«Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ / Боровинская Е.В./ 28.08.2015 года | «Согласовано» Руководитель ШМО _______ /Елишева Т.С./ Протокол №1 от 27.08.2015 года | «Утверждаю» Директор МАОУ ОСОШ №1 __________ /Казаринова Е.В./ Приказ № от 31. 08.2015года |
Рабочая программа
математике
учителя начальных классов
Беккер Веры Адамовны
3 «А» класс
УМК «Школа 2100», разработанный под редакцией Т.Е. Демидова
Учебник «Математика», авторы Т.Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких
136 часов
2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основании следующих документов:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 (редакция от 31.01.2012 года) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа Минобразования России от 09.03.2004 года (в редакции от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Учебного плана МАОУ ОСОШ №1, утвержденного приказом по школе №119 от 08.06.20015года, на 2015 -2016 учебный год;
Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин МАОУ ОСОШ№1, утвержденного приказом по школе №115 – ОД от 30.04. 2014 года
Пояснительная записка
Рабочая программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике в 3 классе сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета. Учащийся должен уметь:
Использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
Читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
Формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
Работать в соответствии с заданными алгоритмами;
Узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
Вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовывать ее в удобные для изучения и применения формы.
В соответствии с этими целями ставятся задачи:
создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы для дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и универсальных учебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представления о идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Общая характеристика учебного предмета:
Назначение предмета «Математика» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний для решения практических жизненных задач, а также обеспечить языковое и речевое развитие ребенка через первоначальное овладение математическим языком.
Курс «Математика» в начальной школе является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково – символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Место учебного предмета:
В соответствии с учебным планом МАОУ ОСОШ №1 программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3 классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см³, дм³, м³), массы (кг, центнер), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
находить значения выражений в 2–4 действия;
использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
определять время по часам с точностью до минуты;
сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
использовать при решении различных задач знание формулы пути;
использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;
находить долю от числа, число по доле;
решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
находить значения выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b при заданных значениях переменных;
решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а ± х b.
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а − х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а − х = с : b; х : а = с ± b;
использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
вычислять объём параллелепипеда (куба);
вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;
выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
строить окружность по заданному радиусу;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
выделять из множества параллелепипедов куб;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;
составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.
Содержание учебного предмета
Повторение и обобщение материала, изученного во 2 классе -9 ч.
Числа и операции над ними.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.
Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Решение простых и составных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Моделирование задач.
Внетабличное умножение и деление - 25 ч.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент.
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Дробные числа. (12ч.)
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Числа от 1 до 1 000 (10ч.)
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 (26ч.)
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 1000 (24ч.)
Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Изменение положения плоских фигур на плоскости.
Элементы алгебры.
Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b.
Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х b; а ± х b.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b и т.д.
Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.
Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.
Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.
Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».
Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.
Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.
*Круговые диаграммы.
Занимательные и нестандартные задачи.
Уникурсальные кривые.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
*Задачи на принцип Дирихле.
Арифметические действия над числами в пределах 1000 (19 ч.)
Итоговое повторение и обобщение изученного в 3 классе (10ч.).
Тематическое планирование по математике – 4 часа в неделю, 136 часов в год.
№ | | | Основное содержание учебных тем | Основные виды учебной деятельности |
Повторение и обобщение материала, изученного во 2 классе - 9 ч. |
1 | | | Путешествие 1. Необитаемый остров. | - записывать и читать числа в пределах 100; - знать и использовать при объяснениях последовательность чисел в пределах этого отрезка натурального ряда; - знать и использовать при объяснениях состав двузначных чисел от 11 до 100 из разрядных слагаемых - понимать смысл всех четырех арифметических действий, знать, как связаны между собой действия сложения, вычитания, умножения, деления, пользоваться этими знаниями. - выполнять устное и письменное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 100 - использовать знания о нахождении неизвестного компонента действий при проверке результата |
2 | | | Нумерация. |
3 | | | Сложение и вычитание чисел |
4 | | | Умножение и деление чисел. |
5 | | | Арифметические действия над числами. |
6 | | | Дерево выбора. |
7 | | | Решение задач. |
8 | | | Входная контрольная работа №1 |
9 | | | Работа над ошибками. Решение задач. |
Раздел 1. Числа от 1-100 |
Внетабличное умножение и деление (25ч.) |
10 | | | Путешествие 2. Один дома. | - сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: массе, длине, объему - знать соотношения между изученными единицами измерения и уметь совершать переход от одних единиц к другим - соотносить задачу с выражением, схемой, краткой записью. - различать и называть изученные объемные тела: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр; - находить объем прямоугольного параллелепипеда (куба); - находить значения выражений вида а±b; а- b; а : b при заданных значениях переменных; - решать уравнения вида х ± а = с ± b; а - х = с ± b; х ± а = с • b; а- х = с : b; х : а = с±b на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий; - использовать заданные уравнения при решении текстовых задач - знать и использовать приемы внетабличного умножения и деления ( в том числе деление с остатком) - знать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы, сочетательное свойство умножения и самостоятельно использовать их для рациональных вычислений решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур; выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники; строить окружность по заданному радиусу или диаметру; |
11 | | | Параллелепипед и куб. |
12 | | | Объем прямоугольного параллелепипеда. Кубический см. |
13 | | | Кубический дм. Кубический метр. |
14 | | | Сочетательное свойство умножения. |
15 | | | Умножение однозначного числа на двузначное число, запись которого оканчивается нулём. |
16 | | | Деление чисел, запись которых оканчивается нулём. |
17 | | | Арифметические действия над числами. |
18 | | | Умножение суммы на число |
19 | | | Умножение двузначного числа на однозначное |
20 | | | Арифметические действия над числами. |
21 | | | Деление суммы на число. |
22 | | | Арифметические действия над числами. |
23 | | | Деление двузначного числа на однозначное. |
24 | | | Арифметические действия над числами |
25 | | | Решение задач |
26 | | | Деление двузначного числа на двузначное |
27 | | | Решение задач |
28 | | | Арифметические действия над числами. |
29 | | | Деление с остатком |
30 | | | Арифметические действия над числами. |
31 | | | Контрольная работа №2 |
32 | | | Работа над ошибками. Решение задач |
33 | | | Арифметические действия над числами. |
34 | | | Арифметические действия над числами. |
Доли (12ч.) |
35 | | | 1. Путешествие 3. День рождения. Доли. | находить долю от числа, число по доле; - знать соотношения между изученными единицами измерения времени и уметь совершать переход от одних единиц к другим - читать записанное с помощью букв простейшее выражение - устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов - самостоятельно находить и объяснять решение задач в 2 -3 действия - решать неравенства с одной переменной способом подбора - строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданным в таблице значениям |
36 | | | Нахождение доли числа. |
37 | | | Сравнение долей |
38 | | | Нахождение числа по доле |
39-40 | | | Решение задач |
41 | | | Единица времени – минута |
42 | | | Единица времени – секунда |
43 | | | Сутки |
44 | | | Неделя |
45 | | | Контрольная работа №3 |
46 | | | Работа над ошибками . Линейные и столбчатые диаграммы |
Раздел 2. Числа от 1 до 1000. |
Нумерация чисел 1 -100 (10ч.) |
47 | | | Путешествие 4. Лыжная прогулка. | -уметь записывать, читать и сравнивать числа от 1 до 1000; -знать последовательность чисел в пределах этого отрезка натурального ряда; - знать состав двузначных чисел от 11 до 1000 из разрядных слагаемых. -понимать смысл всех четырех арифметических действий, знать, как связаны между собой действия сложения и вычитания, умножения и деления; -знать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, умножения и деления, понимать формулировки, связанные с использованием изученных терминов, использовать их при объяснении своих действий над числами; |
48 | | | Счёт сотнями. Тысяча. |
49 | | | Умножение числа 100 Умножение и деление на 100 |
50 | | | Единица длины. Миллиметр |
51 | | | Трёхзначные числа |
52 | | | Сравнение трёхзначных чисел |
53 | | | Трёхзначные числа |
54 | | | Единицы массы. Центнер |
55 | | | Контрольная работа №4 |
56 | | | Работа над ошибками. Трехзначные числа. |
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 (26 ч.) | |
57- 61 | | | Сложение и вычитание 3-значных чисел | понимать смысл всех четырех арифметических действий, знать, как связаны между собой действия сложения и вычитания, умножения и деления; -знать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, умножения и деления, понимать формулировки, связанные с использованием изученных терминов, использовать их при объяснении своих действий над числами; -выполнять устное и письменное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 100; -знать, как можно найти неизвестный компонент действия, если известны другой компонент и результат действия, использовать эти знания при проверке результатов действий; -выполнять умножение и деление с 0, 1, 10; -знать переместительное и сочетательное свойство суммы, правило вычитания числа из суммы и суммы из числа и самостоятельно использовать их для рационализации вычислений (эти знания должны проявляться в умении самостоятельно выбирать рациональные приемы вычислений в каждом случае и объяснять их на возможном для ребенка уровне). - Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования. |
62 | | | Пересечение геометрических фигур |
63 | | | Путешествие 5. Спортивный лагерь |
64 | | | Группы предметов. Множество. Элемент множества |
65 | | | Способы задания множеств |
66 | | | Подмножество |
67 | | | Высказывания со словами «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый» |
68 | | | Пересечение множеств |
69 | | | Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые». |
70 | | | Объединение множеств |
71 | | | Контрольная работа №5 |
72 | | | Работа над ошибками |
73 | | | Решение задач |
74 | | | Сложение 3-значных чисел в столбик |
75 | | | Вычитание 3-значных чисел в столбик |
76 | | | Решение задач |
77 | | | Решение неравенств |
78 | | | Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик |
79 | | | Контрольная работа №6 |
80 | | | Работа над ошибками |
81 | | | Решение неравенств |
82 | | | Арифметические действия над числами |
| Умножение и деление чисел в пределах 1000 (23ч.) |
83 | | | Умножение и деление трехзначных чисел | Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания. различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования; читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов; строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданным в таблице значениям; - решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов. решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление); – выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком); – выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100; – выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100, и письменное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в остальных случаях; – выполнять проверку вычислений; |
84 - 86 | | | Умножение и деление чисел |
87 | | | Решение задач |
88 | | | Алгоритмы с повторением (циклом) |
89 | | | Решение задач |
90 -91 | | | Решение уравнений |
92 -93 | | | Решение задач и уравнений |
94-99 | | | Умножение трехзначных чисел в столбик |
100 -103 | | | Деление трехзначных чисел на однозначное |
104-105 | | | Умножение и деление чисел |
106 | | | Контрольная работа №7 |
107 | | | Работа над ошибками. Решение задач |
|
108 | | | Путешествие 6. Последний звонок и летние каникулы. | – использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений; – читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компоненты; – решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели); – находить значения выражений в 2–4 действия; – вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул; – решать уравнения вида а ± х = b; а • х = b; а : х = b на основе зависимости между компонентами и результатами действий; – строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон; – сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения; – определять время по часам с точностью до минуты; – сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему; – устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
|
109 | | | Запись чисел римскими цифрами. |
110 | | | Календарь |
111 | | | Меры времени - век |
112 | | | Меры длины. Километр. |
113 | | | Скорость движения |
114- 115 | | | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния |
116- 119 | | | Решение задач |
120 | | | Контрольная работа №8 |
121 | | | Работа над ошибками |
122 | | | Треугольники |
123- 124 | | | Арифметические действия над числами |
125 | | | Контрольная работа №9 (итоговая работа за 3 класс). |
126 | | | Работа над ошибками |
Повторение и обобщение изученного в 3 классе (10ч.) |
127 -136 | | | | -Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. (П) - знать соотношения между изученными единицами измерения и уметь совершать переход от одних единиц к другим - соотносить задачу с выражением, схемой, краткой записью. - различать и называть изученные объемные тела: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр; - находить объем прямоугольного параллелепипеда (куба); – решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели); – находить значения выражений в 2–4 действия; – вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул; – решать уравнения - определять время по часам с точностью до минуты |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса:
Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких Математика. Учебник для 3-го класса: в 3-х частях / - М. : Баласс, 2012. - (Образовательная система «Школа 2100»),
Контрольные работы к учебнику «Математика» («Моя математика»). С. А. Козлова, А. Г. Рубин, 3-й класс. - М. : Баласс, 2013. - (Образовательная система «Школа 2100»).
Дидактический материал к учебнику «Математика» для 3 класса Т.Е.Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких .– М.: Баласс, 2013. -(Образовательная система «Школа 2100»).
Козлова С.А., Рубин А.Г. Моя математика. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2012.
Технические средства обучения:
Наглядные пособия:
Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты – заместители)
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы)
Оборудование для мультимедийных демонстраций:
Календарно – тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся. | Домашнее задание |
По плану | По факту |
| .Раздел 1. Числа от 1 до 100. | |
1 | | | Нумерация | 1 | Прогнозировать результат вычисления. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения и деления). | С 5 №9 |
2. | | | Сложение и вычитание чисел. Повторение и закрепление знаний. | 1 | С 7 №7 |
3. | | | Сложение и вычитание чисел | 1 | С 9 №7,8 |
4. | | | Умножение и деление чисел | 1 | С 11№8 |
5. | | | Арифметические действия над числами | 1 | С 13№8 |
6 | | | Повторение табличных случаев умножения и деления. | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 15 №7 |
7 | | | Арифметические действия над числами. Повторение и обобщение. | 1 | Исследовать ситуации, требующие сравнения величин. Характеризовать явления и события с использованием величин. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами. | С 17 №6,7 |
8 | | | «Дерево выбора». Математический диктант. | 1 | С 19 №4 |
9 | | | Решение задач | 1 | С 21№7 |
10 | | | Контрольная работа №1 по теме «Повторение» | 1 | |
11 | | | Работа над ошибками. Параллелепипед и куб | 1 | Понимать информацию. Использовать информацию для установления причинно- следственных связей. | С 25№6 |
12 | | | Объём прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр. | 1 | С 27№6 |
13 | | | Кубический дециметр. Кубический метр. Самостоятельная работа | 1 | С 29№4 |
14 | | | Сочетательное свойство умножения | 1 | С 31№5 |
15 | | | Умножение однозначного числа на двузначное число, запись которого оканчивается нулём | 1 | С 33№9 |
16 | | | Деление чисел, запись которых оканчивается нулём | 1 | С 35№9 |
17 | | | Арифметические действия над числами (повторение и обобщение). Тест | 1 | Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. | С 36№7 |
18 | | | Умножение суммы на число | 1 | С 39№7 |
19 | | | Умножение двузначного числа на однозначное. Умножение однозначного числа на двузначное. | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 41№5 |
20 | | | Арифметические действия над числами (повторение) | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | С 43№9 |
21 | | | Деление суммы на число | 1 | С 45№8 |
22 | | | Арифметические действия над числами (обобщение) | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 47№8 |
23 | | | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | С 49№6 |
24 | | | Арифметические действия над числами (обобщение) | 1 | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. | С 51№9 |
25 | | | Решение задач. Самостоятельная работа | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 52№6 |
26 | | | Деление двузначного числа на двузначное. | 1 | Характеризовать свойства геометрических фигур Сравнивать геометрические фигуры по величине | С 55№7 |
27 | | | Решение задач. Математический диктант. | 1 | С 57№7,8 |
28 | | | Арифметические действия над числами (обобщение) | 1 | С 59№8 |
29 | | | Деление с остатком практическим способом | 1 | С 61 №4 |
30 | | | Деление с остатком аналитическим способом | 1 | С 63 №6,7,8 |
31 | | | Деление с остатком, когда делимое меньше делителя | | | С 65 №8 |
32. | | | Деление с остатком, когда частное ищется подбором. Самостоятельная работа | 1 | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам и разрядам Наблюдать закономерность числовой последовательности. | С 67 №6 |
33 | | | Арифметические действия над числами, пропедевтика линейной диаграммы | 1 | С 68 №6 |
34 | | | Арифметические действия над числами, решение задач | 1 | С 71 №7 |
35 | | | Контрольная работа за 1 четверть по теме «Внетабличное умножение и деление двузначных чисел» | 1 | Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины. | |
36 | | | Работа над ошибками. Арифметические действия над числами (обобщение) | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 73 №9 |
37 | | | Доли | 1 | Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера | С 77 №5, 6 |
38. | | | Нахождение доли числа | 1 | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам и разрядам Наблюдать закономерность числовой последовательности. | С 79 №7 |
39. | | | Сравнение долей. Тест | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. | С 81 №7 |
40. | | | Нахождение числа по доле | 1 | С 83 №7,8 |
41. | | | Решение задач. Магические квадраты. | 1 | С 85 №7,8,9 |
42. | | | Решение задач с пропорциональными величинами | 1 | С 87 №7,8 |
43. | | | Единица времени – минута. Математический диктант. | 1 | С 89 №6,7 |
44. | | | Единица времени – секунда | 1 | С 91 №7,8 |
45. | | | Сутки. Неделя. | 1 | С 93 №5 С 95 №7 |
46. | | | Контрольная работа №2 по теме «Доли и единицы времени» | 1 | Прогнозировать результат вычисления | |
| Раздел 2. Числа от 1 до 1000 | |
47. | | | Работа над ошибками. Счёт сотнями. Тысяча | 1 | Находить геометрическую величину разными способами. Использовать различные инструменты для проведения измерений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Прогнозировать результат вычисления | С 9 №6,7,8 |
48. | | | Умножение числа 100. Умножение и деление на 100 | 1 | С 11 №12 |
49. | | | Единицы длины. Миллиметр | 1 | С 13 №10 |
50. | | | Чтение трёхзначных чисел | 1 | С 15 №7 |
51. | | | Запись, представление в виде разрядных слагаемых трёхзначных чисел | 1 | С 17 №8 |
52. | | | Сложение и вычитание трёхзначных чисел (один из компонентов – разрядное слагаемое) | 1 | С 19 №8 |
53. | | | Сравнение трёхзначных чисел. Математический диктант. | 1 | Планировать решение задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. | С 21 №9 |
54. | | | Трёхзначные числа (обобщение знаний) | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. | С 23 №7 |
55. | | | Единицы массы. Центнер | 1 | С 25 №8 |
56. | | | Контрольная работа за 2 четверть по теме « Трёхзначные числа» | 1 | |
57. | | | Работа над ошибками. Сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 100 | 1 | С 27 №8 |
58. | | | Сложение и вычитание круглых трёхзначных чисел. | 1 | С 29 №7 |
59 | | | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Решение задач | 1 | С 31 №9 |
60. | | | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Систематизация и закрепление. | 1 | С 33 №8 |
61. | | | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | 1 | |
62. | | | Работа над ошибками. Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Повторение и обобщение | 1 | С 35 №7,8 |
63. | | | Пересечение геометрических фигур | 1 | С 37 №9 |
64. | | | Группы предметов. Множество. Элементы множества | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 43 №7,8 |
65. | | | Способы задания множеств | 1 | Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера | С 45 №8 |
66. | | | Подмножество Тест. | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный | С 47№8 |
67. | | | Высказывания со словами «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый» | 1 | Находить геометрическую величину разными способами. Использовать различные инструменты для проведения измерений. | С 49 №6,7 |
68. | | | Пересечение множеств. | 1 | С 51 №9 |
69. | | | Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые» | 1 | С 53 №7,8 |
70 | | | Объединение множеств. Математический диктант. | 1 | С 55 №6 |
71. | | | Решение задач с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств» | 1 | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный | С 57 №7,8 |
72. | | | Контрольная работа №3 по теме «Устное сложение и вычитание трёхзначных чисел, множества» | 1 | Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия | |
73. | | | Работа над ошибками. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик | 1 | С 59 №8 |
74. | | | Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с проверкой | 1 | С 61 №7,8 |
75 | | | Решение задач. Самостоятельная работа. | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 63 №6 |
76. | | | Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик, систематизация и повторение | 1 | Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия | С 65 №7,8,9 |
77. | | | Решение задач «на взвешивание» | 1 | С 67 №6 (б) |
78. | | | Решение неравенств | 1 | С 69 №5 |
79. | | | Решение неравенств путём подбора значений переменной | 1 | С 71 №8,9 |
80. | | | Решение неравенств. Формирование представлений о прямоугольном треугольнике. | 1 | С 73 №4 |
81. | | | Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел, решение неравенств» | 1 | Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | |
82. | | | Работа над ошибками. Умножение и деление трёхзначных чисел | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 75 №6 (б) |
83. | | | Алгоритм устных приёмов умножения и деления чисел | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 77 №7 |
84. | | | Умножение и деление чисел, систематизация и повторение | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 79 №7,8 |
85. | | | Умножение и деление чисел, закрепление. Тест | 1 | Составлять алгоритм выполнения задания | С 81 №7 |
86. | | | Решение задач, сопоставление текстов задач и уравнений. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 83 №6,7 |
87 | | | Алгоритмы с повторением (циклом) | 1 | Находить геометрическую величину разными способами. | С 85 №4 |
88. | | | Решение задач, обобщение изученного. | | Прогнозировать результат вычисления | С 87 №8 |
89. | | | Контрольная работа №5 по теме «Устное умножение и деление трёхзначных чисел» | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | |
90 | | | Работа над ошибками. Решение уравнений | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 89 №6,7 |
91. | | | Решение задач и уравнений | 1 | Находить геометрическую величину разными способами. Использовать различные инструменты для проведения измерений. | С 91 №7 |
92. | | | Решение задач и уравнений | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 93 №4 |
93. | | | Составление уравнений. Математический диктант. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 95 №5,6 |
94. | | | Умножение трёхзначных чисел на однозначное число. | 1 | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Исследовать ситуации, требующие сравнения величин. Характеризовать явления и события с использованием величин. | С 3 №6 |
95. | | | Умножение трёхзначных чисел на однозначное число с одним переходом через разряд. | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости | С 5 №9 |
96. | | | Умножение трёхзначных чисел в столбик, систематизация и обобщение. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 7 №8 |
97. | | | Умножение трёхзначных чисел в столбик, повторение. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 9 №7 |
98. | | | Деление трёхзначных чисел на однозначное число, когда каждое разрядное слагаемое делится на это число. | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости | С 11 №7,8 |
99. | | | Деление трёхзначных чисел на однозначное число, когда не каждое разрядное слагаемое делится на это число. Самостоятельная работа | 1 | Понимать информацию. Использовать информацию для установления причинно- следственных связей. Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 13№9 |
100. | | | Деление трёхзначных чисел на однозначное число, систематизация и закрепление. | 1 | С 15 №7 |
101. | | | Умножение и деление чисел. Решение задач | 1 | С 17№8 |
102. | | | Умножение и деление чисел. Решение задач, повторение. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 19№6(б) |
103. | | | Контрольная работа за 3 четверть по теме: «Умножение и деление в пределах 1000» | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости | |
104. | | | Работа над ошибками. Решение задач, закрепление. | 1 | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Исследовать ситуации, требующие сравнения величин. Характеризовать явления | С 21 №6 |
105. | | | Запись числа римскими цифрами | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 25№8 |
106. | | | Календарь | 1 | Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера | С 27№8 |
107. | | | Календарь, события и случайные эксперименты. | 1 | Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру) . | С 29№6 |
108. | | | Меры времени. Век | 1 | С 31 №6 |
109. | | | Контрольная работа №6 по теме «Меры времени» | 1 | Прогнозировать результат вычисления. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (умножения, деления). | |
110. | | | Работа над ошибками. Меры длины. Километр | 1 | С 33№7,8 |
111. | | | Скорость движения. Математический диктант. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 35 №6,7 |
112 | | | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | С 37 №7,8 |
113. | | | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. Формула движения. | 1 | Планировать решение задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения задач. Понимать информацию. Использовать информацию для установления причинно- следственных связей. | С 39№5,6 |
114. | | | Решение задач на нахождение площади прямоугольника | 1 | С 41№7,8 |
115. | | | Решение задач с помощью схемы | 1 | С 43 №7 |
116. | | | Решение задач с помощью столбчатой диаграммы | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 45 №5 |
117. | | | Итоговая контрольная работа за год | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. | |
118 | | | Работа над ошибками. Решение задач с помощью уравнений | 1 | Прогнозировать результат вычисления. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия Моделировать изученные арифметические зависимости | С 47 №7 |
119. | | | Решение задач со случайными экспериментами | 1 | С 49 №4 |
120. | | | Решение логических задач | 1 | С 51№6 |
121. | | | Треугольники. Математический диктант. | 1 | Прогнозировать результат вычисления. | С 53 №6 |
122. | | | Виды треугольников | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости | С 55№5 |
123. | | | Треугольники; арифметические действия над числами | 1 | Приобретать опыт создания и использования простейших алгоритмов. | С 57 №7,8 |
124. | | | Треугольники. Деление – обратное действие умножению | 1 | С 59 №7 |
125 | | | Треугольники. Решение задач. | 1 | Моделировать изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | С 59№7 |
126. | | | Контрольная работа за 4 четверть по теме «Решение задач» | 1 | |
127. | | | Работа над ошибками. Решение неравенств | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 61 №6 |
128. | | | Нумерация. | 1 | Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера | С 62№6 |
129. | | | Арифметические действия над числами. Сложение и вычитание. | 1 | Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия. | С 64№10 |
130. | | | Арифметические действия над числами. Умножение и деление | 1 | . Находить геометрическую величину разными способами. Использовать различные инструменты для проведения измерений. Понимать информацию. Использовать информацию для установления причинно- следственных связей. | С 66 №10 |
131 | | | Сложение, вычитание, умножение и деление. Тест. | 1 | Прогнозировать результат вычисления | С 68 №4 |
132 | | | Величины и геометрические фигуры | 1 | Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера | С 71 №14 |
133 | | | Комбинаторные задачи | 1 | Планировать решение задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Использовать геометрические образы в ходе решения задачи. | С 74 №8 |
134 | | | Логические задачи | 1 | С 76№20,21 |
135 | | | Нестандартные и занимательные задачи | 1 | С 78№10,11,12 |
136 | | | Любителям математики | 1 | |