Рабочая программа и КТП учебного предмета «Русский язык»
Планируемые результаты освоения учебного курса, предмета
В процессе изучения русского языка на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
- представление о русском языке как языке его страны;
- осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;
- желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней;
- понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
- выраженного познавательного интереса к русскому языку;
- сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты освоения русского языка проявятся в:
регулятивные УУД:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
познавательные УУД:
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
коммуникативные УУД:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты освоения программы «Русский язык»
– овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
– освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
– овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
– приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
2.Содержание учебного предмета «Русский язык»
3 класс (136 ч)
Повторение изученного и расширение сведений ( 18ч).
Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключен его смысл; значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое) — термины факультативны. Сочетания –оро-_, _-ра-_, _-оло-_, _-ла-_, _-ере-_,-ре- как полногласные и неполногласные (термины факультативны). Сложные слова, их строение и написание. Орфограммы -цы и -ци в корнях слов и в окончаниях. Суффиксы -ек,_-ик, их значение и правописание.
Морфология. Каждое слово - часть речи (20ч).
Основные группы слов, их особенности и названия: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное. Личные местоимения как слова-указатели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Самостоятельные и служебные части речи, их различие. Правописание служебных слов. Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.
Глагол как часть речи (25 ч).
Глагол как часть речи, его основная роль и возможные значения. Использование глаголов в текстах о действиях людей и животных.
Изменение глагола по числам, значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов); изменение по временам, значение форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временных форм в речи.
Изменение глагола в прошедшем времени по родам; правописание родовых окончаний, правильное ударение в словах. Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам; значения форм лица, их соотношение с личными местоимениями. Образование некоторых личных глагольных форм с чередованием согласных (бегут, бежишь, хотят, хочешь и т.п.); постановка ударения в глаголах: позвониґшь, включиґшь и др. Правописание ь в окончаниях глаголов 2-го л. ед.ч. (общее знакомство).
Неопределенная форма глагола как его начальная форма, способы ее нахождения; написание в ней ь. Способ решения орфографической задачи: ться или тся? Правописание гласных суффиксов в неопределенной форме глаголов: таЯть, лаЯть, строИть, клеИть, верИть, видЕть, слышАть, обидЕть и т. п.; правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Обобщение о частях речи (11 ч).
Сходство и различие имен (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов. Характеристика имен существительных, имен прилагательных и глаголов как частей речи.
Предложение (12 ч).
Главные и второстепенные члены предложения, главные члены предложения как его основа. Предложения распространенные и нераспространенные. Связь слов в предложении; вопросы от слова к слову по смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения.
Имя существительное и имя прилагательное (17 ч).
Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам, значение единственного и множественного числа. Имена существительные, не имеющие пары по числу (санки, грабли, молоко).
Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Способы определения рода, применение словаря «Какого рода и числа слово?». Правописание ь на конце имен существительных после шипящих в начальной форме. Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных в начальной форме.
Падежи имен существительных (общее знакомство),употребление и правописание предлогов с именами существительными. Зависимость имени прилагательного от имени существительного, изменение вслед за ним по числам, родам и падежам.
Речь. Слово.(11 ч)
Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключен его смысл; значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое) — термины факультативны.
Текст (12 ч).
Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать).
Предложения со значением оценки; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.
Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.
Обобщение в конце года (10 ч).
3. Учебно-тематический план
№ раздела / темы | Наименование разделов | Всего | Теоретические занятия | Контрольные занятия |
1. | Повторение изученного и расширение сведений | 18 | | 1 (контрольная работа) |
2. | Морфология. Каждое слово – часть речи. | 20 | | 1 (диктант) |
3. | Глагол как часть речи. | 25 | | 2 (диктант) |
4. | Что мы знаем о частях речи. | 11 | | 1 (диктант) |
5. | Предложение. | 12 | | 1 (контрольное списывание) |
6. | Имя существи-тельное и имя прилага-тельное. | 17 | | 1 (диктант) |
7. | Речь. Слово. | 11 | | 1 (диктант) |
8. | Текст. | 12 | | 2 (контр.списывание, контр.изложение) |
9. | Обобщение в конце года. | 10 | | 1 (контрольная работа) |
Итого | | 136 | | админ.работ-2, диктантов-6, контр. списываний -2, контр. излож. -1 |
Календарно тематическое планирование по русскому языку
3 класс
136 часов (4 часа в неделю)
1 | 2 | 3 | 4 |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Тема урока | |
Кол-во час. | Дата провед. | Факт.дата пров. |
I. Повторение изученного и расширение сведений - 18 ч. |
1 | | Повторение изученного о речи. | 1 | | |
2 | | Обучение написанию текста-повествования «Вспоминаем о лете». | 1 | | |
3 | | Обучение правильности и точности речи. | 1 | | |
4 | | Знакомство с понятием "основа слова". | 1 | | |
5 | | Работа с памяткой "Как узнать строение слова?" | 1 | | |
6 | | Повторение изученного по орфографии. | 1 | | |
7 | | Решение орфографических задач: известных и новых. | 1 | | |
8 | | Стартовая контрольная работа (административная) | 1 | | |
9 | | Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. | 1 | | |
10 | | Общее знакомство с правописание суффиксов -ек-, -ик-. | 1 | | |
11 | | Правописание суффиксов -ек-, -ик-. | 1 | | |
12 | | Общее знакомство с правописанием сочетаний - цы- и -ци-. | 1 | | |
13 | | Правописание ударных и безударных сочетаний - цы- и -ци-. | 1 | | |
14 | | Общее знакомство со сложными словами. | 1 | | |
15 | | Соединительные гласные в сложных словах. | 1 | | |
16 | | Обобщение и систематизация известных правил,. | 1 | | |
17 | | Диктант № 1 по теме: "Повторение изученного во 2 классе". | 1 | | |
18 | | Обучающее изложение по воспомина-ниям писательницы С.Могилевской. | 1 | | |
II. Морфология. Каждое слово – часть речи - 20 ч |
19 | | Знакомство с названиями частей речи. | 1 | | |
20 | | Знакомство с названием слов-указателей: местоимение. | 1 | | |
21 | | Личные местоимения. | 1 | | |
22 | | Знакомство с названиями слов-помощников. | 1 | | |
23 | | Упражнение в написании местоимений 3 лица после предлога. | 1 | | |
24 | | Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | 1 | | |
25 | | Обобщение изученного о частях речи. | 1 | | |
26 | | Представление понятия «форма слова». | 1 | | |
27 | | Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного | 1 | | |
28 | | Знакомство с начальной формой имени прилагательного | 1 | | |
29 | | Род имен существительных. | 1 | | |
30 | | Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. | 1 | | |
31 | | Изменение имён по числам и родам. | 1 | | |
32 | | Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени. | 1 | | |
33 | | Знакомство с изменение имен существительных по падежам. | 1 | | |
34 | | Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. | 1 | | |
35 | | Освоение способа действия для определения падежей. | 1 | | |
36 | | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. | 1 | | |
37 | | Диктант № 2 по теме "Морфология" | 1 | | |
38 | | Работа над ошибками | 1 | | |
III. Глагол как часть речи - 25 час |
39 | | Повторение изученного о частях речи | 1 | | |
40 | | Наблюдение за ролью глаголов в речи. Наблюдение за изменениями глаголов. | 1 | | |
41 | | Знакомство с системой времен глагола. | 1 | | |
42 | | Особенности изменения глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. | 1 | | |
43 | | Знакомство с понятием "неопределенная форма глагола". Способ нахождения неопределенной формы глагола. | 1 | | |
44 | | Строение и написание глаголов в неопределенной форме. | 1 | | |
45 | | Прошедшее время глагола. | 1 | | |
46 | | Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени. | 1 | | |
47 | | Использование глаголов прошедшего времени в речи. | 1 | | |
48 | | Особенности глаголов настоящего времени. | 1 | | |
49 | | Понятие о личных окончаниях глаголов. | 1 | | |
50 | | Знакомство с двумя формами будущего времени. | 1 | | |
51 | | Обучение распознаванию глаголов будущего времени. | 1 | | |
52 | | Повторение изученного о глаголе. | 1 | | |
53 | | Диктант № 3 по теме "Времена глагола". | 1 | | |
54 | | Работа над ошибками | 1 | | |
55 | | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. | 1 | | |
56 | | Изложение с изменением лица. | 1 | | |
57 | | Упражнение в правописании суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени. | 1 | | |
58 | | Изложение текста-воспоминания. | 1 | | |
59 | | Контрольное списывание | 1 | | |
60 | | Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. | 1 | | |
61 | | Создание текста "Как я сделаю…" | 1 | | |
62 | | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | |
63 | | Работа над ошибками. Написание новогодних пожеланий. | 1 | | |
IV. Что мы знаем о частях речи-11ч. |
64 | | Сходство и различие имен существи-тельных и прилагательных. | 1 | | |
65 | | Отличие глаголов от других частей речи. | 1 | | |
66 | | Определение времени глагола. | 1 | | |
67 | | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | 1 | | |
68 | | Правописание глаголов в неопределён-ной форме. | 1 | | |
69 | | Знакомство с правописанием -тся и -ться в глаголах. | 1 | | |
70 | | Контрольный диктант № 4 по теме "Части речи". | 1 | | |
71 | | Работа над ошибками | 1 | | |
72 | | Обучение составлению плана. | 1 | | |
73 | | Обучающее изложение. Главная мысль текста. | 1 | | |
74 | | Создание текстов – повествований по серии рисунков. | 1 | | |
V. Предложение-12ч. |
75 | | Повторение изученного о предложе-нии. | 1 | | |
76 | | Знакомство с понятием "член предло-жения". | 1 | | |
77 | | Способ выявления главных членов предложения. | 1 | | |
78 | | Общее представление о второстепенных членах предложения. | 1 | | |
79 | | Распространенные и нераспространен-ные предложения. | 1 | | |
80 | | Связь подлежащего со сказуемым. | 1 | | |
81 | | Обучение установлению связи слов в предложении. | 1 | | |
82 | | Повторение изученного о предложении и частях речи. | 1 | | |
83 | | Контрольное списывание. | 1 | | |
84 | | Работа над ошибками | 1 | | |
85 | | Создание текстов изобразительного характера. | 1 | | |
86 | | Обобщение и закрепление о членах предложения. | 1 | | |
VI. Имя существительное и имя прилагательное-17ч. | |
87 | | Повторение изученного об именах. | 1 | | |
88 | | Имена существительные и прилага-тельные и их изменения. | 1 | | |
89 | | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. | 1 | | |
90 | | Знакомство со «Словарём трудностей». | 1 | | |
91 | | Способ решения орфографических задач в окончаниях имён. | 1 | | |
92 | | Значение имён прилагательных. Представление памятки анализа имен как части речи. | 1 | | |
93 | | Знакомство с правилом написания ь после шипящих. | 1 | | |
94 | | Упражнение в написании ь в окончаниях имен. | 1 | | |
95 | | Повторение изученного об именах существительных и прилагательных. | 1 | | |
96 | | Диктант № 5 по теме " Имя существительное и имя прилага-тельное." | 1 | | |
97 | | Работа над ошибками | 1 | | |
98 | | Работа над грамматической правиль-ностью речи. | 1 | | |
99 | | Упражнение в построении предложе-ний. | 1 | | |
100 | | Слова-сравнения. | 1 | | |
101 | | Изложение: обучение правильности и точности речи. | 1 | | |
102 | | Создание словесных зарисовок . | 1 | | |
103 | | Обобщение по теме " Имя существи-тельное и имя прилагательное". | 1 | | |
VII. Речь. Слово- 11 ч |
104 | | Повторение общих сведений о частях речи и предложении. | 1 | | |
105 | | Изложение с элементами сочинения на основе картины. | 1 | | |
106 | | Повторение различных видов разбора слова. | 1 | | |
107 | | Повторение грамматических признаков частей речи. | 1 | | |
108 | | Различные случаи употребления ь. | 1 | | |
109 | | Зависимость написания слов от их значения. | 1 | | |
110 | | Совершенствование орфографических умений. | 1 | | |
111 | | Изложение: формирование умения рассказывать о словах. | 1 | | |
112 | | Систематизация изученных орфогра-фических правил. | 1 | | |
113 | | Контрольный диктант № 8 по теме "Речь. Слово". | 1 | | |
114 | | Работа над ошибками по теме "Речь. Слово". | 1 | | |
Текст-12 ч. |
115 | | Знакомство с понятиями «повество-вание», «описание», «оценка». | 1 | | |
116 | | Сопоставление изобразительного повествования и описания предмета. | 1 | | |
117 | | Обучение построению текста с описа-нием и повествованием. | 1 | | |
118 | | Работа над основной мыслью текста. | 1 | | |
119 | | Контрольное изложение. | 1 | | |
120 | | Обучение включению в текст предло-жений со значением оценки. | 1 | | |
121 | | Создание текстов по серии рисунков. | 1 | | |
122 | | Знакомство с особенностями словес-ных этюдов. | 1 | | |
123 | | Создание словесных этюдов. | 1 | | |
124 | | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 1 | | |
125 | | Контрольное списывание. | 1 | | |
126 | | Создание текстов разных жанров: загадки. | 1 | | |
VIII. Обобщение пройденного за год- 10 ч. |
127 | | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
128 | | Повторение о частях речи. | 1 | | |
129 | | Обобщение изученного об имени существительном. | 1 | | |
130 | | Обобщение изученного об имени прилагательном. | 1 | | |
131 | | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | | |
132 | | Обобщение знаний о местоимении. | 1 | | |
133 | | Повторение о связи слов в предложении. | 1 | | |
134 | | Повторение о главных и второстепенных членах предложения. | 1 | | |
135 | | Повторение о связи слов в предложении. | 1 | | |
136 | | Обобщающий урок | 1 | | |
| | ИТОГО | 136 ч. | | |