражнения на улучшение гибкости позвоночника | 2 | 0.5 | 2 |
5. | 15.09.17 | Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса | 2 | 0.5 | 2 |
6. | 19.09.17 | Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава | 2 | 0.5 | 2 |
7. | 22.09.17 | Упражнения для эластичности мышц голени и стопы | 2 | 0.5 | 2 |
8. | 26.09.17 | Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава | 2 | 0.5 | 2 |
9. | 29.09.17 | Упражнения для эластичности мышц бедра | 2 | 0.5 | 2 |
10 | 3.10.17 | Упражнения для развития выворотности ног | 2 | 0.5 | 2 |
11 | 6.10.17 | Упражнения для развития шага | 1.5 | 0.5 | 2 |
12 | 10.10.17 | Тренинг пластики тела. Прыжки. | 1.5 | 0.5 | 2 |
13 | 13.10.17 | Упражнение на напряжение и расслабление мышц тела | 1.5 | 0.5 | 2 |
14 | 17.10.17 | Работа над техникой движений. | 1.5 | 0.5 | 2 |
15 | 20.10.17г | Отработка техники движений. | 1 | 1 | 2 |
16 | 24.10.17г | Ритмический рисунок (хлопки, выстукивания) | 1.5 | 0.5 | 2 |
17 | 27.10.17г | Хлопки и притопы | 2 | | 2 |
18 | 31.10.17г | Ритмический рисунок №1 в танце | 1.5 | 0.5 | 2 |
19 | 3.11.17г | Отработка ритмических хлопков | 2 | | 2 |
20 | 7.11.17г | Отработка техники ударов стопой | 2 | | 2 |
21 | 10.11.17г | Ритмический рисунок №2 в танце | 1.5 | 0.5 | 2 |
22 | 14.11.17г | Отработка ритмических хлопков | 2 | | 2 |
23 | 17.11.17г | Отработка техники ударов стопой | 2 | | 2 |
24 | 21.11.17г | Движение на координацию. | 1.5 | 0.5 | 2 |
25 | 24.11.17г | Координационные упражнения (по 1/4 и 1/8) . | 2 | | 2 |
26 | 28.11.17г | Упражнения на координацию с добавлением ритмического рисунка. | 2 | | 2 |
27 | 1.12.17г | Упражнение на координацию рук с ритмическим рисунком. | 2 | | 2 |
28 | 5.12.17г | Координирование танцевальных элементов с добавлением ритмического рисунка. | 2 | | 2 |
29 | 8.12.17г | Учебно-тренировочная работа. Координация движений. | 1.5 | 0.5 | 2 |
30 | 12.12.17г | Работа над техникой исполнения координационных упражнений. | 2 | | 2 |
31 | 15.12.17г | Изучение различных танцевальных шагов, па польки, па галоп. | 2 | | 2 |
32 | 19.12.17г | Танцевальные элементы: приставной шаг, шаг-пружинка | 2 | | 2 |
33 | 22.12.17г | Танцевальные элементы: различные повороты вправо – влево | 2 | | 2 |
34 | 26.12.17г | Отработка техники движений | 2 | | 2 |
35 | 29.12.17г | Работа над техникой танцевальных элементов. Открытое занятие. Промежуточная аттестация. | 1.5 | 0.5 | 2 |
36 | 9.01.18г | Изучение танцевальных элементов: «восьмёрка», «диагональ», «паровозик» | 2 | | 2 |
37 | 12.01.18г | Работа над техникой танцевальных элементов. | 2 | | 2 |
38 | 16.01.18г | Варьирование танцевальных движений. | 2 | | 2 |
39 | 19.01.18г | Варьирование шагов и поворотов. | 2 | | 2 |
40 | 23.01.18г | Варьирование приставных шагов с различными танц. элементами. | 2 | | 2 |
41 | 26.01.18г | Работа над техникой танц. элементов | 2 | | 2 |
42 | 30.01.18г | Танцевальные элементы. | 2 | | 2 |
43 | 2.02.18г | Графическое перестроение. | 1.5 | 0.5 | 2 |
44 | 6.02.18г | Построение маленьких кругов попарно, по четыре. | 2 | | 2 |
45 | 10.02.18г | Перестроения в танце: круг, построение круга из колонны, из пар | 2 | | 2 |
46 | 13.02.18г | Перестроения в танце: «звездочка», «змейка», «до за до». | 2 | | 2 |
47 | 16.02.18г | Отработка графических перестроений. | 2 | | 2 |
48 | 20.02.18г | Ансамблевое исполнение различных перестроений. | 2 | | 2 |
49 | 23.02.18г | Фигурная маршировка. | 2 | | 2 |
50 | 27.02.18г | Ансамблевое исполнение фигурной маршировки. | 2 | | 2 |
51 | 2.03.18 | Закрепление изученного материала. Промежуточная аттестация. Творческое занятие. | 1.5 | 0.5 | 2 |
52 | 6.03.18 | Постановочная работа. Изучение танцевальных комбинаций. | 1.5 | 0.5 | 2 |
53 | 9.03.18 | Изучение танцевальных комбинаций | 2 | | 2 |
54 | 13.03.18г | Закрепление изученных комбинаций | 2 | | 2 |
55 | 16.03.18г | Отработка танцевальных элементов в комбинациях | 2 | | 2 |
56 | 20.03.18г | Ансамблевое исполнение комбинаций | 2 | | 2 |
57 | 23.03.18г | Изучение отдельных танцевальных фигур | 2 | | 2 |
58 | 27.03.18г | Ансамблевое исполнение фигур. | 2 | | 2 |
59 | 30.03.18г | Графические перестроения в танце | 2 | | 2 |
60 | 3.04.18г | Работа по графическому рисунку | 2 | | 2 |
61 | 6.04.18г | Закрепление перестроений в танце | 2 | | 2 |
62 | 10.04.18г | Ансамблевое исполнение танцевального номера | 2 | | 2 |
63 | 13.04.18г | Репетиционная работа. Работа над эмоциональным выражением в танце. | 1.5 | 0.5 | 2 |
64 | 17.04.18г | Подготовка к концерту. Отработка танцевального номера. | 1.5 | 0.5 | 2 |
65 | 20.04.18г | Сводная репетиция на сцене. | 1.5 | 0.5 | 2 |
66 | 24.04.18г | Репетиция в костюмах. | 1.5 | 0.5 | 2 |
67 | 27.04.18г | Концертное выступление. Промежуточная аттестация. | 1.5 | 0.5 | 2 |
68 | 2.05.18 | Работа над ансамблевым исполнением танцевальной композиции. | 1.5 | 0.5 | 2 |
69 | 4.05.18 | Работа над выразительным и эмоциональным исполнением танца. | 2 | | 2 |
70 | 8.05.18 | Работа над техникой исполнения движений. | 2 | | 2 |
71 | 11.05.18г | Повторение изученного материала за год. | 1.5 | 0.5 | 2 |
72 | 15.05.18г | Повторение и закрепление изученного материала за учебный год. Промежуточная итоговая аттестация. Концертное выступление | 1.5 | 0.5 | 2 |
| | Итого: | 126.5 | 17.5 | 144 |
Список литературы
1. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных
заведениях». Киев, Музична Украина, 1987.
2. Клименко Н.А.«Историко-бытовой танец»: Метод.рекомендации- Тамбов, 1993.
3. Колесникова В. Методические и практические рекомендации по подготовке и
организации работы с детьми. Министерство культуры РО ОДНТ, 2005г.
4. Джим Холл. Учимся танцевать. - М.: АСТ: Астрель, 2009.
Литература для педагогов
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: 2002.
2. Богомолова Л. Основы танцевальной культуры. М.: 2001.