
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Подмосковный колледж «Энергия»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР
_______________ Л.Г. Иванова
« ___ » ______________ 20 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
Основы философии
основной профессиональной образовательной программы
по профессии (специальности) среднего
профессионального образования
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»
базовой подготовки
Квалификация техник - механик
Форма обучения очная
2016 год
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии (специальности) среднего профессионального образования 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»
Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии
___________________________________________________
Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель цикловой методической (предметной) комиссии
Жукова Н.А._____________________________________________
Разработчик программы: Жукова Н.А., преподаватель
Содержание
1. | Паспорт программы учебной дисциплины |
| 1.1. Область применения программы |
| 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы |
| 1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины: |
| 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины |
| 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы |
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины |
| 3.1. Образовательные технологии |
| 3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению |
| 3.3. Информационное обеспечение обучения |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО по специальностям технического профиля
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина Основы философии входит в общий гуманитарный и социально – экономический цикл .
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и будущего специалиста;
-определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
-определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей
-сформулировать представление об истине и смысле жизни.
- В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные категории и понятия философии;
-роль философии в жизни человека и общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской и религиозной картин мира;
-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
В том числе: | |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
-работа с текстами -выполнение заданий творческого характера | 10 14 |
Итоговая аттестация в форме зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Предмет философии и ее история | | | | |
Тема1.1 Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Становление философии из мифологии. Предмет и определение философии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. | | 2 |
Практическое занятие «Предмет и определение философии». | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с текстом - Платон «Апология Сократа» Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность» | 2 | |
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековья. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Предпосылки философии в Древнем мире (Китай, Индия) Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика. Августин Блаженный. Фома Аквинский. | | 2,3 |
Практическое занятие «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с текстом: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах» | 4 | |
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма | | 2,3 |
Практические занятия 3.«Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени» - тестовое задание 4.«Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII – XIX вв (3 – 4) – по выбору учащихся «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в ? | 4 | |
Тема 1.4. Современная философия | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея. | | 2,3 |
Практическое занятие: 5. «Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с текстом Э Фромм «Душа человека» Работа с текстом В.С.Соловьева «Русская идея» | 2 |
Раздел 2. Структура и основные направления философии | | | |
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная ( Новое время, xx век) Методы философии: формально – логический, диалектический, прагматический, системный, и др..Строение философии и ее основные направления | | 2,3 |
Практическое занятие: 6. «Этапы и методы философии». | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Эссе «Философская система нашего времени: основные черты» | 2 | |
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. | | 2,3 |
Практические занятия: 7. «Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин». 8. «Методология научного познания». | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира» | 4 | |
Тема 2.3. Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. | | 2 |
Практические занятия: 9. «Социальная жизнь. Человек в обществе. Общество в человеке. Посредники между людьми». 10. «Значение этики. Этические проблемы прошлого и современности». | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с текстом: Сенека «Нравственные письма к Луцилию» Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации» | 4 | |
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение | Содержание учебного материала | | |
Практические занятия: 11. «Сравнение философии с другими областями культуры: религии, науки, искусства» 12. «Духовная жизнь человека. Философия человек». 13. «Философская антропология. Происхождение и сущность человека. Проблема Я». 14. «Человек в мире культуры. Культура и бытие. Массовая культура» 15. «Философия творчества. Творчество как образ жизни. Философия любви. Любовь как способ существования человека». 16. «Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время)». 17. «Глобальные проблемы современности. Роль философии в современном мире. Будущее философии». | 14 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка эссе «Философия и смысл жизни» | 2 | |
Итого | | 72 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Образовательные технологии используемые в аудиторных занятиях
3.1.1. Технология современного проектного обучения, модульные технологии, игровые технологии, информационные технологии, компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии,
3.1.2.Активные и интерактивные образовательные технологии.
Семестр | Вид занятия* | Используемые активные и интерактивные образовательные технологии |
1 семестр | ТО | Технология коллективного обучения, технология развития критического мышления, разбор ситуаций, групповые дискуссии |
ПР | Компьютерные и проектные технологии, мультимедийные технологии , игровые технологии, групповые дискуссии |
* ТО – теоретическое обучение, ПР – практические занятия, ЛР – лабораторные занятия
3.2 Материально – техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
3.3.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Горелов А.А.Основы философии: учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 320 с.
2.Канке В.А. Основы философии: учебник– М: Логос. 2009. – 286 с.
Дополнительные источники:
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К».2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений.- Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь/под ред. А.П.Алексеева. – М.: РГ – Пресс.
2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ Пер. с англ. В.И.Кузнецова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
Дополнительные оригинальные источники:
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.
2. Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. - М.: Мыслб.1972. – 343 с.
3. Древнекитайская философия: В 2 – х т. - М.: Мысль. 1972
4.Лосский Н.О.История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. – 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет ресурсы
www.alleg.ru\edu\philos1.htm
ru. Wikipedia.org\wiki\Философия
www.diplom-inet.ru\resursfil
4. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и будущего специалиста; -определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; -определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей -сформулировать представление об истине и смысле жизни. | -домашние задания проблемного характера; -практические задания по работе с оригинальными текстами; -подготовка и защита групповых заданий -подготовка и защита индивидуальных заданий -тестовые задания по соответствующим темам -контрольные работы |
Знать: - основные категории и понятия философии; -роль философии в жизни человека и общества; -основы философского учения о бытии; -сущность процесса познания; -основы научной, философской и религиозной картин мира; -об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | -тестовые задания -устные ответы - практические занятия |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -участие в работе научно-студенческих обществ, -выступления на научно-практических конференциях, -участие во внеурочной деятельности, связанной с будущей профессией/ специальностью (конкурсы профессионального мастерства, выставки и т.п.) - высокие показатели производственной деятельности. | -Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: -на практических занятиях ( при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх; при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т.д.); - при проведении контрольных работ, зачета. |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества. |
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | -анализ профессиональных ситуаций; -решение стандартных и нестандартных профессиональных задач. |
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | -эффективный поиск необходимой информации; -использование различных источников, включая электронные, при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов производственной практики. | |
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - использование в учебной и профессиональной деятельности различных видов программного обеспечения, в том числе специального, при оформлении и презентации всех видов работ. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, учащимися, родителями. | взаимодействие: - с обучающимися при проведении деловых игр, выполнении коллективных заданий (проектов), - с преподавателями в ходе обучения, - с коллегами в ходе производственной практики. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | - самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности при выполнении коллективных заданий (проектов), -ответственность за результат выполнения заданий. | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - планирование и качественное выполнение заданий для самостоятельной работы при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов производственной практики; - определение этапов и содержания работы по реализации самообразования. |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий. | -адаптация к изменяющимся условиям профессиональной деятельности; -проявление профессиональной маневренности при прохождении различных этапов производственной практики. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - готовность к исполнению воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
5.ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Раздел1. Предмет философии и ее история
Тема1.1. Основные понятия и предмет философии
1. Работа с текстом Платона «Апология Сократа» - 2 час
2. Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность» - 1 час
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая Философия
1.Рсабота с текстом: Диоген Лаэрткий «О жизни, учениях и изречениях знаменитых
Философов» - 2 час
2. Творческое задание «философские школы и учение о первоначалах» - 2 час
Тема 1.3. Философия Возрождения и нового времени
1.Составление сравнительной таблицы основных философских систем XVIII – XIX вв
(3 – 4 ) по выбору учащихся – 1час
2. Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» -1 час
3. Творческое задание:»Почему позитивизм как философия науки появился в XIX
веке? – 2 час
Тема 1.4. Современная философия
1. Работа с текстом Э.Фромма «Душа человека» - 2 час
2. Работа с тестом В.С.Соловьева «Русская идея» -- 2 час
Раздел 2. Структура и основные направления философии
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение
1. Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные
черты» - 2 часа
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания
1. Творческое задание «Современная философская картина мира» - 2 часа
Тема 2.3. Этика и социальная философия
1. Работа с текстом: Сенека «Нравственные письма к Луцилию» - 2 час
2. Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации» - 2 часа