Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кожевниковский техникум агробизнеса»
(ОГБПОУ «КТАБ»)
СОГЛАСОВАНО: ООО «Вороновское» Директор ______________В.М. Вильт «___»_______________________2017г. | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УМР _______________ Н.В. Шараева «___»________________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Правовые основы профессиональной деятельности
по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Технический профиль
с. Кожевниково, 2017 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»
Разработчики:
Шараева Наталья Викторовна, зам. директора по УМР
Югова Галина Юрьевна, преподаватель
Рассмотрена на заседании ПЦК
Протокол №_____________ от «____»____________2017 г.
Председатель ПЦК ___________________А.А. Хаткевич
© ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»
© Шараева Наталья Викторовна, заместитель директора по УМР
© Югова Галина Юрьевна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Правовые основы профессиональной деятельности
Область применения программы
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по ППССЗ 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;
- в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области механизации сельского хозяйства при наличии среднего или высшего профессионального образования нетехнического профиля;
- в дополнительном обучении рабочим профессиям 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную
деятельность;
- защищать свои права в соответствии с действующим законодательством.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в
процессе профессиональной деятельности;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: |
практические занятия | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: |
внеаудиторная самостоятельная работа | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Право и законодательство | | 9 | |
Введение | Предмет, содержание и задачи дисциплины | 1 | 1 |
Тема 1.1. Конституция РФ - основной закон государства | Содержание учебного материала | 1 | |
1. | Общее понятие Конституции, ее форма. Классификация Конституций. Конституция РФ: основные черты, особенности, функции и юридические свойства | 1 | 1 |
Тема 1.2. Конституционные основы правового статуса личности. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. | Права человека и гражданина в Конституции РФ. Основы правового статуса личности. | 1 | 2 |
2. | Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина. Личные, политические, социально-экономические права и свободы личности Гарантии конституционных прав и свобод личности | 1 | 2 |
3. | Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности. Законодательные акты и иные нормативно-правовые документы, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить сообщения по выбору: - «Роль правовой информации в познании права». - «Не противоречит ли принцип "верховенства закона" принципу "верховенства права?» - «Что заставляет людей подчиняться власти» - «Право и мораль: общее и особенное». - «Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя». - «Конституционные обязанности человека и гражданина». | 4 | |
Раздел 2. Право и экономика | | 17 | |
Тема 2.1. Правовое регулирование экономических отношений | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Рыночная экономика как объект воздействия права. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки. | 1 | 2 |
2. | Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ, их источники. | 1 | 2 |
Тема 2.2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 4 | |
1. | Понятие и признаки субъектов предпринимательской деятельности. Виды субъектов предпринимательского права | 1 | 2 |
2. | Право собственности. Правомочия собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Формы собственности по российскому законодательству. | 1 | 2 |
3. | Понятие юридического лица, его признаки. Организационно-правовые Формы юридических лиц. Создание, реорганизация, ликвидация юридических лиц. Индивидуальные предприниматели (граждане), их права и обязанности. | 1 | 2 |
4. | Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности: понятие, признаки, порядок. | 1 | 2 |
Тема 2.3. Договорное право | Содержание учебного материала | 3 | |
1. | Общее положение о договоре. | 1 | 2 |
2. | Отдельные виды договоров | 1 | 2 |
Практические занятия Составление договора купли-продажи | 1 | |
Тема 2.4 Экономические споры | Содержание учебного материала | 3 | |
1. | Понятие экономических споров | 1 | 2 |
2. | Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров, его значение. | 1 | 3 |
| Практические занятия Составление претензии | 1 | |
| Контрольная работа по Разделу 2 | 1 | |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Составить таблицу « Виды экономических споров связанные с нарушением прав собственника»: Сделайте сравнительную характеристику договора купли –продажи с договором поставки. Подготовить сообщения по выбору: - «Собственность предприятия». - «Способы возникновения и прекращения права собственности». - «Наблюдение и внешнее управление». - «Процедуры, применяемые к должнику». - «Мировое соглашение». - «Финансовое оздоровление» | 4 | |
Раздел 3. Труд и социальная защита. | | 36 | |
Тема 3.1. Трудовое право как отрасль права | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Понятие трудового права. Источники трудового права. Трудовой Кодекс РФ | 1 | 2 |
2. | Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения. Структура трудового правоотношения. Субъекты трудового правоотношения | 1 | 2 |
Тема 3.2 Правовое регулирование занятости и трудоустройства | Содержание учебного материала | 2 | |
Общая характеристика законодательства РФ о трудоустройстве и занятости населения | 1 | 2 |
Понятие и формы занятости. Порядок и условия признания гражданина безработным. Правовой статус безработного. пособия по безработице. Иные меры социальной поддержки безработных. | 1 | 2 |
Тема 3.3. Трудовой договор | Содержание учебного материала | 6 | |
| 1. | Понятие трудового договора, его значение. Стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. | 1 | 2 |
2. | Порядок заключения трудового договора. Документы, предоставляемые при поступлении на работу. Оформление на работу. Испытание при приеме на работу | 1 | 2 |
3. | Понятие и виды переводов по трудовому праву. Отличие переводов от перемещения. Совместительство. | 1 | 2 |
4. | Основания прекращения трудового договора. Оформление увольнения работника. Правовые последствия незаконного увольнения. | 1 | 2 |
Практические занятия Составление трудового договора | 2 | |
Тема 3.4. Рабочее время и время отдыха | Содержание учебного материала | 3 | |
1. | Понятие рабочего времени, его виды. Режим рабочего времени и порядок его установления. Учет рабочего времени. Понятие и виды времени отдыха. | 2 | 2 |
2. | Отпуска: понятие, виды, порядок предоставления. Порядок установления рабочего времени и времени отдыха для лиц, совмещающих работу с обучением. | 1 | 2 |
Тема 3.5 Заработная плата. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. | Понятие и системы заработной платы. Правовое регулирование заработной платы. | 2 | 2 |
2. | Тарифная система, надбавки и доплаты. Порядок выплаты заработной платы. | 1 | 2 |
Тема 3.6. Трудовая дисциплина | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Понятие трудовой дисциплины, методы ее обеспечения. Понятие дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий. | 1 | 2 |
2. | Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Порядок обжалования и снятия дисциплинарных взысканий. | 1 | 2 |
Тема 3.7 Материальная ответственность сторон трудового договора | Содержание учебного материала | 4 | |
1. | Понятие материальной ответственности. Основания условия привлечения работника к материальной ответственности. | 1 | 2 |
2. | Полная и ограниченная материальная ответственность. Индивидуальная и коллективная материальная ответственность. | 1 | 2 |
3. | Порядок определения размера материального ущерба, причиненного работником работодателю. Порядок возмещения материального ущерба, причиненного работником работодателю. | 1 | 2 |
4. | Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику. Виды ущерба, возмещаемого работнику и порядок возмещения ущерба. | 1 | 2 |
Тема 3.8. Трудовые споры | Содержание учебного материала | 6 | |
1. | Понятие трудовых споров, причины их возникновения. Классификация трудовых споров. | 1 | 2 |
2. | Понятие и механизмы возникновения коллективных трудовых споров: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж. | 1 | 2 |
3. | Понятие индивидуальных трудовых споров. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: комиссия по трудовым спорам, суд. | 1 | 2 |
4. | Сроки подачи заявлений и сроки разрешения дел в органах по рассмотрению трудовых споров. Исполнение решения по трудовым спорам. | 1 |
Практическое занятие Составление искового заявления о восстановлении на работе | 2 | |
| | |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить сообщения по выбору: Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан в РФ. Понятие социальной помощи. Виды социальной помощи по государственному страхованию (медицинская помощь, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременные пособия) в РФ. Пенсии и их виды. Условия и порядок назначения пенсии. Право на забастовку. Порядок проведения забастовки. Незаконная забастовка и ее правовые последствия. Порядок признания забастовки незаконной. Защита гражданских прав: право на защиту, самозащита гражданских прав. Гражданское судопроизводство. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. .Административное правонарушение и административное наказание. |
| Дифференцированный зачёт | 2 | |
| Итого: | 64 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по «Правовым основам профессиональной деятельности»;
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Хабибулин А., Мурсалимов К. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2015 – 336 с. Серия: профессиональное образование.
2. Кашанина Т.В., Сизикова Н.М. Основы права: Учебник. – М.: Юрайт, 2015. –413с. Серия: учебники для средних специальных учебных заведений.
Дополнительные источники:
1. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 249 с. – Серия: «Среднее профессиональное образование».
2. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Основы правовых знаний: учеб. пособие.– М.: Изд-во Форум, 2008. – 320 с. Право и жизнь Правовой журнал. Учрежден Благотворительным фондом «Центр публичного права »
3. Справочник кадровика: журнал руководителя кадровой службы. Учрежден Издательским домом "МедіаПро".
4. Человек и Закон: правовой журнал. Учрежден Министерством юстиции Российской Федерации и ООО «Журнал «Человек и Закон».
5. Конституция Российской Федерации – М.: 1993
6. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ
7. Гражданский кодекс РФ ч. 1 от 30.11.1994г. № 51-ФЗ.
8. Гражданский кодекс РФ ч. 2 от 26.01.1996г. № 14-ФЗ.
9. Гражданский кодекс РФ ч. 3 от 26.11.2001г. № 146-ФЗ
10. Гражданский кодекс РФ ч. 4 от 18.12.2006г. № 230-ФЗ.
11. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ.
12. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001г. № 195-ФЗ.
Интернет ресурсы
«Электронная библиотека. Право России» Форма доступа http://www/allpravo.ru/library
Интернет ресурс. Справочная система «Консультант-плюс. Форма доступа http://www.cons-plus.ru.
Интернет ресурс. Угрюмова Г.И. Правовое регулирование увольнения за нарушение трудовой дисциплины – автореферат. Форма доступа http://law.edu.ru/book/book.asp?bookid=1176898
Интернет ресурс. Царенко Ю. Власть и трудовая дисциплина. Понятие и понимание сути. Форма доступа:http://www.kadrovic-plus.ru/catalog/likbez /element .php?id=1085
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль знаний, промежуточную (контрольные работы по разделам) и итоговую аттестацию в форме дифференцированного зачета.
Текущий контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: |
использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность | экспертная оценка выполнения практических работ |
защищать свои права в соответствии с действующим законодательством | экспертная оценка выполнения практических работ |
Знания: |
основные положения Конституции Российской Федерации | Устный опрос, тестирование, самостоятельная работа контрольная работа |
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации | Устный опрос, тестирование, самостоятельная работа контрольная работа |
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; | Устный опрос, тестирование, самостоятельная работа контрольная работа |
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; | Устный опрос, тестирование, самостоятельная работа контрольная работа |
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности | Устный опрос, тестирование, самостоятельная работа контрольная работа |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90-100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
5