СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по этике (9 класс)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по этике 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по этике (9 класс)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пригородненская средняя общеобразовательная школа»

Щигровского района Курской области



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла


Протокол от

«31» августа 2015 г. № 1


Руководитель МО

_____________ Н.Н. Голубева


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

____________ З.В. Мурлыкина


«31» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор школы


___________ С.Н. Домарев


Приказ от

«31» августа 2015 г. № 65





Рабочая программа


По курсу (предмету и т.д.): этика


Классы: 9


Количество часов по программе: 34


Учитель: Пожидаев Сергей Анатольевич























2015-2016 учебный год


Пояснительная записка.

Содержание основного общего образования по этике представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общечеловеческие нормы нравственности, культура общения, самовоспитание, самоидентификация, проблемы взаимодействия с окружающими людьми, жизнь человека в обществе, нравственное регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей. Не менее важным элементом содержания факультативного курса «Этика» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий учебную коммуникацию, работу с различными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Программа курса этики предусматривает межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.

Цель — создание условий для формирования у школьников осознанного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентации в непростых условиях жизни современного общества, в осознании и расширении своей идентичности, включении в активную преобразующую добро-творческую деятельность.

Осуществление цели способствует:

  • развитию личности в ответственный период формирования нравственного «Я», ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе морально-ценностной) информации и определения собственной позиции; нравственной культуры, способности к самоопределению, самопостижению и, как конечный итог, - самореализации;

  • воспитанию общероссийской идентичности, нравственной ответственности, уважения к моральным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

  • освоению на уровне применяемости системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об общечеловеческих нормах нравственности, о культуре общения и самовоспитании, о самоидентификации, о проблемах взаимодействия с окружающими людьми, о нравственном регулировании общественных отношений;

  • овладению умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области нравственных отношений; морально-ценностной деятельности; в отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий и т.д.


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности.

  2. Воспитать толерантное отношение к представителям других народов и культур.

  3. Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию, точку зрения.

  4. Познакомить с правилами вежливости, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

  5. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

  6. Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что
    предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

Пути и методы достижения поставленных задач:

  • Обучение этическим нормам через практическую деятельность: диспуты, мозговой штурм, беседа, практикумы (работа с текстовыми документами, сочинения).

  • Использование технологий развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения.

  • Способы педагогического воздействия: воспитывающие ситуации, создающие условия, в которых ребенок оказывается перед выбором способа действия; упражнения в систематическом повторении действий; поощрение, активизирующее учащихся к обучению этикетным правилам; подражание нравственному идеалу (литературному герою, педагогу, национальному герою), создание проблемной ситуации и поиск путей ее разрешения;


Материалом курса являются:

Культурное и научное наследие, накопленное человечеством в ходе исторического развития, позволяющее проследить линию на сохранение целостности человека на обозримом и, в то же время, наиболее глубоком комплексе идей.

Источники этической мудрости различных культур, составляющих кладовую нравственности человечества.



































Содержание учебного курса.


Тема I. Этика – философская наука о нравственности.

Предмет этики.

Происхождение и значение понятий «этика», «мораль», «нравственность». Что изучает этика? Необходимость этических знаний для духовного развития личности.

Что такое нравственность?

Структура нравственного сознания: а) нормы, б) принципы, в) кодексы, г) идеал. Нравственное сознание и нравственная деятельность.

Роль морали в обществе.

Понятие ценности. Типы ценностной направленности поведения человека. Мораль как ценностное ядро духовной культуры. Функции морали.

Тема II. Историческое развитие нравственности.

Происхождение нравственности.

Факторы возникновения нравственности в родовом обществе. Первые нравственные нормы. Талион (принцип воздающей справедливости) по закону «око за око, зуб за зуб».

Историческое развитие нравственности.

Нравственность рабовладельческого общества. Средневековая мораль. «Повесть временных лет», «Поучения чадам» Владимира Мономаха о нравственных добродетелях. Мораль буржуазного общества. Моральный смысл лозунгов «свободы, равенства и братства».

Христианская мораль.

Особенности религиозной морали. Нравственные нормы, принципы христианства. Заповеди Моисея, нагорная проповедь Христа. Противоречия христианской морали. Иисус Христос как нравственный идеал.

Этика Древнего мира и Средневековья.

Учение о добродетелях человека в этике Древнего Мира. Религиозное обоснование морали в этике Средневековья.

Этика в новое и новейшее время.

Проблемы соотношения моральных норм в этике нового времени. Современные этические проблемы.

Классовое и общеклассовое в морали.

Марксизм о классовом характере морали. Формирование общечеловеческого этоса: простые нормы нравственности, «золотое» правило нравственности, общечеловеческие ценности.



Тема III. Высшие духовно-нравственные ценности.

Добро и зло.

Роль понятий добра и зла как общих оценочных критериев морального сознания. Лики псевдодоброты. Средства борьбы со злом.

Понятие справедливости.

Нравственный выбор.

Что такое мотив действия? Ответственность за моральный выбор. Нравственная зрелость.

Совесть и долг.

Совесть – способность человека к нравственной самооценке и нравственному самоконтролю. Совесть как «внутренний суд». Долг – совокупность общественных обязанностей человека, внутренняя потребность служения добру и борьбы со злом. Категорический императив И. Канта – определение нравственного долга в его универсальном, абсолютном значении.

Честь и достоинство человека.

Понятие чести и достоинства – выражение ценности личности, её социально-нравственной значимости. Права и свободы личности – общее достижение человеческой цивилизации, международно-правовая гарантии достойного человеческого существования. Проявление чувства чести и достоинства. Самоуважение и самодовольство, гордость и гордыня. Умение сохранять достоинство в конфликтной ситуации.

Счастье, смысл жизни и предназначение человека.

Потребность в осмыслении своего бытия и его оправданности – высшая духовная потребность человека. Смысл жизни и цель жизни. Жизненные планы, практические цели и их нравственное содержание. Поиск нравственного идеала – условие достижения счастья. Различные подходы к пониманию счастья.


Тема IV. Нормы и ценности нравственной жизни.

Нравственная ценность труда.

Объективная необходимость труда и моральная обязанность трудиться. Труд – основа нравственного самоутверждения личности, чувств собственного достоинства, самоуважения. Что стимулирует хорошую работу?

Этика труда.

Трудовая этика протестантизма. Какие нравственные качества необходимы для трудовой деятельности. Профессиональные кодексы морали – составные части трудовой этики.

Политика и мораль

Формы взаимодействия морали и политики. Критика макиавеллизма. Воплощение нравственных идеалов и изменения в политике современных западных стран.

Патриотизм и культура межнационального общения.

Патриотизм как нравственный принцип. Судьба России и патриотизм народа. Несовместимость национализма и шовинизма с нравственными ценностями.

Этика ненасилия.

Соотношение целей и средств в политике. Оценка насилия. Формирование принципов ненасильственного сопротивления злу Л.Н.Толстым, М.Ганди, М.Л. Кингом. Способы ненасильственных действий в политике.

Биоэтика. Отношение к природе как нравственная проблема.

Нравственные аспекты современной экологической проблемы. Русские философы об общей регуляции природы, ее обновлении и возрождении. Идее В.Соловьева, Н.Федорова, К.Циолковского, В.Вернадского.

Медицинская этика.

Основные принципы медицинской этики. Право на эвтаназию – «легкую» смерть. Нравственные проблемы, связанные с трансплантацией (пересадкой) органов человека.

Нравственные основы дружбы и любви.

Дружба как одна из ценностей человека. Половая любовь – особая форма взаимоотношений мужчины и женщины. Значимость любви для молодежи. Нравственные ценности целомудрия, верности, чистоты, искренности в отношениях.

Нравственные ценности брака и семьи.

Духовно-нравственный фундамент современной семьи. Трудности и противоречия супружеских отношений. Семья и дети. Ответственность родителей перед обществом и детьми. Значение отцовства и материнства в жизни человека.

Тема V. Прикладная этика. Нормы и правила межличностного общения

Этикет как явление культуры.

Понятие этикета как совокупности правил поведения, регулирующих внешние формы человеческих взаимоотношений. Возникновение и развитие этикетных норм. Этикет в России.

Этикет и общие принципы морали.

Взаимосвязь этикета с общими нормами морали.

Речевой этикет.

Формы приветствия и обращения, общие требования к речи. Нормы этикета при разговоре по телефону. Письменное обращение и этикет.

Сетикет- правила общения в интернете.

Общие правила общения в интернете. Что можно и что нельзя делать при виртуальном общении.

Нормы поведения в типичных ситуациях.

Посещение кино, театра, концерта, кафе. Поведение на улице, в общественном транспорте, вагоне железной дороги, самолета. Визит к знакомым и друзьям, приглашение на семейный праздник.

Этикет и мода.

Общие требования к внешнему облику человека, их зависимость от конкретной ситуации. Молодежная мода и требования современного этикета.

Нравственная культура общения.

Этические требования к культуре общения: доброжелательность, уважительность, порядочность, тактичность. Техника общения. Правила Д.Карнеги, с помощью которых достигается расположение людей, устанавливается атмосфера доброжелательности в общении.





















Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Темы, занятия

Кол-во

часов

Сроки проведения

план

факт

1

Введение. Предмет, цели и задачи курса.

1



Тема 1. Этика- философская наука о нравственности.

3


2

Что изучает этика?

1



3

Мораль как общий жизненный ориентир.

1



4

Структура морального сознания.

1



Тема 2. Историческое развитие нравственности.

7


5

Происхождение нравственности.

1



6

Мораль рабовладельческого общества.

1



7

Нравственность феодального общества.

1



8

Религиозная мораль.

1



9

Нравственность буржуазного общества.

1



10

Групповое и общечеловеческое в морали.

1



11

«Золотое правило нравственности».

1



Тема 3. Высшие духовно-нравственные ценности.

4


12

Добро и зло – основные понятия морального сознания.

1



13

Нравственный выбор.

1



14

Нравственные регуляторы поведения личности. Долг и совесть.

1



15

Счастье, смысл жизни и предназначение человека.

1



Тема 4. Нормы и ценности нравственной жизни.

11


16

Нравственная ценность труда.

1



17

Политика и мораль.

1



18

Патриотизм и культура межнационального общения.

1



19

Этика ненасилия.

1



20

Мораль и международные отношения.

1



21

Отношение к природе как нравственная проблема.

1



22

Отношение к живому – показатель нравственной культуры личности.

1



23

Медицинская этика.

1



24

Нравственные основы дружбы.

1



25

Любовь как нравственное чувство.

1



26

Нравственные ценности брака и семьи.

1



Тема 5. Прикладная этика. Нормы и правила межличностного общения.

7


27

Этикет как явление культуры.

1



28

Этикет и общие принципы морали.

1



29

Речевой этикет.

1



30

Сетикет- правила общения в интернете.

1



31

Нормы поведения в типичных ситуациях.

1



32

Этикет и мода.

1



33

Нравственная культура общения.

1



34

Итоговое обобщение по курсу.

1




























Требования к уровню подготовки обучающихся.


В результате изучения факультативного курса «Этика» ученик должен:

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, ирансшпшую основу его взаимодействия с другими людьми;

  • содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;

  • источники нравственных знаний;

  • нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.

уметь:

  • описывать человека как морально-нравственное существо;

  • сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;

  • оценивать поведение людей сточки зрения моральных норм;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в процессе общения человека;

  • осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный теки и другие адаптированные источники);

  • самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;

  • осуществлять самоконтроль, использовать приемы саморегуляции эмоциональной сферы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осуществления постоянной работы по самовоспитанию;

  • реализации этических познаний в повседневной жизни,

  • претворения общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении;

  • нравственной оценки конкретных поступков людей;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.






Список литературы.


1. Л.Г. Королева. Основы этических знаний. – Курск, 1994

2. О.Г. Дробницкий. Проблемы нравственности. – М., 1998

3. Н.И. Формановская. Речевой этикет и культура общения. –М., 1992


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!