СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа математика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа по математике составлена на основе :

  • Положения о составлении рабочих программ МБОУ ООШ №8
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2014);
  • Базисного учебного плана ;

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа математика»




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по математике составлена на основе :

  • Положения о составлении рабочих программ МБОУ ООШ №8

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2014);

  • Базисного учебного плана ;

  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)

  • «Примерных программ начального общего образования» ;

  • Авторской программы В. Н. Рудницкой (М.: Вентана-Граф, 2014) (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).

Важнейшими целями математического обучения являются:

  • создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;

  • обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;

  • овладение учащимися элементарной логической грамотностью, умениями применять сформированные на уроках математики общелогические понятия, приемы и способы действий при изучении других предметов;

  • обеспечение разносторонней математической подготовки учащихся начальной школы.

  • Исходя из целей, стоящей перед обучением, поставлены следующие задачи:

  • формирование у младших школьников самостоятельность мышления при овладении научными понятиями;

  • развитие творческой деятельности школьников;

  • воспитание у учащихся (на элементарном уровне) прогностического мышления, потребность предвидеть, интуитивно «почувствовать» результат решения математической задачи, а затем получить его теми или иными математическими методами;

  • обучение младших школьников умению пользоваться измерительными и чертежными приборами и инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром, комнатным и наружным термометром, весами, часами, микрокалькулятором);

  • учить вслух читать тексты, представленные в учебнике или записанные на доске, на карточках и в тетрадях, понимать и объяснять прочитанное.

В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели — подготовка к дальнейшему обучению не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

  • анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;

  • возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

  • обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;

  • обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;

  • развитие интереса к занятиям математикой.

Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев обоими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.



2. Характеристика учебного предмета

Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе, о четырех действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение устных и письменных приемов вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами, их измерением.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с календарно- учебным планом курс «Математика» в 4 классе объём учебного времени составляет 136 часов.


4. Результаты УУД

В области познавательных УУД:


  • школьник научится или получит возможность научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

  • владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

  • - выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т.п.), рисунков, схем;

  • - выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;

  • проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирать наиболее эффективный способ решения или верное решение;

  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

  • использовать (строить) таблицы, проверять данные по таблице;

  • выполнять действия по заданному алгоритму;

  • строить логическую цепь рассуждений

В области коммуникативных УУД:

  • школьник научится взаимодействовать (сотрудничать0 с соседом по парте, в группе.

В области регулятивных УУД:

  • школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.

В области личностных УУД:

  • школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу.



5. Содержание курса

Элементы арифметики

Множество целых неотрицательных чисел

Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.

Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, X, L, С, D, М; запись дат римскими цифрами; примеры записи чисел римскими цифрами.1

Свойства арифметических действий.

Арифметические действия с многозначными числами

Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.

Умножение и деление на однозначное число, на дву­значное и на трехзначное число. Простейшие устные вычисления.

Решение арифметических задач разных видов, требу­ющих выполнения 3-4 вычислений.

Величины и их измерение

Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг.

Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движении.

Точные и приближенные значения величины (с недостат­ком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.

Алгебраическая пропедевтика

Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.

Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.

Логические понятия

Высказывания

Высказывание и его значение (истина, ложь).

Составление высказываний и нахождение их значений.

Решение задач на перебор вариантов.

Геометрические понятия

Многогранник. Вершины, ребра и грани многогранника.

Построение прямоугольников.

Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.

Треугольники и их виды

Виды углов.

Виды треугольников в зависимости от вида углов [остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).

Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

Практические работы. Ознакомление с моделями много­гранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их раз­верткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильно­сти выбора. Сравнение углов наложением.



6. Тематическое распределение количества часов

п/п

Разделы, темы

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1.

Множество целых неотрицательных чисел.

53

53

2.

Высказывания.

45

45

3.

Измерение величин.

28

27

4.

Повторение

9

9


Всего:

135

136



7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

.

№п/п

Название

Краткое описание

Печатные издания

1.

Сб. программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана - Граф, 2009г.

В программе сформулированы основные цели курса математики 1-4 классов, определено его содержание, приведено тематическое планирование учебного материала с характеристикой деятельности учащихся, примерное поурочное планирование, сформулированы планируемые результаты, достигаемые учащимися к концу каждого года обучения, приведены примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов обучения учащихся, оканчивающих начальную школу; дан перечень средств материально-технического обеспечения процесса обучения.

3.

Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.: Вентана–Граф, 2008г.

В учебниках содержатся теоретические сведения и система упражнений, предназначенные для формирования у учащихся начальных математических знаний и выработки предметных, учебных и универсальных умений. Специальные задания направлены на логико-математическое развитие детей, развитие их геометрических и пространственных представлений, математического языка и речи.


4.

Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана - Граф, 2011г.

Рабочие тетради содержат задачи и упражнения тренировочного характера, служащие для закрепления нового материала, повторения ранее изученного. Значительная часть упражнений предназначена для самостоятельной работы учащихся. Тетради для каждого класса используются в комплекте с соответствующим учебником.


5.

Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Математика: 4 класс: «Оценка знаний». - М.: Вентана-Граф, 2011г.

Дидактические материалы могут использоваться как дополнительные средства обучения для организации работы в классе со всеми или отдельными детьми.

8.

Рудницкая В.Н., Юдачёва Т. В. Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы. - М.: Вентана - Граф, 2008г.

В пособии предлагаются задания для организации текущего и итогового контроля получаемой учащимися математической подготовки в 1-4 классах.


9.

Уроки математики с применением информационных технологий: методическое пособие. – ООО «Планета», 2011г.

В сборнике представлены уроки математики и мультимедийные пособия.


Электронные ресурсы.


1.

Уроки математики с применением информационных технологий. DVD– диск.

В сборнике представлены уроки математики и мультимедийные пособия.




3.

Демонстрационные таблицы по математике. DVD – диск.

Компакт-диск содержит комплект демонстрационных таблиц, систематизированных по основным темам математики в начальной школе.



8. Планируемые результаты обучения

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

  • классы и разряды многозначных чисел;

сравнивать:

  • многозначные числа;

воспроизводить по памяти:

  • формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относитель­но сложения и вычитания);

  • соотношения между единицами массы: 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц;

применять:

  • правила порядка выполнения действий при вычисле­нии значений выражений со скобками и без них, содержащих 3-4 арифметических действия;

  • правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письмен­ных расчетов с многозначными числами;

  • знание зависимости между скоростью, путем и временем движения для решения арифметических задач;

решать учебные и практические задачи:

•читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;

  • выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;

  • выполнять четыре арифметических действия (сложе­ние, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное число);

• решать арифметические текстовые задачи разных видов.




9. Календарно – тематическое планирование по математике для 4 класса (УМК «Начальная школа 21 века»)



п/п

Дата


Тема урока /

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты


Требования к уровню подготовки уч-ся

УУД

Личностные

результаты

Десятичная система счисления. – 4 часа

1.


01.09

Десятичная система счисления


Вводный.

объяснение значения каждой цифры в записи трехзначного числа с использованием названий разрядов: единицы, десятки, сотни.

Ознакомление с особенностями построения десятичной системы счисления (на примере чисел а пределах 1000). Связь названия «Десятичная система счисления» со значением каждой цифры в записи числа.

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел.

Выявлять особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов.

Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Навыки адаптации, сотрудничества, мотивация учебной деятельности

2.

05.09

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Комбинированный

3-4

06.09

07.09

Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел. Комбинированный.

Выявлять особенности учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать построения


Чтение и запись многозначных чисел.- 4 часа

5

08.09

Разряды и классы многозначных чисел в пределах миллиарда. Усвоения новых знаний

объяснение значения каждой цифры в записи трехзначного числа с использованием названий разрядов: единицы, десятки, сотни.

Ознакомление с особенностями построения десятичной системы счисления (на примере чисел а пределах 1000). Связь названия «Десятичная система счисления» со значением каждой цифры в записи числа.


Определять:

– название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000;

– классы и разряды.

– читать многозначное число путем разбивки его записи на классы;

– записывать многозначное число цифрами

после предварительного определения числа цифр в каждом классе;

– сравнивать многозначные числа

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

Мотивация учебной деятельности, навык сотрудничества.

6

12.09


Чтение многозначных чисел в пределах миллиарда.

Комбинированный.

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

Навыки адаптации, сот-рудничества, мотивация учебной деятельности

7-8

13.09

14.09

Запись многозначных чисел в пределах миллиарда.

Комбинированный.

Сравнение многозначных чисел.- 3 часа



9

15.09

Поразрядное сравнение многозначных чисел.

Комбинированный.

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел.


-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Мотивация учебной деятельности, навык сотрудничества

10

19.09

Запись результатов сравнения с помощью знаков «».



учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

11

20.09

Многозначные числа. Проверочная работа по теме: «Нумерация многозначных чисел».

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное


Сложение многозначных чисел- 3 часа

12

21.09

Письменные приёмы сложения многозначных чисел.

Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел (в том числе поразрядное сложение). Перенос умений складывать числа в пределах 1000 на область многозначных чисел до миллиарда.

Применять алгоритм письменного сложения многозначных чисел.

Переносить умение складывать числа в пределах 1000 на область многозначных чисел до миллиарда;

Выполнять проверку сложения перестановкой слагаемых

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

13

22.09

Алгоритм письменного сложения многозначных чисел.

Коллективное обсуждение алгоритмов письменного сложения многозначных чисел и последующая отработка соответствующих практических умений ( правильное подписывание чисел одного под другим, безошибочное поразрядное сложение) .Самоконтроль: выполнение проверки сложения перестановкой слагаемых.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

14

26.09

Отработка умений письменного сложения многозначных чисел

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

Вычитание многозначных чисел. – 4 часа


15

27.09

Письменный приём вычитания многозначных чисел (поразрядное вычитание).

Устные и письменные приемы вычитания ( в том числе поразрядное вычитание). Перенос умений проводить поразрядное вычитание в пределах 1000 на область чисел до миллиарда. Коллективное обсуждение алгоритма письменного вычитания многозначных чисел. Отработка соответствующих умений (правильное подписывание чисел одного под другим, безошибочное поразрядное вычитание). Самоконтроль: выполнение проверки вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью вычитания разности из уменьшаемого.

Применять алгоритм письменного вычитания многозначных чисел ;


учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

16

28.09

Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел. Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел».

переносить умения производить поразрядное вычитание в пределах 1000 на область чисел

до миллиарда;

выполнять проверку вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью разности из уменьшаемого

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


17

29.09

Отработка умений письменного вычитания многозначных чисел.

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

18

03.10

Контрольная работа №1 по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Применять знания самостоятельно

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Построение прямоугольников.- 3часа

19

04.10

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге

Построение на нелинованной бумаге прямоугольника (квадрата) с помощью чертежных инструментов разными способами. Использование знаний и умений, полученных детьми при изучении вопросов о свойствах прямоугольника и квадрата.

Строить прямоугольник разными способами; решать составные задачи

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

20-21

05.10

06.10

Построение квадрата на нелинованной бумаге.

учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения


Скорость-3часа

22

10.10

Понятие скорости. Единицы измерения скорости.

Ознакомление с новой величиной -скоростью как характеристикой быстроты движения тела. Единицы скорости и их обозначения. Прибор для измерения скорости (спидометр).

Представлять и понимать «скорость» как характеристика быстроты движения тела.

Обозначать единицы скорости

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

23-24

11.10

12.10

Нахождение скорости.

Задачи на движение. -5 часов

25

13.10

Упражнение в решении задач на нахождение скорости

Решение трех основных видов задач на нахождение:

Скорости (если известны путь и время), пути (если известны скорость и время), времени (если известны путь и скорость).


Пользоваться изученной терминологией;

Решать текстовые задачи на движение.

Выявлять зависимость между величинами: скорость, время, расстояние

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

26

17.10

Задачи на движение. Нахождение скорости.

27

18.10

Задачи на движение. Нахождение расстояния.

учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

28

19.10

Задачи на движение. Нахождение времени.

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

29

20.10

Упражнения в решении задач на движение. Проверочная работа по теме: «Задачи на движение» .


Применять знания самостоятельно

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

Координатный угол. -3 часа

30-32

24.10

25.10

26.10

Координатный угол, координаты точки.

Обсуждение учебной ситуации, приводящей к необходимости указания месторасположения каждого конкретного предмета двумя координатами.

Построение координатной сетки с использованием терминов: начало координат, оси координат ОХ и OY, координатный угол, координаты точки.


Получить представление о понятии «координатный угол»

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Графики. Диаграммы. Таблицы.-2 часа

33

27.10

Итоговая контрольная работа за I четверть.

Коллективное рассмотрение конкретных графиков , диаграмм, таблиц, их чтение ( ответы на заданные вопросы). Объяснение их значения для передачи информации. Построение простейших графиков (изменение температуры воздуха за данный промежуток времени и др.), а также несложных диаграмм.

Применять понятия «график», «диаграмма», «таблица», выявлять их значение для передачи информации.

Строить простейшие графики и диаграммы

учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

34

07.11

Графики, диаграммы, таблицы. Чтение.


учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

35

08.11

Построение простейших графиков, таблиц.

Применять знания самостоятельно


Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

36

09.11

Переместительное свойство сложения и умножения- 2часа

Переместительное свойство сложения.

Обобщение представлений о переместительном и сочетательном свойствах сложения, о сложении с нулем.

Понимать «переместительное свойство сложения», «переместительное свойство умножения».

Выполнять сложение, используя свойства арифметических действий;

– выполнять вычисления с нулем

учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

37

10.11

Переместительное свойство умножения.

38

14.11

Сочетательное свойство сложения и умножения.-3 часа

Сочетательное свойство сложения.

Понимать «сочетательное свойство сложения», «сочетательное свойство умножения».

Выполнять сложение и умножение, используя свойства арифметических действий;

– выполнять вычисления с нулем

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


39

15.11

Сочетательное свой ство умножения.

учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

40

16.11

Сочетательное свойство сложения и умножения


учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

41

17.11

Многогранник.-2 часа.

Понятие о многогранниках.

Расширение теоретических знаний о пространственных фигурах: введение понятия о многограннике. Определения многогранника и его элементов - грани, вершины, ребра.

Практическая работа: рассмотрение различных моделей многогранников,показ его элементов.

Узнавание многогранника среди других пространственных фигур: обоснование выбора.

Ознакомление с изображением многогранников на чертежах, обозначение их буквами. Нахождение и раскрашивание указанных элементов многогранника на чертеже. Практическая работа: выкладывание прямоугольного параллелепипеда из кубиков.

Иметь представление о многограннике.

Определять и называть элементы многогранника – грани, вершины, ребра

42

21.11

Вершины, ребра и грани многогранника.


учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

43

22.11

Распределительные свойства умножения.- 2 часа

Распределительное свойство умножения относительно сложения.

Обобщение представлений о распределительных свойствах умножения относительно сложения и относительно вычитания. Использование переменных и обобщенных записях этих свойств. Выполнение вычислений с использованием распределительных свойств умножения как основы для последующего введения алгоритмов умножения многозначного числа на однозначное число.

Различать свойства арифметических действий: перестановка множителей в произведении, группировка множителей в произведении.

Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

44

23.11

Распределительное свойство умножения относительно вычитания.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

45

24.11

Умножение на1000, 10000…-3 часа

Умножение на 1000, 10 000, 100 000.

Применять правила умножения на 1000, 10000, 100000

учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

46

28.11

Умножение на 1000, 10 000, 100 000.

47


29.11

Решение задач. Закрепление умножения на 1000, 10 000, 100 000.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

48

30.11

Контрольная работа №2 по теме: «Свойства арифметических действий, умножение на 1000,10000,100000».


Применять знания самостоятельно

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности


49

01.12

Тонна, центнер.-3 часа

Единицы массы: тонна, центнер, их обозначение: т, ц.

Введение новых единиц массы: тонна и центнер. Соотношения между единицами массой: тонной и центнером.

Называть единицы массы: тонна и центнер.

Сравнивать величины по их числовым значениям;

выражать данные величины в различных единицах






учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

50

05.12

Соотношение единиц массы.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


51




06.12

Решение задач с использованием единиц массы.

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности



52

07.12

Задачи на движение в противоположных направлениях.-3 часа

Задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки.

Решение задач на движение в противоположных направлениях, использование знаний и умений, полученных детьми пи изучении вопросов скорости, пути и времени.

Решать текстовые задачи на движение

в противоположных направлениях;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение)

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

53

08.12

Задачи на движение в противоположных направлениях из двух точек.

учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

54

12.12

Упражнение в решении задач на движение в противоположных направлениях.


учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

55

13.12

Задачи на встречное движение в противоположных направлениях.- 3 часа

Задачи на встречное движение в противоположных направлениях.

Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях, использование знаний и умений, полученных детьми пи изучении вопросов скорости, пути и времени.

Решать текстовые задачи на встречное движение в противоположных направлениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение)

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

56

14.12

Упражнение в решении задач на встречное движение в противоположных направлениях.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

57

15.12

Упражнение в решении задач на движение.

Проверочная работа по теме: «Решение задач на движение».

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

58

19.12

Итоговая контрольная работа за I полугодие.

Применять знания самостоятельно

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

59

20.12

Умножение многозначного числа на однозначное. -4 часа

Умножение многозначного числа на однозначное.

Коллективное обсуждение на конкретных примерах письменного алгоритма умножения многозначного числа на однозначное. Актуализация приобретенных ранее знаний об алгоритме умножения трехзначного числа на однозначное с целью переноса соответствующих умений на область многозначных чисел в пределах миллиарда.

Выполнение тренировочных упражнений.

Умножение величины на данное однозначное число.

Самоконтроль: проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора. Взаимопроверка результатов.

Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

Выполнять:

– устные и письменные вычисления с натуральными числами;

– проверку с помощью калькулятора

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


60

21.12

Умножение вида 1258 х 7, 4040 х 9.

учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

61

62

22.12

26.12

Упражнение в умножении многозначного числа на однозначное число.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

63

27.12

Умножение многозначного числа на двузначное.-6 ч.

Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число.

Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное.

– переносить умения выполнять умножение

на двузначное число в пределах миллиарда;

– выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

64

28.12

Умножение вида:516 х52; 407х25.

65

09.01

Умножение вида 358х90.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

66

10.01

Упражнение в умножении многозначного числа на двузначное.



67

68

11.01

12.01

Закрепление умножения многозначного числа на двузначное число.


учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

69

16.01

Умножение многозначного числа на трёхзначное. – 6 ч.

Алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное.

Ознакомление с письменным алгоритмом умножения на трехзначное число.

Коллективное обсуждение алгоритма на конкретных примерах. Сопоставление алгоритмов умножения на трехзначное и на двузначное число. Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения. Отработка алгоритма в ходе выполнения тренировочных упражнений.

Самоконтроль и взаимоконтроль полученных результатов умножения.

Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трехзначное.

– выполнять письменное умножение многозначного числа на трехзначное;

– выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения

70

17.01

Умножение многозначного числа на трёхзначное вида 207x503.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

71

18,01

Развёрнутые и упрощённые записи умножения.

72

19.01

Упражнение в умножении многозначного числа на трехзначное. Решение задач.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

73

74

23.01

24.01

Закрепление навыка умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное


учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

75

25.01

Задачи на движение в одном направлении.-4 ч.

Задачи на движение в одном направлении

Решение задач на движение в одном направлении, использование знаний и умений, полученных детьми пи изучении вопросов скорости, пути и времени.

Решать текстовые задачи на движение в одном направлении;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (направление движения)

учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

76

26.01

Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из одной точки.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

77

30.01

Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из двух точек.

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

78

31.01

Контрольная работа №3 по теме «Письменные приёмы умножения чисел».

Применять знания самостоятельно

79

01.02

Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что».-3 часа

Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

Ознакомление с истинными и ложными высказываниями. Значения высказываний: И ( истина), Л ( ложь). Составление сложных высказываний с помощью связок «и», «или», «если, то», «неверно, что».

Применять знания в области элементов математической логики, значение высказываний истины, лжи, отрицания

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

80

81

02.02

06.02

Высказывания со словами «неверно, что».


учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

82

07.02

Составные высказывания.-5 ч.

Составные высказывания. Логическая связка «или».

Постановка проблемной задачи о необходимости определения возможного порядка расстановки на полке трех книг. Совместный поиск решения этой задачи. Ознакомление с новым видом оформления решения задачи - составлением таблицы логических возможностей расстановки книг на полке.

Коллективное, а затем индивидуальное решение практических задач способом перебора возможных вариантов расположения предметов в соответствии с текстами задач. Самостоятельное составление таблиц логических возможностей.


Понимать «логические возможности»


Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

83

08.02

Составные высказывания. Логическая связка «и».

учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения

84

9.02

Составные высказывания. Логическая связка «если, то».

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

85

86

13.02

14.02

Упражнение в составлении сложных высказываний.

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

87

15.02

Задачи на перебор вариантов.-4 ч.

Проверочная работа по теме «Высказывания». Знакомство с задачами на перебор вариантов.




88

16.02

Составление таблицы возможностей

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


89

90

20.02

21.02

Практическое решение задач способом перебора вариантов.

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

91

22.02

Деление суммы на число. -3ч.

Деление суммы на число.

Коллективное обсуждение двух предложенных способов решения задачи, в результате которого учащиеся самостоятельно формулируют правило деления суммы на число, а затем применяют его при решении конкретных задач

Применять правило деления суммы на число,

использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

92

93

24.02

27.02

Решение задач с применением правила деления суммы на число.

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

94

28.02

Деление на1000,10000… -2ч

Свойство деления. Деление на 1000, 10000.

амостоятельное формулирование правил деления на 1000, 10000, 100000 по аналогии с правилами деления на 10 и 100.

Использование соответствующих умений для упрощения вычислений вида 6000:1200 ( сокращение частного).

Применять правила деления на 1000, 10000, 100000;

– правило невозможности деления на нуль


Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

95

01.03

Сокращение частного.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

96

02.03

Деление на однозначное число.-5ч. Деление на однозначное число. Алгоритм деления

Перенос алгоритма деления на однозначное число в пределах 1000 на область многозначных чисел. Предварительная оценка результата деления: определение числа цифр в частном.

Коллективное обсуждение порядка выполнения алгоритма. Тренировочные упражнения.Самоконтроль: проверка правильности выполнения деления двумя способами (с помощью умножения и с помощью деления). Использование в целях контроля микрокалькулятора

Выполнять деление многозначных чисел на однозначное число.

Находить способы проверки правильности вычислений

97

06.03

Автоматизация навыка деления на однозначное число.

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

98

7.03

Решение задач. Упражнение в делении на однозначное число.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


99

9.03

Закрепление навыка деления на однозначное число.

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

100

13.03

Контрольная работа №4 по теме: «Деление многозначного числа на однозначное. Деление на 10,100,1000…»

Применять знания самостоятельно


101

14.03

Итоговая контрольная работа за 3 четверть.


Применять знания самостоятельно

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

102

15.03

Деление на двузначное число.-4ч.

Деление на двузначное число. Алгоритм деления.

Перенос алгоритма деления на двузначное число в пределах 1000 на область многозначных чисел. Предварительное определение числа цифр в частном. Определение каждой цифры частного способом подбора (перебор и проверка цифр через одну, начиная с 5).

Коллективная и индивидуальная работа по формированию умений выполнять деление многозначного числа на двузначное.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Применять алгоритм письменного деления

на двузначное число.

Выполнять деление многозначного числа на двузначное


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

103

16.03

Упражнение в делении на двузначное число.


учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.



104

27.03

Закрепление навыка деления на двузначное числоПроверочная работа по теме: «Деление на двузначное число».


Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

105

28.03

Автоматизация навыка деления многозначного числа на двузначное.

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

106

29.03

Деление на трёхзначное число.-5ч.

Деление не трёхзначное число. Алгоритм деления.

Выполнение учебных действий по аналогии с теми, которые использовались при делении многозначного числа на двузначное число: предварительное определение числа цифр в частном, подбор каждой цифры частного.


Применять алгоритм письменного деления на трехзначное число.

Выполнять деление многозначного числа на двузначные и трехзначные числа

учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

107

30.03

Порядок действий. Деление на трёхзначное число.

Тренировочные упражнения. Действия самоконтроля и взаимоконтроля.

Постановка проблемной задачи: как разделить отрезок пополам, используя циркуль и линейку без шкалы. Рассмотрение и оценка трех предложенных решений, из которых только одно верно. Анализ выявленных ошибок.

Формирование алгоритма построения точки, являющейся серединой отрезка. Решение практических задач, связанных с делением отрезка на две равные части. Самоконтроль: проверка правильности построения середины отрезка (точки) с помощью линейки со шкалой. Применение изученного алгоритма в случаях деления отрезка на 4 и 8 равных частей.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


108

03.04


Автоматизация навыка деления на трёхзначное число.

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

109

110

111

04.04

05.04

06.04

Закрепление навыка деления на трёхзначное число.

Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки.-2ч.

Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки.


учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

Измерять длину отрезка и строить отрезки заданной длины


112

10.04

Решение практических задач, связанных с делением отрезка на две части.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


113

11.04

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х+5=7.

Решать равенства вида:

х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

114

12.04

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х · 5=15

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7, х • 5=15, х-5=7, х:5=15 при помощи графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


115

13.04

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х-5=7


учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

116

17.04

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х :5= 15


117

18.04

Решение задач с помощью равенств

учебно-коммуникативные:

- умения самостоятельно выполнять упражнения

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

118

19.04

Угол и его обозначение.—3 часа

Угол и его обозначение.

Постановка проблемной задачи, приводящей к необходимости введения обозначений углов буквами. Введение обозначения угла и чтение обозначения двумя способами.

Практическая работа: сравнение углов наложением.

Введение единицы величины угла - градуса - и ее обозначения знаком. Измерение величины угла в градусах с помощью транспортира. Построение угла заданной величины с помощью транспортира.

Сравнение углов по их градусным мерам.

Классификация углов по их величинах в градусах: острый, прямой, тупой. Умение находить на чертеже каждый вид угла и давать обоснования.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х=16, 8 • х=16, 8 - х=2, 8 : х=2 при помощи графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий.

Распознавать и изображать угол


Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

119

20.04

Единицы величины угла. Измерение величины угла.

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


120

24.04

Сравнение углов наложением.


учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

121

25.04

Виды углов.-2 часа

Виды углов.

Распознавать и изображать угол


122

26.04

Нахождение на чертеже каждого вида углов.

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

123

124

27.04

2.05


Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16,

8 · х = 16, 8 – х = 2,

8 : х = 2 -5 часов

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16.

Решать равенства вида:

8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2


учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.



125

126

03.05

04.05

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 · х = 16.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида:

8 – х = 2.


учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

127

10.05

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида:

8 : х = 2.


учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


128

11.05

Виды треугольников.-3 часа

Виды треугольников.

Классификация треугольников: а) по величинам их углов (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный);

б) по длинам их сторон (разносторонний, равнобедренный, равносторонний).

Практическая работа: определение вида треугольника с помощью чертежных инструментов.

Распознавать и изображать треугольники


учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

129

15.05

Определение вида треугольника.

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

130

16.05


Контрольная работа №6 по теме: «Письменные приёмы вычислений. Решение задач ».

Применять знания самостоятельно

131

132

17.05

18.05

Точное и приближённое значения величины. -3 часа

Точное и приближённое значение величины.

Приближённое значение величины.

Расширение знаний об измерениях величин.

Введение понятия о точности измерений с помощью различных приборов и инструментов. Сравнение результатов измерения массы одного и того же предмета с помощью безмена, торговых весов со стрелкой, электронных весов. Источники ошибок при измерении величины.


Называть единицы длины, массы, вместимости, времени.

Соотносить между собой единицы измерения

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.





133

22.05

Построение отрезка, равного данному.-

Построение отрезка равного данному с помощью циркуля и линейки. Упражнения в построение отрезков

Обсуждение и решение проблемной задачи: как, не измеряя длину отрезка (величину угла), построить отрезок (угол), равный данному, с помощью циркуля и линейки (без шкалы). Усвоение алгоритмов, тренировка. Самоконтроль: проверка правильности построения фигур измерением длины отрезка и величины угла.

Распознавать и изображать отрезки

с помощью циркуля и линейки

учебно-интеллектуальные:

- классификация;

- обобщение.


Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

134-136

23.05

24

.25

. Контрольная работа №7 по теме: «Построение отрезков ».

Применять полученные знания в работе

учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

- классификация;

- обобщение.


Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к мнению других.

Самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности


































Приложение 1





Характеристика контрольно-измерительных материалов.

Примерное распределение КИМ по четвертям (возможны коррективы):

КИМ

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

год

Тесты

-

-

-

1

1

Сам.раб./Провер. раб.

1

2

1

1

5

Контр.раб.

2

2

1

2

7

Матем. дикт

2

1

1

1

5

Комплексная итоговая работа





1

Итого:

5

5

3

5

19



1