ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Программы для образовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 класс /Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк – М.: Дрофа, 2012г./ и авторской программы А. К. Мордковича для учебника «Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012-2013».
Цели обучения:
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Количество учебных часов
В год -102 часа (3 часа в неделю),
В том числе:
контрольных работ – 7
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация проводится в форме и по материалам ЕГЭ.
Уровень обучения – базовый
Срок реализации данной программы – один год
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
Авторская программа рассчитана на 2,5 часа в неделю. Количество часов данной программы увеличено до 3 часов в неделю за счет школьного компонента, что позволило увеличить количество часов по наиболее важным разделам алгебры и начал математического анализа, включенных в материалы ЕГЭ.
Это позволит улучшить качество подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации и более эффективно осуществить индивидуальный подход.
Раздел | Количество часов в авторской программе (из расчета 2,5 часа в неделю) | Количество часов в рабочей программе |
Повторение изученного в 10 классе | - | 2 |
Глава 6. Степени и корни. Степенные функции | 15 | 19 |
Глава 7. Показательная и логарифмическая функции | 24 | 33 |
Глава 8. Первообразная и интеграл | 9 | 9 |
Глава 9. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей | 11 | 11 |
Глава 10. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств | 17 | 19 |
Повторение | 6 | 9 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | Количество часов в рабочей программе |
Повторение изученного в 10 классе | 2 |
Глава 6. Степени и корни. Степенные функции | 19 |
Глава 7. Показательная и логарифмическая функции | 33 |
Глава 8. Первообразная и интеграл | 9 |
Глава 9. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей | 11 |
Глава 10. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств | 19 |
Повторение | 9 |
Учебно-методический комплект учителя:
Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа, 10-11, Учебник. М.: Мнемозина, 2012-2013;
Мордкович А.Г. и др. Алгебра и начала математического анализа, 10-11, Задачник. М.; Мнемозина, 2012-2013
Александрова Л.А. Алгебра и начала математического анализа. Контрольные работы -11, М.; Мнемозина, 2013
Александрова Л.А. Алгебра и начала математического анализа Самостоятельные работы - 11, М.; Мнемозина, 2013
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. Методическое пособие для учителя 10-11, М.: Мнемозина, 2013
Учебно-методический комплект обучающегося:
Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа, 10-11, Учебник. М.: Мнемозина, 2012-2013;
Мордкович А.Г. и др. Алгебра и начала математического анализа, 10-11, Задачник. М.; Мнемозина, 2012-2013;
Александрова Л.А. Алгебра и начала математического анализа. Самостоятельные работы - 11, М.; Мнемозина, 2013;
Рабочая тетрадь;
Тетрадь для контрольных работ;
Тетрадь для самостоятельных работ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Повторение изученного в 10 классе (2)
Глава 6. Степени и корни. Степенные функции (19)
Основная цель – познакомить обучающихся с понятием степени с любым рациональным показателем и со степенной функцией с рациональным показателем.
При изучении данной темы необходимо добиться того, чтобы обучающиеся четко представляли себе эскиз графика степенной функции для любого рационального показателя. Здесь же обучающиеся знакомятся с дифференцированием степенной функции с рациональным показателем.
Глава 7. Показательная и логарифмическая функции (33)
Основная цель – познакомить обучающихся с показательной и логарифмической функцией; научить решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Изучение свойств показательной и логарифмической функций построено в соответствии с общепринятой схемой. При решении показательных и логарифмических уравнений используют три основных метода: функционально-графический метод, метод уравнивания показателей и метод потенцирования, метод введения новой переменной. В этой теме обучающиеся знакомятся с дифференцированием показательной и логарифмической функций.
Глава 8. Первообразная и интеграл (9)
Основная цель – познакомить обучающихся с интегрированием как с операцией, обратной дифференцированию; научить применять интеграл к вычислению площадей.
В данной теме учащиеся получают представление о первообразной и определенном интеграле. Центральное место в теме занимает вычисление площадей плоских фигур.
Глава 9. Элементы математической статистики,
комбинаторики и теории вероятностей (11)
Основная цель – овладеть методами статистической обработки данных; ознакомить с понятиями математического ожидания и дисперсии; овладеть классическим понятием вероятности события, изучить его свойства и научиться применять их при решении вероятностных задач; развить комбинаторное мышление обучающихся в сочетании с аппаратом решения вероятностных задач.
Понятия геометрической и статистической вероятности вводятся на интуитивном уровне.
В ходе изучения данного раздела необходимо сформулировать у обучающихся понятие вероятности случайного независимого события; научить решать задачи на применение теоремы о вероятности суммы двух несовместимых событий и на нахождение вероятности произведения двух независимых событий. Здесь же обосновывается формула Бернулли и формула бинома Ньютона.
При изучении материала данного раздела подчеркивается его прикладное значение в различных областях знаний и практической деятельности человека.
Глава 10. Уравнения и неравенства.
Системы уравнений и неравенств (19)
Основная цель – обобщить и систематизировать имеющиеся у обучающихся сведения об уравнениях, неравенствах, системах и методах их решения.
Тема носит повторительно-обобщающий, систематизирующий характер и фактически завершает изучение содержательной линии уравнений и неравенств курса алгебры.
Изучение данной темы поможет обучающимся в подготовке к проведению государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ.
Повторение (9)
Такое количество часов предусмотрено для итогового повторения и подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УчащиХСЯ
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Начала математического анализа
уметь
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономи-ческих и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера;
владеть компетенциями: учебно – познавательной, ценностно – ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, информационной, социально – трудовой.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ и вид работы | Тема |
Контрольная работа №1 | «Степени и корни» |
Контрольная работа №2 | «Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства» |
Контрольная работа №3 | «Логарифм и его свойства. Логарифмические уравнения» |
Контрольная работа №4 | «Логарифмические неравенства. Дифференцирование показательной и логарифмической функций» |
Контрольная работа №5 | «Первообразная и интеграл» |
Контрольная работа №6 | «Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей» |
Контрольная работа №7 (2 часа) | «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств» |
ЛИТЕРАТУРА
Денищева Л.О., Корешкова Т.А.. Алгебра и начала анализа, 10 – 11 класс. Тематические тесты и зачеты. – М.: Мнемозина, 20012;
Лысенко Ф. Ф. Математика ЕГЭ – 2012-2015 . Вступительные экзамены. – Ростов-на-Дону: Легион;
Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Саакян С. М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа 10-11 класс. – М.: Просвещение, 1990.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дорофеев Г.В., Муравин Г.К., Седова Е.А. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 кл. М.,Дрофа, 2004;
Лысенко Ф.Ф. Математика ЕГЭ –2010 - 2015. Учебно-тренировочные тесты. – Ростов-на-Дону: Легион;
Лысенко Ф.Ф. Тематические тесты. Математика ЕГЭ –2010 - 2015. – Ростов-на-Дону: Легион;
Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г.И. Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка – Волгоград: Учитель, 2015;
Энциклопедия для детей. Т. 11, Математика, М., 1998.
8