Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса по физике 8кл.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № _____ от «____»___________ 2016 года
Директор школы __________ Р. Н. Ермощенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по физике
Методы и приёмы решения задач
(Составлена на основе государственной программы и требований к минимуму содержания)
8 класс
Составитель:
Ермощенко Раиса Николаевна
(Ф. И. О. полностью)
учитель, кв./категория – первая, образование – высшее
с. Стечна
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Элективный курс «Методы и приёмы решения задач по физике» рассчитан на обучающихся 8 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Основные цели курса:
развитие интереса к физике и к решению физических задач;
совершенствование и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
формирование коммуникативных умений работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Программа курса соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и дополняет федеральный компонент Федерального базисного учебного плана для 8 класса. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися на уроках физики знаний и умений.
Задачи курса:
Обучить обучающихся методам и приемам решения нестандартных физических задач.
Сформировать умения работать с различными источниками информации
Выработать исследовательские умения.
Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.
Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости.
Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач
Программа предусматривает реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении. Курс рассчитан на обучающихся разной степени подготовки, т.к. в его основе заложены принципы дифференцированного обучения на основе задач различного уровня сложности и на основе разной степени самостоятельности освоения нового материала. Для курса характерна практическая и метапредметная направленность заданий. Данный факультатив содержит комплекс задач и тестов для обобщения и расширения изученного материала и навыков решения задач, позволяет выработать алгоритм решения задач по ключевым темам. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.
Темы изучения актуальны для данного возраста обучающихся, готовят их к более осмысленному завершению курса основной школы, развивают логическое мышление, помогут обучающимся оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Технологии, используемые в организации занятий:
Развитию познавательных интересов обучающихся будет способствовать возможность выбора различных видов деятельности.
Основные виды деятельности обучающихся
Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различное трудности.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.
Решение олимпиадных задач.
Составление таблиц.
Взаимопроверка решенных задач.
Составление тестов для использования на уроках физики.
Составление проектов в электронном виде.
Данный курс предполагает следующие результаты:
Овладение обучающимися новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач.
Предпрофильная подготовка обучающихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.
Успешная самореализация обучающихся.
Опыт работы в коллективе.
Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.
Опыт составления индивидуальной программы обучения.
Систематизация знаний.
Возникновение потребности читать дополнительную литературу.
Умение искать, отбирать, оценивать информацию.
Программа предусматривает деятельностный подход, поэтому деления занятий на лекции и практику не предусмотрено.
Поурочно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
1.1 | Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по содержанию, способу задания и решения. | 1 |
Тепловые явления | 6 |
2.1. | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи. | 1 |
3.2. | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | 1 |
4.3. | Топливо. Удельная теплота сгорания топлива. | 1 |
5.4. | Уравнение теплового баланса. | 1 |
6.5. | Уравнение теплового баланса. | |
7.6. | Использование энергии Солнца на Земле. Проект. | |
Изменение агрегатных состояний вещества | 7 |
8.1. | Плавление и отвердевание. | 1 |
9.2. | Испарение и конденсация. | 1 |
10.3. | Влажность воздуха. | 1 |
11.4. | Кипение. Удельная теплота парообразования. | 1 |
12.5. | Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. | 1 |
13.6. | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | 1 |
14.7. | Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект. | 1 |
Электрические явления | 13 |
15.1. | Электрический заряд. Электрическое поле. Суперпозиция электрических полей. | 1 |
16.2. | Электрический ток. Ток в различных средах. Действие электрического тока. | 1 |
17.3. | Напряжение. Единицы напряжения. | 1 |
18.4. | Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. | 1 |
19.5. | Удельное сопротивление проводников. | 1 |
20.6. | Последовательное соединение проводников. | 1 |
21.7. | Параллельное соединение проводников. | 1 |
22.8. | Смешанное соединение проводников. | 1 |
23.9. | Расчет электрических цепей. | 1 |
24.10. | Работа и мощность электрического тока. | 1 |
25.11. | Количество теплоты, выделяющееся в проводнике с током. Закон Джоуля - Ленца. | 1 |
26.12. | КПД электронагревательных приборов. | 1 |
27.13. | История развития электрического освещения. Проект или экскурсия. | 1 |
Электромагнитные явления. | 1 |
28.1. | Занимательные опыты с постоянными магнитами. | 1 |
Световые явления | 6 |
29.1. | Прямолинейность распространения света. | 1 |
30.2. | Закон отражения. Построение изображения в плоском зеркале. | 1 |
31.3. | Закон преломления света. Полное внутреннее отражение света. | 1 |
32.4. | Линзы. Построение изображения в линзе. | 1 |
33.5. | Формула тонкой линзы. | 1 |
34.6 | Глаз и зрение. Проект | 1 |
В результате изучения физики обучающийся 8 класса должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле;
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Литература для обучающихся
Лукашик В.И.. Иванова Е.В., Сборник задач по физике 7-9. М.: Просвещение, 2002
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. – М.: «Илекса»,2004
Ланге В.Н. “Экспериментальные физические задачи на смекалку”, М.: “Наука”, 1985 г.
Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Физическая олимпиада». М.: “Просвещение”, 2003
Методички ЗФТШ
Марон А.Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004.
Литература для учителя
Лукашик В.И.. Иванова Е.В., Сборник задач по физике 7-9. М.: Просвещение, 2002
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. – М.: «Илекса»,2004
Ланге В.Н. “Экспериментальные физические задачи на смекалку”, М.: “Наука”, 1985 г.
Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Физическая олимпиада». М.: “Просвещение”, 2003
Методички ЗФТШ
Марон А.Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004.
Сборник нормативных документов «Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7-11 классы». –М: Просвещение, 2006.