СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с глубокой умственной отсталостью

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для обучающихся с глубокой умственной отсталостью 1-х классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с глубокой умственной отсталостью»

МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Замдиректора по УВР Директор школы

___________ М.В.Измайлова ____________ М.В.Кузнецова «____» ____________ 2016 г. «____» _____________ 2016 г.




Рабочая программа

психологической работы

по коррекции развития обучающегося с глубокой умственной отсталостью

для учащихся 1-4 классы





Педагог – психолог Тишимова Мария Владимировна









РАССМОТРЕНО

На пед.совете

Протокол №

от « » 2016

Пояснительная записка

Дети с выраженной умственной отсталостью нуждаются в специальной психолого – педагогической реабилитации. Для них характерно недоразвитие всех сторон психической деятельности, моторики, эмоционально – волевой сферы. У умственно – отсталых детей страдает процесс восприятия. Для них требуется больше времени, чтобы воспринять материал, включиться в игру, выполнить практические действия, обучиться действию с игрушкой.

Особенности психических и физических функций умственно – отсталых детей носят стойкий характер. В процессе специального обучения можно добиться положительной динамики в их развитии.

Многие исследователи (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Г.А.Мишина,

Л.Б.Баряева, Е.А.Стребелева и др.) обращали внимание на то, что в раннем возрасте приоритетным и базисным для интеллектуального развития ребенка является сенсорное развитие, обогащение его чувственного опыта, формирование представлений о свойствах предметов.

С первых дней жизни ребенка игрушка занимает значительное место в его деятельности, помогает развиваться. Игры и занятия с игрушками оказывают сильное и разностороннее воздействие на развитие ребенка. Во время таких занятий ребенок учится выполнять различные действия с игрушками, происходит понимание и выполнение речевых инструкций взрослого, подражание речевым высказываниям, формируется эмоциональная сфера, предпосылки воображения.

Данная программа коррекционного развития с использованием игрушки для коррекции нарушения развития детей, составлена с учетом индивидуальных, психофизических состояний воспитанников. Задачи программы по каждому разделу состоят из трех этапов, так как дети разного уровня развития. Если один ребенок может преодолеть задачи трех уровней за учебный год, то другой ребенок за этот же период сможет освоить только первый этап.

Цель программы: коррекционное развитие детей с глубокой степенью умственной отсталости с применением игрушки и игровых методов.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Формирование кратковременных действий с игрушкой по подражанию при помощи взрослого

  2. Частичное выполнение игровых действий

  3. Перенесение некоторых игровых действий с игрушкой в практическую деятельность.

Развивающие:

  1. Концентрация внимания на отдельной предметах

  2. Развивать чувствительность различных частей тела;

  3. Развивать тактильные ощущения

  4. Развивать осязательное восприятие.

Воспитательные:

  1. Создавать условия для адаптации ребенка в школе и установление доброжелательных отношений с педагогами и сверстниками;

  2. Стимулировать детей на выполнение навыков самообслуживания;

  3. Научить приемам работы с игрушкой.


Данный курс осуществляется с обучающимися начальных классов и рассчитан на 32 часа, по 1 занятию в неделю. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени.


Общая схема проведения коррекционных занятий:

1.разминка:

Цель:

  • Создание положительного, рабочего настроя в группе, подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.

В этой части занятия используются:
- упражнения на моторику,
- сохранение зрения,
- дыхательные упражнения,
- стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа с пальцами рук).

2. Основная часть: работа по теме.

Коррекция психических процессов ”

Цель:     Коррекция когнитивной сферы.

1) Работа по теме (Тематические игры и упражнения):

  • Упражнения для развития познавательной деятельности и наглядно-действенное мышление

  • Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки)

  • Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям (Упражнения, содержащие равные по времени вдох-задержка-выдох-задержка)

  • Соединение дыхания и движения для концентрации внимания.

  • Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации.

  • Формирование у обучающегося целостного восприятия представлений об окружающем мире.

  • Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора.

  • Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умению ориентироваться в пространстве.

  • Упражнения на развитие формы, цвета, величины.

2) Физкультминутка

3) ИЗО-деятельность.


3. Заключительная часть.

Цель: 1. Проверка полученных знаний и навыков.
2. Закрепление положительных эмоций от работы.
3. Подведение итогов занятия.

Численность группы не более 3 человек. Коррекционно-развивающая работа по реализации программы строится на основе диагностики (комплектование подгрупп  для занятий с учётом структуры дефекта, уровня развития психических процессов;

Контроль над усвоением программы у обучающихся, осуществляется на основе динамического наблюдения и исследования уровня развития основных параметров программного материала.

Коррекционно-развивающая работа предусматривает также систему тренинговых  и игровых занятий, составной частью которых являются дидактические игры и упражнения для комплексного развития обучающихся.

Программа носит модульных характер (инвариантная и вариативная части).

Инвариантная часть предусматривает темы, направленные на развитие и коррекцию психических процессов, формирование адекватной самооценки, положительной восприятие себя и других, развитие произвольности в социально-эмоциональной сфере.

Вариативная часть программы предполагает подбор индивидуально-дифференцированных заданий с учётом психофизических возможностей обучающихся

Структура содержания программы:

-коррекционная направленность - предусматривает преодоление недостатков психофизического развития учащихся посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования,

-индивидуально-дифференцированный подход - обеспечивает реализацию программы с учётом особенностей учащихся в процессе коррекционно-развивающей работы,

-принцип комплексного подхода – способствует развитию сенсомоторных и познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности умственно-отсталого школьника в целом,

-преемственность - обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта учащихся.


На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психических процессов обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (2 раза в год), а так же в «Дневники наблюдений». В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня развития когнитивной сферы. Диагностика проводится по методике С.Д. Забрамная, О.В. Боровик

Схема обследования уровня форсированности психических процессов.

«Практическим материалам для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С. Д. Забрамной, О. В. Боровика

Составление пирамиды из колец

Оборудование. Пирамида из 4 - 5 крупных колец предлагается детям до 5-и лет. Пирамида из 6 - 8 колец меньшего размера - дети старше 5 лет.

Цели исследования. Исследуют координацию движений руки ребенка, состояние тонких движений кисти (наличие или отсутствие мора, пореза и других функциональных нарушений); степень сформированности представлений о величине, цвете; умение сравнивать с учетом указанных признаков; адекватность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.

Процедура проведения. Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца. Затем дают инструкцию: «Сделай (надень) их, как было». Во время наблюдения за действиями ребенка можно определить состояние его мелкой моторики, сделать вывод о степени сформированности представлений величине предметов (кольца пирамиды). В случае затруднения ребенку оказывают помощь, предлагая найти самое большое кольцо и надеть его на стержень. Затем перед ним кладут два следующих кольца и просят: «Дай красное (зеленое, синее) кольцо», «А это кольцо какого цвета?» (ребенок должен последовательно назвать цвет этих колец, что указывает на знание им основных цветов. Кроме того, можно судить и о степени овладения счетом. При этом дают инструкции: «Дай два кольца», «Надень четыре кольца».

Анализ результатов. 

Дети с задержкой психического развития самостоятельно не справляются с заданием. Из-за несформированности произвольной деятельности, невнимания или поспешности в работе они допускают ошибки и не учитывают величину колец. Однако в отличие от умственно отсталых эти дети проявляют интерес и при оказании помощи осуществляют перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Составление и выкладывание матрешек

Оборудование. Матрешка 2 - 4 - 5-и составная предлагают детям до 5-и лет. Матрешка 6 - 8-и составная - детям с 5-и лет.

Цели исследования. Исследуют понимание ребенком задания, характер выполнения (действует наугад или с учетом величины игрушки, может ли собирать матрешки на основе зрительного соотнесения); проявление интереса; состояние моторики; обучаемость.

Процедура проведения. Детям показывают большую матрешку, в которую вложено несколько матрешек. Затем обследующий разбирает большую матрешку и показывает находившуюся в ней матрешку меньшего размера, потом разбирает и эту матрешку. Так происходит до тех пор, пока обследующий не дойдет до самой маленькой матрешки. После этого дается инструкция: «Сложи матрешки так, чтобы получилась одна».

Анализ результатов. При работе с матрешкой у детей обнаруживаются те же особенности, что и при работе с пирамидой.

Раскладывание палочек (или брусочков) соответственно заданному образцу

Оборудование. 18 палочек по 9 красного и белого цветов.

Цели исследования. Исследуют особенности деятельности (действует осознанно, сопоставляя с образцом, или механически, располагая палочки или бруски наугад); пространственную ориентацию; работоспособность; интерес к выполнению задания; отношение к своим успехам и неудачам.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладывают шесть палочек: 3 красного и 3 белого цвета. При этом обращают внимание на характер чередования цветов: КБКБКБ. Затем дают инструкцию: «Строй заборчик также». После этого перед ребенком кладут девять палочек двух цветов в следующем порядке: КББКББКББ. Дается то же задание: «Строй заборчик так же». Третье из предлагаемых детям сочетаний: КБКББКБКББ.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это задание. Они умеют пользоваться образцом, сопоставлять с ним свою работу, находить ошибки. Третье задание оказывается для них трудным.

Дети с недостатками внимания, нарушениями пространственной ориентировки допускают ошибки при выполнении этих заданий. Однако, в отличие от умственно отсталых, они пытаются найти закономерность чередования брусков и переживают свои неудачи.

Дети с задержкой психического развития понимают задание, с интересом выполняют его, но нуждаются в постоянной организационной помощи (мимикой недовольства, словами «Внимательнее» и т. д.).

Умственно отсталые дети испытывают трудности при необходимости понять инструкцию и часто приступают к работе без понимания ее цели: раскладывают бруски и палочки произвольно, не соотнося своих действий с заданным образцом. Действия детей носят стереотипный характер, это выражается в том, что они переносят в новую ситуацию свой прошлый опыт в неизменном виде: правильно выполнив первое задание, используют этот же принцип чередования брусочков разных цветов при выполнении последующих заданий того же типа. Деятельность несколько улучшается в том случае, если показ (демонстрация) сочетается с практическими действиями самого ребенка. Третье задание умственно отсталыми без посторонней помощи (то есть самостоятельно) вообще не выполняется. Даже помощь в виде многократного показа и совместных со взрослым действий оказывается малоэффективной. Со стороны обследующего обязателен поэтапный контроль за выполнением задания.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Задание 1

Цели исследования. Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок».

Затем предлагают таблицу 2. Ребенка просят сгруппировать подходящие по цвету предметы и назвать цвета.

Анализ результатов

У умственно отсталых детей цветоразличение формируется значительно позже. Некоторые 7-летние умственно отсталые не знают названий цветов. Бывают случаи непонимания цели задания.

Задание 2

Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.

Процедура проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая, маленькая собачка и т. д.).

Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?», «Какая это сумка «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине».

Анализ результатов.

Умственно отсталые дети лишь при специальном обучении усваивают признак величины.

Трудным для всех детей является выделение и словесное обозначение «одинаковых» по величине предметов

Восприятие пространственных отношений

Задание 1.

Цели исследования. Исследовать умение различать правую - левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т. п.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и просят сказать, в какой руке мальчик держит мяч, на какую ногу девочка надевает сапог и т. д.

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при определении стороны у себя даже в 7 - 8 лет. Осуществить перенос на картинку в этом возрасте, как правило, не могут даже при оказании помощи.

Задание 2.

Цели исследования. Выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости; зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят сложить рядом такую же. Детям 4-х лет можно оказывать помощь, обращая внимание на образец (см. табл. 7 внизу).

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети по образцу и по памяти задание не выполняют. Они играют палочками. Необходимо совместное поэтапное выполнение.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ

Цели исследования. Исследовать такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

Процедура проведения. Изображенные на таблице картинки предъявляют одновременно. Задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»

Анализ результатов

Умственно отсталые дети и в 7 - 8 лет не понимают смысла задания. Они перечисляют то, что изображено на картинке, не проявляя особого интереса к сравнению картинок.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

Цели исследования. Те же, что в предыдущей методике. Характер работы усложняется тем, что ребенку необходимо сделать самостоятельный выбор средств опосредования (найти соответствующую картинку к слову).

Процедура проведения. Даны 6 слов для запоминания и 12 знакомых изображений предметов. Все эти изображения вырезаются по отдельности наклеиваются на картон. Перед ребенком раскладывают (лицевой стороной вверх) все 12 карточек, затем называют слово и просят отобрать ту карточку, которая больше всего может помочь запомнить и воспроизвести это слово (например: слово "свет» - карточка «лампа», слово «обед» - карточка «хлеб»). При этом ребенка просят сказать, как карточка может помочь вспомнить соответствующее слово. Отобранные ребенком шесть карточек предъявляются в конце обследования в произвольном порядке. Ребенок вспоминает слова.

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при необходимости устанавливать связи между словом и картинкой. Даже сделав правильный выбор, они затрудняются объяснить смысловую связь. Картинка не помогает им вспомнить слово. Чаще всего эти дети ограничиваются названием того, что изображено на карточке. Предложенное для запоминания слово ими не воспроизводится.


ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями (сравнить предметы по величине, цвету форме); проводить анализ, синтез; объединять в группу с учетом того или иного при знака.

Эти таблицы могут быть предложены детям, которые еще не обучались в школе.

Процедура проведения. Ребенку показывают таблицу и задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» В случае необходимости дают более подробную инструкцию: «Посмотри на таблицу. На ней четыре фигуры. Три из них одинаковые. Одна к ним не подходит. Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отличается от остальных».

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети справляются с исключением по форме с большим трудом даже в возрасте 7 - 8 лет.

Классификация предметов (изображений)

Цели исследования. Установить характер процесса обобщения и абстрагирования; способность группировки объектов на основе существенных признаков; обдуманность действий; способность устанавливать логические связи; объем и устойчивость внимания; работоспособность.

Процедура проведения. Детям предъявляют набор карточек (предварительно вырезанных и наклеенных на картон), на каждой из которых изображено по одному предмету. При этом дают инструкцию: «Разложи карточки по группам - что к чему подходит».

Необходимо выяснить, что ребенок положил в основу объединения, и каким словом он обозначил ту или иную группу предметов (изображений). Затем дают следующую инструкцию: «Сделай так, чтобы групп было меньше. Скажи, какие группы можно объединить и как их назвать». Важно выяснить, какие признаки ребенок кладет в основу нового объединения (существенные, случайные, внешние и т. д.).

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети  осуществляют объединение предметов в группы обычно на основе ситуационных или просто наглядных признаков. Оказываемая им помощь дает малый эффект.

Понимание загадок

Цели исследования. Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу, на которой нарисованы отгадки (в виде предметных изображений) для трех загадок. Затем обследующий читает первую загадку и просит показать отгадку. Точно так же ведется работа и над следующими загадками.

Анализ результатов. 

Умственно отсталые дети начинают выполнять задание с 7 - 8-летнего возраста. Требуется помощь, интереса не проявляется.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ

Цели исследования. Выявить понимание детьми эмоциональных состояний по мимике.

Процедура проведения. Ребенку показывают (поочередно) картинки, на каждой из которых изображено лицо девочки, отражающее то или иное эмоциональное состояние. Обследующий наблюдает за эмоциональной реакцией, возникающей у ребенка при восприятии каждой из предъявленных ему картинок.

Анализ результатов. .

Умственно отсталые дети начинают адекватно реагировать на выражение лица в возрасте 7 - 8 лет, причем наиболее доступны для понимания оказались состояния смеха, плача, которые вызывают ответную эмоциональную реакцию даже у детей с умеренной степенью умственной отсталости. Менее выраженная мимика, как правило, им непонятна и не вызывает ответных реакций.

Материально технические условия.

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;

  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики;

  • оборудование для занятий музыкой, изобразительной деятельностью;

  • разнообразный арсенал техники арттерапии. Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ребенок активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 4 года обучения.

Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.

  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.

  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 4 года обучения.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Коли-чество часов

Коли-чество часов

Коли-чество часов

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Развитие восприятия, воображения

3

3

3

3

2

Развитие внимания

5

5

5

5

3

Развитие памяти

7

7

7

7

4

Развитие мышления

10

10

10

10

5

Развитие эмоционально – волевой сферы


7


7


7


7


Всего:

32

32

32

32

Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психических процессов обучающихся. В начале и в конце учебного года проводится обследование уровняразвития психических процессов. (диагностические задания С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 1 КЛАСС), 32 ЧАСА



п/п

Тема

Кол-во

часов


Iчетверть – 8 часов


1

Учить фиксировать взгляд на одной игрушке: шарик, кубик, мячик, яркая игрушка, кольцо, заводная игрушка.


3

2

Повторять действия с игрушкой в соответствии с ее назначением по образцу

5

II четверть -7 часов

3

Познакомить с простейшими конструкторами: лего, магнитный конструктор, пластмассовый и металлический.

3

4

Учить выполнять простейшие конструкции из магнитного конструктора Лего, металлического конструктора

4

III четверть – 10 часов

5

Составлять картинку из кубиков

3

6

Подбирать картинки по темам «Дом», «Одежда», «Животные», «Продукты», «Посуда», «Мебель».


7

IV четверть – 6 часов

7

Выполнять действия с крупной мозаикой, из разноцветных шестиугольных деталей

7


Всего: 32 часа


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 2 КЛАСС), 32 ЧАСА



п/п

Тема

Кол-во

часов


Iчетверть – 8 часов


1

Развитие восприятия, воображения


3

2

Развитие внимания

5

II четверть -8 часов

3

Развитие памяти

7

III четверть – 8 часов

5

Развитие мышления

10

IV четверть – 6 часов

7

Развитие эмоционально – волевой сферы

7


Всего: 32 часа


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 3 А КЛАСС), 32 ЧАСА



п/п

Тема

Кол-во

часов


Iчетверть – 8 часов


1

Восприятие качеств величины

3

2

Восприятие пространства

5

II четверть -8 часов

3

Восприятие времени

2

4

Зрительное восприятие

2

5

Развитие воображения

2

6

Развитие внимания

2

III четверть – 8 часов

7

Развитие памяти

3

8

Развитие мышления

6

IV четверть – 6 часов

7

Развитие эмоционально – волевой сферы

7


Всего: 32 часа




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 4 А КЛАСС), 32 ЧАСА



п/п

Тема

Кол-во

часов


Iчетверть – 8 часов


1

Восприятие качеств величины

3

2

Восприятие пространства

2


Восприятие цвета

2

3

Восприятие формы

1

II четверть -7 часов

4

Восприятие времени

2


Зрительное восприятие

2


Развитие воображения

1


Развитие внимания

2

III четверть – 10 часов

5

Развитие памяти

5

6

Развитие мышления

5

IV четверть – 7 часов

7

Профориентационная работа по выботу трудового профиля

7

Всего: 32 часа

УЧЕБНО – МЕТАДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.

  2. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Союз,2000.

  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. «Просвещение».1991.

  4. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.

  5. Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации/ Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение,2009.- 175с.

  6. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. –М.,2000.

  7. Маркова А.С. Организация коррекционно – развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. –М.,2000

  8. Особые дети. Эксперементальная программа «Посох» г.Новгород 1996.

  9. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Е.А.Стребелева, Ю.Ю.Белякова, И.А.Выродова и др. –М.: Экзамен,2007.

  10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: наглядный материал / Е.А.Стребелева. – М.: Владос,2007.

  11. Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: Теория и практика. – М.,2007.

  12. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно – ролевые игры для социализации детей 4-5 лет. – М.,2010.

  13. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика, игры, упражнения.- Ростов н/Д.,2006.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!