_______________ Небогин А.В.
«____» ________________ 20___г.
2017г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Сольфеджио» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно - цикловой комиссии педагогики, психологии и частных методик.
Протокол №__________ от «________» ______________________ 2017 г.
Председатель предметно - цикловой комиссии _______________________ (Минаева О.В.)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в рамках специальности 050130 Музыкальное образование на базе среднего (полного) общего образования, на базе основного общего образования.
– изучение двух, трех, четырехголосных примеров из нотной литературы различных эпох;
– раскрытие их творческого потенциала.
- дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.
- точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;
- анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;
- транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху.
- самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов: | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Лад, ладовые тяготения; устои с опеванием. Тональность, работа с камертоном. | | 6 | |
Тема 1.1. Диатоника. Мажор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Место и роль учебной дисциплины «Сольфеджио» в системе профессиональной подготовки учителя музыки и музыкального руководителя. Знакомство с камертоном. Настройка по камертону в мажорных тональностях до четырех знаков. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Интонирование T35 мажорных тональностей до 4 знаков. Пение в них звукорядов, гамм |
Тема 1.2. Диатоника. Минор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Ладовые тяготения. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Настройка по камертону в минорных тональностях до четырех знаков. Пение тонических трезвучий и звукорядов натуральных миноров и их ступеней вразбивку. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Интонирование звуков минорного тонического трезвучия в восходящем и нисходящем движении. |
Тема 1.3. Три вида мажора и минора. Их тетрахорды. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия: | |
1. | Настройка по камертону тональностей до четырех знаков. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Интонирование 3 видов мажора и минора от всех белых клавиш |
Раздел 2. Размер. Такт. Группировка длительностей. | | 6 | |
Тема 2.1. Простые размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Объяснение темы | |
Практические занятия: |
1. | Сольмизация с тактированием в простых размерах. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Пение гамм мажора и минора 3-х видов в восходящем и нисходящем движении и фрагментами в тональностях до 4 -х знаков |
Тема 2.2. Сложные и смешанные размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. Ритмические диктанты. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Сольмизация с тактированием в сложных и смешанных размерах |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Пение звукорядов гамм различных ритмических вариантах. |
Раздел 3. Сольфеджирование одноголосия a capella с тактированием. | | 6 | |
Тема 3.1. Секвенцирование: диатоническое и хроматическое. Понятия: звено, шаг, направление секвенции. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Объяснение темы | |
Практические занятия |
1. | Пение одноголосных секвенций |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Пение секвенции |
Тема 3.2. Транспонирование выученных мелодий. Различные способы транспозиции. Чтение с листа с транспонированием. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Транспонирование знакомых мелодий. |
2. | Транспонирование с листа несложных мелодий с простым ритмическим рисунком в тональностях до двух знаков. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Написание самодиктантов детских песен и их устное транспонирование |
Раздел 4. Диатонические интервалы: интонирование, слуховой анализ. | | 8 | |
Тема 4.1. Интонирование диатонических интервалов от звука с последующим разрешением их в разные тональности. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение диатонических интервалов вразбивку от различных звуков. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Пение диатонических интервалов вразбивку от всех белых клавиш. |
Тема 4.2. Слуховой анализ интервалов и интервальных цепочек в ладу. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Определение на слух диатонических интервалов в ладу |
2. | Определение на слух несложных интервальных последовательностей. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Пение диатонических интервалов вразбивку от всех белых клавиш. |
Тема 4.3. Слуховой анализ интервалов вне лада. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Определение на слух интервалов вне лада. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Сочинить 3 мелодии (по 8 тактов), начинающиеся с широких интервалов. |
Раздел 5. Аккорды: интонирование, слуховой анализ. | | 14 | |
Тема 5.1. Трезвучия и их обращения в тональности. Интонирование. Слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Разрешение трезвучий в ладу. Пение главных и побочных трезвучий и их обращений |
2. | Определение на слух гармонических последовательностей из трезвучий и их обращений. Запись несложных гармонических последовательностей |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Определение на слух с аудиокассеты или СД гармонических последовательностей из трезвучий и их обращений |
Тема 5.2. Доминантсептаккорд и его обращения в тональности. Интонирование и слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение доминантсептаккорда (D7) и его обращений. |
2. | Определение на слух D7 и его обращений |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Пение Д7 и его обращений вразбивку в тональностях до 5 знаков. |
Тема 5.3. Вводные септаккорды (2 вида) в тональности и от звука. Интонирование и слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение вводных септаккордов и их обращений с разрешением в тонику. Определение на слух вводных септаккордов и их обращений |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Пение вводных септаккордов в тональностях до 5 знаков. |
Тема 5.4. Септаккорд II ступени (2 вида) в тональности и от звука. Интонирование и слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение септаккордов II ступени и их обращений |
2. | Определение на слух септаккордов II ступени и их обращений. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Пение септаккордов второй ступени в тональностях до 5 знаков. |
Тема 5.5. Аккордовые цепочки: интонирование и слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение гармонических последовательностей в тональностях до 4 - 5 знаков |
2. | Определение на слух последовательностей аккордов |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Пение заданных гармонических последовательностей |
Раздел 6. Двухголосие: сольфеджирование, слуховой анализ. | | 8 | |
Тема 6.1. Сольфеджиро- вание двухголосия a capella. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение двухголосных примеров. |
2. | Чтение двухголосия с листа. | |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Определение на слух с СД или аудиокассет последовательностей аккордов |
Тема 6.2. Запись двухголосного диктанта. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Предварительный анализ типа двухголосия в диктанте. |
2. | Определение на слух с 2-3 проигрывании интервальных последовательностей в ладу и в не лада. | |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Запись с аудио или СД 2-х одноголосных музыкальных диктантов. |
Тема 6.3. Секвенцирование двухголосных мотивов с метро-ритмическими сложностями. Использование пунктирного ритма и синкоп. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение двухголосных секвенций |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Сочинить мелодию на заданную аккордовую последовательность. |
Раздел 7. Работа в тональностях до семи знаков. | | 4 | |
Тема 7.1. Две пары тритонов с разрешением: интонирование, слуховой анализ. Характерные интервалы с разрешением. | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение двух пар тритонов. Определение тритонов на слух. |
2. | Пение характерных интервалов. |
3. | Определение характерных интервалов на слух. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Сочинить 2-й голос к двум заданным мелодиям. |
Раздел 8. Сольфеджирование песен дошкольного, школьного репертуара и несложных романсов с аккомпанементом. | | 8 | |
Тема 8.1. Чтение с листа несложных детских песен с аккомпанементом. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение по нотам сольфеджио под собственный аккомпанемент. |
2. | Пропевание мелодии песни сольфеджио с тактированием. | |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Спеть по нотам сольфеджио песни Шаинского из мультфильма «Крокодил Гена» под собственный аккомпанемент. |
Тема 8.2. Чтение с листа несложных романсов с аккомпанементом. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение романсов по нотам сольфеджио под собственный аккомпанемент. |
2. | Пропевание мелодии песни сольфеджио с тактированием. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Пение романса по выбору по нотам сольфеджио под собственный аккомпанемент. |
Тема 8.3. Транспонирование мелодий знакомых песен по слуху на фортепиано. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пропевание мелодии песни сольфеджио с тактированием. Исполнение её на фортепиано в другой тональности. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Пение романсов А. Варламова со словами под собственный аккомпанемент. |
Раздел 9. Аккорды в 4-хголосном изложении в тесном и широком расположениях в разных мелодических положениях. | | 10 | |
Тема 9.1. Четырехголосное расположение трезвучий: интонирование, слуховой анализ. Приёмы соединения. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение мажорного и минорного трезвучий и их обращений в разных расположениях и мелодических положениях. |
Контрольные рабоьы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Записать 4-хголосные цепочки из 6 - 7 пройденных аккордов с аудиокассет или СД. |
Тема 9.2. Виды малых септаккордов с обращениями: интонирование, слуховой анализ. | Содержание учебного материала. | 1 | 2 |
Практические занятия. | |
1. | Пение малого мажорного, малого минорного, малого с ум. 5 септаккордов в разных расположениях и мелодических положениях. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Петь малые септаккорды от всех белых клавиш и их обращения. |
Тема 9.3. Доминантсептаккорд с обращениями в разных мелодических положениях: интонирование, слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение Д7 и его обращений в разных расположениях. и мелодических положениях в тональности с разрешением. |
2. | Пение Д7 и мелодических положениях в тональности с разрешением. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 9.4. Вводные септаккорды с обращениями: интонирование, слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение вводных септаккордов и их обращений |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Петь вводные септаккорды в 6 позициях в тональностях до 5 знаков с разрешением. |
Тема 9.5. Септаккорд II ступени с обращениями: интонирование, слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение септаккорда II ступени и его обращений. |
2. | Пение септаккорда II ступени и его обращений в разных тональностях. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | - |
Раздел 10. Сольфеджирование одноголосия с интонационными и метроритмическими трудностями с последующим анализом закономерностей музыкального синтаксиса. | | 10 | |
Тема 10.1. Одноголосие с отклонениями. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Сольфеджирование одноголосия с отклонениями с тактированием «a capella», хором и соло |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Записать самодиктант песни Е. Крылатова «Крылатые качели», гармонизовать его и петь сольфеджио под собственный аккомпанемент. |
Тема 10.2. Одноголосие с модуляцией. Подбор аккомпанемента. | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
Практические занятия | |
1. | Подбор аккомпанемента к одноголосию. |
2. | Подбор аккомпанемента к одноголосию с модуляцией и пение его с фортепиано. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | - |
Тема 10.3. Одноголосие с сопоставлением. Подбор Аккомпанемента. | Содержание учебного материала | 1 | 3 |
Практические занятия | |
1. | Подбор аккомпанемента к одноголосию с сопоставлением и пение его с фортепиано. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Петь модулирующие последовательности из 7 - 8 аккордов. |
Тема 10.4. Одноголосие с метроритмическими трудностями. Отработка дирижеских схем тактирования. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Сольмизация одноголосных примеров. |
2. | Сольмизация одноголосных примеров с тактированием. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | - |
Тема 10.5. Одноголосие в ладах народной музыки. Строение ладов народной музыки. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Сольфеджирование одноголосия в различных диатонических ладах соло и хором |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Петь звукоряды ладов народной музыки от всех белых клавиш. |
Раздел 11. Сольфеджирование многоголосия. Анализ многоголосия по горизонтали и вертикали. | | 6 | |
Тема 11.1. Двух- и трехголосие полифонического склада. Сольфеджирование ансамблем a capella и соло с фортепиано. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение двух- и трехголосных канонов группой, дуэтами. |
2. | Пение двух- и трехголосных канонов группой, дуэтами, терцетами. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Петь канон Бетховена (№69 из трёхголосия Калмыкова и Фридкина.) Петь один голос, а другие играть. |
Тема 11.2. Чтение с листа двух- и трехголосных примеров. | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Чтение с листа всей группой. |
2. | Чтение с листа всей группой, дуэтами. |
3. | Чтение с листа всей группой, дуэтами, терцетами. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 12. Альтерация. Связи и различия альтерации и хроматизма. | | 12 | |
Тема 12.1. Альтерированные ступени мажора и минора: интонирование, слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение упражнений с альтерированными ступенями. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Петь альтерированные ступени мажора и минора с разрешением в тональностях до 4 знаков. |
Тема 12.2. Хроматические интервалы: интонирование, слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение в тональности уменьшенных терций. |
2. | Пение в тональности уменьшенных терций, увеличенных секст с разрешениями. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | - |
Тема 12.3. Характерные интервалы от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Энгармоническое равенство характерных интервалов несовершенным консонансам. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Пение несовершенный консонансов от всех белых клавиш с энгармонической заменой их на характерные интервалы и последующим разрешением. |
Тема 12.4. Тритоны от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Разрешение тритонов по ладовому тяготению. |
2. | Разрешение тритонов по ладовому тяготению с последующим определением тональностей. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | - |
Тема 12.5. Увеличенные и уменьшенные трезвучия с обращениями и разрешениями: интонирование, слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение увеличенного трезвучия от звука с энгармонической заменой на секстаккорд и квартсекстаккорд. Пение уменьшенного трезвучия с обращениями |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Петь увеличенное трезвучие от всех белых клавиш и разрешать их в 6 тональностей (с энгармонической заменой). |
Тема 12.6. Энгармонизм обращений Уменьшенного септаккорда: интонирование, слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение уменьшенного септаккорда и энгармоническая замена его на обращения |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
1. | Петь уменьшенный септаккорд от всех белых клавиш и разрешать их в 8 тональностей (с энгармонической заменой). |
Раздел 13. Сольфеджирование одно-, двух-, трех-, четырехголосия. | | 6 | |
Тема 13.1. Чтение с листа одноголосия с ритмическими и интонационными сложностями. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Работа над метроритмическими трудностями. |
2. | Работа над интонационными трудностями. | |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | - |
Тема 13.2. Сольфеджирование двух- и трехголосия с ритмическими и интонационными сложностями. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Сольфеджирование хором, дуэтами и терцетами. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Петь модулирующие гармонические последовательности. |
Тема 13.3. Сольфеджирование четырехголосия гармонического склада. Пение вертикали партитуры соло и в 4-хголосном исполнении. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Сольфеджирование хором. |
2. | Сольфеджирование квартетами. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | - |
Раздел 14. Аккордовые последовательности с использованием всех пройденных гармонических средств: интонирование, слуховой анализ. | | 4 | |
Тема 14.1. Модулирующие аккордовые построения: пение по вертикали и в четырехголосном изложении. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Пение аккордовой последовательности четырехголосным ансамблем. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Пение вертикали модулирующей гармонической последовательности в 4-хголосном изложении в восходящем и нисходящем движении. (7 - 8 аккордов). |
Тема 14.2. Модулирующие аккордовые построения: слуховой анализ. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Практические занятия | |
1. | Определение на слух тональности, в которой прозвучала заключительная каденция. |
Контрольные работы: | - |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1. | Определение на слух с СД или аудиокассет модулирующих аккордовых цепочек с последующей нотной записью. |
| Всего | 108 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: музыкальные инструменты, учебно-методические пособия для преподавателя и обучающихся, современные методические комплекты, дидактические и раздаточные материалы, таблицы, стенды.
Технические средства обучения: компьютер с комплексом электронных пособий по предмету, аудиовизуальные технические средства.
Учебники, учебные пособия, методическая литература, нотный материал.
http: //www.musclass. ru/