V. Учебно-тематический план
Программа по обучению грамоте разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, программы по обучению грамоте Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарковой (УМК «Перспективная начальная школа») с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Программа по обучению грамоте является составной частью программы «Русский язык» и представляет основу для всего последующего обучения.
1. Овладение графическим действием в период усвоения грамоты.
2. Формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развитие фонематического слуха.
В рабочей программе по обучению грамоте представлены 2 содержательные линии: обучение чтению и обучение письму. Обе линии содержат 3 этапа обучения: подготовительный, основной (звукобуквенный) и заключительный.
Рабочая программа предназначена для изучения чтения и письма и составлена на основе методических рекомендаций Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова к учебнику Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова «Азбука» 1 класс: — М.: Академкнига/Учебник – 128с., в которых представлен вариант планирования на 207 часов (9 часов в неделю). Контрольные работы не предусмотрены.
• знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
• составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
• правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.
Количество часов в год – 207, из них отводится 92 часа на уроки литературного чтения(чтение), 115 часов на уроки русского языка(письмо)
Количество часов в неделю – 9, из них отводится 4 часа на уроки литературного чтения(чтение), 5 часов на уроки русского языка(письмо)
Дата по плану | Дата по факту | Азбука. Учебник | Азбука. Тетради по письму. |
№ п/п | Тема урока | Стр. | № п/п | Тема урока | Стр. |
| Подготовительный период. Чтение (10 часов) Письмо (12 часов) |
| | 1. | Знакомство с первой учебной книгой – «Азбукой». Иллюстрации. Модели единиц русского языка. | 1-3 | 1. | Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве. | 1 |
| | 2. | Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина избушка» | 4-5 | 2. | Письмо прямой линии. Пространственная ориентировка на странице. Разлиновка тетради. | 2 |
| | 3. | Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово. | 6 | 3. | Рабочая строка. Точка начала письма. Гигиенические правила | 3 |
| | 4. | «Как хлеб на стол пришел». Предложение. Интонация. | 7 | 4. | Письмо короткой и длинной прямых линий. Развитие пространственных представлений. Гигиенические правила | 4 |
| | | | | 5. | Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила. | 5 |
| | 5. | «Доброе дело». Слова-предметы. Живые и неживые предметы. | 8 | 6. | Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). Гигиенические правила. | 6 |
| | 6. | «Попугай». Текст. Живые и неживые предметы. | 9 | 7. | Наклонные прямые с петлей вверху и внизу. Гигиенические правила | 7 |
| | 7. | «Неудачная прогулка». Слова-действия. | 10 | 8. | Письмо полуовала с петлей в рабочей строке (е). Гигиенические правила | 8 |
| | 8. | «Догадливая лягушка». Слова-признаки. | 11 | 9. | Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху. Гигиенические правила | 9 |
| | | | | 10. | Письмо овалов: малого и большого | 10 |
| | 9. | «Зимние заботы», «Наши гости». Слова-помощники. | 12 | 11. | Письмо полуовалов: письмо справа и письмо слева | 11 |
| | 10. | Текст. Предложение. Слово. | | 12. | Письмо короткой прямой линии с половинным овалом (ь) | 12 |
| Основной звуко-буквенный период. Гласные звуки. Чтение (16 часов ) Письмо (20 часов) |
| | 11. | Звук [а], буквы А, а. | 13 | 13. | Письмо строчной буквы а. | 13 |
| | 12. | Звук [а], буквы А, а. | 14 | 14. | Письмо заглавной буквы А | 14 |
| | | | | 15. | Письмо строчной и заглавной букв А, а. Введение работы со звукобуквенной схемой | |
| | 13. | Звук [о], буквы О, о. | 15 | 16. | Письмо строчной буквы о. | 15 |
| | 14. | Звук [о], буквы О, о. | 16 | 17. | Письмо заглавной буквы О | 16 |
| | 15. | Звук [у], буквы У, у. | 17 | 18. | Письмо строчной буквы у. | 17 |
| | 16. | Звук [у], буквы У, у. | 18 | 19. | Письмо заглавной буквы У. | 18 |
| | | | | 20. | Закрепление письма гласных букв в сочетаниях: уа, ау. Подготовка к введению алгоритма письма под диктовку. | |
| | 17. | Звук [э], буквы Э, э. Повторение пройденного. | 19 | 21. | Письмо строчной буквы э. Введение алгоритма письма под диктовку. | 19 |
| | 18. | Звук [э], буквы Э, э. Повторение пройденного. | | 22. | Письмо заглавной буквы Э. Введение алгоритма письма под диктовку. | 20 |
| | 19. | Звук [ы], буква ы. | 20 | 23. | Письмо строчной буквы ы. | 21 |
| | 20. | Звук [ы], буква ы. | | 24. | Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль | |
| | | | | 25. | Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль | |
| | 21. | Звук [и], буквы И, и. И -- показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 21 | 26. | Письмо строчной буквы и. | 22 |
| | 22. | Звук [и], буквы И, и. И -- показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | | 27. | Письмо заглавной буквы И. | 23 |
| | 23. | Гласные звуки -- ртораскрыватели: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Работа гласных букв. | 22 | 28. | Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты. | 24 |
| | 24. | Гласные звуки -- ртораскрыватели: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Работа гласных букв. | | 29. | Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты. | |
| | | | | 30. | Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты. | |
| | 25. | Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | 23 | 31. | Выборочный диктант: запись буквами гласных звуков под ударением | |
| | 26. | Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | | 32. | (у),(ы) – звуки, не изменяющиеся в безударном положении, (а), (о), (э), (и) -- изменяющиеся. | |
| Основной звукобуквенный период. Согласные сонорные звуки. Чтение (10 часов) Письмо (13 часов) |
| | 27. | Звуки [м], [м'], буквы М, м. | 24 | 33. | Письмо строчной буквы м. | 3 |
| | 28. | Звуки [м], [м'], буквы М, м. | 25 | 34. | Письмо заглавной буквы М. Введение алгоритма записи слов под диктовку и самопроверки | 4 |
| | | | | 35. | Закрепление письма соединений букв | |
| | 29. | Звуки [н], [н'], буквы Н, н. | 26 | 36. | Письмо строчной буквы н. | 5 |
| | 30. | Звуки [н], [н'], буквы Н, н. | 27-28 | 37. | Письмо заглавной буквы Н. | 6 |
| | 31. | Звуки [л], [л'], буквы Л, л. | 29 | 38. | Письмо строчной буквы л. | 7 |
| | 32. | Звуки [л], [л'], буквы Л, л. | 30-31 | 39. | Письмо заглавной букв Л. | 8 |
| | | | | 40. | Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | |
| | 33. | Звуки [р], [р'], буквы Р, р. | 32 | 41. | Письмо строчной буквы р. | 9 |
| | 34. | Звуки [р], [р'], буквы Р, р. | 33-34 | 42. | Письмо заглавной буквы Р. | 10 |
| | 35. | Звук [й'], буквы Й, й. | 35 | 43. | Письмо строчной буквы й. | 11 |
| | 36. | Звук [й'], буквы Й, й. | 36 | 44. | Письмо заглавной буквы Й. | 12 |
| | | | | 45. | Работа над алгоритмом записи слов под диктовку: темп, орфографическое чтение по слогам | |
| Основной звукобуквенный период. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв я, е, ё, ю и мягкого знака. Чтение (10 часов) Письмо (12 часов) |
| | 37. | Обозначение двух звуков [й'а] одной буквой я. | 37 | 46. | Письмо строчной буквы я. | 13 |
| | 38. | Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного. | 38 | 47. | Письмо заглавной буквы Я. | 14 |
| | 39. | Обозначение двух звуков [й'о] одной буквой ё. | 39 | 48. | Письмо строчной буквы ё. | 15 |
| | 40. | Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного. | 40 | 49. | Письмо заглавной буквы Ё. | 16 |
| | | | | 50. | Работа над алгоритмом записи слов под диктовку: темп, орфографическое чтение по слогам | |
| | 41. | Обозначение двух звуков [й'у] одной буквой ю. | 41 | 51. | Письмо строчной буквы ю. | 17 |
| | 42. | Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного. | 42 | 52. | Письмо заглавной буквы Ю. | 18 |
| | 43. | Обозначение двух звуков [й'э] одной буквой е. | 43 | 53. | Письмо строчной буквы е. | 19 |
| | 44. | Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного. | 44 | 54. | Письмо заглавной буквы Е. | 20 |
| | | | | 55. | Чтение записывание с доски предложений с именами собственными. | |
| | 45. | Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. | 45 | 56. | Письмо буквы ь. | 21 |
| | 46. | Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. | | 57. | Письмо буквы ь. | |
| Основной звукобуквенный период. Парные звонкие и глухие согласные. Чтение (24 часов ) Письмо (31 час) |
| | 47. | Согласные звонкие звуки [д], [д'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы Д, д. | 46 | 58. | Письмо строчной буквы д. | 22 |
| | 48. | Согласные звонкие звуки [д], [д'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы Д, д. | 47-48 | 59. | Письмо заглавной буквы Д. | 23 |
| | | | | 60. | Составление и списывание предложений | |
| | 49. | Согласные глухие звуки [т], [т'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы Т, т. | 49-50 | 61. | Письмо строчной буквы т. | 24 |
| | 50. | Согласные глухие звуки [т], [т'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы Т, т. | 51-52 | 62. | Письмо заглавной буквы Т. | 25 |
| | 51. | Согласные звонкие звуки [з], [з'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы З, з. | 53 | 63. | Письмо строчной буквы з. | 26 |
| | 52. | Согласные звонкие звуки [з], [з'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы З, з. | 54-55 | 64. | Письмо заглавной буквы З. | 27 |
| | | | | 65. | Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки. | |
| | 53. | Согласные глухие звуки [с], [с'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы С, с. | 56-57 | 66. | Письмо строчной буквы с. | 28 |
| | 54. | Согласные глухие звуки [с], [с'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы С, с. | 58-59 | 67. | Письмо заглавной буквы С. | 29 |
| | | | | 68. | Работа над алгоритмом списывания и самопроверки. Игры со словами | |
| | 55. | Согласные звонкие звуки [г], [г'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы Г, г. | 60 | 69. | Письмо строчной буквы г. | 3 |
| | 56. | Согласные звонкие звуки [г], [г'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы Г, г. | 61-62 | 70. | Письмо строчной буквы Г. | 4 |
| | 57. | Согласные глухие звуки [к], [к'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы К, к. | 63-64 | 71. | Письмо строчной буквы к. | 5 |
| | 58. | Согласные глухие звуки [к], [к'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы К, к. | 65-66 | 72. | Письмо заглавной буквы К. | 6 |
| | | | | 73. | Работа над алгоритмом списывания и самопроверки. | |
| | 59. | Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы В, в. | 67 | 74. | Письмо строчной буквы в. | 7 |
| | 60. | Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы В, в. | 68-69 | 75. | Письмо заглавной буквы В. | 8 |
| | 61. | Согласные глухие звуки [ф], [ф'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы Ф, ф. | 70 | 76. | Письмо строчной буквы ф. | 9 |
| | 62. | Согласные глухие звуки [ф], [ф'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы Ф, ф. | 71-72 | 77. | Письмо заглавной буквы Ф. | 10 |
| | | | | 78. | Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков. | |
| | 63. | Согласные звонкие звуки [б], [б'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы Б, б. | 73 | 79. | Письмо строчной буквы б. | 11 |
| | 64. | Согласные звонкие звуки [б], [б'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы Б, б. | 74 | 80. | Письмо заглавной буквы Б. | 12 |
| | 65. | Согласные глухие звуки [п], [п'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы П, п. | 75 | 81. | Письмо строчной буквы п. | 13 |
| | 66. | Согласные глухие звуки [п], [п'], отличающиеся по признаки мягкости -- твердости. Буквы П, п. | 76-77 | 82. | Письмо заглавной буквы П. | 14 |
| | | | | 83. | Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков. | |
| | 67. | Согласный звонкий твердый звук [ж]. Буквы Ж, ж. | 78-79 | 84. | Письмо строчной буквы ж. Написание сочетания жи | 15 |
| | 68. | Согласный звонкий твердый звук [ж]. Буквы Ж, ж. | 80-81 | 85. | Письмо заглавной буквы Ж. Написание сочетания жи | 16 |
| | 69. | Согласный глухой твердый звук [ш]. Буквы Ш, ш. | 82-83 | 86. | Письмо строчной буквы ш. Написание сочетания ши | 17 |
| | 70. | Согласный глухой твердый звук [ш]. Буквы Ш, ш. | 84-85 | 87. | Письмо строчной буквы Ш. Написание сочетания ши | 18 |
| | | | | 88. | Слова с сочетаниями жи-ши | 19 |
| Основной звукобуквенный период. Разделительный мягкий и твердый знаки. Чтение (3 часа) Письмо (3 часа) |
| | 71. | Звук [й'] после разделительного ь перед гласными буквами е, ё, ю, я. | 86-88 | 89. | Разделительный мягкий знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков | 20 |
| | 72. | Звук [й'] после разделительного Ъ перед гласными буквами е, ё, ю, я. | 89 | 90. | Разделительный твердый знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков | 21 |
| | 73. | Звук [й'] после разделительного Ъ перед гласными буквами е, ё, ю, я. | 90-91 | 91. | Твердый и мягкий разделительные знаки. | |
| Основной звукобуквенный период. Непарные глухие мягкие и твердые звуки. Чтение (10 часов) Письмо (11 часов) |
| | 74. | Согласные глухие звуки [х], [х'], Буквы Х, х. | 92 | 92. | Письмо строчной буквы х. | 22 |
| | 75. | Согласные глухие звуки [х], [х'], Буквы Х, х. | 93-94 | 93. | Письмо заглавной буквы Х. | 23 |
| | 76. | Согласный глухой мягкий звук [ч'], Буквы Ч, ч. | 95-96 | 94. | Письмо строчной буквы ч. Правописание ча, чу. | 24 |
| | 77. | Согласный глухой мягкий звук [ч'], Буквы Ч, ч. | 97-99 | 95. | Письмо заглавной буквы Ч. Правописание ча, чу. | 25 |
| | | | | 96. | Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов под диктовку | |
| | 78. | Согласный глухой мягкий звук [ч'], Буквы Ч, ч. | 100-102 | 97.. | Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов под диктовку | |
| | 79. | Согласный глухой мягкий звук [щ'], Буквы Щ, щ. | 103-104 | 98. | Письмо строчной буквы щ. Правописание ща, щу. | 26 |
| | 80. | Согласный глухой мягкий звук [щ'], Буквы Щ, щ. | 105-106 | 99. | Письмо заглавной буквы Щ. Правописание ща, щу. | 27 |
| | 81. | Согласный глухой мягкий звук [щ'], Буквы Щ, щ. | 107-109 | 100 | Закрепление технологии написания письменных букв | |
| | 82. | Согласный глухой твердый звук [ц], Буквы Ц, ц. | 110-111 | 101 | Письмо строчной буквы ц. | 28 |
| | 83. | Согласный глухой твердый звук [ц], Буквы Ц, ц. | 112-113 | 102 | Письмо заглавной буквы Ц. | 29 |
| Заключительный период. Чтение (9 часов) Письмо (13 часов) |
| | | | | 103 | Составление и запись предложений | |
| | 84. | В.Берестов «Верблюжонок». В народе говорят… | 114 | 104 | Правописание жи-ши. Составление текста диктанта с сочетанием жи-ши | |
| | 85. | Г.Цыферов «Что у нас во дворе?». Приговорки. | 115 | 105 | Правописание ча-ща. Составление текста диктанта с сочетанием ча-ща | |
| | 86. | Веселые стихи для детей. Творчество К.И.Чуковского. | 116-117 | 106 | Правописание чу-щу. Составление текста диктанта с сочетанием чу-щу | |
| | 87. | Произведения о природе. «Белая акация». | 118-119 | 107 | Составление диктанта с сочетаниями жи-ши, ча – ща, чу- щу | |
| | | | | 108 | Правописание чк, чн, чт. Составление текста диктанта с ЧК, чн, чт | |
| | 88. | Произведения А.Блока для детей. «Ветхая избушка». | 120 | 109 | Заглавная буква в именах собственных | |
| | 89. | Веселые стихи для детей | 121-122 | 110 | Придумывание текста письма Маше и Мише, запись предложений. | |
| | 90. | Б.В. Заходер «Песня игрушек» | 123-124 | 111 | Запись слов под диктовку. Запись предложений под диктовку | |
| | 91. | Творчество С. Маршака. Русский алфавит. | 125 | 112 | Письмо по памяти | |
| | | | | 113 | Выборочный диктант | |
| | 92. | Прощание с учебником «Азбука» | 126-127 | 114 | Письмо по памяти | |
| | | | | 115 | Запись предложений с благодарностью «Азбуке». | |
-дидактические и методические учебные пособия.
Список основных информационно-образовательных ресурсов представлен в п.IX рабочей программы.
Контрольные работы не предусмотрены.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы. Используются следующие формы контроля и учёта учебных достижений учащихся: индивидуальная работа по карточкам, устный опрос, пересказ текста, тесты, анализ произведения, проверка техники чтения, зрительные, выборочные и предупредительные диктанты.
Сборник «Программы по учебным предметам 1-4 классы», автор Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/учебник 2011 г. – 233с.)
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука 1 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига /Учебник
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.. Азбука 1 класс: учебник/под ред. М.Л. Каленчук. – М: Академкнига /Учебник
Н.М. Лаврова, Поурочно-тематическое планирование. 1 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига /Учебник
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.. Азбука 1 класс: учебник/под ред. М.Л. Каленчук. – М: Академкнига /Учебник
Н.М. Лаврова, Поурочно-тематическое планирование. 1 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига /Учебник