СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОП.10 Сольфеджио

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОП.10 Сольфеджио»

Управление образования и науки Липецкой области


Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»






УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГОБПОУ «Усманский

многопрофильный колледж»

_______________ Небогин А.В.

«____» ________________ 20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Оп.10 Сольфеджио


44.02.03 Педагогика дополнительного образования





















2017г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Сольфеджио» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Усманский многопрофильный колледж»


Разработчик:

Смольянинов О. А. преподаватель музыки.




Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно - цикловой комиссии педагогики, психологии и частных методик.

Протокол №__________ от «________» ______________________ 2017 г.


Председатель предметно - цикловой комиссии _______________________ (Минаева О.В.)

Роспись ФИО






































СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины


17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


19










1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 Сольфеджио


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования базовой подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в рамках специальности 050130 Музыкальное образование на базе среднего (полного) общего образования, на базе основного общего образования.


  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Сольфеджио» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.


1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: всестороннее развитие и воспитание грамотного и профессионального слуха, исполнительских навыков, изучение примеров из хоровой литературы различных стилей, понимание морфологии музыкального языка партитуры.

Задачи:

– изучение двух, трех, четырехголосных примеров из нотной литературы различных эпох;

– чистое и беглое интонирование;

– развитие у учащихся эстетического восприятия музыкального материала;

– раскрытие их творческого потенциала.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- приёмы настройки по камертону;

- закономерности музыкального синтаксиса;

- дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;

- анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений; анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;

- сольфеджировать с листа a capella и с аккомпанементом;

- транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 36 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


теоретические занятия

-

практические занятия

72

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

В том числе:


Подготовка к практическим занятиям

36

Промежуточная аттестация в форме экзамена.






2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины СОЛЬФЕДЖИО

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

(проект)

Объем

часов:

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Лад, ладовые тяготения; устои с опеванием. Тональность, работа с камертоном.


6


Тема 1.1.

Диатоника. Мажор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени.

Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Место и роль учебной дисциплины «Сольфеджио» в системе профессиональной подготовки учителя музыки и музыкального руководителя. Знакомство с камертоном. Настройка по камертону в мажорных тональностях до четырех знаков.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Интонирование T35 мажорных тональностей до 4 знаков. Пение в них звукорядов, гамм

Тема 1.2.

Диатоника. Минор. Звукоряд. Тетрахорды. Ступени. Ладовые тяготения. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Настройка по камертону в минорных тональностях до четырех знаков. Пение тонических трезвучий и звукорядов натуральных миноров и их ступеней вразбивку.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Интонирование звуков минорного тонического трезвучия в восходящем и нисходящем движении.

Тема 1.3.

Три вида мажора и минора. Их тетрахорды. Точное интонирование полного звукоряда гамм и их фрагментов.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия:


1.

Настройка по камертону тональностей до четырех знаков.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Интонирование 3 видов мажора и минора от всех белых клавиш

Раздел 2. Размер. Такт. Группировка длительностей.


6


Тема 2.1.

Простые размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков.

Содержание учебного материала

2

2

Объяснение темы


Практические занятия:

1.

Сольмизация с тактированием в простых размерах.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Пение гамм мажора и минора 3-х видов в восходящем и нисходящем движении и фрагментами в тональностях до 4 -х знаков

Тема 2.2.

Сложные и смешанные размеры. Отработка простых схем тактирования. Слуховой анализ ритмических рисунков. Ритмические

диктанты.


Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Сольмизация с тактированием в сложных и смешанных размерах

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Пение звукорядов гамм различных ритмических вариантах.

Раздел 3. Сольфеджирование одноголосия a capella с тактированием.


6


Тема 3.1.

Секвенцирование: диатоническое и хроматическое. Понятия: звено, шаг, направление секвенции.

Содержание учебного материала

2

2

Объяснение темы


Практические занятия

1.

Пение одноголосных секвенций

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Пение секвенции

Тема 3.2.

Транспонирование выученных мелодий. Различные способы транспозиции. Чтение с листа с транспонированием.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Транспонирование знакомых мелодий.

2.

Транспонирование с листа несложных мелодий с простым ритмическим рисунком в тональностях до двух знаков.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Написание самодиктантов детских песен и их устное транспонирование

Раздел 4. Диатонические интервалы: интонирование, слуховой анализ.


8


Тема 4.1.

Интонирование диатонических интервалов от звука с последующим разрешением их в разные тональности.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Пение диатонических интервалов вразбивку от различных звуков.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Пение диатонических интервалов вразбивку от всех белых клавиш.

Тема 4.2.

Слуховой анализ интервалов и интервальных цепочек в ладу.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Определение на слух диатонических интервалов в ладу

2.

Определение на слух несложных интервальных последовательностей.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Пение диатонических интервалов вразбивку от всех белых клавиш.

Тема 4.3.

Слуховой анализ интервалов вне лада.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Определение на слух интервалов вне лада.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Сочинить 3 мелодии (по 8 тактов), начинающиеся с широких интервалов.

Раздел 5. Аккорды: интонирование, слуховой анализ.


14


Тема 5.1.

Трезвучия и их обращения в тональности. Интонирование. Слуховой анализ.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Разрешение трезвучий в ладу. Пение главных и побочных трезвучий и их обращений

2.

Определение на слух гармонических последовательностей из трезвучий и их обращений. Запись несложных гармонических последовательностей

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Определение на слух с аудиокассеты или СД гармонических последовательностей из трезвучий и их обращений

Тема 5.2.

Доминантсептаккорд и его обращения в тональности. Интонирование и слуховой анализ.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Пение доминантсептаккорда (D7) и его обращений.

2.

Определение на слух D7 и его обращений

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Пение Д7 и его обращений вразбивку в тональностях до 5 знаков.

Тема 5.3.

Вводные

септаккорды (2 вида) в тональности и от звука.

Интонирование и слуховой анализ.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Пение вводных септаккордов и их обращений с разрешением в тонику. Определение на слух вводных септаккордов и их обращений

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Пение вводных септаккордов в тональностях до 5 знаков.

Тема 5.4.

Септаккорд II ступени (2 вида) в тональности и от звука.

Интонирование и слуховой анализ.


Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Пение септаккордов II ступени и их обращений

2.

Определение на слух септаккордов II ступени и их обращений.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Пение септаккордов второй ступени в тональностях до 5 знаков.

Тема 5.5.

Аккордовые цепочки: интонирование и слуховой анализ.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Пение гармонических последовательностей в тональностях до 4 - 5 знаков

2.

Определение на слух последовательностей аккордов

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Пение заданных гармонических последовательностей

Раздел 6. Двухголосие: сольфеджирование, слуховой анализ.


8


Тема 6.1.

Сольфеджиро- вание двухголосия a capella.

Содержание учебного материала

2


2

Практические занятия


1.

Пение двухголосных примеров.

2.

Чтение двухголосия с листа.


Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Определение на слух с СД или аудиокассет последовательностей аккордов

Тема 6.2.

Запись

двухголосного

диктанта.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Предварительный анализ типа двухголосия в диктанте.

2.

Определение на слух с 2-3 проигрывании интервальных последовательностей в ладу и в не лада.


Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Запись с аудио или СД 2-х одноголосных музыкальных диктантов.

Тема 6.3.

Секвенцирование двухголосных мотивов с метро-ритмическими сложностями. Использование пунктирного ритма и синкоп.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Пение двухголосных секвенций

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Сочинить мелодию на заданную аккордовую последовательность.

Раздел 7. Работа в тональностях до семи знаков.


4


Тема 7.1.

Две пары тритонов с разрешением: интонирование, слуховой анализ. Характерные интервалы с разрешением.


Содержание учебного материала

3

2

Практические занятия


1.

Пение двух пар тритонов. Определение тритонов на слух.

2.

Пение характерных интервалов.

3.

Определение характерных интервалов на слух.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Сочинить 2-й голос к двум заданным мелодиям.

Раздел 8. Сольфеджирование песен дошкольного, школьного репертуара и несложных романсов с аккомпанементом.


8


Тема 8.1.

Чтение с листа несложных детских песен с аккомпанементом.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Пение по нотам сольфеджио под собственный аккомпанемент.

2.

Пропевание мелодии песни сольфеджио с тактированием.


Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Спеть по нотам сольфеджио песни Шаинского из мультфильма «Крокодил Гена» под собственный аккомпанемент.

Тема 8.2.

Чтение с листа несложных романсов с аккомпанементом.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Пение романсов по нотам сольфеджио под собственный аккомпанемент.

2.

Пропевание мелодии песни сольфеджио с тактированием.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Пение романса по выбору по нотам сольфеджио под собственный аккомпанемент.

Тема 8.3.

Транспонирование мелодий знакомых песен по слуху на фортепиано.


Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Пропевание мелодии песни сольфеджио с тактированием. Исполнение её на фортепиано в другой тональности.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Пение романсов А. Варламова со словами под собственный аккомпанемент.

Раздел 9. Аккорды в 4-хголосном изложении в тесном и широком расположениях в разных мелодических положениях.


10


Тема 9.1.

Четырехголосное

расположение трезвучий: интонирование, слуховой анализ. Приёмы соединения.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Пение мажорного и минорного трезвучий и их обращений в разных расположениях и мелодических положениях.

Контрольные рабоьы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Записать 4-хголосные цепочки из 6 - 7 пройденных аккордов с аудиокассет или СД.

Тема 9.2.

Виды малых септаккордов с обращениями: интонирование, слуховой анализ.

Содержание учебного материала.

1

2

Практические занятия.


1.

Пение малого мажорного, малого минорного, малого с ум. 5 септаккордов в разных расположениях и мелодических положениях.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Петь малые септаккорды от всех белых клавиш и их обращения.

Тема 9.3.

Доминантсептаккорд

с обращениями в

разных

мелодических

положениях:

интонирование,

слуховой анализ.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Пение Д7 и его обращений в разных расположениях. и мелодических положениях в тональности с разрешением.

2.

Пение Д7 и мелодических положениях в тональности с разрешением.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 9.4.

Вводные септаккорды с обращениями: интонирование, слуховой анализ.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Пение вводных септаккордов и их обращений

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Петь вводные септаккорды в 6 позициях в тональностях до 5 знаков с разрешением.

Тема 9.5.

Септаккорд II ступени с обращениями: интонирование, слуховой анализ.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Пение септаккорда II ступени и его обращений.

2.

Пение септаккорда II ступени и его обращений в разных тональностях.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-

Раздел 10. Сольфеджирование одноголосия с интонационными и метроритмическими трудностями с последующим анализом закономерностей музыкального синтаксиса.


10


Тема 10.1.

Одноголосие с отклонениями.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Сольфеджирование одноголосия с отклонениями с тактированием «a capella», хором и соло

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Записать самодиктант песни Е. Крылатова «Крылатые качели», гармонизовать его и петь сольфеджио под собственный аккомпанемент.

Тема 10.2.

Одноголосие с модуляцией. Подбор аккомпанемента.


Содержание учебного материала

2

3

Практические занятия


1.

Подбор аккомпанемента к одноголосию.

2.

Подбор аккомпанемента к одноголосию с модуляцией и пение его с фортепиано.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-

Тема 10.3.

Одноголосие с

сопоставлением.

Подбор

Аккомпанемента.

Содержание учебного материала

1

3

Практические занятия


1.

Подбор аккомпанемента к одноголосию с сопоставлением и пение его с фортепиано.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Петь модулирующие последовательности из 7 - 8 аккордов.

Тема 10.4.

Одноголосие с

метроритмическими

трудностями.

Отработка

дирижеских схем

тактирования.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Сольмизация одноголосных примеров.

2.

Сольмизация одноголосных примеров с тактированием.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-

Тема 10.5.

Одноголосие в ладах народной музыки. Строение ладов народной музыки.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Сольфеджирование одноголосия в различных диатонических ладах соло и хором

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Петь звукоряды ладов народной музыки от всех белых клавиш.

Раздел 11. Сольфеджирование многоголосия. Анализ многоголосия по горизонтали и вертикали.


6


Тема 11.1.

Двух- и трехголосие

полифонического

склада.

Сольфеджирование ансамблем a capella и соло с фортепиано.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Пение двух- и трехголосных канонов группой, дуэтами.

2.

Пение двух- и трехголосных канонов группой, дуэтами, терцетами.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Петь канон Бетховена (№69 из трёхголосия Калмыкова и Фридкина.) Петь один голос, а другие играть.

Тема 11.2.

Чтение с листа двух- и трехголосных примеров.

Содержание учебного материала

3

2

Практические занятия


1.

Чтение с листа всей группой.

2.

Чтение с листа всей группой, дуэтами.

3.

Чтение с листа всей группой, дуэтами, терцетами.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 12. Альтерация. Связи и различия альтерации и хроматизма.


12


Тема 12.1.

Альтерированные ступени мажора и минора: интонирование, слуховой анализ.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Пение упражнений с альтерированными ступенями.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Петь альтерированные ступени мажора и минора с разрешением в тональностях до 4 знаков.

Тема 12.2.

Хроматические интервалы: интонирование, слуховой анализ.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Пение в тональности уменьшенных терций.

2.

Пение в тональности уменьшенных терций, увеличенных секст с разрешениями.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-

Тема 12.3.

Характерные интервалы от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Энгармоническое равенство характерных интервалов несовершенным консонансам.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Пение несовершенный консонансов от всех белых клавиш с энгармонической заменой их на характерные интервалы и последующим разрешением.

Тема 12.4.

Тритоны от звука с разрешением: интонирование, слуховой анализ.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Разрешение тритонов по ладовому тяготению.

2.

Разрешение тритонов по ладовому тяготению с последующим определением тональностей.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-

Тема 12.5.

Увеличенные и уменьшенные трезвучия с обращениями и разрешениями: интонирование, слуховой анализ.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Пение увеличенного трезвучия от звука с энгармонической заменой на секстаккорд и квартсекстаккорд.

Пение уменьшенного трезвучия с обращениями

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Петь увеличенное трезвучие от всех белых клавиш и разрешать их в 6 тональностей (с энгармонической заменой).

Тема 12.6.

Энгармонизм обращений

Уменьшенного септаккорда:

интонирование,

слуховой анализ.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Пение уменьшенного септаккорда и энгармоническая замена его на обращения

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Петь уменьшенный септаккорд от всех белых клавиш и разрешать их в 8 тональностей (с энгармонической заменой).

Раздел 13. Сольфеджирование одно-, двух-, трех-, четырехголосия.


6


Тема 13.1.

Чтение с листа одноголосия с ритмическими и интонационными сложностями.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Работа над метроритмическими трудностями.

2.

Работа над интонационными трудностями.


Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-

Тема 13.2.

Сольфеджирование двух- и трехголосия с ритмическими и

интонационными

сложностями.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Сольфеджирование хором, дуэтами и терцетами.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Петь модулирующие гармонические последовательности.

Тема 13.3.

Сольфеджирование четырехголосия гармонического склада. Пение вертикали партитуры соло и в 4-хголосном исполнении.

Содержание учебного материала

2

2

Практические занятия


1.

Сольфеджирование хором.

2.

Сольфеджирование квартетами.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-

Раздел 14. Аккордовые последовательности с использованием всех пройденных гармонических средств: интонирование, слуховой анализ.


4


Тема 14.1.

Модулирующие аккордовые построения: пение по вертикали и в четырехголосном изложении.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Пение аккордовой последовательности четырехголосным ансамблем.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Пение вертикали модулирующей гармонической последовательности в 4-хголосном изложении в восходящем и нисходящем движении. (7 - 8 аккордов).

Тема 14.2.

Модулирующие аккордовые построения: слуховой анализ.

Содержание учебного материала

1

2

Практические занятия


1.

Определение на слух тональности, в которой прозвучала заключительная каденция.

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1.

Определение на слух с СД или аудиокассет модулирующих аккордовых цепочек с последующей нотной записью.


Всего


108



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: музыкальные инструменты, учебно-методические пособия для преподавателя и обучающихся, современные методические комплекты, дидактические и раздаточные материалы, таблицы, стенды.

Технические средства обучения: компьютер с комплексом электронных пособий по предмету, аудиовизуальные технические средства.


    1. Информационное обеспечение обучения

Учебники, учебные пособия, методическая литература, нотный материал.


    1. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:


  1. Сборники одноголосных примеров для сольфеджирования Драгомиров П. Учебник сольфеджио. - М., 2010 - 64 с..

  2. Золина .Е.М. Сольфеджио. - М.:Музыка, 2011. - 304 с.

  3. Качалина Н.С. Одноголосное сольфеджио. - М.:Музыка. 2012. - 112 с.

  4. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. - М., 2010. - 30 с.

  5. Островский А.Л., Соловьев С.Н., Шокин В.П. Сольфеджио. Вып.2.- М., 2013. - 180 с.

  6. Фридкин Г.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. - М:Музыка, 2010. -12 с.

  7. Сборники двух-, трех- и четырехголосных примеров для сольфеджирования

  8. Качалина Н.С. Сольфеджио. Вып. 2. Двухголосие и трёхголосие. - М:Музыка.2013. - 128 с.

  9. Способин И.В. Сольфеджио. 2-х и 3-хголосие. - М:Музыка. 2010. - 135 с.

Пособия по музыкальному диктанту:

  1. Абызова Е. Музыкальные диктанты. - М:Музыка, 2012. - 192 с.

  2. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. - М., 2014.

  3. Бать Н.Г. Музыкальные диктанты. - М:Музыка., 2011. - 80 с.

  4. Ладухин Н. Тысяча примеров музыкального диктанта на 1, 2, 3 голоса. - М.,2010.

  5. Мясоедов А.Н. Многоголосные музыкальные диктанты. - М:Музыка. 2012. – 64 с.

  6. Пьянков В. Музыкальные диктанты. - М:Владос. 2012 - 128 с.

  7. Резник М.Г. Музыкальные диктанты. - М., 2013.

  8. Третьякова Л. Музыкальные диктанты. - М:Музыка, 2014 -60 с.


Дополнительные источники:


Сборники одноголосных примеров для сольфеджирования

  1. Базарнова В.В. Упражнения по сольфеджио. Вып. 2. - М.:Музыка, 2014. - 120 с.

  2. Карасева М.В. Современное сольфеджио. В 3 частях.- М.,2009. - 72 с.

  3. Никитина И. 200 примеров для чтения с листа на уроках солдьфеджио. М:Престо, 2012. - 64 с.

  4. Никитина И. Сольфеджио.(старшие классы ДМШ). - М.:Престо, 2012. - 47 с.

  5. Русяева И. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Вып. 2 М.:Композитор., 2013 - 117 с.

Сборники двух-, трех- и четырехголосных примеров для сольфеджирования

  1. Агажанов А.П. Курс сольфеджио. - М., 2013. - Вып.3.

  2. Агажанов.А.П. Курс сольфеджио. Вып.3. М.:Музыка. 2012. - 160 с.

  3. Качалина Н. Сольфеджио: Четырехголосие. - М., 2010.

Пособия по слуховому анализу

  1. Шульгин Д.И. Пособие по слуховому гармоническому анализу. - М., 2011.


Рекомендуемая учебно-методическая литература


  1. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. - М., 2014.

  2. Вейс П. Абсолютная и относительная сольмизация // Вопросы методики воспитания слуха. - Л., 2010.

  3. Далматов Н.А. Музыкальный диктант: учебно-методическое пособие. - М.:Владос, 2013. – 160

  4. Далматов Н.А. Система относительной сольмизации, применяемая кафедрой теории и истории музыки. - М.: МГПИ, 2013.

  5. Островский А.Л. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. -Л., 2013.

  6. Оськина Е.Е. и Парнес Д.Г.. Аккомпанемент на уроках сольфеджио. - М:АСТ., 2012.

  7. Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио: Учебно­методическое пособие. - М.,2013.

  8. Уткин Б. И. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. М:Музыка., 2011. - 112 с.

  9. Шатковский Г.А. Развитие музыкального слуха. - М., 2009.


Интернет-ресурсы

school-collection.edu.ru

http: //www.musclass. ru/






  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Итоговая аттестация в форме экзаме.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Уметь:

  • - точно интонировать полные звукоряды гамм и их фрагменты, ступени лада, мелодию;

  • - анализировать на слух, воспроизводить на фортепиано, грамотно записывать фрагменты музыкальных произведений;

  • - анализировать и корректировать интонационные и ритмические ошибки;

- сольфеджировать с листа a capella и с аккомпанементом;

- транспонировать, подбирать аккомпанемент по слуху;

Знать:

- приёмы настройки по камертону,

- закономерности музыкального синтаксиса;

- дирижерские схемы тактирования в простых и сложных размерах.


Текущий контроль:

- оценка протоколов наблюдения уроков и занятий;

- собеседование;

- устный и письменный опрос, оценка активности на практических занятиях;

- проверка и оценка всех видов самостоятельной работы.

Контрольные работы:

- взаимопроверка и взаимооценка;

- самопроверка и самооценка.