Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений.«Музыка. 7 классы», авторы Т.И. Науменко В.В. Алеев, ( Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Утвержден приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080. Приложение 1)
.Для реализации программы используется учебно-методический комплекс авторов Т.И. Науменко, В.В. Алеева «Музыка.7 класс»(М.: Дрофа, 2014).
Общая характеристика предмета
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цель: - формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (в первую очередь литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретённых знаний;
постепенное воспитание культуры мышления и речи.
Место предмета в учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого потенциала;
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
Содержание учебного предмета.
Содержание и форма в музыке (4 часа).
«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.
Каким бывает музыкальное содержание (4 часа).
Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах. Заключительный урок.
Музыкальный образ (3 часа).
Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке.
О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа).
«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.
Что такое музыкальная форма (4 часа).
«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма – это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям. Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.
Музыкальная композиция (8 часов).
Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации). Заключительный урок. Обобщение темы.
7. Музыкальная драматургия (7 часов).
Музыка в развитии; О связи муз. формы и муз. драматургии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Заключительный урок.
Календарно- тематическое планирование (34ч)
Тема года: «Содержание и форма в музыке»
№ | Раздел /тема | Кол- во часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
1 четверть 9ч СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ |
1 | Магическая единственность музыкального произведения | 1 | | | |
2 | Музыку трудно объяснить словами | 1 | | | |
| КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | 4 | | | |
3,4 | Что такое музыкальное содержание? | 2 | | | |
5 | Музыка, которую необходимо объяснить словами | 1 | | | |
6 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского | 1 | | | |
7 | «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада | 1 | | | |
8 | Когда музыка не нуждается в словах | 1 | | | |
9 | Содержание в музыке | 1 | | | |
2 четверть 7ч МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ (3 ч) |
1 | Лирические образы в музыке. | 1 | | | |
2 | Драматические образы в музыке. | 1 | | | |
3 | Эпические образы в музыке. | 1 | | | |
О ЧЕМ «РАССКАЗЫВАЕТ» МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР (4 ч) |
4 | «Память жанра». | 1 | | | |
5 | Такие разные песни. | 1 | | | |
6 | Такие разные танцы, | 1 | | | |
7 | Такие разные марши. | 1 | | | |
3 четверть 10 ч
№ | Раздел /тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
| |
| ФОРМА В МУЗЫКЕ |
1 | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. | 1 | | | |
ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА (2 ч) |
2 | «Художественная форма – это ставшее зримым содержание». | 1 | | | |
3 | От целого к деталям. | 1 | | | |
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ (7 ч) |
4 | Какой бывает музыкальная композиция | 1 | | | |
5 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. | 1 | | | |
6 | Два напева в романсе М.Глинки «Веницианская ночь» (двухчастная форма) | 1 | | | |
7 | Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки | 1 | | | |
8,9 | Многомерность образа в форме рондо. | 2 | | | |
10 | Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича | 1 | | | |
| | | | | |
4 четверть (8ч )Музыкальная драматургия. |
1 | О связи муз. формы и муз. драматургии | 1 | | | |
2 | Музыкальный порыв. | 1 | | | |
3 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии | 1 | | | |
4 5 | Диалог искусств Опера "Князь Игорь". «Слово о полку Игореве» | 2 | | | |
6 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | 1 | | | |
7 | Подводим итоги. | 1 | | | |
8 | Содержание и формы в музыке (Заключительный урок) | 1 | | | |
| | | | | |
Домашнее задание 7 класс
1 четверть
№ | тема урока | Дом. задание | Дата по плану | Дата факт. проведения |
1 | Магическая единственность музыкального произведения | 1.Прослушать сонату 2.Прочитать завещание Бетховена в блоге учителя | | |
2 | Музыку трудно объяснить словами | Прослушать 2,3часть «Лунной» сонаты | | |
3,4 | Что такое музыкальное содержание? | «Отговорила роща золотая» - наизусть | | |
5 | Музыка, которую необходимо объяснить словами | Сообщение о жизни и творчестве А.Вивальди | | |
6 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского | | | |
7 | «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» | Нарисовать мотивы сказок из «1001 ночь». | | |
8 | Когда музыка не нуждается в словах | Выучить песню «Шехеразада», подготовиться к исполнению любимых песен. | | |
9 | Заключитель- ный урок | музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки. | | |