СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Основы философии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе ФГОС по специальности "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования"

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по дисциплине "Основы философии"»








МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР

_______________ Л.Г. Иванова

« ___ » ______________ 20 г.













Рабочая программа учебной дисциплины


Основы философии



основной профессиональной образовательной программы

по профессии (специальности) среднего
профессионального образования


15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»


базовой подготовки



Квалификация техник - механик



Форма обучения очная






2016 год

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии (специальности) среднего профессионального образования 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»



Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии

___________________________________________________


Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 20__ г.


Председатель цикловой методической (предметной) комиссии


Жукова Н.А._____________________________________________





Разработчик программы: Жукова Н.А., преподаватель




























Содержание

1.

Паспорт программы учебной дисциплины


1.1. Область применения программы


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы


1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

2.

Структура и содержание учебной дисциплины


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины


3.1. Образовательные технологии


3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


3.3. Информационное обеспечение обучения

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины





1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии является частью основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО по специальностям технического профиля

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина Основы философии входит в общий гуманитарный и социально – экономический цикл .


1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и будущего специалиста;

-определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

-определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей

-сформулировать представление об истине и смысле жизни.


- В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные категории и понятия философии;

-роль философии в жизни человека и общества;

-основы философского учения о бытии;

-сущность процесса познания;

-основы научной, философской и религиозной картин мира;

-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.






































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

В том числе:


практические занятия

34

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:


-работа с текстами

-выполнение заданий творческого характера

10

14

Итоговая аттестация в форме зачета











2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии


Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, домашняя работа, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет философии и ее история





Тема1.1

Основные понятия

и предмет философии

Содержание учебного материала

2


1

Становление философии из мифологии. Предмет и определение философии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.


2

Практическое занятие

  1. «Предмет и определение философии».

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с текстом - Платон «Апология Сократа»

Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность»

2


Тема 1.2.

Философия Древнего мира и средневековья.

Содержание учебного материала

2


1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай, Индия)

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика. Августин Блаженный. Фома Аквинский.


2,3

Практическое занятие

  1. «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии»

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с текстом: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых

философов»

Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»

4


Тема 1.3.

Философия Возрождения

и Нового времени

Содержание учебного материала

2


1

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма


2,3

Практические занятия

3.«Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени» - тестовое задание

4.«Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем

4


Самостоятельная работа обучающихся

Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII – XIX вв (3 – 4) – по выбору учащихся

«Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»

Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в ?

4


Тема 1.4.

Современная философия

Содержание учебного материала

2



1

Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм

экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея.


2,3

Практическое занятие:

5. «Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с текстом Э Фромм «Душа человека»

Работа с текстом В.С.Соловьева «Русская идея»

2

Раздел 2.

Структура и основные

направления философии




Тема 2.1.

Методы философии и

ее внутреннее строение

Содержание учебного материала

2


1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная ( Новое время, xx век) Методы философии: формально – логический, диалектический, прагматический, системный, и др..Строение философии и ее основные направления


2,3

Практическое занятие:

6. «Этапы и методы философии».

2


Самостоятельная работа обучающихся

Эссе «Философская система нашего времени: основные черты»

2


Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

2


1

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин.


2,3

Практические занятия:

7. «Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин».

8. «Методология научного познания».

4


Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира»

4


Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала

2


1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.


2

Практические занятия:

9. «Социальная жизнь. Человек в обществе. Общество в человеке. Посредники между людьми».

10. «Значение этики. Этические проблемы прошлого и современности».

4


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с текстом: Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»

4


Тема 2.4.

Место философии в

духовной культуре и

ее значение

Содержание учебного материала



Практические занятия:

11. «Сравнение философии с другими областями культуры: религии, науки, искусства»

12. «Духовная жизнь человека. Философия человек».

13. «Философская антропология. Происхождение и сущность человека. Проблема Я».

14. «Человек в мире культуры. Культура и бытие. Массовая культура»

15. «Философия творчества. Творчество как образ жизни. Философия любви. Любовь как способ существования человека».

16. «Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время)».

17. «Глобальные проблемы современности. Роль философии в современном мире. Будущее философии».

14


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка эссе «Философия и смысл жизни»

2


Итого


72





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)





3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Образовательные технологии используемые в аудиторных занятиях

3.1.1. Технология современного проектного обучения, модульные технологии, игровые технологии, информационные технологии, компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии,

3.1.2.Активные и интерактивные образовательные технологии.


Семестр

Вид занятия*

Используемые активные и интерактивные
образовательные технологии

1 семестр

ТО

 Технология коллективного обучения, технология развития критического мышления, разбор ситуаций, групповые дискуссии     

ПР

Компьютерные и проектные технологии, мультимедийные технологии , игровые технологии, групповые дискуссии

* ТО – теоретическое обучение, ПР – практические занятия, ЛР – лабораторные занятия


3.2 Материально – техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

  • компьютер с программным обеспечением

  • мультимедийный комплекс.



3.3.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Горелов А.А.Основы философии: учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 320 с.

2.Канке В.А. Основы философии: учебник– М: Логос. 2009. – 286 с.


Дополнительные источники:

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К».2008. – 172 с.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений.- Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.

4. Краткий философский словарь/под ред. А.П.Алексеева. – М.: РГ – Пресс.

2010. – 496 с.

5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ Пер. с англ. В.И.Кузнецова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос. 2008. – 799 с.

Дополнительные оригинальные источники:

1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.

2. Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. - М.: Мыслб.1972. – 343 с.

3. Древнекитайская философия: В 2 – х т. - М.: Мысль. 1972

4.Лосский Н.О.История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. – 480 с.

5. Сенека Л.А. Нравственные письма Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.

6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.


Интернет ресурсы

www.alleg.ru\edu\philos1.htm

ru. Wikipedia.org\wiki\Философия

www.diplom-inet.ru\resursfil

























4. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры будущего гражданина и будущего специалиста;

-определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

-определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей

-сформулировать представление об истине и смысле жизни.


-домашние задания проблемного характера;

-практические задания по работе с оригинальными текстами;

-подготовка и защита групповых заданий

-подготовка и защита индивидуальных заданий

-тестовые задания по соответствующим темам

-контрольные работы







Знать:

- основные категории и понятия философии;

-роль философии в жизни человека и общества;

-основы философского учения о бытии;

-сущность процесса познания;

-основы научной, философской и религиозной картин мира;

-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

-тестовые задания

-устные ответы

- практические занятия




Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля

и оценки

ОК 1.Понимать

сущность и социальную

значимость своей

будущей профессии,

проявлять к ней

устойчивый интерес.

-участие в работе научно-студенческих обществ,

-выступления на научно-практических конференциях,

-участие во внеурочной деятельности,

связанной с будущей профессией/ специальностью (конкурсы профессионального

мастерства, выставки и т.п.)

- высокие показатели производственной деятельности.

-Экспертная оценка результатов деятельности

обучающихся в процессе

освоения образовательной

программы:


-на практических занятиях

( при решении ситуационных задач, при участии в деловых играх; при подготовке и участии в семинарах, при подготовке рефератов, докладов и т.д.);

- при проведении контрольных работ, зачета.

ОК 2.Организовывать

собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.

ОК 3.Принимать

решения в стандартных

и нестандартных

ситуациях и нести за

них ответственность.

-анализ профессиональных ситуаций;

-решение стандартных и нестандартных

профессиональных задач.

ОК 4.Осуществлять

поиск и использование

информации, необходимой для

эффективного выполнения

профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

-эффективный поиск необходимой информации;

-использование различных источников, включая электронные, при изучении теоретического материала и

прохождении различных этапов производственной практики.


ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные

технологии в профессиональной

деятельности.

- использование в учебной и профессиональной деятельности различных видов программного обеспечения, в том числе

специального, при оформлении и презентации всех видов работ.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, учащимися, родителями.

взаимодействие:

- с обучающимися при проведении деловых игр, выполнении коллективных заданий (проектов),

- с преподавателями в ходе обучения,

- с коллегами в ходе производственной практики.

ОК 7. Брать на себя

ответственность за

работу членов команды

(подчиненных), за

результат выполнения

заданий

- самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности при выполнении коллективных заданий (проектов),

-ответственность за результат выполнения заданий.


ОК 8. Самостоятельно

определять задачи

профессионального и

личностного развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно планировать

повышение

квалификации.

- планирование и качественное выполнение заданий для самостоятельной работы при изучении теоретического материала и

прохождении различных этапов производственной практики;

- определение этапов и содержания работы по реализации самообразования.

ОК 9. Осуществлять

профессиональную

деятельность в

условиях обновления её

целей, содержания,

смены технологий.

-адаптация к изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

-проявление профессиональной маневренности при прохождении различных этапов производственной практики.

ОК 10. Исполнять

воинскую обязанность в

том числе с применением

полученных

профессиональных знаний

(для юношей).

- готовность к исполнению воинской обязанности с применением полученных

профессиональных знаний (для юношей).





5.ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.


Раздел1. Предмет философии и ее история


Тема1.1. Основные понятия и предмет философии

1. Работа с текстом Платона «Апология Сократа» - 2 час

2. Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность» - 1 час


Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая Философия

1.Рсабота с текстом: Диоген Лаэрткий «О жизни, учениях и изречениях знаменитых

Философов» - 2 час

2. Творческое задание «философские школы и учение о первоначалах» - 2 час


Тема 1.3. Философия Возрождения и нового времени

1.Составление сравнительной таблицы основных философских систем XVIII – XIX вв

(3 – 4 ) по выбору учащихся – 1час

2. Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» -1 час

3. Творческое задание:»Почему позитивизм как философия науки появился в XIX

веке? – 2 час


Тема 1.4. Современная философия

1. Работа с текстом Э.Фромма «Душа человека» - 2 час

2. Работа с тестом В.С.Соловьева «Русская идея» -- 2 час


Раздел 2. Структура и основные направления философии


Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение

1. Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные

черты» - 2 часа


Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания

1. Творческое задание «Современная философская картина мира» - 2 часа


Тема 2.3. Этика и социальная философия

1. Работа с текстом: Сенека «Нравственные письма к Луцилию» - 2 час

2. Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации» - 2 часа