СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению и развитию речи 5-9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся с ОВЗ (8 вид).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению и развитию речи 5-9 класс.»









Рабочая программа по чтению и развитию речи

5 – 9 классы



Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014г., программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по русскому языку для 5-9 классов (авторы программы А.К.Аксенова, Н. Г. Галунчикова, С. Ю. Ильина, Э. В. Якубовская) и учебников по чтению для 5-9 кл. (И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина, А.К.Аксенова, З.Ф.Малышева, М.И.Шишкова),

















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014г., программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида по русскому языку для 5-9 классов (авторы программы А.К.Аксенова, Н. Г. Галунчикова, С. Ю. Ильина, Э. В. Якубовская)1 и учебников по чтению для 5-9 кл. (И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина, А.К.Аксенова, З.Ф.Малышева, М.И.Шишкова), локальных актов школы.

Обучение чтению в 5—9 классах направлено на решение следующих задач:

•формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;

• развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;

• воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.

В СФГОС2 основные задачи реализации содержания предмета сформулированы следующим образом:

«Чтение.

Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.

Речевая практика.

Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета»

Для решения поставленных задач в программе выделены следующие подразделы: «Примерная тематика чтения», «Навыки чтения», «Работа с текстом», «Внеклассное чтение», «Основные требования к умениям учащихся».

В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям (5—7 классы), а также с биографическими справками о жизни и творчестве поэтов и писателей (8—9 классы).

Требования, предъявляемые к качествам, характеризующим навык полноценного чтения (правильность, беглость, осознанность и выразительность), отражены в разделе «Навыки чтения».

Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом (5 класс) к плавному чтению отдельными словосочетаниями (6 класс) и короткими предложениями (7—9 классы). Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения. Овладение выразительностью чтения связано с постепенным переходом от коллективных форм работы к увеличению доли самостоятельности учеников, что предполагает использование средств устной выразительности (силы голоса, темпа речи, тона голоса, синтаксических пауз, логического ударения и некоторых других).

Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного. С этой целью в программе выделен раздел «Работа над текстом». В 5—7 классах уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения. Таким образом, в этот период главное в работе над текстом — анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев и т. д.

Читательский опыт, приобретенный учащимися в 5— 7 классах, представляет собой ту необходимую базу, на которой в последующие годы (8—9 классы) происходит совершенствование навыка полноценного чтения. В первую очередь это связано с работой над образом художественного произведения, в центре которого находится герой (человек) и его взаимоотношения с природой и обществом. Осознание учениками художественного образа предполагает проведение анализа содержания в неразрывном единстве с изобразительными средствами.

Овладение языковыми средствами в 5—7 классах, в частности обогащение словарного запаса и использование различных конструкций предложений, осуществляется в процессе лингвистического анализа текста, предметом рассмотрения которого являются отдельные слова и словосочетания («как можно сказать по-другому?», «как вы понимаете это выражение?»). В 8—9 классах анализ образных средств поможет школьникам почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Чтение — один из видов речевой деятельности, основу которого составляет комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков, формируемых у учащихся в процессе всех лет обучения. В связи с этим определяющим подходом к урокам чтения, так же как и к урокам русского языка, является коммуникативно-речевой. Он предполагает обучение детей опосредованному взаимодействию с текстом (воображаемый диалог с автором), в ходе которого ученики не только отвечают на вопросы по прочитанному тексту, но и самостоятельно их задают, учатся прогнозировать содержание по иллюстрации, на основе диалогов героев и т.д.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания учащихся на основе произведений художественной литературы. Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.

Основным видом чтения в старших классах по-прежнему остается чтение вслух, поскольку учащиеся с нарушением интеллекта значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно как для отработки темпа чтения, так и в жизненной практике. Поэтому программа ориентирует учителя на формирование у старшеклассников умения чтения про себя. Акцент в ней делается на увеличении объема читаемого текста и поощрении самостоятельности чтения.

Обучение чтению в 5—9 классах делится на два этапа: в 5—7 классах — продолжение объяснительного чтения, начатого в начальной школе; в 8—9 классах — литературное чтение, которое продолжается и в последующих классах.

Структура программы объяснительного чтения и тематика изучаемых на этом этапе художественных произведений учитывают особенности психического развития учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида: недостаточность запаса представлений об окружающей действительности, трудности актуализации имеющихся знаний, несовершенство речевого развития и т. д. Содержание большинства художественных текстов, изучаемых в это время, является близким и понятным, поскольку оно обращено к имеющемуся у детей личному опыту.

В свою очередь, литературное чтение, основанное на монографическом принципе (изучение произведений одного автора), предполагает знакомство учеников с произведениями русской классики, сюжет которых, как правило, посвящен историческим событиям или эпохам. Для того чтобы снять возникающие у детей трудности понимания, художественные произведения по своему содержанию тесно связываются с темами по истории.

Установленные таким образом межпредметные связи помогают легче осознать временную отдаленность изучаемых событий, понять непривычные для сегодняшнего дня традиции, а также некоторые расхождения в лексике.

Следуя основным положениям уроков литературного чтения, учитель знакомит учащихся с краткими биографическими сведениями об авторе, включающими информацию об обстоятельствах создания изучаемого произведения. Хронологический принцип изучения творчества писателей позволяет систематизировать знания учащихся, полученные в течение всех предыдущих лет обучения, создает определенную законченность литературного образования умственно отсталых учащихся. На этапе литературного чтения они знакомятся с некоторыми литературоведческими понятиями, которые отрабатываются в процессе чтения и анализа художественного произведения. Это жанры народного творчества: сказка, былина, песня, пословица, загадка; виды сказок (волшебные, бытовые, сказки про животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (литературная сказка, рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Дети учатся воспринимать юмор как способ выражения авторского замысла, понимать и использовать простейшие метафорические выражения, знакомятся с некоторыми названиями интонационных выразительных средств языка: тон голоса, паузы, логическое ударение, темп речи.



Основное содержание обучения по предмету

Структурно раздел «Литературное чтение» разделен на следующие темы:

«Устное народное творчество», «Произведения писателей России XIX века», «Произведения писателей России XX века», «Произведения зарубежных писателей».

С произведениями зарубежных авторов учащиеся знакомятся на этапе объяснительного чтения.

На уроках литературного чтения произведения зарубежных авторов изучаются в отдельном разделе.

Уроки внеклассного чтения проводятся, начиная с 5 класса, один раз в месяц по усмотрению учителя, который определяет перечень дополнительной литературы, предлагаемой для самостоятельного чтения учащихся. Начиная с 8 класса, программа рекомендует чтение статей периодической печати (газет и журналов, предназначенных для детского и юношеского возраста).

По учебным четвертям распределение материала осуществляется в соответствии с календарным графиком школы и учебным расписанием учителя и может варьироваться в связи с изменениями в них:



Учебные четверти

5 класс

4ч. в неделю

6 класс

4ч. в неделю

7 класс

4ч. в неделю

8 класс

4ч. в неделю

9 класс

4ч. в неделю

I четверть

(8 недель)

32

32

32

32

32

II четверть

(8 недель)

32

32

32

32

32

III четверть

(10 недель)

40

40

40

40

30

IV четверть

(8 недель)

32

32

32

32

32

Итого

(34 недели)

136

136

136

136

136











Содержание программы по классам

5 класс

Тематика чтения

Содержание

Навыки чтения

Работа с текстом


Устное народное творчество

Считалки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле.

Правильное, сознательное и выразительное чтение целым словом и по слогам трудных по структуре слов. Постепенное уменьшение их количества за счет предварительного и неоднократного их прочтения. Для детей с трудностями овладения навыком чтения — отработка плавного чтения по слогам с переходом на чтение целым словом. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов (после предварительного анализа).

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

Разбор текста по вопросам. Выделение темы произведения,

соотнесение темы произведения с заглавием текста. Коллективное определение идеи произведения. Выделение частей текста в соответствии с данным планом.

Полный и частичный пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений на основе прочитанного произведения.

Чтение по ролям и драматизация диалогов.

Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказками, считалками, потешками, пословицами.

Люблю русскую природу (Картины родной природы)

Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и религиозные праздники в разные времена года. Развлечения детей, их помощь взрослым.

Удивительные животные

Рассказы, басни и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.

Спешите делать добро

Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людьми.

Весело всем

Рассказы, стихи, сказки, помогающие увидеть смешное в событиях, поступках людей и поведении животных

Вечный свет подвига

Рассказы, стихи, научно- популярные статьи о подвигах защитников Отечества.

Писатели мира - детям

Детские рассказы, стихи, сказки о жизни детей в разных странах.

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень

•Правильно читать вслух доступный текст целым словом, в трудных случаях по слогам;

• читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения заданий учителя;

• отвечать на вопросы учителя;

• пересказывать несложные по содержанию тексты, используя картинный план;

• выражать свое отношение к поступкам героев (хорошо — плохо, правильно — неправильно, почему);

• знать наизусть 6—8 стихотворений (объемом в 8 строк).

2-й уровень

• Правильно читать вслух доступный текст по слогам;

• отвечать на вопросы по предметному содержанию произведения;

• давать элементарную оценку поступкам героев (хорошо — плохо);

• заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося).







































6 класс



Тематика чтения

Содержание

Навыки чтения

Работа с текстом


Устное народное творчество

Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры — игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Сказки. Мир добра и зла.

Сознательное, правильное, выразительное чтение целым словом с переходом на словосочетания в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для совершенствования навыка быстрого чтения. Для учащихся с трудностями в овладении, навыком чтения — чтение по слогам с переходом на чтение целым словом.

Чтение про себя при выполнении различных заданий уже проанализированного текста. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.

Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.

Развитие у школьников умения ставить вопросы к тексту.

Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение темы с заглавием текста.

Деление текста на части по данному плану, коллективное озаглавливание выделенных частей текста.

Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц. Выражение элементарной оценки их поступков.

Полный и частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений в соответствии с текстом оригинала с предварительным их выделением.

Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения с помощью словаря и учителя. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение.

Называние характерных черт героев произведения (выбор для этой цели из текста авторских слов), установление авторского отношения к своим героям (осуждает или одобряет их поступки).

Люблю русскую природу (Картины родной природы)

Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и религиозные праздники в связи с разными временами года.

Удивительные животные

Рассказы, стихи, сказки, басни о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных качеств.

Человек, будь человеком!

Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.

Смешное и веселое

Юмористические произведения разных жанров.

Вечный свет подвига

Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.

Писатели мира - детям

Сказки и рассказы зарубежных авторов о жизни детей, об их приключениях, о животных.



Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень

• Правильно читать вслух доступные тексты целым словом;

• читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения определенных заданий;

• отвечать на вопросы и выражать свое отношение к покупкам героев;

• пересказывать текст (полностью или частично) по данному плану, используя опорные слова;

• знать наизусть 6—8 стихотворений (объемом 8—10 строк).

2-й уровень

• Читать вслух правильно по слогам и целым словом, coблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

• отвечать на вопросы учителя по предметному содержанию произведения;

• давать элементарную оценку поступкам героев;

• заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся).







































7 класс

Тематика чтения

Содержание

Навыки чтения

Работа с текстом


Устное народное творчество

Игровые песни, пословицы, небылицы (игра мыслей, столкновение обычного и потешного). Сказки. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сознательное, правильное и выразительное чтение целым словом с переходом на беглое чтение в соответствии с нормами литературного произношения. Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию и структуре, в остальных случаях после

анализа.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или отрывка из него.

Чтение по ролям и драматизация.

Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выделять главную мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев, определять их мотивы.

Выделение характерных черт героя произведения в связи с его поступками. Пополнение словаря определений, называющих черты характера.

Обсуждение вопросов о возможном развитии событий в будущем. Составление воображаемых диалогов главных действующих лиц.

Коллективное составление плана к отдельным частям текста, предназначенного для пересказа.

Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с незнакомыми словами. Выделение образных средств языка, их использование в пересказе.

Чтение диалогов, участие в драматизации. Умение различать сказку, рассказ, басню, стихотворение.

Родная земля

Рассказы о роли природы в жизни человека, о его связи с ней, лирические стихотворения о красоте природы, о ее влиянии на настроение человека. Понятие о большой и малой Родине.

О братьях наших меньших

Рассказы, стихотворения басни о диких и домашних животных, о разных условиях и взаимоотношений с человеком, об ответственности человек за сохранение тех, кого они приручили, об ответственности людей за сохранение мира животных на земле.

Писатели о своем детстве

Рассказы, стихотворения отрывки из повестей разных писателей о своем детстве.

Писатели улыбаются

Юмористические рассказы, сказки, басни и стихотворения о шуточных ситуациях, в которых оказываются взрослые и дети. Смешные животные, смешные случаи с ними.

Защитники Родины

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о человеческих судьбах во время войны, о защитниках Родины в прошлом и настоящем. Подвиг во имя Родины как традиция народов России.

Зарубежные писатели

Сказки, рассказы, отрывки и повестей, стихотворения зарубежных авторов о жизни детей и взрослых, об их интересах, о животных, об их взаимодействии с людьми.





Основные требования к умениям учащихся

1- й уровень

• Читать вслух правильно, целым словом;

• читать про себя с предварительным заданием доступные по содержанию тексты и отвечать на вопросы;

• давать оценку поступкам действующих лиц;

• пересказывать текст по плану;

• знать наизусть не менее 8—10 стихотворений (объем не менее 10 строк).

2- й уровень

• Правильно читать вслух доступные тексты целым словом и по слогам;

• читать про себя короткие отрывки ранее проанализированных текстов;

• отвечать на вопросы по содержанию;

• пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;

• выражать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;

• учить стихотворения наизусть (объем текста и количество стихотворений с учетом особенностей учеников).





































8 класс

Тематика чтения

Содержание

Навыки чтения

Работа с текстом


Устное народное творчество

Русские народные бытовые песни, пословицы, сказки. Жанры сказок: волшебные, бытовые, сказки про животных. Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья — учись уму- разуму, не нарушай данного слова. Законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка.

Былины (в авторском переложении) как отражение исторического прошлого народа.

Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.

Чтение целым словом и по слогам (для школьников с трудностями в овладении навыком чтения).

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.

Чтение диалогов по ролям, драматизация.

Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев.

Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин.

Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера.

Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).

Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни. Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.

Выделение частей текста. Определение основной мысли каждой части текста. Составление плана.

Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного текста. Составление пересказа от имени одного из героев.

Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их клаccy, выступая в роли учителя.

Умение различать сказку, рассказ, басню, стихотворение.

Русская литература XIX века

Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, И. С. Никитина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Г. Короленко, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна и др.

Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае, который явился основой для создания включенного в учебник произведения.

Русская литература XX века

Произведения А. М. Горького, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, К. М. Симонова, К. Г. Паустовского, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, Н. А. Рыленкова, Ю. Коваля, Р. П. Погодина, Р. М. Рождественского, В. П. Астафьева, Ю. М. Нагибина, К. Булычева, Д. Самойлова и др.

Краткие биографические сведения и рассказ о том реальном случае, который явился основой для создания включенного в учебник произведения.

Зарубежная литература

Рассказы и отрывки из повестей о жизни детей за рубежом, об отношении к животным, легенды и сказки о чудесах.





Основные требования к умениям учащихся

1- й уровень

• Читать вслух правильно, бегло, целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произношения;

• читать про себя доступные по содержанию отрывки из произведений и пересказывать их;

• определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (нравится — не нравится, почему);

• пересказывать прочитанный текст с опорой на план и выделенную авторскую лексику;

• выделять незнакомые слова и давать им объяснения с помощью словаря);

• знать наизусть 8—10 стихотворений (объем 12 строк).

2- й уровень

• Читать вслух правильно, целым словом и по слогам;

• читать про себя короткие ранее прочитанные тексты;

• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям, по иллюстрации;

• выражать свое отношение к поступкам героев;

• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников).

































9 класс

Тематика чтения

Содержание

Навыки чтения

Работа с текстом


Устное народное творчество

Русские народные песни (колыбельные, бытовые), пословицы, былины (в авторском переложении). Жанры сказок (волшебные, бытовые, сказки про животных). Структура сказки (присказка, зачин, троекратные повторы, концовка). Сравнение волшебной сказки и былины.

Продолжение работы над техникой чтения и пониманием прочитанного произведения, контроль за правильностью чтения, за орфоэпическим произношением при чтении целым словом и беглом чтении. Работа над выразительностью чтения: самостоятельная подготовка к выделению логического ударения, синтаксических пауз, определению тона голоса.

Чтение по ролям, драматизация.

Продолжение работы по установлению учащимися логических связей описываемых событий определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя).

Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям. Оценка нравственных качеств действующих лиц.

Составление характеристики персонажей произведения по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица.

Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их одноклассникам, выступая в роли учителя.

Работа с незнакомыми словами текста, их самостоятельное объяснение с помощью одноклассников или с использованием словаря. Работа над образными средствами языка,

Выделение в тексте описаний и повествований. Коллективное составление планов к этим типам текстов и пересказ их по плану с опорой на лексику произведений.

Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением авторской лексики.

Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному жанру.

Русская литература XIX века

Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Фета, А. Н. Майкова, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, И. А. Бунина, А. И. Куприна и др.

Краткие биографические сведения и рассказ о реальном случае, который лег в основу включенного в учебник произведения. Сравнение реального и вымышленного сюжетов.

Русская литература XX века

Произведения А. М. Горького, А. Н. Толстого, А. А. Платонова, Н. М. Рубцова, М. М. Зошенко, Н. Н. Носова, М. А. Шолохова, К. М. Симонова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, Ю. И. Коваля, В.П. Астафьева, В. П. Быкова, В. А. Солоухина, В. Г. Распутина, К. Булычева и др.

Краткие биографические сведения об авторах. Рассказ о событии, которое реально произошло в жизни писателя и которое легло в основу произведения, включенного в учебник. Сравнение реального и вымышленного сюжетов.

Зарубежная литература

Краткие биографические сведения об авторах. Рассказы, стихотворения, отрывки из повестей о жизни детей, о природе, о животных. Юмористические произведения.

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень

• Читать вслух правильно, бегло, выразительно в соответствии с нормами литературного произношения; читать про себя доступные по содержанию тексты и пересказывать их;

• называть главные черты характера героев, давать оценку их поступкам;

• пересказывать отдельные части текста с опорой на авторскую лексику;

• знать наизусть 8—10 стихотворений (объем не менее 12 строк).

2-й уровень

• Уметь читать вслух по слогам и целым словом;

• читать про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;

• участвовать в анализе произведения;

• пересказывать доступный текст и отдельные его части по картинному плану;

• выражать свое отношение к поступкам действующих лиц (нравится — не нравится, почему);

• учить стихотворение наизусть в доступном для ученика объеме.





































Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся



Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по предмету. При оценке устных ответов принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; устанавливает причинно- следственные связи; демонстрирует знание основных фактов, дат, событий; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя; нуждается в дополнительных вопросах учителя, которые помогают ему уточнить и дополнить ответ.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется

самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, соответствующего его познавательным возможностям, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Отметка «1» за устный ответ не ставится.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

5 класс – 45 - 60 слов; 6 класс – 70 - 80 слов; 7 – 9 классы– 90 - 100 слов.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

5-9 классы:

«5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса – легкие тексты самостоятельно);

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

- читает в основном правильно, бегло;

- допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

- допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

«2» ставится ученику, если он;

- читает по слогам;

- допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

- не делит текст на части;

- не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;

- не знает большей части текста, который должен знать наизусть.

«1» ставится ученику, если он:

- затрудняется в чтении текста по слогам;

- допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;

- не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание;

- не знает наизусть стихотворения.



























Требования к подготовке обучающихся по предмету



Требования к подготовке обучающихся по предмету рассматриваются по направлениям личностного развития в метапредметном и предметном направлениях. Метапредметные, личностные результаты, включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

В процессе обучения ученик научится:

1) осознавать себя как гражданина России; гордиться своей Родиной;

2) уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) иметь адекватное представление о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладевать социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) овладевать навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) осмысливать социальное окружение, свое место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;

8) принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать и развивать в себе социально значимые мотивы учебной деятельности;

9) сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формировать свои эстетические потребности, ценности и чувства;

11) проявлять и развивать в себе этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) вести безопасный, здоровый образ жизни, стремиться к творческому труду, работе на результат, бережно относиться к материальным и духовным ценностям;

13) вести самостоятельную жизнь.

Предметные результаты связаны с овладением чтением как учебной дисциплиной и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений по чтению, возможностью их применения в практической деятельности и жизни.

Ученик получит возможность научиться:

1) Осознанному, правильному, плавному чтению вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

2) Участию в обсуждении прочитанных произведений; умению высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

3) Формировать представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем;

4) Выбирать с помощью взрослого интересующую литературу.



В области речевой практики ученик получит возможность научиться:

1) Осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) Расширять представления об окружающей действительности и развитию на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;

3) Использованию диалогической формы речи в различных ситуациях общения;

4) Уместному использованию этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.





















































Перечень учебно-методических материалов, средств обучения



При реализации рабочей программы используется линия УМК «Чтение» для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе И.М. Бгажноковой:

УМК «Чтение». 5 класс. Малышева З.Ф.

УМК «Чтение». 6 класс. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.

УМК «Чтение». 7 класс. Аксенова А.К.

УМК «Чтение». 8 класс. Малышева З.Ф.

УМК «Чтение». 9 класс. Аксенова А.К., Шишкова М.И.

Состав УМК:

1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 5 класс. Малышева З.Ф.

2. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 6 класс. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.

3. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 7 класс. Аксенова А.К.

4. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 8 класс. Малышева З.Ф.

5. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 9 класс. Аксенова А.К., Шишкова М.И.



Линия УМК для старших классов продолжает работу по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст.

5 класс. В учебнике представлены произведения устного народного творчества, художественные произведения классиков русской и отечественной литературы, а также произведения зарубежных писателей. Изучаемые произведения сопровождаются вопросами и заданиями, направленными на понимание и усвоение материала школьниками.

Методический аппарат нацелен на формирование читательской деятельности школьников, в задания включены вопросы проблемного и развивающего характера, помогающие школьникам понять авторскую позицию, выявить настроения, переживания героев, осмыслить их поступки.

6 класс. В учебник включены разноуровневые произведения отечественных и зарубежных авторов, подобранные с учѐтом преемственности литературного материала, изучаемого в предшествующих и последующих классах.

Содержание текстов и методического аппарата направлено на решение образовательных, дидактических, коррекционно-воспитательных задач с учетом познавательных, интеллектуальных и личностных особенностей учащихся с нарушением интеллекта.

7 класс. В учебник для большей заинтересованности учащихся и повышения читательской мотивации включены юмористические рассказы и стихотворения, а также произведения, в основе которых лежит романтико-приключенческий сюжет.

8 класс. В учебнике представлены произведения устного народного творчества, а также художественные произведения русских писателей XIX– XX в. Изучаемые произведения сопровождаются краткой биографической статьей об авторе, вопросами и заданиями, реализующими принцип сознательности и активности обучения.

Методический аппарат направлен на решение вопросов развития речи и мышления учащихся, а также способствует совершенствованию техники чтения и понимания прочитанного. В задания включены вопросы проблемного и развивающего характера.

9 класс. В учебнике представлено устное народное творчество, произведения классиков русской и отечественной литературы, а также зарубежных писателей.



















































Приложение



Произведения для заучивания наизусть



5 класс

1.А.Прокофьев "Березка"

2.К.Бальмонт "Осень"

3.И.Бунин "Первый снег"

4.Ф.Тютчев "Чародейкою Зимою... "

5.С.Есенин "Береза"

6.А.С.Пушкин "Зимняя дорога"

7.Е.Серова "Подснежник"

8.С.Есенин "Черемуха"



6 класс

1.М.Ножкин "Россия"

2.И.Бунин "Лес, точно терем расписной..."

3.Б.Заходер "Петя мечтает"

4.А.П.Пушкин "Вот север тучи нагоняя... "

5.И.Сурикова "Белый снег пушистый"

6.В.Набоков "Дождь пролетел и сгорел на лету..."

7.Н.Рыленков "Нынче ветер, как мальчишка, весел..."



7 класс

1.А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане..." (отрывок)

2.А.С.Пушкин "Зимний вечер"

3.А.С.Пушкин "У Лукоморья"

4.М.Ю.Лермонтов "Бородино" (отрывок)

5.М.В.Исаковский "Ветер"

6.К.М. Симонов. "Сын артиллериста" (отрывок)

7.Н.И.Рыленков "Всё в тающей дымке..."

8.К.Я. Ваншенкин "Мальчишка" (отрывок)



8 класс

1.А.С.Пушкин «Памятник»

2.А.С.Пушкин «Няне»

3.М.Ю.Лермонтов «Родина»

4.М.Ю.Лермонтов «Парус»

5.И.А.Крылов «Осёл и Соловей» (отрывок)

6.Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос…» (отрывок)

7.И.С.Никитин «Русь»

8.С.А.Есенин «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

9.С.А.Есенин «Пороша»

10. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок)

9 класс

1.И.А.Крылов "Кот и повар"

2.М.Ю. Лермонтов "Тучи"

3.А.А.Фет "На заре ты её не буди..."

4.А.А.Фет "Это утро, радость эта..."

5.М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок)

6.В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (отрывок)

7.М.И. Цветаева «Красною кистью рябина зажглась...»

8.С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

9.Н.М.Рубцов «Зимняя песня»

10.Роберт Луис Стивенсон «Вереск

1 Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (5-9 кл.) под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013г

2 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя