Рабочая программа литературного кружка
Учитель русского языка и литературы
Ершова Тамара Андреевна
Пояснительная записка
Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрены новые требования к образованию, новые подходы к работе: творческие мастерские, читательские конференции, викторины, конкурсы, экспресс-концерты и другие формы проведения, которые способствуют организовывать и проводить увлекательную кружковую работу.
Материалы, разработанные для работы в кружке, можно использовать и на уроках литературы, и на дополнительных занятиях.
Целью литературного кружка является:
- развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности
- расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду
- развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей.
Программа ставит следующие задачи:
1. Обучающие:
- освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры произведения, лексические средства языка);
- формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
- развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
- развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:
- воспитание у учащихся уважения и любви к родной литературе;
- формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;
- воспитание активной жизненной позиции.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Личностным результатом обучающихся по программе кружка является формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной и творческой личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных и этических принципов.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических действий – умений;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Предметные:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости литературы для личного развития;
- умение применять литературные знания в повседневной жизни.
Направленность программы: художественно-эстетическая
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Формы работы:
- Эвристическая беседа;
- Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;
- Выразительное чтение;
- Самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая) – творческие мастерские;
- Артикуляционные разминки;
- Обсуждение проблемных вопросов;
- Конкурсы;
- Викторины
- Театральные постановки;
- Выпуск журнала.
Основные принципы работы кружка.
1. Принцип связи внеклассной работы с уроками литературного чтения
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала.
3. Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся.
4. Принцип занимательности.
5. Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы.
6. Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы.
7. Принцип добровольности.
8. Принцип массовости.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Коррек- тировка |
1. | Что такое слово? | 1 | | |
2. | Лексическое значение слова | 1 | | |
3. | Прямое и переносное значение слова | 1 | | |
4. | Шифрованное письмо | 1 | | |
5. | Эпитеты | 1 | | |
6. | Интонация | 1 | | |
7. | Рифма | 1 | | |
8. | Страна «Ребусология» | 1 | | |
9. | Малые жанры фольклора | 1 | | |
10. | Сочиняем загадки | 1 | | |
11. | Небылицы | 1 | | |
12. | Лото сказок | 1 | | |
13. | Наш театр. Басни. | 1 | | |
14. | Стихи о животных | 1 | | |
15. | Итоговое занятие. Создание журнала «Мы на площадке-2016» | 1 | | |
Техническое оснащение:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- художественные рисунки и иллюстрации;
- книги с произведениями;
- материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)
Список литературы:
Для учителя:
- Альбеткова Р.И. / Русская словесность, - учебное пособие, ДРОФА, М., 2013.
-
Список для учащихся: