Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе :
Положения о составлении рабочих программ МБОУ ООШ №8
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2014);
Базисного учебного плана ;
«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
«Примерных программ начального общего образования» ;
Авторской программы В. Н. Рудницкой (М.: Вентана-Граф, 2014) (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
Важнейшими целями математического обучения являются:
создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
овладение учащимися элементарной логической грамотностью, умениями применять сформированные на уроках математики общелогические понятия, приемы и способы действий при изучении других предметов;
обеспечение разносторонней математической подготовки учащихся начальной школы.
Исходя из целей, стоящей перед обучением, поставлены следующие задачи:
формирование у младших школьников самостоятельность мышления при овладении научными понятиями;
развитие творческой деятельности школьников;
воспитание у учащихся (на элементарном уровне) прогностического мышления, потребность предвидеть, интуитивно «почувствовать» результат решения математической задачи, а затем получить его теми или иными математическими методами;
обучение младших школьников умению пользоваться измерительными и чертежными приборами и инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром, комнатным и наружным термометром, весами, часами, микрокалькулятором);
учить вслух читать тексты, представленные в учебнике или записанные на доске, на карточках и в тетрадях, понимать и объяснять прочитанное.
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели — подготовка к дальнейшему обучению не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:
анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
развитие интереса к занятиям математикой.
Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев обоими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.
2. Характеристика учебного предмета
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе, о четырех действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение устных и письменных приемов вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами, их измерением.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с календарно- учебным планом курс «Математика» в 4 классе объём учебного времени составляет 136 часов.
4. Результаты УУД
В области познавательных УУД:
школьник научится или получит возможность научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
- выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т.п.), рисунков, схем;
- выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирать наиболее эффективный способ решения или верное решение;
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
использовать (строить) таблицы, проверять данные по таблице;
выполнять действия по заданному алгоритму;
строить логическую цепь рассуждений
В области коммуникативных УУД:
В области регулятивных УУД:
школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.
В области личностных УУД:
5. Содержание курса
Элементы арифметики
Множество целых неотрицательных чисел
Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.
Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, X, L, С, D, М; запись дат римскими цифрами; примеры записи чисел римскими цифрами.1
Свойства арифметических действий.
Арифметические действия с многозначными числами
Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и на трехзначное число. Простейшие устные вычисления.
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.
Величины и их измерение
Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг.
Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движении.
Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.
Алгебраическая пропедевтика
Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.
Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Логические понятия
Высказывания
Высказывание и его значение (истина, ложь).
Составление высказываний и нахождение их значений.
Решение задач на перебор вариантов.
Геометрические понятия
Многогранник. Вершины, ребра и грани многогранника.
Построение прямоугольников.
Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.
Треугольники и их виды
Виды углов.
Виды треугольников в зависимости от вида углов [остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).
Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).
Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.
6. Тематическое распределение количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
1. | Множество целых неотрицательных чисел. | 53 | 53 |
2. | Высказывания. | 45 | 45 |
3. | Измерение величин. | 28 | 27 |
4. | Повторение | 9 | 9 |
| Всего: | 135 | 136 |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
.
№п/п | Название | Краткое описание |
Печатные издания |
1. | Сб. программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана - Граф, 2009г. | В программе сформулированы основные цели курса математики 1-4 классов, определено его содержание, приведено тематическое планирование учебного материала с характеристикой деятельности учащихся, примерное поурочное планирование, сформулированы планируемые результаты, достигаемые учащимися к концу каждого года обучения, приведены примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов обучения учащихся, оканчивающих начальную школу; дан перечень средств материально-технического обеспечения процесса обучения. |
3. | Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.: Вентана–Граф, 2008г. | В учебниках содержатся теоретические сведения и система упражнений, предназначенные для формирования у учащихся начальных математических знаний и выработки предметных, учебных и универсальных умений. Специальные задания направлены на логико-математическое развитие детей, развитие их геометрических и пространственных представлений, математического языка и речи. |
4. | Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана - Граф, 2011г. | Рабочие тетради содержат задачи и упражнения тренировочного характера, служащие для закрепления нового материала, повторения ранее изученного. Значительная часть упражнений предназначена для самостоятельной работы учащихся. Тетради для каждого класса используются в комплекте с соответствующим учебником. |
5. | Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Математика: 4 класс: «Оценка знаний». - М.: Вентана-Граф, 2011г. | Дидактические материалы могут использоваться как дополнительные средства обучения для организации работы в классе со всеми или отдельными детьми. |
8. | Рудницкая В.Н., Юдачёва Т. В. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы. - М.: Вентана - Граф, 2008г. | В пособии предлагаются задания для организации текущего и итогового контроля получаемой учащимися математической подготовки в 1-4 классах. |
9. | Уроки математики с применением информационных технологий: методическое пособие. – ООО «Планета», 2011г. | В сборнике представлены уроки математики и мультимедийные пособия. |
Электронные ресурсы. |
1. | Уроки математики с применением информационных технологий. DVD– диск. | В сборнике представлены уроки математики и мультимедийные пособия. |
| | |
3. | Демонстрационные таблицы по математике. DVD – диск. | Компакт-диск содержит комплект демонстрационных таблиц, систематизированных по основным темам математики в начальной школе. |
8. Планируемые результаты обучения
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
сравнивать:
воспроизводить по памяти:
формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);
соотношения между единицами массы: 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц;
применять:
правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 3-4 арифметических действия;
правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчетов с многозначными числами;
знание зависимости между скоростью, путем и временем движения для решения арифметических задач;
решать учебные и практические задачи:
•читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;
выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;
выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное число);
• решать арифметические текстовые задачи разных видов.
9. Календарно – тематическое планирование по математике для 4 класса (УМК «Начальная школа 21 века»)
№ п/п | Дата | Тема урока / Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты |
Требования к уровню подготовки уч-ся | УУД | Личностные результаты |
Десятичная система счисления. – 4 часа |
1. | 01.09 | Десятичная система счисления Вводный. | объяснение значения каждой цифры в записи трехзначного числа с использованием названий разрядов: единицы, десятки, сотни. Ознакомление с особенностями построения десятичной системы счисления (на примере чисел а пределах 1000). Связь названия «Десятичная система счисления» со значением каждой цифры в записи числа. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел. | Выявлять особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов. Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Навыки адаптации, сотрудничества, мотивация учебной деятельности |
2. | 05.09 | Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Комбинированный |
3-4 | 06.09 07.09 | Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел. Комбинированный. | Выявлять особенности учебно-коммуникативные: - умение решать и доказывать построения | |
Чтение и запись многозначных чисел.- 4 часа |
5 | 08.09 | Разряды и классы многозначных чисел в пределах миллиарда. Усвоения новых знаний | объяснение значения каждой цифры в записи трехзначного числа с использованием названий разрядов: единицы, десятки, сотни. Ознакомление с особенностями построения десятичной системы счисления (на примере чисел а пределах 1000). Связь названия «Десятичная система счисления» со значением каждой цифры в записи числа. | Определять: – название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000; – классы и разряды. – читать многозначное число путем разбивки его записи на классы; – записывать многозначное число цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе; – сравнивать многозначные числа | учебно-коммуникативные: - умение решать и доказывать | Мотивация учебной деятельности, навык сотрудничества. |
6 | 12.09 | Чтение многозначных чисел в пределах миллиарда. Комбинированный. | учебно-логические (интеллектуальные): - выделять главное, существенное | Навыки адаптации, сот-рудничества, мотивация учебной деятельности |
7-8 | 13.09 14.09 | Запись многозначных чисел в пределах миллиарда. Комбинированный. |
Сравнение многозначных чисел.- 3 часа | | |
9 | 15.09 | Поразрядное сравнение многозначных чисел. Комбинированный. | Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел. | | -учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Мотивация учебной деятельности, навык сотрудничества |
10 | 19.09 | Запись результатов сравнения с помощью знаков «». | | | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
11 | 20.09 | Многозначные числа. Проверочная работа по теме: «Нумерация многозначных чисел». | учебно-логические (интеллектуальные): - выделять главное, существенное | |
Сложение многозначных чисел- 3 часа |
12 | 21.09 | Письменные приёмы сложения многозначных чисел. | Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел (в том числе поразрядное сложение). Перенос умений складывать числа в пределах 1000 на область многозначных чисел до миллиарда. | Применять алгоритм письменного сложения многозначных чисел. Переносить умение складывать числа в пределах 1000 на область многозначных чисел до миллиарда; Выполнять проверку сложения перестановкой слагаемых | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
13 | 22.09 | Алгоритм письменного сложения многозначных чисел. | Коллективное обсуждение алгоритмов письменного сложения многозначных чисел и последующая отработка соответствующих практических умений ( правильное подписывание чисел одного под другим, безошибочное поразрядное сложение) .Самоконтроль: выполнение проверки сложения перестановкой слагаемых. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
14 | 26.09 | Отработка умений письменного сложения многозначных чисел | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
Вычитание многозначных чисел. – 4 часа |
|
15 | 27.09 | Письменный приём вычитания многозначных чисел (поразрядное вычитание). | Устные и письменные приемы вычитания ( в том числе поразрядное вычитание). Перенос умений проводить поразрядное вычитание в пределах 1000 на область чисел до миллиарда. Коллективное обсуждение алгоритма письменного вычитания многозначных чисел. Отработка соответствующих умений (правильное подписывание чисел одного под другим, безошибочное поразрядное вычитание). Самоконтроль: выполнение проверки вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью вычитания разности из уменьшаемого. | Применять алгоритм письменного вычитания многозначных чисел ; | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
16 | 28.09 | Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел. Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел». | – переносить умения производить поразрядное вычитание в пределах 1000 на область чисел до миллиарда; – выполнять проверку вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью разности из уменьшаемого | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. |
17 | 29.09 | Отработка умений письменного вычитания многозначных чисел. | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
18 | 03.10 | Контрольная работа №1 по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел». | Применять знания самостоятельно | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности |
Построение прямоугольников.- 3часа |
19 | 04.10 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге | Построение на нелинованной бумаге прямоугольника (квадрата) с помощью чертежных инструментов разными способами. Использование знаний и умений, полученных детьми при изучении вопросов о свойствах прямоугольника и квадрата. | Строить прямоугольник разными способами; решать составные задачи | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
20-21 | 05.10 06.10 | Построение квадрата на нелинованной бумаге. | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения | |
Скорость-3часа |
22 | 10.10 | Понятие скорости. Единицы измерения скорости. | Ознакомление с новой величиной -скоростью как характеристикой быстроты движения тела. Единицы скорости и их обозначения. Прибор для измерения скорости (спидометр). | Представлять и понимать «скорость» как характеристика быстроты движения тела. Обозначать единицы скорости | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
23-24 | 11.10 12.10 | Нахождение скорости. |
Задачи на движение. -5 часов |
25 | 13.10 | Упражнение в решении задач на нахождение скорости | Решение трех основных видов задач на нахождение: Скорости (если известны путь и время), пути (если известны скорость и время), времени (если известны путь и скорость). | Пользоваться изученной терминологией; Решать текстовые задачи на движение. Выявлять зависимость между величинами: скорость, время, расстояние | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
26 | 17.10 | Задачи на движение. Нахождение скорости. |
27 | 18.10 | Задачи на движение. Нахождение расстояния. | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
28 | 19.10 | Задачи на движение. Нахождение времени. | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
29 | 20.10 | Упражнения в решении задач на движение. Проверочная работа по теме: «Задачи на движение» . | | Применять знания самостоятельно | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
Координатный угол. -3 часа |
30-32 | 24.10 25.10 26.10 | Координатный угол, координаты точки. | Обсуждение учебной ситуации, приводящей к необходимости указания месторасположения каждого конкретного предмета двумя координатами. Построение координатной сетки с использованием терминов: начало координат, оси координат ОХ и OY, координатный угол, координаты точки. | Получить представление о понятии «координатный угол» | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
Графики. Диаграммы. Таблицы.-2 часа |
33 | 27.10 | Итоговая контрольная работа за I четверть. | Коллективное рассмотрение конкретных графиков , диаграмм, таблиц, их чтение ( ответы на заданные вопросы). Объяснение их значения для передачи информации. Построение простейших графиков (изменение температуры воздуха за данный промежуток времени и др.), а также несложных диаграмм. | Применять понятия «график», «диаграмма», «таблица», выявлять их значение для передачи информации. Строить простейшие графики и диаграммы | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
34 | 07.11 | Графики, диаграммы, таблицы. Чтение. | | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
35 | 08.11 | Построение простейших графиков, таблиц. | Применять знания самостоятельно | | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
36 | 09.11 | Переместительное свойство сложения и умножения- 2часа Переместительное свойство сложения. | Обобщение представлений о переместительном и сочетательном свойствах сложения, о сложении с нулем. | Понимать «переместительное свойство сложения», «переместительное свойство умножения». Выполнять сложение, используя свойства арифметических действий; – выполнять вычисления с нулем | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
37 | 10.11 | Переместительное свойство умножения. |
38 | 14.11 | Сочетательное свойство сложения и умножения.-3 часа Сочетательное свойство сложения. | Понимать «сочетательное свойство сложения», «сочетательное свойство умножения». Выполнять сложение и умножение, используя свойства арифметических действий; – выполнять вычисления с нулем | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. |
39 | 15.11 | Сочетательное свой ство умножения. | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
40 | 16.11 | Сочетательное свойство сложения и умножения | | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
41 | 17.11 | Многогранник.-2 часа. Понятие о многогранниках. | Расширение теоретических знаний о пространственных фигурах: введение понятия о многограннике. Определения многогранника и его элементов - грани, вершины, ребра. Практическая работа: рассмотрение различных моделей многогранников,показ его элементов. Узнавание многогранника среди других пространственных фигур: обоснование выбора. Ознакомление с изображением многогранников на чертежах, обозначение их буквами. Нахождение и раскрашивание указанных элементов многогранника на чертеже. Практическая работа: выкладывание прямоугольного параллелепипеда из кубиков. | Иметь представление о многограннике. Определять и называть элементы многогранника – грани, вершины, ребра |
42 | 21.11 | Вершины, ребра и грани многогранника. | | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
43 | 22.11 | Распределительные свойства умножения.- 2 часа Распределительное свойство умножения относительно сложения. | Обобщение представлений о распределительных свойствах умножения относительно сложения и относительно вычитания. Использование переменных и обобщенных записях этих свойств. Выполнение вычислений с использованием распределительных свойств умножения как основы для последующего введения алгоритмов умножения многозначного числа на однозначное число. | Различать свойства арифметических действий: перестановка множителей в произведении, группировка множителей в произведении. Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности |
44 | 23.11 | Распределительное свойство умножения относительно вычитания. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
45 | 24.11 | Умножение на1000, 10000…-3 часа Умножение на 1000, 10 000, 100 000. | Применять правила умножения на 1000, 10000, 100000 | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
46 | 28.11 | Умножение на 1000, 10 000, 100 000. |
47 | 29.11 | Решение задач. Закрепление умножения на 1000, 10 000, 100 000. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
48 | 30.11 | Контрольная работа №2 по теме: «Свойства арифметических действий, умножение на 1000,10000,100000». | | Применять знания самостоятельно | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | |
49 | 01.12 | Тонна, центнер.-3 часа Единицы массы: тонна, центнер, их обозначение: т, ц. | Введение новых единиц массы: тонна и центнер. Соотношения между единицами массой: тонной и центнером. | Называть единицы массы: тонна и центнер. Сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
50 | 05.12 | Соотношение единиц массы. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. |
51 | 06.12 | Решение задач с использованием единиц массы. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
52 | 07.12 | Задачи на движение в противоположных направлениях.-3 часа Задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки. | Решение задач на движение в противоположных направлениях, использование знаний и умений, полученных детьми пи изучении вопросов скорости, пути и времени. | Решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение) | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности |
53 | 08.12 | Задачи на движение в противоположных направлениях из двух точек. | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
54 | 12.12 | Упражнение в решении задач на движение в противоположных направлениях. | | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
55 | 13.12 | Задачи на встречное движение в противоположных направлениях.- 3 часа Задачи на встречное движение в противоположных направлениях. | Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях, использование знаний и умений, полученных детьми пи изучении вопросов скорости, пути и времени. | Решать текстовые задачи на встречное движение в противоположных направлениях; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение) | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности |
56 | 14.12 | Упражнение в решении задач на встречное движение в противоположных направлениях. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
57 | 15.12 | Упражнение в решении задач на движение. Проверочная работа по теме: «Решение задач на движение». | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности |
58 | 19.12 | Итоговая контрольная работа за I полугодие. | Применять знания самостоятельно | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
59 | 20.12 | Умножение многозначного числа на однозначное. -4 часа Умножение многозначного числа на однозначное. | Коллективное обсуждение на конкретных примерах письменного алгоритма умножения многозначного числа на однозначное. Актуализация приобретенных ранее знаний об алгоритме умножения трехзначного числа на однозначное с целью переноса соответствующих умений на область многозначных чисел в пределах миллиарда. Выполнение тренировочных упражнений. Умножение величины на данное однозначное число. Самоконтроль: проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора. Взаимопроверка результатов. | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Выполнять: – устные и письменные вычисления с натуральными числами; – проверку с помощью калькулятора | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. |
60 | 21.12 | Умножение вида 1258 х 7, 4040 х 9. | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
61 62 | 22.12 26.12 | Упражнение в умножении многозначного числа на однозначное число. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
63 | 27.12 | Умножение многозначного числа на двузначное.-6 ч. Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число. | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. – переносить умения выполнять умножение на двузначное число в пределах миллиарда; – выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности |
64 | 28.12 | Умножение вида:516 х52; 407х25. |
65 | 09.01 | Умножение вида 358х90. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
66 | 10.01 | Упражнение в умножении многозначного числа на двузначное. | | |
67 68 | 11.01 12.01 | Закрепление умножения многозначного числа на двузначное число. | | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
69 | 16.01 | Умножение многозначного числа на трёхзначное. – 6 ч. Алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное. | Ознакомление с письменным алгоритмом умножения на трехзначное число. Коллективное обсуждение алгоритма на конкретных примерах. Сопоставление алгоритмов умножения на трехзначное и на двузначное число. Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения. Отработка алгоритма в ходе выполнения тренировочных упражнений. Самоконтроль и взаимоконтроль полученных результатов умножения. | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трехзначное. – выполнять письменное умножение многозначного числа на трехзначное; – выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения |
70 | 17.01 | Умножение многозначного числа на трёхзначное вида 207x503. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
71 | 18,01 | Развёрнутые и упрощённые записи умножения. |
72 | 19.01 | Упражнение в умножении многозначного числа на трехзначное. Решение задач. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
73 74 | 23.01 24.01 | Закрепление навыка умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное | | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
75 | 25.01 | Задачи на движение в одном направлении.-4 ч. Задачи на движение в одном направлении | Решение задач на движение в одном направлении, использование знаний и умений, полученных детьми пи изучении вопросов скорости, пути и времени. | Решать текстовые задачи на движение в одном направлении; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (направление движения) | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
76 | 26.01 | Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из одной точки. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
77 | 30.01 | Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из двух точек. | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности |
78 | 31.01 | Контрольная работа №3 по теме «Письменные приёмы умножения чисел». | Применять знания самостоятельно |
79 | 01.02 | Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что».-3 часа Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | Ознакомление с истинными и ложными высказываниями. Значения высказываний: И ( истина), Л ( ложь). Составление сложных высказываний с помощью связок «и», «или», «если, то», «неверно, что». | Применять знания в области элементов математической логики, значение высказываний истины, лжи, отрицания | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
80 81 | 02.02 06.02 | Высказывания со словами «неверно, что». | | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности |
82 | 07.02 | Составные высказывания.-5 ч. Составные высказывания. Логическая связка «или». | Постановка проблемной задачи о необходимости определения возможного порядка расстановки на полке трех книг. Совместный поиск решения этой задачи. Ознакомление с новым видом оформления решения задачи - составлением таблицы логических возможностей расстановки книг на полке. Коллективное, а затем индивидуальное решение практических задач способом перебора возможных вариантов расположения предметов в соответствии с текстами задач. Самостоятельное составление таблиц логических возможностей. | Понимать «логические возможности» | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
83 | 08.02 | Составные высказывания. Логическая связка «и». | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения |
84 | 9.02 | Составные высказывания. Логическая связка «если, то». | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
85 86 | 13.02 14.02 | Упражнение в составлении сложных высказываний. | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
87 | 15.02 | Задачи на перебор вариантов.-4 ч. Проверочная работа по теме «Высказывания». Знакомство с задачами на перебор вариантов. | | | |
88 | 16.02 | Составление таблицы возможностей | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. |
89 90 | 20.02 21.02 | Практическое решение задач способом перебора вариантов. | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
91 | 22.02 | Деление суммы на число. -3ч. Деление суммы на число. | Коллективное обсуждение двух предложенных способов решения задачи, в результате которого учащиеся самостоятельно формулируют правило деления суммы на число, а затем применяют его при решении конкретных задач | Применять правило деления суммы на число, использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
92 93 | 24.02 27.02 | Решение задач с применением правила деления суммы на число. | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
94 | 28.02 | Деление на1000,10000… -2ч Свойство деления. Деление на 1000, 10000. | амостоятельное формулирование правил деления на 1000, 10000, 100000 по аналогии с правилами деления на 10 и 100. Использование соответствующих умений для упрощения вычислений вида 6000:1200 ( сокращение частного). | Применять правила деления на 1000, 10000, 100000; – правило невозможности деления на нуль | | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
95 | 01.03 | Сокращение частного. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
96 | 02.03 | Деление на однозначное число.-5ч. Деление на однозначное число. Алгоритм деления | Перенос алгоритма деления на однозначное число в пределах 1000 на область многозначных чисел. Предварительная оценка результата деления: определение числа цифр в частном. Коллективное обсуждение порядка выполнения алгоритма. Тренировочные упражнения.Самоконтроль: проверка правильности выполнения деления двумя способами (с помощью умножения и с помощью деления). Использование в целях контроля микрокалькулятора | Выполнять деление многозначных чисел на однозначное число. Находить способы проверки правильности вычислений |
97 | 06.03 | Автоматизация навыка деления на однозначное число. | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
98 | 7.03 | Решение задач. Упражнение в делении на однозначное число. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. |
99 | 9.03 | Закрепление навыка деления на однозначное число. | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
100 | 13.03 | Контрольная работа №4 по теме: «Деление многозначного числа на однозначное. Деление на 10,100,1000…» | Применять знания самостоятельно | |
101 | 14.03 | Итоговая контрольная работа за 3 четверть. | | Применять знания самостоятельно | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
102 | 15.03 | Деление на двузначное число.-4ч. Деление на двузначное число. Алгоритм деления. | Перенос алгоритма деления на двузначное число в пределах 1000 на область многозначных чисел. Предварительное определение числа цифр в частном. Определение каждой цифры частного способом подбора (перебор и проверка цифр через одну, начиная с 5). Коллективная и индивидуальная работа по формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное. Самоконтроль и взаимоконтроль. | Применять алгоритм письменного деления на двузначное число. Выполнять деление многозначного числа на двузначное | | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
103 | 16.03 | Упражнение в делении на двузначное число. | | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | |
104 | 27.03 | Закрепление навыка деления на двузначное числоПроверочная работа по теме: «Деление на двузначное число». | | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика». |
105 | 28.03 | Автоматизация навыка деления многозначного числа на двузначное. | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
106 | 29.03 | Деление на трёхзначное число.-5ч. Деление не трёхзначное число. Алгоритм деления. | Выполнение учебных действий по аналогии с теми, которые использовались при делении многозначного числа на двузначное число: предварительное определение числа цифр в частном, подбор каждой цифры частного. | Применять алгоритм письменного деления на трехзначное число. Выполнять деление многозначного числа на двузначные и трехзначные числа | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
107 | 30.03 | Порядок действий. Деление на трёхзначное число. | Тренировочные упражнения. Действия самоконтроля и взаимоконтроля. Постановка проблемной задачи: как разделить отрезок пополам, используя циркуль и линейку без шкалы. Рассмотрение и оценка трех предложенных решений, из которых только одно верно. Анализ выявленных ошибок. Формирование алгоритма построения точки, являющейся серединой отрезка. Решение практических задач, связанных с делением отрезка на две равные части. Самоконтроль: проверка правильности построения середины отрезка (точки) с помощью линейки со шкалой. Применение изученного алгоритма в случаях деления отрезка на 4 и 8 равных частей. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. |
108 | 03.04 | Автоматизация навыка деления на трёхзначное число. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
109 110 111 | 04.04 05.04 06.04 | Закрепление навыка деления на трёхзначное число. Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки.-2ч. Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки. | | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
Измерять длину отрезка и строить отрезки заданной длины |
112 | 10.04 | Решение практических задач, связанных с делением отрезка на две части. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. |
113 | 11.04 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х+5=7. | Решать равенства вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15 | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
114 | 12.04 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х · 5=15 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х • 5=15, х-5=7, х:5=15 при помощи графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. |
115 | 13.04 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х-5=7 | | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
116 | 17.04 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х :5= 15 | |
117 | 18.04 | Решение задач с помощью равенств | учебно-коммуникативные: - умения самостоятельно выполнять упражнения | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
118 | 19.04 | Угол и его обозначение.—3 часа Угол и его обозначение. | Постановка проблемной задачи, приводящей к необходимости введения обозначений углов буквами. Введение обозначения угла и чтение обозначения двумя способами. Практическая работа: сравнение углов наложением. Введение единицы величины угла - градуса - и ее обозначения знаком. Измерение величины угла в градусах с помощью транспортира. Построение угла заданной величины с помощью транспортира. Сравнение углов по их градусным мерам. Классификация углов по их величинах в градусах: острый, прямой, тупой. Умение находить на чертеже каждый вид угла и давать обоснования. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х=16, 8 • х=16, 8 - х=2, 8 : х=2 при помощи графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий. | Распознавать и изображать угол | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
119 | 20.04 | Единицы величины угла. Измерение величины угла. | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. |
120 | 24.04 | Сравнение углов наложением. | | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
121 | 25.04 | Виды углов.-2 часа Виды углов. | Распознавать и изображать угол |
122 | 26.04 | Нахождение на чертеже каждого вида углов. | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
123 124 | 27.04 2.05 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2 -5 часов Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16. | Решать равенства вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2 | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | |
125 126 | 03.05 04.05 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 · х = 16. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 – х = 2. | | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
127 | 10.05 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 : х = 2. | | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. |
128 | 11.05 | Виды треугольников.-3 часа Виды треугольников. | Классификация треугольников: а) по величинам их углов (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный); б) по длинам их сторон (разносторонний, равнобедренный, равносторонний). Практическая работа: определение вида треугольника с помощью чертежных инструментов. | Распознавать и изображать треугольники | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
129 | 15.05 | Определение вида треугольника. | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
130 | 16.05 | Контрольная работа №6 по теме: «Письменные приёмы вычислений. Решение задач ». | Применять знания самостоятельно |
131 132 | 17.05 18.05 | Точное и приближённое значения величины. -3 часа Точное и приближённое значение величины. Приближённое значение величины. | Расширение знаний об измерениях величин. Введение понятия о точности измерений с помощью различных приборов и инструментов. Сравнение результатов измерения массы одного и того же предмета с помощью безмена, торговых весов со стрелкой, электронных весов. Источники ошибок при измерении величины. | Называть единицы длины, массы, вместимости, времени. Соотносить между собой единицы измерения | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. |
| | | |
133 | 22.05 | Построение отрезка, равного данному.- Построение отрезка равного данному с помощью циркуля и линейки. Упражнения в построение отрезков | Обсуждение и решение проблемной задачи: как, не измеряя длину отрезка (величину угла), построить отрезок (угол), равный данному, с помощью циркуля и линейки (без шкалы). Усвоение алгоритмов, тренировка. Самоконтроль: проверка правильности построения фигур измерением длины отрезка и величины угла. | Распознавать и изображать отрезки с помощью циркуля и линейки | учебно-интеллектуальные: - классификация; - обобщение. | Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
134-136 | 23.05 24 .25 | . Контрольная работа №7 по теме: «Построение отрезков ». | Применять полученные знания в работе | учебно-интеллектуальные формирование приёмов мыслительной деятельности - классификация; - обобщение. | Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других. Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
| | |
Приложение 1
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Примерное распределение КИМ по четвертям (возможны коррективы):
КИМ | 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. | год |
Тесты | - | - | - | 1 | 1 |
Сам.раб./Провер. раб. | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 |
Контр.раб. | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
Матем. дикт | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Комплексная итоговая работа | | | | | 1 |
Итого: | 5 | 5 | 3 | 5 | 19 |
1