ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОШАХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рабочая программа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины
ОУД 06. правовые основы профессиональной деятельности
2015
Одобрено на заседании МЕТОДИЧЕСКОЙ комиссии дисциплин общеобразовательного цикла ПРОТОКОЛ № 1 От «28» августа 2015 г. Председатель: Мартюк Е. Н. _______________________ | | «Утверждаю» Зам.директора по УМР Ковалева Н. С. __________________________ |
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Примерной программы общеобразовательной дисциплины Обществознание, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 2 от 26. 03. 2015).
Организация-разработчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОШАХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Разработчики:
Савушкина Людмила Владимировна, преподаватель истории и обществознания ГОСУДАРСТВЕННОго БЮДЖЕТНОго ПРОФЕССИОНАЛЬНОго ОБРАЗОВАТЕЛЬНОго УЧРЕЖДЕНИя РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОШАХТИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рецензенты:
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13 |
паспорт примерной ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения примерной программы
Реализация среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы по специальностям 22.02.06. Сварочное производство (техник; специалист сварочного производства), входящая в укрупненную группу 22.00.00. Технологии материалов и 19.02.10. Технологиия продукции общественного питания, входящая в укрупненную группу 19.00.00. Промышленная экология и биотехнологии, в соответствии с примерной программой обществознание, с учётом профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, в общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать необходимые нормативно – правовые документы;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско – процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия действия (бездействия) с правовой точки зрения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения Конституции РФ;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы из реализации;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- организационно – правовые формы юридических лиц;
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
- право социальной защиты граждан;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 19 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 19 |
в том числе: | |
работа с нормативно – правовыми актами «Антимонопольное законодательство РФ» | 2 |
Самостоятельная работа студентов «Изучение ФЗ РФ «О банкротстве (несостоятельности)» | 1 |
Составление схемы «Основные организационно – правовые формы юридических лиц» | 2 |
Реферат «Преимущества и недостатки различных организационно – правовых форм с точки зрения предпринимателя» | 2 |
Самостоятельная работа студентов «Подобрать из СМИ ситуации нарушения прав потребителей» | 1 |
Изучение и определение юридической природы различных видов хозяйственных договоров | 1 |
Эссе «Значение эффективного законодательства в сфере интеллектуальных прав для стабильного развития хозяйствующих субъектов» | 2 |
Эссе «Сравнительный анализ действующего Трудового кодекса РФ и КЗоТ» | 2 |
Составление алгоритма действий работника по защите трудовых прав | 2 |
Составление схемы «Основные и дополнительные административные наказания», «Юридический состав административного правонарушения» | 2 |
Составление резюме | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифферинцированного зачёта |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Правовые основы профессиональной деятельности Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины. |
2. Значение учебной дисциплины в подготовке профессиональной деятельности специалистов: технологов продукции общественного питания. |
3. Основные положения Конституции РФ. |
Раздел 1 Основы гражданского права | | 29 | |
Тема 1.1 Правовое регулирование хозяйственной деятельности | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1. Предмет, принципы и источники российского гражданского права. |
2. Особенности правового регулирования хозяйственной деятельности: виды, понятие, 3. формы, связь различных видов деятельности. |
Характеристика предпринимательской деятельности. |
Самостоятельная работа: работа с нормативно – правовыми актами «Антимонопольное законодательство РФ» - конспект | 2 | |
Тема 1.2 Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Субъекты предпринимательской деятельности: физические (граждане), юридические лица, государство и государственные образования как субъект гражданско – хозяйственных отношений. |
2. Правовой статус граждан. Индивидуальное предпринимательство. |
3. Юридические лица: признаки, правоспособность, регистрация, реорганизация, ликвидация, банкротство. |
Практические занятия | 2 |
«Оформление документов на регистрацию и ликвидацию ИП, ООО и др. форм юридических лиц» |
Самостоятельная работа: «Изучение ФЗ РФ «О банкротстве (несостоятельности)» - конспект | 1 | |
Тема 1.3 Основные организационно – правовые формы юридических лиц | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Основные организационно – правовые формы коммерческих юридических лиц: хозяйственные товарищества и общества, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества (закрытые, открытые), унитарные предприятия, организационно – правовые формы сбытовой и торговой отрасли. |
2. Основные организационно – правовые формы некоммерческих юридических лиц: потребительский кооператив, общественные и религиозные общества, фонды, ассоциации и союзы, учреждения. |
Самостоятельная работа: Составление схемы «Основные организационно – правовые формы юридических лиц» Реферат «Преимущества и недостатки различных организационно – правовых форм с точки зрения предпринимателя» | 4 | |
Тема 1.4 Правовое регулирование договорных отношений | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1. Законодательство, регулирующее договорные отношения. |
2. Основные виды хозяйственных договоров, применяемых на территории РФ: понятие, виды, порядок оформления, заключения и расторжения. |
3. Договор купли – продажи: понятие, виды, права и обязанности, ответственность сторон. |
4. Отдельные виды хозяйственных договоров: договор аренды, хранения, подряда, поставки. |
5. Изучение ФЗ РФ «О защите прав потребителей» |
Практические занятия: | 1 |
«Заключение, оформление договора купли – продажи в общественном питании» «Изучение ФЗ РФ «О защите прав потребителей». Решение ситуационных задач» |
Самостоятельная работа: «Подобрать из СМИ ситуации нарушения прав потребителей» - конспект Изучение и определение юридической природы различных видов хозяйственных договоров | 3 | |
Тема 1.5 Защита нарушенных прав субъектов предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1. Арбитражные суды РФ, их подведомственность, подсудность |
2. Иск как средство судебной защиты нарушенных прав: оформление иска, порядок подачи в судебные органы. |
3. Претензионный порядок рассмотрения споров. |
Практическое занятие | 2 |
«Оформление претензий, оформление искового заявления в арбитражный суд» |
Тема 1.6 Основы интеллектуального и авторского права | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Товарные знаки. |
2. Защита нарушенного авторского права. |
Практическое занятие: | |
«Решение задач по защите авторского и интеллектуального права» |
Самостоятельная работа: Эссе «Значение эффективного законодательства в сфере интеллектуальных прав для стабильного развития хозяйствующих субъектов» | 2 | |
Раздел 2 Основы трудового права РФ | | 22 | |
Тема 2.1 Правовое регулирование трудовых отношений | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. Трудовое право: понятие, предмет, метод, принципы. |
2. Трудовое законодательство разных уровней: федеральное, субъектов федерации, акты органов местного самоуправления. Трудовые отношения: основания возникновения, признаки и принципы реализации. |
Тема 2.2 Трудовой договор | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, сроки, формы. Порядок заключения трудового договора. |
2. Правила изменения трудового договора. Основания прекращения трудового договора. |
Практическое занятие | 2 |
«Составление трудового договора» |
Самостоятельная работа: Эссе «Сравнительный анализ действующего Трудового кодекса РФ и КЗоТ» | 2 | |
Тема 2.3 Трудовой распорядок и дисциплина труда | Содержание учебного материала | 1 | 3 |
1. Дисциплина труда: понятие, методы обеспечения, федеральная и локальная правовая база. |
2. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий. |
Практическое занятие: | |
«Решение ситуационных задач по применению дисциплинарных взысканий» |
Тема 2.4 Материальная ответственность сторон трудового договора | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1. Материальная ответственность работника перед работодателем: понятие, условия наложения, виды, обстоятельства освобождающие от материальной ответственности, способы компенсации. |
2. Материальная ответственность работодателя перед работником: ответственность за незаконное лишение возможности трудиться. |
Практическое занятие | 2 |
«Решение ситуаций по трудовому праву» |
Тема 2.5 Защита трудовых прав работников | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1. Способы защиты трудовых прав работников. Самозащита работниками трудовых прав. |
2. Индивидуальные трудовые споры. |
3. Коллективные трудовые споры. |
Практическое занятие: | 2 |
«Решение ситуационных задач» |
Самостоятельная работа:Составление алгоритма действий работника по защите трудовых прав - схема | 2 | |
Тема 2.6 Роль государства в регулировании занятости населения | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Значение деятельности государственных органов в регулировании занятости населения. Регистрация безработных граждан в службе занятости. |
2. Социальное обеспечение граждан РФ. |
Самостоятельная работа: «Составление резюме» | 2 | |
Раздел 3 Административные правонарушения и административная ответственность | | 4 | |
Тема 3.1 Законодательство РФ об административных правонарушениях | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1. Законодательство об административных правонарушениях: задачи, принципы. Характеристика ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения». |
2. Административное правонарушение и административное наказание. |
Самостоятельная работа: Составление схемы «Основные и дополнительные административные наказания», «Юридический состав административного правонарушения» | 2 | |
Всего: | 57 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Правовые дисциплины».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие столы и стулья для студентов;
- рабочий стол и стул для преподавателя;
- классная доска;
- наглядные пособия;
- комплект учебно – методической литературы.
Технические средства обучения: компьютеры, проектор, интерактивная доска, справочно – поисковые системы, экран
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Мушинский, В.О. Гражданское право. Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, ИНФРА – М, 2006 – 224 с. – (Профессиональное образование).
Серебряков, В.Ф. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в общественном питании.- М.: Изд. Центр « Академия», 2004.- 224 с.
Сорк, Д.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учеб. для СПО/ Д.М.Сорк, Н.Г.Заморенова, Е.Н.Белоусов.- М.: Изд.центр «Академия», 2003.- 208 с.
Румынина, В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. – М.; Просвещение, 2008. – 220 с.
Теплова, Н.Ю. Право. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 254 с.
Дополнительные источники:
Конституция РФ / Принята всенародным голосованием 12 дек.1993 г. – М.: Инфра – М, 2003.- 49 с.;
Трудовой Кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Гражданско – процессуальный кодекс РФ
Кодекс об административных правонарушениях
ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
«О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»
правовая система «Гарант», http://www.garant.ru/
правовая система «Консультант», http://www.consultant.ru
правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
УМЕТЬ: | |
- использовать необходимые нормативно – правовые документы; | практическая работа с использованием ГК РФ, ТК РФ, КоАПП РФ и т.д. - зачет |
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско – процессуальным и трудовым законодательством; | практическая работа «Исковое заявление в суд», «Заявления и ходатайства в гос.органы» - зачет |
- анализировать и оценивать результаты и последствия действия (бездействия) с правовой точки зрения | практическая работа «Трудовые споры», «Хозяйственные договоры» - зачет |
ЗНАТЬ: | |
- основные положения Конституции РФ; | тестирование |
- права и свободы человека и гражданина, механизмы из реализации; | рефераты |
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; | фронтальный опрос, решение ситуационных задач |
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; | составление справочника нормативно – правовых актов используемых в профессии |
- организационно – правовые формы юридических лиц; | тестирование, наблюдение |
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; | тестирование, рефераты |
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; | устный опрос, заполнение сравнительной таблицы |
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; | заполнение формы трудового договора |
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; | заполнение резюме, анализ документов |
- право социальной защиты граждан; | тестирование |
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; | защита практической работы |
- виды административных правонарушений и административной ответственности; | тестирование, индивидуальные задания |
- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. | защита практической работы |
Разработчики:
ФГОУ СПО «КТПП» преподаватель Е.Е. Балицкая
ГОУ СПО (ССУЗ)
«ЧГКИПиТ» преподаватель Л.В.Панова
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
8