СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Правовые основы профессиональной деятельности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальнойучебнойнагрузкиобучающегося- 57 часов, втомчисле: обязательнойаудиторнойучебнойнагрузкиобучающегося- 38 часов; самостоятельнойработыобучающегося- 19 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Правовые основы профессиональной деятельности"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОШАХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»








Рабочая программа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины

ОУД 06. правовые основы профессиональной деятельности












2015

Одобрено на заседании МЕТОДИЧЕСКОЙ комиссии

дисциплин

общеобразовательного цикла

ПРОТОКОЛ № 1

От «28» августа 2015 г.

Председатель: Мартюк Е. Н.

_______________________


«Утверждаю»

Зам.директора по УМР

Ковалева Н. С.

__________________________

Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» разработана на основе требований:

  • Федераль­ного государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);

  • Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

  • Примерной программы общеобразовательной дисциплины Обществознание, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 2 от 26. 03. 2015).


Организация-разработчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОШАХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


Разработчики:

Савушкина Людмила Владимировна, преподаватель истории и обществознания ГОСУДАРСТВЕННОго БЮДЖЕТНОго ПРОФЕССИОНАЛЬНОго ОБРАЗОВАТЕЛЬНОго УЧРЕЖДЕНИя РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОШАХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рецензенты:

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



  1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1. Область применения примерной программы

Реализация среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы по специальностям 22.02.06. Сварочное производство (техник; специалист сварочного производства), входящая в укрупненную группу 22.00.00. Технологии материалов и 19.02.10. Технологиия продукции общественного питания, входящая в укрупненную группу 19.00.00. Промышленная экология и биотехнологии, в соответствии с примерной программой обществознание, с учётом профиля получаемого профессионального образования.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, в общепрофессиональные дисциплины.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать необходимые нормативно – правовые документы;

- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско – процессуальным и трудовым законодательством;

- анализировать и оценивать результаты и последствия действия (бездействия) с правовой точки зрения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения Конституции РФ;

- права и свободы человека и гражданина, механизмы из реализации;

- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

- организационно – правовые формы юридических лиц;

- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;

- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;

- право социальной защиты граждан;

- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

- виды административных правонарушений и административной ответственности;

- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 57 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 38 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 19 часов.










2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:


практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:


работа с нормативно – правовыми актами «Антимонопольное законодательство РФ»

2

Самостоятельная работа студентов «Изучение ФЗ РФ «О банкротстве (несостоятельности)»

1

Составление схемы «Основные организационно – правовые формы юридических лиц»

2

Реферат «Преимущества и недостатки различных организационно – правовых форм с точки зрения предпринимателя»

2

Самостоятельная работа студентов «Подобрать из СМИ ситуации нарушения прав потребителей»

1

Изучение и определение юридической природы различных видов хозяйственных договоров

1

Эссе «Значение эффективного законодательства в сфере интеллектуальных прав для стабильного развития хозяйствующих субъектов»

2

Эссе «Сравнительный анализ действующего Трудового кодекса РФ и КЗоТ»

2

Составление алгоритма действий работника по защите трудовых прав

2

Составление схемы «Основные и дополнительные административные наказания», «Юридический состав административного правонарушения»

2

Составление резюме

2

Итоговая аттестация в форме дифферинцированного зачёта


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Правовые основы профессиональной деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

1. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины.

2. Значение учебной дисциплины в подготовке профессиональной деятельности специалистов: технологов продукции общественного питания.

3. Основные положения Конституции РФ.

Раздел 1 Основы гражданского права


29


Тема 1.1 Правовое регулирование хозяйственной деятельности

Содержание учебного материала

2

3

1. Предмет, принципы и источники российского гражданского права.

2. Особенности правового регулирования хозяйственной деятельности: виды, понятие, 3. формы, связь различных видов деятельности.

Характеристика предпринимательской деятельности.

Самостоятельная работа:

работа с нормативно – правовыми актами «Антимонопольное законодательство РФ» - конспект

2


Тема 1.2 Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала

2

2

1. Субъекты предпринимательской деятельности: физические (граждане), юридические лица, государство и государственные образования как субъект гражданско – хозяйственных отношений.

2. Правовой статус граждан. Индивидуальное предпринимательство.

3. Юридические лица: признаки, правоспособность, регистрация, реорганизация, ликвидация, банкротство.

Практические занятия

2

«Оформление документов на регистрацию и ликвидацию ИП, ООО и др. форм юридических лиц»

Самостоятельная работа:

«Изучение ФЗ РФ «О банкротстве (несостоятельности)» - конспект

1


Тема 1.3 Основные организационно – правовые формы юридических лиц

Содержание учебного материала

2


1. Основные организационно – правовые формы коммерческих юридических лиц: хозяйственные товарищества и общества, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества (закрытые, открытые), унитарные предприятия, организационно – правовые формы сбытовой и торговой отрасли.

2. Основные организационно – правовые формы некоммерческих юридических лиц: потребительский кооператив, общественные и религиозные общества, фонды, ассоциации и союзы, учреждения.

Самостоятельная работа:

Составление схемы «Основные организационно – правовые формы юридических лиц»

Реферат «Преимущества и недостатки различных организационно – правовых форм с точки зрения предпринимателя»

4


Тема 1.4 Правовое регулирование договорных отношений

Содержание учебного материала

2

3

1. Законодательство, регулирующее договорные отношения.

2. Основные виды хозяйственных договоров, применяемых на территории РФ: понятие, виды, порядок оформления, заключения и расторжения.

3. Договор купли – продажи: понятие, виды, права и обязанности, ответственность сторон.

4. Отдельные виды хозяйственных договоров: договор аренды, хранения, подряда, поставки.

5. Изучение ФЗ РФ «О защите прав потребителей»

Практические занятия:

1

«Заключение, оформление договора купли – продажи в общественном питании»

«Изучение ФЗ РФ «О защите прав потребителей». Решение ситуационных задач»

Самостоятельная работа:

«Подобрать из СМИ ситуации нарушения прав потребителей» - конспект

Изучение и определение юридической природы различных видов хозяйственных договоров

3


Тема 1.5 Защита нарушенных прав субъектов предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала

2

3

1. Арбитражные суды РФ, их подведомственность, подсудность

2. Иск как средство судебной защиты нарушенных прав: оформление иска, порядок подачи в судебные органы.

3. Претензионный порядок рассмотрения споров.

Практическое занятие

2

«Оформление претензий, оформление искового заявления в арбитражный суд»

Тема 1.6 Основы интеллектуального и авторского права

Содержание учебного материала

2

2

1. Товарные знаки.

2. Защита нарушенного авторского права.

Практическое занятие:


«Решение задач по защите авторского и интеллектуального права»

Самостоятельная работа: Эссе «Значение эффективного законодательства в сфере интеллектуальных прав для стабильного развития хозяйствующих субъектов»

2


Раздел 2 Основы трудового права РФ


22


Тема 2.1 Правовое регулирование трудовых отношений

Содержание учебного материала

2

1

1. Трудовое право: понятие, предмет, метод, принципы.

2. Трудовое законодательство разных уровней: федеральное, субъектов федерации, акты органов местного самоуправления. Трудовые отношения: основания возникновения, признаки и принципы реализации.

Тема 2.2 Трудовой договор

Содержание учебного материала

2

3

1. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, сроки, формы. Порядок заключения трудового договора.

2. Правила изменения трудового договора. Основания прекращения трудового договора.

Практическое занятие

2

«Составление трудового договора»

Самостоятельная работа: Эссе «Сравнительный анализ действующего Трудового кодекса РФ и КЗоТ»

2


Тема 2.3 Трудовой распорядок и дисциплина труда

Содержание учебного материала

1

3

1. Дисциплина труда: понятие, методы обеспечения, федеральная и локальная правовая база.

2. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.

Практическое занятие:


«Решение ситуационных задач по применению дисциплинарных взысканий»

Тема 2.4 Материальная ответственность сторон трудового договора

Содержание учебного материала

1

2

1. Материальная ответственность работника перед работодателем: понятие, условия наложения, виды, обстоятельства освобождающие от материальной ответственности, способы компенсации.

2. Материальная ответственность работодателя перед работником: ответственность за незаконное лишение возможности трудиться.

Практическое занятие

2

«Решение ситуаций по трудовому праву»

Тема 2.5 Защита трудовых прав работников

Содержание учебного материала

2

3

1. Способы защиты трудовых прав работников. Самозащита работниками трудовых прав.

2. Индивидуальные трудовые споры.

3. Коллективные трудовые споры.

Практическое занятие:

2

«Решение ситуационных задач»

Самостоятельная работа:Составление алгоритма действий работника по защите трудовых прав - схема

2


Тема 2.6 Роль государства в регулировании занятости населения

Содержание учебного материала

2

2

1. Значение деятельности государственных органов в регулировании занятости населения. Регистрация безработных граждан в службе занятости.

2. Социальное обеспечение граждан РФ.

Самостоятельная работа: «Составление резюме»

2


Раздел 3 Административные правонарушения и административная ответственность


4


Тема 3.1 Законодательство РФ об административных правонарушениях

Содержание учебного материала

2

3

1. Законодательство об административных правонарушениях: задачи, принципы. Характеристика ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения».

2. Административное правонарушение и административное наказание.

Самостоятельная работа: Составление схемы «Основные и дополнительные административные наказания», «Юридический состав административного правонарушения»

2


Всего:

57


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Правовые дисциплины».

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие столы и стулья для студентов;

- рабочий стол и стул для преподавателя;

- классная доска;

- наглядные пособия;

- комплект учебно – методической литературы.

Технические средства обучения: компьютеры, проектор, интерактивная доска, справочно – поисковые системы, экран


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Мушинский, В.О. Гражданское право. Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, ИНФРА – М, 2006 – 224 с. – (Профессиональное образование).

  2. Серебряков, В.Ф. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в общественном питании.- М.: Изд. Центр « Академия», 2004.- 224 с.

  3. Сорк, Д.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учеб. для СПО/ Д.М.Сорк, Н.Г.Заморенова, Е.Н.Белоусов.- М.: Изд.центр «Академия», 2003.- 208 с.

  4. Румынина, В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. – М.; Просвещение, 2008. – 220 с.

  5. Теплова, Н.Ю. Право. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 254 с.

Дополнительные источники:

  1. Конституция РФ / Принята всенародным голосованием 12 дек.1993 г. – М.: Инфра – М, 2003.- 49 с.;

  2. Трудовой Кодекс РФ

  3. Гражданский кодекс РФ

  4. Гражданско – процессуальный кодекс РФ

  5. Кодекс об административных правонарушениях

  6. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

  7. «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»

  8. правовая система «Гарант», http://www.garant.ru/

  9. правовая система «Консультант», http://www.consultant.ru

  10. правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru













4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕТЬ:


- использовать необходимые нормативно – правовые документы;

практическая работа с использованием ГК РФ, ТК РФ, КоАПП РФ и т.д. - зачет

- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско – процессуальным и трудовым законодательством;

практическая работа «Исковое заявление в суд», «Заявления и ходатайства в гос.органы» - зачет

- анализировать и оценивать результаты и последствия действия (бездействия) с правовой точки зрения

практическая работа «Трудовые споры», «Хозяйственные договоры» - зачет

ЗНАТЬ:


- основные положения Конституции РФ;

тестирование

- права и свободы человека и гражданина, механизмы из реализации;

рефераты

- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

фронтальный опрос, решение ситуационных задач

- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

составление справочника нормативно – правовых актов используемых в профессии

- организационно – правовые формы юридических лиц;

тестирование, наблюдение

- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;

тестирование, рефераты

- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

устный опрос, заполнение сравнительной таблицы

- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

заполнение формы трудового договора

- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;

заполнение резюме, анализ документов

- право социальной защиты граждан;

тестирование

- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

защита практической работы

- виды административных правонарушений и административной ответственности;

тестирование, индивидуальные задания

- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.

защита практической работы


Разработчики:

ФГОУ СПО «КТПП» преподаватель Е.Е. Балицкая


ГОУ СПО (ССУЗ)

«ЧГКИПиТ» преподаватель Л.В.Панова


Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


8