СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС для образовательных учереждений

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Биология » для 7 класса составлена на основе:

Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.,

Закона об образовании РТ № 68-ЗРТ от 22.07.2013 г.,

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897,

  • Учебного плана МБОУ «Простинская основная общеобразовательная школа» НМР РТ на 2017-2018 учебный год,

Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Простинская основная общеобразовательная школа» НМР РТ,

программы по биологии Латюшин В.В., Шапкин В.А.


Цели и задачи учебного курса:

1.Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строений, жизнедеятельности и средообразующейроли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за объектами живого мира, биологические эксперименты;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

5. Формирование понятия о необходимости охраны животных.

6. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; соблюдения правил поведения в окружающий среде.

В программу включены следующие формы организации образовательного процесса: рассказ, беседа, проблемные задания, групповая и индивидуальная работа учащихся, работа в парах, лабораторные работы. Форма промежуточной аттестации-тестирование.




























Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Учебные часы, выделенные за счет компонента образовательного учреждения, направлены на расширенное изучение тем «Эволюция строения и функций органов и их систем», «Развитие и закономерности размещения животных на Земле».

В программу включены следующие формы организации образовательного процесса: рассказ, беседа, проблемные задания, групповая и индивидуальная работа учащихся, работа в парах, лабораторные работы. Преобладающей формой контроля является тестирование.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

  • знать правила поведения в природе;

  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;

  • видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;

  • признавать право каждого на собственное мнение;

  • формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • уметь отстаивать свою точку зрения;

  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

  • уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

  • осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.

Предметными результатами освоения биологии в 7 классе являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере.

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, размножение и регуляция жизнедеятельности организма;

  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах органов животных,; на живых объектах и таблицах разных отделов, классов, семейств животных, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений)

В ценностно-ориентационной сфере.

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений)

В сфере трудовой деятельности.

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности.














Содержащие программы

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных (наблюдение, описание, измерение). Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных (40ч)

Простейшие

Простейшие-одноклеточные животные. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значения в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.


Лабораторная работа №1. Знакомство с многообразием водных простейших.

Многоклеточные животные

Ткани. Органы, системы органов.

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Рефлекс. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.


Лабораторная работа №2. Знакомство с многообразием червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры предупреждения заражение паразитическими червями

Лабораторная работа №3. Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №4. Особенности строение и жизни моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значения в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма,

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемый виды.

Лабораторная работа №5. Знакомство с ракообразными.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение, инстинкты и пчеловодство. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторная работа №6. Изучение представителей насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Рыбоводство и рыболовство.

Лабораторная работа №7. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Птицеводство.

Лабораторная работа №8. Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Забота о потомстве. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Животноводство. Демонстрация видео фильма.

2. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система Поведение животных (рефлекс, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Регуляция деятельности организма. Демонстрация влажных препаратов, скелетов, модулей и муляжей.

Лабораторная работа №9. Изучение особенностей различный покровов тела.

Лабораторная работа №10. Изучение способов передвижения животных.

Лабораторная работа №11. Изучение способов дыхания животных.

Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных.

Лабораторная работа №12. Изучение ответной реакции животных на раздражение.

Лабораторная работа №13. Изучение органов чувств животных.

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения периодизация и продолжительность жизни. Стадии развития животных и определения их возраста.

Лабораторная работа №14. Определения возраста животных.

3. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ученые об эволюции органического мира. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

4. Биоценозы (4ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)

Воздействие человека и его деятельность на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

























Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

Количество лабораторных работ

1.

Введение

2


2.

Многообразие животных часа

40

8

3.

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных

14

6

4.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле

4


5.

Биоценозы

4


6.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

6



Итого:

68ч.+2ч. резерв

14
















Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен:

Знать/понимать

Признаки биологических объектов: живых организмов, животных своего региона;

Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость;

Особенности: строения организмов животных разных систематических групп;


Уметь

Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения

Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические и эволюцию животных; роль животных в жизни человека и собственной деятельности; эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в жизни животных; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратах и описывать биологические объекты;

Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки, ткани; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;

Выявлять: приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;

Сравнивать Биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

Определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация);

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

Оказание первой помощи при укусах животных;

Соблюдения правил поведения в окружающей среде

Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

























Учебно-методическое обеспечение

Методические пособия для учителя:

В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. -М.: Дрофа, 2004,-192с.;

Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. -М.: Просвещение, 2011.-54с

Дополнительная литература для учителя:

Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология, растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. –М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил.-(Дидактические материалы);

Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001-192с.;

Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей.-М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-258с.:ид.-(«Занимательные уроки»);

Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1999.-304с.;

Для учащихся:

Я познаю мир: Загадочные джунгли: Детская энциклопедия/Авт-сост. Н.Н.Непомнязий-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.-397с.:ил.

Я познаю мир: Развитие на Земле: Детская энциклопедия/.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001-400 с.:ил.

Я познаю мир: Чудеса природы: Детская энциклопедия/АВТ-сост. И.В. Черныш.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.- 425 с.:ил.

Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004-1168 с., ил.


Интернет ресурсы: http://school-collection.edu.ru/

http://www.openclass.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.vokrugsveta.ru/




Календарно-тематический план (70 часов)

Календарно-тематический план ориентирован на учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.-М.: Дрофа, 2006.-302 с.: ил. И рабочую тетрадь: Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ В.В. Латюшин, Е.А. Лемехова.- М.: Дрофа, 2012.-175с.: ил. Всего по плану 70 часов (68+2 резерв)


Дата

Тема уроков

Планируемые результаты обучения

Информационно-методическое обеспечение

план

факт

Введение (2 часа)

1.




История развития зоологии

Называть предмет изучения зоологии; систематические категории. Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии

П.1

2.



Современная зоология.

Называть области применения зоологических знаний. Уметь отличать животных от растений

П.2, РТ№4,5 (с4)





Тема 1. Многообразие животных (40ч)

Простейшие (2ч)


3.



Общая характеристика простейших

Определять принадлежность организмов к простейшим. Характеризовать типы простейших.

Таблица «Простейшие» П.3


4.



Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории.

Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности.

ЛР №1. Знакомство с разнообразием водных простейших (с13 уч.)


П.4, РТ№6 (с6)





Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (19ч)


5.



Тип Губки.

Называть способы защиты от врагов. Распознавать и описыватьстроение слоев тела губки. Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими. Доказывать, что губки многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок.

П.5, РТ№6,7 (с9)

6.



Тип Кишечнополостные. Общая характеристика

Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными.

Таблица «Кишечнополостные»

П.6, (с25-27), РТ№6,7 (с11)

7.



Многообразие кишечнополостных.

Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

Таблица «Кишечнополостные»

П.6(с25-27), РТ№10, 13(с12-13)

8.



Тип Плоские черви.

Давать определение основным понятиям. Распознавать и описывать представителей типа Круглые черви. Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом. Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей. Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека.

Таблица «Плоских червей» Фильм ВВС «Паразиты в теле человека» (часть 1) П.7, РТ№8(с15)


9.



Тип круглые черви.


Распознавать и описывать животных, принадлежащие типу Круглые черви. Выделять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей.

П.8, РТ№2,3(с15)

ЛР№2. Знакомство с многообразием круглых червей(с36 уч.)

10.



Тип кольчатые черви.полихеты

Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей типа кольчатые черви. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

П.9

11.



Многообразие кольчатых червей.

Распознавать и описывать по рисункам принадлежность червей к различным типам. Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

П.10, РТ№3,4(с16-17)ЛР№3. Внешнее строение дождевого червя.(с42 уч)

12.



Зачет №1 по теме «Кишечнополостные черви»


Проверочные тесты.

13.



Тип моллюски.

Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности внешнего строения моллюсков.сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Таблица «Моллюски»П.11, РТ№4(с23)

14.



Многообразие моллюсков

Определять принадлежность моллюсков к классам. Объяснять значение в природе и жизни человека. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания. Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

П.12, РТ№5,7(с24) ЛР№4. Особенности строения и жизни моллюсков(с47 уч)

15.



Тип иглокожие

Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Описывать значение иглокожих в природе. Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных.

Таблица «многообразие иглокожих» П.13, РТ№4,5(с28-29)

16.



Тип Членистоногие. Класс ракообразные.

Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения членистоногих. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.объяснить роль ракообразных в природе и в жизни человека

Таблица «Ракообразные» ЛР№5. Знакомство с ракообразными (с58 уч) П.14,(с56-58), РТ№6(с32)

17.



Класс паукообразные. Клещи

Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие. Характеризовать по плану представителей класса паукообразные. Выявлять

Таблица «Паукообразные»

18.



Класс насекомые. Общая характеристика и значение.

Проводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Таблица «Внешнее строение майского жука» П.15, РТ№5,6(с35)

19.



Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки

Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять название прямокрылые. Характеризовать роль в природе и жизни человека

Таблица «Отряды насекомых» П.16, РТ№8,9,10(с37)

20.



Стрекозы, вши, жуки, клопы

Распознавать и описывать представителей отрядов, обитающих в нашем регионе. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять название жесткокрылые. Характеризовать роль в природе и жизни человека. Определять принадлежность к отряду, классу, типу.

Таблица «отряды насекомых» П.17, РТ№11,12(с39)

21.



Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи

Распознавать и описывать представителей отрядов. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Определять принадлежность к отряду, классу и типу. Объяснять роль в природе и жизни человека. Предлагать меры борьбы с насекомыми вредителями растений и переносчиками заболеваний человека.

Таблица «Отряды насекомых» П.18, РТ№3,4 (с41)

22.



Перепончатокрылые насекомые

Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять роль в природе и жизни человека. Объяснять, почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми

ЛР№6 Изучение представителей отрядов насекомых (с65уч)

П.19, РТ№4(с43)

23.



Зачет №2 по теме «Насекомые»


Проверочные тесты.

Многоклеточные организмы. Хордовые (19 ч.)

24.



Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные

Распознавать животных типа Хордовые. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

Таблица «Строение ланцетника»

П. 20 РТ № 8,9 (с.46)

25.



Классы рыб. Костные рыбы

Назвать органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Распознавать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Выделять особенности строения рыб.

П.21 РТ № 3,4 (с.49)

26.



Хрящевые рыбы

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека

П.22, РТ №1,2 (с.51)

27.



Многообразие костных рыб

Распознавать и описывать представителей костных рыб. Приводить примеры видов рыб, обитающих в Татарстане. Характеризовать по плану отряды костных рыб. Объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

ЛР №7. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб (с.102 уч.)



П.23, РТ № 3,4,5 (с.53)

28.



Класс Земноводные

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Объяснять роль в природе и жизни человека; происхождение земноводных. Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб.

Таблица «Внешнее строение древесной лягушки»






П.24, РТ №7,11 (с.58-59)

29.



Класс Пресмыкающихся, или Рептилии

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных

Таблица «Внешнее строение пресмыкающихся»





П.25, РТ №2,3,4 (с.60)

30.



Отряды пресмыкающихся.

Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающихся. Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека.

П.26, РТ №9,10,11 (с.64)

31.



Зачет №3 по теме «Рыбы. Земноводные. Рептилии»


Проверочные тесты

32.



Класс Птицы

Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся.

ЛР №8. Изучение внешнего строения птиц (с.136 уч.)




П.27, РТ №5,6 (с.65)

33.



Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные

Распознавать и описывать представителей отрядов птиц обитающих в Татарстане. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека, необходимость защиты гусеобразных.

П.28, РТ №1,2,3 (с.67-68)

34.



Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные

Распознавать и описывать представителей класса птиц; домашних птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека; необходимость защиты.

П.29, РТ №3,4 (с.70-71)

36.



Отряды птиц. Воробьинообразные, голенастые

Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных. Объяснять роль в природе и жизни человека

П.30, РТ №6,7 (с.74)

37.



Класс Млекопитающие, или Звери

Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих. Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания

Таблица «Внешнее строение млекопитающих»

П.31, РТ №4 (с.78), 1 (с.79), 2 (с.80)

38.



Отряды Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны. Выявлять приспособления внешнего строения

П.32, РТ №7 (с.83)

39.



Отряды Китообразные, ластоногие

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека, меры по охране. Выявлять приспособления внешнего строения.

П.33 (с.170-175), РТ №6,7 (с.86)

40.



Отряды млекопитающих, Парнокопытные, непарнокопытные

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека, меры по охране.

П.34, РТ № 3,4 (с.92-93)

41.



Отряды млекопитающих. Приматы

Определять принадлежность млекопитающих к отряду. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с млекопитающими.

П.35, РТ №3,4 (сю95)

42.



Зачет №4 по теме «Птицы и млекопитающие»


Проверочные тесты

Тема 2. Эволюция строения и функции органов и их систем (14 ч.)

43.



Покровы тела

Называть функции покровов тела. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих. Выявлять приспособления покровов тела к среде обитания.

ЛР №9. Изучение особенностей различных покровов тела (с.192 уч) п.36, РТ №7,8 (с.97)

44.



Опорно-двигательная система

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы опорно-двигательной системы. Называть функции опорно-двигательной системы, типы скелетов. Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих. Сравнивать скелеты позвоночных.

Таблицы

45.



Способы передвижения. Полости тела

Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела. Давать определения терминам. Распознавать и описывать способы передвижения. Выявлять приспособления организмов к передвижению.

ЛР №10. Изучение способов передвижения животных. (с.202 уч.)

46.



Органы дыхания и газообмен

Называть пути поступления кислорода в организм животных. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органах дыхания. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов дыхания.

ЛР №11. Изучение способов дыхания животных (с.208 уч.)

47.



Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения. Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания.

Таблица «Эволюция органов пищеварения»

48.



Кровеносная система. Кровь

Называть функции кровеносной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы. Сравнивать строение органов кровеносной системы.

П.41, РТ №2,3,4 (с.110)

49.



Органы выделения

Называть функции органов выделения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания. Сравнивать строение органов дыхания.

П.42, РТ №3,4 (с.114)

50.



Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Называть функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведение животных. Давать определение терминам. Сравнивать строение органов нервной системы. Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания. Наблюдать за поведением животных.

ЛР №12. Изучение ответной реакции животных на раздражение (с.229 уч)





П.43, РТ №2,3 (с.115)

51.



Органы чувств. Регуляция деятельности

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов чувств

ЛР №13. Изучение органов чувств животных (с.234 уч.)

П.44 РТ, №1,2,3 (с.116)

52.



Продление рода. Органы размножения

Называть функции органов размножения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения. Приводить примеры животных с различным типом размножения.

П.45, РТ №4,5 (с.121)

53.



Способы размножения животных. Оплодотворение

Приводить примеры животных с различными видами бесполого размножения, животных с внешним и внутренним оплодотворением. Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания

П.46 РТ №1,2,3 (с.122-123)

54.



Развитие животных с превращением и превращения

Приводить примеры животных с развитием метаморфозом и без метаморфоза. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза.

П.47 РТ №2,3 (с.124)

55.



Периодизация и продолжительность жизни животных

Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды домашних животных.

ЛР №14. Определение возраста животных (с.246 уч.)

П.48, РТ №2,3,4 (с.125)

56.



Зачет №5


Проверочные тесты

Тема 3. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч.)

57.



Доказательства эволюции животных

Давать определение термину эволюции. Называть доказательства эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира.

Портрет Ч.Дарвина

П.49, РТ №1,2 (с.126), 3 (с.127)

58.



Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира

Называть факторы эволюции. Приводить примеры действия факторов эволюции

Портрет Ч.Дарвина

П.50, РТ №1 (с.128)

59.



Усложнения строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов. Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных

П.51, РТ №1,4 (с.129)

60.



Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Называть причины миграции. Приводить примеры мигрирующих животных. Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных.

П.52, РТ №1,2 (с.131)

Тема 4. Биоценозы (4ч.)

61.



Естественные и искусственные биоценозы

Давать определения понятию биоценоз. Приводить примеры биоценозов. Распознавать и описывать компоненты биоценоза.

П.53, РТ №3,4 (с.132)

62.



Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние среды обитания на животных

П.54, РТ №1,2 (с.134)

63.



Цепи питания и поток энергии

Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания.

П.55, РТ №5 (с.135)

64.



Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи

Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза. Давать определение понятию пищевые связи.

Таблица «Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи»

П.56, РТ №1,2 (с.136)

Тема 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч.)

65.



Воздействие человека и его деятельности на животных

Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. Распознавать и описывать домашних животных. Приводить примеры промысловых животных.

П.57,58, РТ №1,2 (с.137)

66.



Законы России об охране животного мира.

Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных.

П.58,59, РТ №1,2,3 (с.138)

67.



Система мониторинга, охрана животного мира.

Знать и объяснять меры по охране животных

П.60, РТ №1,2,3 (с.140)

68.



Зачет №6 по теме «Закономерности размещения животных Биоценозы»


Проверочные тесты

69.



Повторение по теме «Животный мир и деятельность человека»

Повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Животный мир и деятельность человека»


70.



Повторение по теме «Охрана животного мира»

Повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Охрана животного мира»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!