Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый"
Рабочая программа
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«От проекта к проекту"»
для 5 класса
в соответствии с ФГОС второго поколения
срок реализации 1 год
учителя русского языка и литературы
Емельяновой Н. С.
п. Известковый
2017/2018 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программ учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы) и пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2010).
2.Общая характеристика учебного предмета
Курс "От проекта к проекту" призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Важнейшие личностные результаты обучения предмета: –гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; -патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; -уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
Метапредметными результатами изучения курса «Основы проектной деятельности» является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД :
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. -Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и средства достижения цели. -Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. -В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. -Выявлять причины и следствия простых явлений. -Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли и т.д.).
-Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
ПредметныеУУД::
-самостоятельная работа с каталогами в библиотеке; - поиск информации по заданному параметру; - работа со справочной литературой ; - нахождение информации в справочной литературе -работать с текстом при помощи разных приемов; -комбинировать разные способы первичной обработки информации; -работать с понятиями;
4.Содержание учебного предмета «От проекта к проекту» (5-6 классы)
-Модуль «От проблемы к цели» . Модуль ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов.
-Модуль «Работа с каталогами». Модуль ориентирован на развитие умений работать с каталогами.
-Модуль «Работа со справочной литературой. Модуль ориентирован на развитие умения находить информацию в справочной литературе;
-Модуль «Способы первичной обработки информации» (6 часов). Модуль ориентирован на развитие информационной компетентности.
-Модуль « Вместе к одной цели» (8 часов). Модуль ориентирован на развитие коммуникативной компетентности.
5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Условные обозначения:
Личностные УУД
Л-1– гармонично развитые социальные чувства и качества: Л-2-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; Л-3-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; Л-4-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; Л-5-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
Регулятивные УУД:
Р-1-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Р-2-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Р-3-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Р-4-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Р-5-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
П-1-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. П-2-Выявлять причины и следствия простых явлений. П-3-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; П-4-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
К-1- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). К-2-Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. К-3-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; К-4-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения(если оно таково) и корректировать его. К-5-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы, факты, гипотезы, теории) К-6-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
ПредметныеУУД::
Пр-1 -самостоятельная работа с каталогами в библиотеке; Пр-2- поиск информации по заданному параметру; Пр-3- работа со справочной литературой ; Пр-4- нахождение информации в справочнике: Пр-5-работать с текстом при помощи разных приемов; Пр-6-комбинировать разные способы первичной обработки информации; Пр-7-работать с понятиями;
6. Тематическое планирование – 5 класс
№ урока | Тема урока | Содержание | Домашнее задание | Дата проведения |
План | Факт |
Введение (3 ч) |
1 | Основы самоопределения | Интересы, мотивы, потребности. Определение проекта, типы проектов. Примеры проектов. | Сочинение «Мои любимые занятия» | | |
2 | Планирование деятельности | Этапы реализации проекта. Планируемый результат. | Привести пример успешного проекта | | |
3 | Познавательные интересы, склонности и способности | Диагностика и самодиагностика уровня познавательных интересов и склонностей. Анкета интересов, тест ЧПТЗХ. | Ответить на вопросы анкет. | | * |
Ценностные ориентиры в жизненном самоопределении (2 ч) |
4 | Социальные роли | Человек как социальный субъект и его роли. Нравственные основы личности с позиции: я – гражданин, я – житель, я – работник, я – исследователь и т.п. Ролевая игра. | Составить схему своих социальных ролей | | * |
5 | Проблемы и противоречия | Взаимоотношения человека с природой, обществом. Пути решения проблем. Составление списка проблем (личных или общественных). | Практика полезных дел | | * |
Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды (5 ч) |
6 | Информационные ресурсы | Библиотеки, каталоги. Энциклопедии, словари, справочники. СМИ (газеты, радио телевидение, Интернет). | Сочинение «Моё информационное пространство» | | |
7 | Электронные средства учебного назначения | Электронные энциклопедии, справочники, учебные пособия. | Подобрать диск по интересующей теме | | |
8 | Организация информации | План, опорный конспект, логические схемы, таблицы, каталог, аннотация, компьютерная презентация, буклет, web-страница и т.п. | Подобрать примеры в учебнике | | |
9 | Поиск и преобразование информации | Поиск и преобразование информации на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру. ПР3 | | | * |
10 | Компьютерная презентация | Правила представления информации в презентации. Оформление слайда. | Написание плана презентации | | * |
Мои первые проекты (14 ч) |
11 | Основы построения проекта. Структура проекта | Название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи, участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия, критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта. | Придумать личный логотип, эмблему | | |
12 | Этапы работы над проектом | Выбор темы, формулировка проблемы, исследование проблемы, генерирование и отбор идей, разработка технического решения, планирование, реализация, оформление, презентация. | Составить список проблем (личных или общественных) | | |
13 | Этапы исследования | Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы (на примере исследования истории Облученского района ЕАО, ТЦЗ | Продумать темы исследования (согласно личностным интересам, общественным потребностям) | | |
14 | Выбор темы исследования | Обсуждение предложений, создание микрогрупп, постановка проблем, выдвижение гипотез, определение объекта и предмета исследования. | Оценка и описание состояния объекта | | * |
15 | Разработка путей решения проблемы | Формулировка целей и задач, определение методов, путей решения, подбор источников информации, выявление недостающих знаний. | Изучение необходимых источников | | * |
16 | Составление плана исследования | Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов. | Подбор ресурсов | | * |
17 | Реализация плана | Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные), проведение наблюдений, экспериментов, опытов, фиксация результатов | Выполнение индивидуальных заданий | | * |
18 | Общественное мнение | Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса | Проведение опросов, анкетирование | | * |
19 | Обработка данных исследования | Составление таблиц, схем, диаграмм, построение графиков, обработка анкетных данных | Обработка данных | | * |
20 | Анализ полученных данных | Структурирование данных, систематизация, соответствие гипотезе, формулировка выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования | Оформление данных | | * |
21 | Реализация проекта. Информационный этап | Сбор сведений о текущем состоянии объекта исследования Отбор и изучение необходимых информационных источников. Определение методов проведения исследования. | | | * |
22 | Реализация проекта. Деятельностный этап | Проведение первичных исследований, выявление дополнительных направлений деятельности. | | | * |
23 | Реализация проекта. Деятельностный этап | Проведение дополнительных работ, организация информационных акций. | Разработать анкету по теме | | * |
24 | Изучение общественного мнения | Проведение опросов, анкет, референдума. Статистическая обработка данных опросов | | | * |
25 | Реализация проекта. Аналитический этап | Систематизация данных. Соотнесение полученных результатов с планируемым. Формулировка выводов. Определение направлений дальнейшего развития исследования. | | | * |
26 | Оценочный этап | Оценка уровня и качества проведённого дела, вынесение благодарностей, поощрение участников | | | * |
Обучение рефлексивной деятельности (4 ч) |
27 | Рефлексия | Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. Алгоритм рефлексивной деятельности (что получилось, что нет, причины, какие трудности были, что можно сделать иначе) | | | |
28 | Критерии оценки | Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации. | Оценить свою деятельность в проекте | | |
Публичное выступление (6 ч) |
29 | Публичное выступление | Особенности выступления перед публикой. Требования к публичному выступлению. Форматы публичных выступлений: доклад, презентация, защита, агитация и т.п. | Подготовить небольшое выступление | | |
30 | Требования | Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, мини-проекту, структуре содержания, оформлению исследования | | | |
31 | Презентация проекта | Разработка презентации по мини-исследованию | | | * |
32 | Творческий отчёт | Выставка результатов творческой деятельности, концерт, праздник. Сценарий | Разработка паспорта мини-проекта | | * |
33 | Защита мини-проекта | Подведение итогов работы над общим проектом и мини-проектами. | Продумать перспективы | | * |
34 | Рефлексия | Оценка деятельности по разработке проектов, определение перспектив развития | | | |
Проектная и исследовательская деятельность предполагает значительный объём работы в послеурочное время, поэтому домашние задания обычно заключаются в проведении или завершении дел, начатых в классе.
Уроки, содержащие практические задания, отмечены * в графе «Факт». Тип уроков в большинстве случаев комбинированный, включает такие формы как лекция, беседа, самостоятельные и групповые работы. Некоторые формы указаны в графе «Содержание»
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
-Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
-Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
-Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
-Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
-Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
Электронные пособия:
Intel. Обучение для будущего. – Intel, 2004.
Join Multimedia 2005. Winning projects. – Siemens AG, 2005.
Join Multimedia 2006. Winning projects. – Siemens AG, 2006.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Модуль «От проблемы к цели» .
В результате освоения модуля обучающиеся:
1. научатся: а) обозначать проблему б) формулировать цель на основании проблемы; в) формировать план деятельности.
2. получат возможность научиться:
а) составлять описание и анализ ситуаций, в которых возникают проблемы; б) ставить задачи; в) планировать ресурсы.
Модуль «Работа с каталогами».
В результате изучения модуля обучающиеся:
1.научатся: а) пользоваться каталогами: б) устранять ошибки, допущенные при поиске информации
2. получат возможность научиться: а) определять структуру каталогов; б) оформлять карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки; а) самостоятельно работать с каталогами в библиотеке; б) искать информацию по заданному параметру;
Модуль «Способы первичной обработки информации»
В результате изучения модуля обучающиеся:
1.научатся:
способам первичной обработки информации.
2 . получат возможность научиться: а) работать с текстом при помощи разных приемов; б) комбинировать разные способы первичной обработки информации; в) работать с понятиями;
Модуль « Вместе к одной цели»
В результате изучения модуля обучающиеся:
1.научатся: а) выполнять различные роли в команде; -б) б) согласовывать процедуры совместного действия, в) распределять зоны ответственности за коллективный продукт:
2. получат возможность научиться: -правилам командного поведения; -роли участников группового взаимодействия; -основным причины возникновения конфликта и способам продуктивного выхода из него.
Проектная и исследовательская деятельность предполагает значительный объём работы в послеурочное время, поэтому домашние задания обычно заключаются в проведении или завершении дел, начатых в классе.
Уроки, содержащие практические задания, отмечены * в графе «Факт». Тип уроков в большинстве случаев комбинированный, включает такие формы как лекция, беседа, самостоятельные и групповые работы. Некоторые формы указаны в графе «Содержание».
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ «ПРОЕКТНЫХ» ТЕРМИНОВ
АКТУАЛЬНОСТЬ — показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность — значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
ВОПРОСЫ проекта — вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.
ВЫХОД проекта — см. продукт проектной деятельности.
ГИПОТЕЗА — обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например: «Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многдетных».
ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ — совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
ДИЗАЙН (ДИЗАЙН-СПЕЦИФИКАЦИЯ) — важнейшая разновидность проектирования, целостный процесс изготовления изделия от идеи до реализации, нацеленный на то, чтобы изделие, отвечая потребностям человека, соединяло в себе красоту и функциональность.
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ — проект продолжительностью от одной четверти и более (до нескольких лет).
ЖАНР проекта — то же, что и форма продукта проектной деятельности.
ЗАДАЧИ проекта — это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
ЗАКАЗЧИК проекта — лицо или группа лиц (внутри или вне школы), испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую призван данный проект.
ЗАЩИТА проекта — наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.
ИГРОВОЙ ПРОЕКТ — см. ролевой проект.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ — проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ — проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся» ).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ — проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся» ).
КОНСУЛЬТАНТ — педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководитель проекта в ряде случаев недостаточна (напр., в случае межпредметного, телекоммуникационного или международного проекта).
КООРДИНАЦИЯ проекта — способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае координатор не обнаруживает себя как руководитель проекта, а выступает как один из участников, наравне с остальными.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ — проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — основные способы проведения исследования.
МОНОПРОЕКТ — проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта).
ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ проект — см. информационный проект.
ОППОНЕНТ — на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочеты.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ — см. индивидуальный проект.
ПОРТФОЛИО (ПАПКА) проекта — подборка всех рабочих материалов проекта.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ — проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся»).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта — публичное предъявление результатов проекта.
ПРОБЛЕМА — социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, напр., противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.
ПРОЕКТ: 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ: 1) Процесс разработки проекта (в знач. 1) и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта. 2) Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. (Ср.: обучать проектированию — обучать с использованием метода проектов). Как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технология».
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
ПРОЕКТНЫЕ СИТУАЦИИ (для педагога) — различные социальные проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов.
РЕЗУЛЬТАТЫ проекта: 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер ученика, формировании у него определенных ОУУН и др.
РЕЦЕНЗЕНТ — на защите проекта учащийся или педагог (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.
РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ — проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
РУКОВОДИТЕЛЬ проекта — педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы индивидуального исполнителя.
СКРЫТАЯ КООРДИНАЦИЯ — см. координация проекта.
СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ — проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.
СТРУКТУРА проекта — последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на нее продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведенного проекта. Может включать и другие (необязательные) этапы.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ — проект, центром которого является творческий продукт — результат самореализации участников проектной группы (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся»).
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (учебный) — групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ — проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.
ЦЕЛЕВОЙ АКТ (ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА) — одно из названий педагогического метода проектов, принятое в американской и переводной литературе в 1910-1920-е гг.
ЦЕЛЬ проекта — модель желаемого конечного результата.
ЭТАПЫ проекта — основные периоды работы проектной группы.