Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» создана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Примерной программы основного общего образования по английскому языку
Рабочие программы по английскому языку для общеобразовательных учреждений (2-11 классы). Автор М.З.Биболетова (Программа общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-11 классы. Обнинск: Титул 2012 г.)
Учебного плана МОБУ «СОШ с. Анновка» на 2016-2017 учебный год.
УМК под редакцией М.З. Биболетовой соответствует новым образовательным стандартам по английскому языку.
Обучение английскому языку по курсу «Enjoy English» в основной школе обеспечивает преемственность с начальной школой, развитие и совершенствование сформированной к этому времени коммуникативной компетенции на английском языке в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенции.
Цели обучения иностранному языку в 6 классе:
Развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке.
Развитие и образование учащихся средствами английского языка.
Задачи обучения иностранному языку в 6 классе:
Развивать и воспитывать коммуникативную культуру школьников.
Расширять и обогащать коммуникативный жизненный опыт учащихся в новом контексте общения.
Формировать осознание роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других народов.
Формировать понимание важности изучения английского языка как средства достижения взаимопонимания между людьми.
Расширять кругозор учащихся.
Развивать познавательные способности учащихся и интерес к учению.
Общая характеристика учебного предмета
Иностранный язык как учебный предмет входит в учебную область «Филология». Любой язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. В условиях современного информационного общества, все возрастающего потока информации, владения эффективными способами получения, обработки, сохранения и применения информации является, залогом успеха в любой сфере человеческой деятельности.
Особое значение в данном случае имеют следующие характеристики предмета «Иностранный язык»:
1.Межпредметность. Содержание речи на иностранном языке могут быть сведения из различных областей знания.
2. Полифункциональность. Иностранный язык может выступать и как цель обучения, и как средство приобретения сведений из различных областей знания, и как основа для развития комплекса учебно-познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных умений.
3. Многоуровневость. В системе непрерывного языкового образования выделены несколько уровней владения иностранным языком. На каждом этапе языкового образования, в зависимости от индивидуальных возможностей или потребностей личности, овладение определенным видом речевой деятельности может быть выше или ниже, чем владение другими видами речевой деятельности или языковыми навыками речи.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Иностранный язык» занимает подобающее ему место среди предметов, обеспечивающих образование и воспитание учащихся. Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты по иностранным языкам предусматривает обязательное изучение иностранного языка со 2 по 4 класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. Изучение языка на старшей ступени обучения в школе также является обязательным при 3-х часах в неделю.
Роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы школы
Содержательными линиями учебного предмета «Иностранный язык» является:
Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности.
Языковые средства и навыки оперирования ими.
Социокультурные знания и умения.
Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной.
Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма.
Это неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в межкультурной коммуникации. Указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствия одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык».
Развивается коммуникативная компетенция на английском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, а именно:
речевая компетенция – развиваются сформированные на базе начальной школы коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме с тем, чтобы школьники достигли общеевропейского допорогового уровня обученности (А2/Pre-intermediate/Waystage);
языковая компетенция – накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;
социокультурная компетенция – школьники приобщаются к культуре и реалиям стран, говорящих на английском языке, в рамках более широкого спектра сфер, тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 10-15 лет, соответствующих их психологическим особенностям; развивается их способность и готовность использовать английский язык в реальном общении; формируется умение представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения по средством ознакомления учащихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалам, широко представленным в учебном курсе;
компенсаторная компетенция – развиваются умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, использование синонимов, жестов и т.д.;
учебно-познавательная компетенция - развивается желание и умение самостоятельного изучения английского языка доступными им способами ( в процессе выполнения проектов, через интернет, с помощью справочников и т.п.), развиваются специальные учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владения английским языком.
Продолжается развитие и воспитание школьников средством предмета «Иностранный язык»: понимание учащимися роли изучения языков международного общения в современном поликультурном мире, ценности родного языка как элемента национальной культуры; осознание важности английского языка как средство познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 учебных часа в неделю, в том числе 4 промежуточных контрольных работы).
Содержание предмета иностранный язык в 6 классе:
Предметное содержание устной и письменной речи включает темы, предусмотренные федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам и включает в себя следующее.
Раздел V Лица Лондона Глава 1. Если человек устал от Лондона, он устал от жизни – 5 часов Глава 2. Поговорим о знаменитостях – 8 часов Глава 3. Мы тоже хотим стать известными – 6 часов В результате изучения раздела V обучающиеся должны знать: - лексический материал по темам (мировые памятники культуры, достопримечательности Лондона, транспорт, планета Земля, выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России, расписание уроков) - грамматический материал (конструкция Have you ever been to ..?, артикли, существительные с окончаниями: -ist, -ian, -ect, -man, -er ) Должны уметь: - рассказать о достопримечательностях англоговорящих стран и родной страны - обосновать свою точку зрения - декламировать стихи - читать текст с целью извлечения информации - делать резюме по прочитанному тексту - рассказать истории из жизни великих людей, о фактах их биографий - дать характеристику знаменитым людям | Раздел VI Животные в нашей жизни Глава 1. Поговорим о Лондонском зоопарке – 4 часа Глава 2. Давайте обсудим проблемы животных – 3 часа Глава 3. Настоящее совершённое время – 3 часа Глава 4. Домашние питомцы – 4 часа В результате изучения раздела VI обучающиеся должны знать: - лексический материал по темам (животные на воле и в неволе, человек и звери: зоопарк, заповедник, цирк) - грамматический материал (Present Perfect, 4 формы глаголов) Должны уметь: - обратиться к людям, используя слова Mr, Mrs, Miss, Sir, Madam - ответить на письма - дать интервью корреспондентам газеты - рассказать о посещении зоопарка, заповедника - обменяться мнениями по поводу проблем, связанных с отношением к животным - обсудить с партнёром правила Общества любителей животных - написать статью об отношении к животным - написать сценарий фильма о животных - декламировать стихи |
Раздел VII Живём вместе Глава 1. Поговорим о родственниках – 7 часов Глава 2. Отношения в семье – 4 часа Глава 3. Что любят есть британцы? – 7 часов Глава 4. Дом англичанина – его крепость? – 7 часов В результате изучения раздела VII обучающиеся должны знать: - лексический материал по темам (семья, дети и родители, английская еда, мой дом) - грамматический материал (Present Perfect (краткие ответы), сопоставления older - elder) Должны уметь: - рассказать о своей семье и отношениях в семье - обсудить проблемы в семье - дать характеристику членам семьи - выразить восхищение, используя формулы этикета - составить меню - описать любимое место в доме | Раздел VIII Мир моих увлечений Глава 1. У нас одни увлечения? – 8 часов Глава 2. Вам нравятся праздники?– 8 часов Глава 3. Наши домашние питомцы это хобби? В результате изучения раздела VIII обучающиеся должны знать: - лексический материал по темам (занятия англичан, увлечения членов семьи, любимые теле- и радиопрограммы, семейные праздники) - грамматический материал (местоимения myself, herself, himself, itself, yourselves, ourselves, themselves) Должны уметь: - рассказать о хобби и любимых формах проведения досуга в Великобритании и России - обсудить с партнёром радио- и телепрограммы - рассказать о любимом ведущем - дать характеристику любимым героям английских книг - рассказать о любимом празднике в России и Великобритании - обсудить с одноклассником возможные способы проведения каникул |
Планируемые результаты обучения
В соответствии с требования Стандарта в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.
Личностные результаты
• формирование мотивации изучения английского языка и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• развитие таких качеств, как целеустремленность, креативность, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации в ходе проведения игр-исследований;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
Предметные результаты
В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по пяти сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой.
Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Английский язык»:
1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности(аудировании, говорении, чтении, письме);
2) языковые средства и навыки пользования ими;
3) социокультурная осведомленность;
4) общеучебные и специальные учебные умения.
В данной программе предметные планируемые результаты в коммуникативной сфере представлены двумя блоками, выделяемыми на следующих основаниях:
I блок «Выпускник научится» включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Достижение планируемых результатов данного блока служит предметом итоговой оценки выпускников средней школы.
II блок «Выпускник получит возможность научиться» включает отражает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему и выступающих как пропедевтика по развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития. Достижения планируемых результатов, отнесенных к данному блоку, не является предметом итоговой оценки. Это не умаляет их роли в оценке образовательных учреждений с точки зрения качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных ФГОС НОО, и значимости для формирования личностных и метапредметных результатов.
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своём городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
• описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
• давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
• передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;
• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
• кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.
Чтение
Выпускник научится:
• читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
• читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;
• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
Письменная речь
Выпускник научится:
• заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;
• писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
• кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;
• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.
Языковая компетентность (владение языковыми средствами)
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
• различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки английского языка;
• соблюдать правильное ударение в изученных словах;
• различать коммуникативные типы предложения по интонации;
• адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей, в том числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
• выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
• различать на слух британские и американские варианты английского языка.
Орфография
Выпускник научится правильно писать изученные слова.
Выпускник получит возможность научиться сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
• узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;
• употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
• соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксации, конверсии) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
• находить различия между явлениями синонимии и антонимии;
• распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);
• использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
• оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами английского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
• распознавать и употреблять в речи:
— различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме);
— распространённые простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке (We moved to a new house last year);
— предложения с начальным It (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It’s winter);
— предложения с начальным There + to be (There are a lot of trees in the park);
— сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and, but, or;
— косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;
— имена существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения;
— имена существительные c определённым/неопределённым/нулевым артиклем;
— личные, притяжательные, указательные, неопределённые, относительные, вопросительные местоимения;
— имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилу и исключения, а также наречия, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little);
— количественные и порядковые числительные;
— глаголы в наиболее употребительных временны2х формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect;
— глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive;
— различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
— условные предложения реального характера (Conditional I — If I see Jim, I’ll invite him to our school party);
— модальные глаголы и их эквиваленты (may, can, be able to, must, have to, should, could).
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that;
• распознавать в речи предложения с конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor;
• распознавать в речи условные предложения нереального характера (Conditional II — If I were you, I would start learning French);
• использовать в речи глаголы во временны́х формах действительного залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past;
• употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога: Future Simple Passive, Present Perfect Passive;
• распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would.
Формы и средства контроля
Текущий контроль проводится, по преимуществу, на уровне речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических, орфографических, техники чтения). Количество и содержание таких контрольных работ определяется учителем самостоятельно.
Формы промежуточного контроля: лексические диктанты, лексико-грамматические тесты, письменные контрольные работы, контроль монологической и диалогической речи в форме индивидуально-групповых занятий, проектная деятельность, устный опрос.
Формы итогового контроля: контрольные работы по окончании изучения каждого раздела, итоговая контрольная работа по окончании учебного года по всем видам речевой деятельности (говорение, чтение, восприятие на слух, письмо).
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 | Страна/Страны изучаемого языка и родная страна . | 27 часов | сентябрь-октябрь | |
2 | Мир моих увлечений. Хобби. | 21 час | ноябрь-декабрь | |
3 | Я. Мои друзья. Моя семья. | 32 часа | январь-март | |
4 | Мир моих увлечений. Путешествия. Спорт. | 25 часов | апрель-май | |
Всего: 105 часов |
Учебно-методическое обеспечение
М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева. Программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием» / “Enjoy English” для 2-9 классов общеобразовательных учреждений – Обнинск: Титул, 2007 г.
М.З.Биболетова. Английский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск: Титул, 2013 г.
М.З.Биболетова Английский язык. Рабочая тетрадь к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений.- Обнинск: Титул, 2013 год
М.З.Биболетова. Английский язык. Книга для учителя к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений.- Обнинск: Титул, 20013г.
Е.В.Дзюина. Поурочные разработки по английскому языку к УМК М.З.Биболетовой и др. “Enjoy English-3”. М., «ВАКО», 2011
Аудиоприложение CD МРЗ, видеоприложение к учебнику «Английский с удовольствием» для 6 класса. Обнинск: Титул, 2013 г.
Е.А.Барашкова. Грамматика английского языка. Сборник упражнений. Часть 1 и 2. К учебнику М.З.Биболетовой и др. “Enjoy English-3”. М., «Экзамен» 2011
Материально- техническое обеспечение
Комплект таблиц по грамматике английского языка
Набор карточек для индивидуальной работы
Видеомагнитофон, компьютеры.
Достопримечательности Лондона (набор картин)
Интернет-поддержка учебников и дополнительные материалы:
на сайте www.titul.ru
на интернет-портале www. englishteachers.ru
10