Министерство образования пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский колледж архитектуры и строительства»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.15. Архитектурное материаловедение
2016 г.
Утверждаю
Директор
Е.В. Спильная
«____» ___________ 20___г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 090205 Прикладная информатика (по отраслям), базовой подготовки
Организация-разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»
Разработчики: Осинкина Ю.А., преподаватель ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»
Программа по дисциплине «Архитектурное материаловедение» рассмотрена и одобрена на заседании МЦК профессиональных дисциплин по укрупненной группе специальности 08.00.00 «Техника и технологии строительства»
Протокол № ________ от _______________
Председатель МЦК __________Гуляева Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………..4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Архитектурное материаловедение»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 090205 Прикладная информатика (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в процессе изучения блока профессионального цикла.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
П.00. Профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий;
- правильно оценивать возможность их использования для конкретных условий;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- эксплуатационно-технические и эстетические свойства материалов;
- классификацию материалов;
- основы технологии производства, номенклатуру и рациональные области применения строительных материалов и изделий.
Общие компетенции, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего): в том числе: Решение задач, базирующихся на понятиях и формулах, выявляющих свойства материалов Изучение новых видов материалов, их характеристик, а также эксплуатационно-технических и эстетических свойств | 17 |
Итоговая аттестация в форме ДЗ |
2.2. Тематический план дисциплины Архитектурное материаловедение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы архитектурного материаловедения | | | |
Тема 1.1 Классификация строительных материалов. Свойства | Содержание учебного материала: | 4 | |
1.Классификация строительных материалов. Физические свойства строительных материалов. Свойства, характеризующие отношение материала к воде. Свойства, характеризующие отношение материала к теплу и огню. | 2 |
2.Механические свойства строительных материалов. Специальные свойства. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 | 3 |
Решить задачи, базирующиеся на понятиях и формулах, выявляющих свойства материалов |
Тема 1.2 Материалы из древесины | Содержание учебного материала: | 4 | |
1.Строение древесины. Породы древесины, применяемые в строительстве. Физические и механические свойства древесины. Пороки древесины. | 2 |
2.Защита древесины от гниения и возгорания. Технологические операции по отделке поверхностей. Сушка и хранение древесины | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | 3 |
Дать качественные характеристики хвойным и лиственным породам древесины |
Тема 1.3 Природные каменные материалы | Содержание учебного материала: 1.Понятия о минералах и горных породах. Классификация горных пород. Связь строения породы с ее свойствами и долговечностью. Обработка лицевой поверхности | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | 3 |
Изобразить и описать характеристики горных пород |
Тема 1.4 Керамические материалы | Содержание учебного материала: | 2 | |
Общие сведения о керамических материалах. Основные свойства. Классификация керамических изделий. Сырьевая база керамики. Экологическая и экономическая эффективность керамики. Основные технологии производства керамики. Стеновые материалы. Облицовочная керамика. Специальная керамика | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | 3 |
Описать положительные и отрицательные свойства различных видов керамических кирпичей |
Тема 1.5 Строительные материалы из стекла и других минеральных расплавов | Содержание учебного материала: | 2 | |
Основные сведения о стекле. Получение. Виды листового стекла. Изделия из стекла. Эксплуатационно-технические и эстетические свойства изделий из стекла. Правила приемки, перевозки и хранения стекла и изделий из него | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | 3 |
Описать характеристики ситаллов и шлакоситаллов |
Тема 1.6 Металлические материалы и изделия | Содержание учебного материала: | 2 | |
Классификация металлических материалов. Основные свойства. Черные металлы. Основные технологии производства чугуна и стали. Маркировка чугуна и стали. Термическая обработка стали, обработка давлением. Виды изделий из черных металлов. Цветные металлы, их сплавы. Коррозия металлов и средства защиты от нее | 2 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.7 Минеральные вяжущие вещества | Содержание учебного материала: | 6 | |
1.Общие сведения о вяжущих веществах. Роль вяжущих в строительстве. Классификация минеральных вяжущих. Строительная воздушная известь. Ее получение, свойства, применение. Гипсовые вяжущие вещества. Их получение, свойства, применение. | 2 |
2.Портландцемент. Его получение, свойства, применение. Строительные растворы, состав, свойства, применение. | 2 |
3.Понятие о бетонах, материалы, свойства, виды бетонов. Понятие о железобетоне. Асбестоцементные изделия. Силикатные материалы, свойства, получение, применение. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | 3 |
Оценить эксплуатационно-технические свойства железобетонных изделий |
Тема 1.8 Строительные материалы и изделия на основе полимеров | Содержание учебного материала: | 4 | |
1.Понятие о полимерах. Пластмассы: состав и назначение компонентов. Основные свойства пластмасс. Номенклатура полимерных строительных материалов. Способы формования и отделки. Материалы для полов. | 2 |
2.Конструкционные материалы. Их виды, свойства и область применения. Отделочные материалы. Их виды, свойства и область применения | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | 3 |
Оценить эксплуатационно-технические и эстетические свойства полимерных материалов |
Тема 1.9 Строительные материалы и изделия специального назначения | Содержание учебного материала: | 6 | |
1.Битумные и дегтевые вяжущие вещества, получение, основные свойства, вилы. | 2 |
2.Лакокрасочные материалы, состав, свойства, виды, применение. | 2 |
3.Теплоизоляционные материалы: свойства, марки, классификация. Органические и неорганические теплоизоляционные материалы, виды, свойства, применение. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | 3 |
Оценить эксплуатационно-технические свойства кровельных, гидроизоляционных и герметизирующих материалов |
Раздел 2. Тема 2.1. Использование строительных материалов в конкретных условиях современной архитектурно-строительной практики | Содержание учебного материала: | 2 | |
Основные тенденции развития и совершенствования материальной базы современной архитектурно-строительной практики. Основы методики составления заказа-задания промышленности на производство строительных материалов и изделий с требуемыми характеристиками. Основные критерии эффективности строительных материалов с эстетической, экологической и технико-экономических точек зрения и методические основы их рационального выбора. | 2 |
Всего: | 51 | |
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Архитектурного материаловедения;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- учебно-наглядные пособия
- образцы материалов
Технические средства обучения:
- Проектор
- Интерактивная доска (экран)
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Айрапетов, Д.П. Архитектурное материаловедение/ Д.П. Айрапетов – М.: Стройиздат, 1983. – 310 с.
Байер, В.Е. Архитектурное материаловедение/ В.Е. Байер – М.: «Архитектура – С», 2006. – 264 с.
Дополнительные источники:
1. Григорович, М.Б. Словарь по минеральному сырью для промышленности строительных материалов / М.Б. Григорович, Н.Т. Блоха. – М.: Недра, 1976. – 87с.
2 Нациевский, Ю.Д. Справочник по строительным материалам и изделиям: цемент, заполнители, бетон, силикаты, гипс / Ю.Д. Нациевский, В.П. Хоменко, В.В. Беглецов. – Киев: Будiвельник, 1989. – 136 с.
3. Физико-химические основы строительного материаловедения: учебное пособие / Г.Г. Волокитин, Н.П.Горленко, В.В. Гузеев и др.).– М.: Издательство АСВ, 2004. – 192 с.
4. Семеняк, Г.С. Материаловедение для архитекторов и дизайнеров: учебное пособие для самостоятельной работы студентов/ Г.С. Семеняк. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. − 305 с.
Дворкин, Л.И. Строительные материалы и детали: Практикум. – К.: Высш.шк. Головное изд-во, 1988. – 200 с.
Иллюстрова, Л.В. Строительные материалы и изделия: Рабочая тетрадь для выполнения практических работ для студентов 2 курса специальности 270103 – Пенза, 2009. – 44 с.
http:// www.bibliotekar.ruалы
http:// www.materialsworld.ru
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Основные показатели оценки результата | ОК, ПК |
Умения: | | | |
- определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий; | выполнение индивидуальных заданий, работа в группах | умение определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий; | ОК 1-9. |
- правильно оценивать возможность их использования для конкретных условий; | фронтальный опрос по применению строительных материалов и изделий в современной архитектурно-строительной практике | умение правильно оценивать возможность использования строительных материалов и изделий для конкретных условий | ОК 1-9. |
Знания: | | | |
- эксплуатационно-технические и эстетические свойства материалов; | выполнение домашних самостоятельных работ по оценке эксплуатационно-технических свойств различных видов строительных материалов | воспроизведение эксплуатационно-технических и эстетических свойств материалов | ОК 1-9. |
- классификацию материалов; | тестирование и другие виды текущего контроля | сравнение видов строительных материалов | ОК 1-9. |
- основы технологии производства, номенклатуру и рациональные области применения строительных материалов и изделий. | выполнение домашних самостоятельных работ по оценке номенклатуры различных видов строительных материалов | понимание основ технологии производства, номенклатуры и рациональной области применения строительных материалов и изделий | ОК 1-9. |
6