СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса по физике 8кл.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

дети посещают факультативы, проявляя большой интерес к дополнительному материалу

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса по физике 8кл.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Стеченская средняя общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области


УТВЕРЖДЕНО

Приказом № _____ от «____»___________ 2016 года

Директор школы __________ Р. Н. Ермощенко









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по физике


Методы и приёмы решения задач

(Составлена на основе государственной программы и требований к минимуму содержания)



8 класс


Составитель:

Ермощенко Раиса Николаевна

(Ф. И. О. полностью)

учитель, кв./категория – первая, образование – высшее





















с. Стечна

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка.


Элективный курс «Методы и приёмы решения задач по физике» рассчитан на обучающихся 8 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.


Основные цели курса:

  • развитие интереса к физике и к решению физических задач;

  • совершенствование и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;

  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

  • формирование коммуникативных умений работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Программа курса соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и дополняет федеральный компонент Федерального базисного учебного плана для 8 класса. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися на уроках физики знаний и умений.

Задачи курса:

  • Обучить обучающихся методам и приемам решения нестандартных физических задач.

  • Сформировать умения работать с различными источниками информации

  • Выработать исследовательские умения.

  • Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.

  • Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости.

  • Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач


Программа предусматривает реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении. Курс рассчитан на обучающихся разной степени подготовки, т.к. в его основе заложены принципы дифференцированного обучения на основе задач различного уровня сложности и на основе разной степени самостоятельности освоения нового материала. Для курса характерна практическая и метапредметная направленность заданий. Данный факультатив содержит комплекс задач и тестов для обобщения и расширения изученного материала и навыков решения задач, позволяет выработать алгоритм решения задач по ключевым темам. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.

Темы изучения актуальны для данного возраста обучающихся, готовят их к более осмысленному завершению курса основной школы, развивают логическое мышление, помогут обучающимся оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Технологии, используемые в организации занятий:

  • проблемное обучение,

  • проектная технология, которая помогает готовить обучающихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.

Развитию познавательных интересов обучающихся будет способствовать возможность выбора различных видов деятельности.

Основные виды деятельности обучающихся

  • Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различное трудности.

  • Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.

  • Решение олимпиадных задач.

  • Составление таблиц.

  • Взаимопроверка решенных задач.

  • Составление тестов для использования на уроках физики.

  • Составление проектов в электронном виде.


Данный курс предполагает следующие результаты:

  • Овладение обучающимися новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач.

  • Предпрофильная подготовка обучающихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.

  • Успешная самореализация обучающихся.

  • Опыт работы в коллективе.

  • Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.

  • Опыт составления индивидуальной программы обучения.

  • Систематизация знаний.

  • Возникновение потребности читать дополнительную литературу.

  • Умение искать, отбирать, оценивать информацию.


Программа предусматривает деятельностный подход, поэтому деления занятий на лекции и практику не предусмотрено.



Поурочно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Введение.

1

1.1 

Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по содержанию, способу задания и решения.

1

Тепловые явления

6

2.1.

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи.

1

3.2.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

1

4.3.

Топливо. Удельная теплота сгорания топлива.

1

5.4.

Уравнение теплового баланса.

1

6.5.

Уравнение теплового баланса.


7.6.

Использование энергии Солнца на Земле. Проект.


Изменение агрегатных состояний вещества

7

8.1.

Плавление и отвердевание.

1

9.2.

Испарение и конденсация.

1

10.3.

Влажность воздуха.

1

11.4.

Кипение. Удельная теплота парообразования.

1

12.5.

Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.

1

13.6.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

1

14.7.

Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект.

1

Электрические явления

13

15.1.

Электрический заряд. Электрическое поле. Суперпозиция электрических полей.

1

16.2.

Электрический ток. Ток в различных средах. Действие электрического тока.

1

17.3.

Напряжение. Единицы напряжения.

1

18.4.

Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи.

1

19.5.

Удельное сопротивление проводников.

1

20.6.

Последовательное соединение проводников.

1

21.7.

Параллельное соединение проводников.

1

22.8.

Смешанное соединение проводников.

1

23.9.

Расчет электрических цепей.

1

24.10.

Работа и мощность электрического тока.

1

25.11.

Количество теплоты, выделяющееся в проводнике с током. Закон Джоуля - Ленца.

1

26.12.

КПД электронагревательных приборов.

1

27.13.

История развития электрического освещения. Проект или экскурсия.

1

Электромагнитные явления.

1

28.1.

Занимательные опыты с постоянными магнитами.

1

Световые явления

6

29.1.

Прямолинейность распространения света.

1

30.2.

Закон отражения. Построение изображения в плоском зеркале.

1

31.3.

Закон преломления света. Полное внутреннее отражение света.

1

32.4.

Линзы. Построение изображения в линзе.

1

33.5.

Формула тонкой линзы.

1

34.6

Глаз и зрение. Проект

1

В результате изучения физики обучающийся 8 класса должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле;

  • смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.

Литература для обучающихся

  1. Лукашик В.И.. Иванова Е.В., Сборник задач по физике 7-9. М.: Просвещение, 2002

  2. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. – М.: «Илекса»,2004

  3. Ланге В.Н. “Экспериментальные физические задачи на смекалку”, М.: “Наука”, 1985 г.

  4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Физическая олимпиада». М.: “Просвещение”, 2003

  5. Методички ЗФТШ

  6. Марон А.Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004.



Литература для учителя

  1. Лукашик В.И.. Иванова Е.В., Сборник задач по физике 7-9. М.: Просвещение, 2002

  2. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. – М.: «Илекса»,2004

  3. Ланге В.Н. “Экспериментальные физические задачи на смекалку”, М.: “Наука”, 1985 г.

  4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Физическая олимпиада». М.: “Просвещение”, 2003

  5. Методички ЗФТШ

  6. Марон А.Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004.

  7. Сборник нормативных документов «Программы общеобразовательных учреждений. Физика 7-11 классы». –М: Просвещение, 2006.