СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП учебного предмета «Русский язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП учебного предмета «Русский язык»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП учебного предмета «Русский язык»»

Рабочая программа и КТП учебного предмета «Русский язык»


  1. Планируемые результаты освоения учебного курса, предмета

В процессе изучения русского языка на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

- представление о русском языке как языке его страны;

- осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

- желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней;

- понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- выраженного познавательного интереса к русскому языку;

- сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения русского языка проявятся в:

регулятивные УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

познавательные УУД:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

­– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

коммуникативные УУД:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты освоения программы «Русский язык»

– овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

– освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

– овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

– приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.


2.Содержание учебного предмета «Русский язык»

3 класс (136 ч)

Повторение изученного и расширение сведений ( 18ч).

Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключен его смысл; значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое) — термины факультативны. Сочетания –оро-_, _-ра-_, _-оло-_, _-ла-_, _-ере-_,-ре- как полногласные и неполногласные (термины факультативны). Сложные слова, их строение и написание. Орфограммы -цы и -ци в корнях слов и в окончаниях. Суффиксы -ек,_-ик, их значение и правописание.

Морфология. Каждое слово - часть речи (20ч).

Основные группы слов, их особенности и названия: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное. Личные местоимения как слова-указатели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Самостоятельные и служебные части речи, их различие. Правописание служебных слов. Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.

Глагол как часть речи (25 ч).

Глагол как часть речи, его основная роль и возможные значения. Использование глаголов в текстах о действиях людей и животных.

Изменение глагола по числам, значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов); изменение по временам, значение форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временных форм в речи.

Изменение глагола в прошедшем времени по родам; правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах. Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам; значения форм лица, их соотношение с личными местоимениями. Образование некоторых личных глагольных форм с чередованием согласных (бегут, бежишь, хотят, хочешь и т.п.); постановка ударения в глаголах: позвониґшь, включиґшь и др. Правописание ь в окончаниях глаголов 2-го л. ед.ч. (общее знакомство).

Неопределенная форма глагола как его начальная форма, способы ее нахождения; написание в ней ь. Способ решения орфографической задачи: ться или тся? Правописание гласных суффиксов в неопределенной форме глаголов: таЯть, лаЯть, строИть, клеИть, верИть, видЕть, слышАть, обидЕть и т. п.; правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени.

Обобщение о частях речи (11 ч).

Сходство и различие имен (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов. Характеристика имен существительных, имен прилагательных и глаголов как частей речи.

Предложение (12 ч).

Главные и второстепенные члены предложения, главные члены предложения как его основа. Предложения распространенные и нераспространенные. Связь слов в предложении; вопросы от слова к слову по смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения.

Имя существительное и имя прилагательное (17 ч).

Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам, значение единственного и множественного числа. Имена существительные, не имеющие пары по числу (санки, грабли, молоко).

Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Способы определения рода, применение словаря «Какого рода и числа слово?». Правописание ь на конце имен существительных после шипящих в начальной форме. Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных в начальной форме.

Падежи имен существительных (общее знакомство),употребление и правописание предлогов с именами существительными. Зависимость имени прилагательного от имени существительного, изменение вслед за ним по числам, родам и падежам.

Речь. Слово.(11 ч)

Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключен его смысл; значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое) — термины факультативны.

Текст (12 ч).

Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать).

Предложения со значением оценки; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.

Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.

Обобщение в конце года (10 ч).

3. Учебно-тематический план

№ раздела / темы

Наименование разделов

Всего

Теоретические занятия

Контрольные занятия

1.

Повторение изученного и расширение сведений

18


1

(контрольная работа)

2.

Морфология. Каждое слово – часть речи.

20


1

(диктант)

3.

Глагол как часть речи.

25


2

(диктант)

4.

Что мы знаем о частях речи.

11


1

(диктант)

5.

Предложение.

12


1

(контрольное списывание)

6.

Имя существи-тельное и имя прилага-тельное.

17


1

(диктант)

7.

Речь. Слово.

11


1

(диктант)

8.

Текст.

12


2

(контр.списывание, контр.изложение)

9.

Обобщение в конце года.

10


1

(контрольная работа)

Итого


136


админ.работ-2, диктантов-6, контр. списываний -2, контр. излож. -1


Календарно тематическое планирование по русскому языку

3 класс

136 часов (4 часа в неделю)


1

2

3

4

п/п

Наименование разделов и тем

Тема урока


Кол-во час.

Дата провед.

Факт.дата пров.

I. Повторение изученного и расширение сведений - 18 ч.

1


Повторение изученного о речи.

1



2


Обучение написанию текста-повествования «Вспоминаем о лете».

1



3


Обучение правильности и точности речи.

1



4


Знакомство с понятием "основа слова".

1



5


Работа с памяткой "Как узнать строение слова?"

1



6


Повторение изученного по орфографии.

1



7


Решение орфографических задач: известных и новых.

1



8


Стартовая контрольная работа (административная)

1



9


Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне.

1



10


Общее знакомство с правописание суффиксов -ек-, -ик-.

1



11


Правописание суффиксов -ек-, -ик-.

1



12


Общее знакомство с правописанием сочетаний - цы- и -ци-.

1



13


Правописание ударных и безударных сочетаний - цы- и -ци-.

1



14


Общее знакомство со сложными словами.

1



15


Соединительные гласные в сложных словах.

1



16


Обобщение и систематизация известных правил,.

1



17


Диктант № 1 по теме: "Повторение изученного во 2 классе".

1



18


Обучающее изложение по воспомина-ниям писательницы С.Могилевской.

1



II. Морфология. Каждое слово – часть речи - 20 ч

19


Знакомство с названиями частей речи.

1



20


Знакомство с названием слов-указателей: местоимение.

1



21


Личные местоимения.

1



22


Знакомство с названиями слов-помощников.

1



23


Упражнение в написании местоимений 3 лица после предлога.

1



24


Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

1



25


Обобщение изученного о частях речи.

1



26


Представление понятия «форма слова».

1



27


Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного

1



28


Знакомство с начальной формой имени прилагательного

1



29


Род имен существительных.

1



30


Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных.

1



31


Изменение имён по числам и родам.

1



32


Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени.

1



33


Знакомство с изменение имен существительных по падежам.

1



34


Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа.

1



35


Освоение способа действия для определения падежей.

1



36


Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных.

1



37


Диктант № 2 по теме "Морфология"

1



38


Работа над ошибками

1



III. Глагол как часть речи - 25 час

39


Повторение изученного о частях речи

1



40


Наблюдение за ролью глаголов в речи. Наблюдение за изменениями глаголов.

1



41


Знакомство с системой времен глагола.

1



42


Особенности изменения глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени.

1



43


Знакомство с понятием "неопределенная форма глагола". Способ нахождения неопределенной формы глагола.

1



44


Строение и написание глаголов в неопределенной форме.

1



45


Прошедшее время глагола.

1



46


Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени.

1



47


Использование глаголов прошедшего времени в речи.

1



48


Особенности глаголов настоящего времени.

1



49


Понятие о личных окончаниях глаголов.

1



50


Знакомство с двумя формами будущего времени.

1



51


Обучение распознаванию глаголов будущего времени.

1



52


Повторение изученного о глаголе.

1



53


Диктант № 3 по теме "Времена глагола".

1



54


Работа над ошибками

1



55


Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.

1



56


Изложение с изменением лица.

1



57


Упражнение в правописании суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

1



58


Изложение текста-воспоминания.

1



59


Контрольное списывание

1



60


Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера.

1



61


Создание текста "Как я сделаю…"

1



62


Контрольная работа за 1 полугодие

1



63


Работа над ошибками. Написание новогодних пожеланий.

1



IV. Что мы знаем о частях речи-11ч.

64


Сходство и различие имен существи-тельных и прилагательных.

1



65


Отличие глаголов от других частей речи.

1



66


Определение времени глагола.

1



67


Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи.

1



68


Правописание глаголов в неопределён-ной форме.

1



69


Знакомство с правописанием -тся и -ться в глаголах.

1



70


Контрольный диктант № 4 по теме "Части речи".

1



71


Работа над ошибками

1



72


Обучение составлению плана.

1



73


Обучающее изложение. Главная мысль текста.

1



74


Создание текстов – повествований по серии рисунков.

1



V. Предложение-12ч.

75


Повторение изученного о предложе-нии.

1



76


Знакомство с понятием "член предло-жения".

1



77


Способ выявления главных членов предложения.

1



78


Общее представление о второстепенных членах предложения.

1



79


Распространенные и нераспространен-ные предложения.

1



80


Связь подлежащего со сказуемым.

1



81


Обучение установлению связи слов в предложении.

1



82


Повторение изученного о предложении и частях речи.

1



83


Контрольное списывание.

1



84


Работа над ошибками

1



85


Создание текстов изобразительного характера.

1



86


Обобщение и закрепление о членах предложения.

1



VI. Имя существительное и имя прилагательное-17ч.


87


Повторение изученного об именах.

1



88


Имена существительные и прилага-тельные и их изменения.

1



89


Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.

1



90


Знакомство со «Словарём трудностей».

1



91


Способ решения орфографических задач в окончаниях имён.

1



92


Значение имён прилагательных. Представление памятки анализа имен как части речи.

1



93


Знакомство с правилом написания ь после шипящих.

1



94


Упражнение в написании ь в окончаниях имен.

1



95


Повторение изученного об именах существительных и прилагательных.

1



96


Диктант № 5 по теме " Имя существительное и имя прилага-тельное."

1



97


Работа над ошибками

1



98


Работа над грамматической правиль-ностью речи.

1



99


Упражнение в построении предложе-ний.

1



100


Слова-сравнения.

1



101


Изложение: обучение правильности и точности речи.

1



102


Создание словесных зарисовок .

1



103


Обобщение по теме " Имя существи-тельное и имя прилагательное".

1



VII. Речь. Слово- 11 ч

104


Повторение общих сведений о частях речи и предложении.

1



105


Изложение с элементами сочинения на основе картины.

1



106


Повторение различных видов разбора слова.

1



107


Повторение грамматических признаков частей речи.

1



108


Различные случаи употребления ь.

1



109


Зависимость написания слов от их значения.

1



110


Совершенствование орфографических умений.

1



111


Изложение: формирование умения рассказывать о словах.

1



112


Систематизация изученных орфогра-фических правил.

1



113


Контрольный диктант № 8 по теме "Речь. Слово".

1



114


Работа над ошибками по теме "Речь. Слово".

1



Текст-12 ч.

115


Знакомство с понятиями «повество-вание», «описание», «оценка».

1



116


Сопоставление изобразительного повествования и описания предмета.

1



117


Обучение построению текста с описа-нием и повествованием.

1



118


Работа над основной мыслью текста.

1



119


Контрольное изложение.

1



120


Обучение включению в текст предло-жений со значением оценки.

1



121


Создание текстов по серии рисунков.

1



122


Знакомство с особенностями словес-ных этюдов.

1



123


Создание словесных этюдов.

1



124


Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям.

1



125


Контрольное списывание.

1



126


Создание текстов разных жанров: загадки.

1



VIII. Обобщение пройденного за год- 10 ч.

127


Итоговая контрольная работа

1



128


Повторение о частях речи.

1



129


Обобщение изученного об имени существительном.

1



130


Обобщение изученного об имени прилагательном.

1



131


Обобщение знаний о глаголе.

1



132


Обобщение знаний о местоимении.

1



133


Повторение о связи слов в предложении.

1



134


Повторение о главных и второстепенных членах предложения.

1



135


Повторение о связи слов в предложении.

1



136


Обобщающий урок

1





ИТОГО

136 ч.