СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Алексеева "Полярная звезда"
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора
по УВР
О.В.Середа
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ
г. Иркутска СОШ №21
____________________
А.Т. Олохтонова
РАССМОТРЕНО :
на заседании МО учителей _______________________
__________________________
Протокол № ____
от «____» августа 2016 г.
Руководитель МО РАССМОТРЕНО :
на заседании МО учителей
на заседании МО учителей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2016 – 2017учебный год
предмет | ГЕОГРАФИЯ |
класс | 5 а, б, в, г; 6 а, б, в, г, д |
количество часов | 34 (1ч/нед) |
учитель | Гладышева О.Н. |
высшая кв. к | |
(фамилия, имя, отчество, квалификационная категория) |
Рабочая программа по географии 5- 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и федеральной программы по географии для общеобразовательных школ (авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда», М., Просвещение, 2013 год.)
(предмет, авторы программы, название, издательство, год издания) |
|
МБОУ г. Иркутска СОШ № 21
Содержание
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение.
Приложение.
Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике по географии для 5-6 класса линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089) и федеральной программы по географии для общеобразовательных школ (авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда», М., Просвещение, 2013 год.)
В настоящей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа составлена на основе:
фундаментального ядра содержания общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса «Полярная звезда» авторского коллектива под руководством А.И. Алексеева, рассчитанной на 68 часов (1 час в неделю в 5 и 6 классах);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
программы развития и формирования универсальных учебных действий;
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
в соответствии с учебно-методическим комплектом «Полярная звезда», рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации: Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География, ОАО «Издательство «Просвещение».
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающих. Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит обучающихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, экономических и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.
Курс географии в 5-6 классах является первым систематическим географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры обучающихся как части общей культуры человека.
Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, обеспечивающей реализацию личностного подхода ученика, смысла его учебных действий, ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, проявления своего отношения к усвоенному содержанию, применения географического содержания в жизненной практике. Изучение курса становится не целью обучения, а средством освоения географической культуры, представленной в учебнике.
Курс ориентирован на усвоение обучающимися:
общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека;
опыта жизнедеятельности человека через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карту, путешествие, наблюдения традиций, использование современной техники и т. д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства;
опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных объектов);
опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основании создания собственных географических продуктов (схем, проектов, эссе, дневников, описаний, стихов, карт, компьютерных программ) и презентаций их в диалоге и полилоге с другими.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
Формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования.
Формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды. Подготовка обучающихся к решению многих проблем жизни общества: политических, экономических, социальных, экологических.
Знакомство обучающихся с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, путями перехода России к устойчивому развитию.
Развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 5-6-х классов. Отличительной возрастной особенностью детей является стремление отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Суть изменений, происходящих в этом возрасте - в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности. Учебник географии для 5-6 классов согласован с Государственным стандартом и программой и выполняет следующие функции:
мотивационную, направленную на воспитание у учащихся потребности работать с учебником и другими источниками географической информации;
познавательную, ориентирующую школьников на усвоение содержания географического образования;
управленческую, определяющую отбор, последовательность изучения всего учебного материала;
воспитательную, направленную на воспитание географической культуры как части общей культуры, гражданственности, патриотизма, ответственности;
ценностно-ориентационную, способствующую становлению общечеловеческих и национальных ценностей, ориентирующую на их трансформацию в личностные ценности учащихся;
закрепления и самоконтроля результатов путем упражнений, разрешения учебных ситуаций, самостоятельной проверки и рефлексии учащихся;
самообразования, способствуя формированию умений самостоятельного овладения учебным географическим содержанием;
эстетическую, обусловленную высоким полиграфическим качеством учебника, формирующим эстетические чувства и прививающим желание изучать учебник и сделать его своим собеседником;
развивающую, воздействующую на все сферы сознания личности: когнитивную (мышление школьника, формирующие приемы умственной деятельности), эмоциональную (эмоциональные чувства и потребности, ценности), волевую (приемы творческой, созидательной деятельности).
В тексте учебника представлена аналитико-логическая, образная, практическая, алгоритмическая линии введения учебного материала для школьников с различными познавательными стилями. Кроме того, учебная информация представлена в разных формах - в виде объяснительного текста, иллюстраций, схем, справочных материалов, углубленного дополнительного текста, системы заданий разной степени сложности и с учетом возможности выбора обучающимися способа их выполнения. Иллюстрации учебника выполняют мотивационную, обучающую, развивающую функции и функцию эстетического наслаждения. Они обслуживают текст, делая его наглядным и образным, выполняют равнозначную с текстом роль (карты, картосхемы). Система вопросов ориентирована на развитие личности, проверку и самопроверку усвоенного. Особое внимание в учебнике уделено картографической составляющей как специфическому источнику географической информации. Значительно облегчает усвоение содержания географического материала Приложение, включающее набор карт.
Учебник «География» для 5-6 класса сопровождается учебным тренажером для школьников, электронным приложением.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
В блоке «География Земли» у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Географические знания традиционно считаются важнейшим элементом содержания географического образования. Они лежат в основе формирования эмоционально-ценностного отношения обучающихся к природе, социально-культурному окружению, другим людям, понимания себя в географическом пространстве. С географических знаний начинается формирование умений. Важнейшими знаниями, изучаемыми в курсе, являются знания о земной поверхности и оболочках Земли. Характеристика оболочек Земли осуществляется в следующей последовательности:
значимость оболочки (или ее части) для существования планеты, жизни на Земле, для человека и лично для школьника;
качество объекта, его вещественный состав и структура;
формы существования (распределение в пространстве);
изменение во времени вследствие природных и антропогенных воздействий;
пути решения проблем, связанных с антропогенным воздействием на оболочки Земли;
личный вклад школьника (мой вклад) в решение общечеловеческих проблем.
В число важных образовательных задач входит усвоение обучающимися топографо-картографических знаний в теме «План и карта». Обучающиеся должны усвоить: а) знания о планете и карте как моделях земной поверхности; б) осознать, что план и карта - выдающиеся произведения человеческой мысли; в) план и карта - международный символический язык географии. Впервые в курсе формируются историко-географические знания по теме «Как люди открывали Землю». Они позволят обучающимся выяснить, как развивались знания землян о пространстве планеты, вклад Великих географических открытий в становление и развитие цивилизаций. Важным моментом является то, что учащиеся знакомятся с именами выдающихся географов, путешественников. В теме раскрываются знания о методах географической науки.
В теме «Планета Земля» формируются межпредметные знания о Земле как планете Солнечной системы. Обучающиеся знакомятся с законами движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, с распределением тепла и света на поверхности Земли, с теорией формирования земных сфер. Обучающиеся должны осознать уникальность планеты Земля.
Гуманизация школьной географии актуализировала знания о населении планеты Земля в теме «Человек на Земле». Обучающиеся узнают о расселении людей по территории Земли, в своей местности, адаптации людей к новым условиям жизни. В содержание вводятся знания о расах и народах, государствах и их столицах, политической карте. Реализация культурологического подхода потребовала раскрытия знаний о диалоге культур, единстве народов, вкладе Н. Н. Миклухо-Маклая в доказательство единства людей и разнообразия их культур.
В курсе представлены следующие виды знаний:
о внешнем облике географического объекта (явления). Данная группа знаний призвана создать у обучающихся образ изучаемого явления с помощью текста и внетекстовых компонентов: гора, равнина, вулкан, река, океан и т. д.;
о размещении географических объектов в пространстве: тепловых поясах, горах и равнинах, природных зонах; расселении человека по планете;
о свойствах процессов и явлений: солености морской воды, плодородии, влажности воздуха и т. д.;
о процессах: круговороте воды в природе, круговороте веществ;
о составе географических объектов и процессов: оболочках Земли, человеческих расах, составе горных пород;
о структуре географических объектов;
о связях между географическими объектами и явлениями: временных, причинно-следственных, пространственных, функциональных, структурных.
В эту систему следует включить знания о материальных и духовных ценностях, отражающих опыт познания и существования человека в пространстве: способы ведения хозяйства, быт населения, объекты природного и культурного наследия.
Географические знания, изучаемые в курсе, сложны и многоаспектны. Они рассматриваются в пространственном аспекте (как и где размещены), категориальном (как взаимосвязаны с другими понятиями) и генетическом (раскрывают развитие и изменение объектов во времени). При изучении курса необходима постоянная опора на местный материал.
В курсе изучаются эмпирические знания, представленные географической номенклатурой. При отборе номенклатуры авторы руководствовались следующими принципами. Географические названия отражают наиболее крупные объекты каждого материка, а также свою страну, свою местность.
Цифровой материал представляет наиболее крупные объекты на Земле: самые высокие горы, самые крупные по площади равнины, самая глубокая впадина.
Теоретические знания представлены как общими географическими понятиями, так и единичными, конкретизирующими (река — река Нил и т. д.). Изучение географических законов и закономерностей географической оболочки опирается на раскрытие взаимосвязей. Конструкция учебника основана на раскрытии системы географических проблем. Учащиеся знакомятся с общенаучными умениями: природным явлением, комплексом, причиной, следствием и т. д. С этой целью учитель проводит с учащимися словарную работу.
В связи с ограниченностью во времени в большинстве своем географические знания формируются дедуктивным путем. Новому понятию сразу дается определение, затем раскрываются его существенные признаки, а далее с помощью заданий и упражнений осуществляется связь с другими понятиями, т. е. производится применение понятий.
Авторы включили в содержание курса методологические «знания о знаниях». Они представлены в форме алгоритмов действий (типовых планов) и ознакомления с методами науки. Наиболее подробно учащиеся знакомятся с методом наблюдений и картографическим методом.
Формирование знаний требует от учителя большой работы с понятийно-категориальным материалом. Опираясь на идеи Т. П. Герасимовой, В. А. Коринской, М. К. Ковалевской, формирование географических знаний происходит в несколько этапов: введение нового знания, раскрытие его признаков, включение географического знания через систему заданий и упражнений во взаимодействие с другими знаниями, умениями, отношениями, систематизация и обобщение географических знаний. Важной особенностью формирования географических знаний является опора на карту с помощью различной системы заданий. Рубрика «Откройте атлас» является в этом случае весьма значимой, формируя у обучающихся общеучебное умение обращаться к карте при изучении географического понятия, закономерности.
Курс «География Земли» формирует систему географических умений. Подчеркнем, что знания и умения рассматриваются во взаимосвязи, например знания о масштабе и умение его определять по карте. Учитывая практическую направленность курса, роль формирования умений значительна. В курсе уделяется внимание следующим группам умений:
общеучебным (работа с текстом, внетекстовыми компонентами учебника, тренажером, хрестоматией, тетрадью);
интеллектуальным (умения анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, прогнозировать географические явления и объекты);
практическим (работа с приборами, атласом, графиками, моделями, диаграммами). С помощью практических умений осуществляются измерения, вычисления, построения графиков, определение координат, высот и глубин, описание объектов и т. д.;
оценочным (умение давать оценки: а) пространственно-временные (горы старые - молодые, высокие - низкие); б) эстетические с позиции прекрасного (красиво - безобразно, хуже - лучше); в) географические, экологические, основанные на знании свойств объекта, закономерностях взаимодействия между этими свойствами; г) нравственные). Главным критерием нравственной оценки является ценностное отношение к объекту. Важнейшим ее основанием является ответ на вопросы: ради чего? Во имя чего? Так как нравственная оценка фиксируется в правилах, требованиях, нормах, ограничениях, выработанных обществом, учащиеся должны осознать, что основой нравственной оценки является понятие «благо».
В связи с тем что формирование оценочных умений относительно новое явление в географическом образовании, отражающем его гуманистическую и аксиологическую направленность, укажем, что оценочные умения включают следующую последовательность действий: определение мотива и цели оценки (для чего оценивается), объекта оценки (что оценивается), средства оценки (с помощью чего оценивается); выбор критериев для сравнения (шкала оценки); выявление эталона оценки (с чем сравнивается); сравнение объекта и эталона оценки; результат оценки — продукт (оценочные суждения).
Последнее время возрастает роль коммуникативных умений. В процессе изучения курса важно научить обучающихся работать в группе, слушать товарищей, высказывать свое мнение.
Опыт творческой деятельности формируется в курсе в ситуациях вовлечения учащихся в решение географических проблем. Опыт творческой деятельности проявляется в самовыражении, зависит от развития творческих способностей обучающихся. Компонентами опыта являются проблемная ситуация, проблема, умение создавать и выдвигать гипотезы, прогнозировать, «что будет, если...», давать оценки и делать выбор. Учебник «География» ориентирован на развитие творческих способностей. Его текст и внетекстовые компоненты вводят обучающихся в многообразные проблемы, раскрывают их истоки и сущность, предлагают пути их решения (или учащиеся самостоятельно выбирают свой путь решения). Ясно, что включение опыта творческой деятельности потребовало проблематизации содержания географического материала, включение диалога как основной формы учебного взаимодействия и рефлексивной активности учащихся.
Опыт эмоционально-ценностного отношения обучающихся к окружающему миру, друг к другу включает ценности, эмоции, идеалы, отношение авторов к процессам и явлениям, обеспечивающие формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся, активной деятельности по сохранению окружающей среды.
В курсе обращено внимание на материальные (предметные) ценности, включающиеся в жизнедеятельность школьников и являющиеся частью их мира. Например, изучая оболочки Земли, школьники должны осознать, в чем заключается значение атмосферы, гидросферы не только для жизни на Земле, но и для себя лично. К предметным ценностям относят природные, социокультурные объекты и т. д. Духовные ценности выражаются в виде правил, обычаев, традиций, идеалов людей. Наибольшую значимость имеют общечеловеческие ценности: природа, жизнь на планете, Родина, человеческая деятельность. Другие ценности (общественные) носят исторический и национальный характер. Они связаны с культурой людей, с определенной цивилизацией и определенным видением мира. К ним относят науку географию. Задача курса — направить процесс осознания общечеловеческих и общественных ценностей на усвоение и превращение их в личностные ценности. С этой целью содержание курса насыщено ярким, образным текстом, вызывающим переживания. Ценностным идеям служит ознакомление обучающихся с именами выдающихся путешественников и исследователей; раскрытие географических проблем с позитивных позиций, вселяющих оптимизм, желание решать проблемы; включение в содержание текста идей, влияющих на формирование мировоззренческой позиции. Ценностные идеи являются синтезом географических знаний, оценочных умений и отношений, исходят из желаемого отношения (во благо) к природе, обществу, человеку и составляют гуманистическую сущность географии. Например, значимость соблюдения традиций по сохранению окружающей природной среды - основа выживания людей; человек ответствен за судьбу планеты. Наряду с ценностными идеями в курс включены мировоззренческие идеи как географические выводы, имеющие значение для раскрытия и понимания закономерностей развития природы: географическая оболочка - целостная саморазвивающаяся система; земные оболочки взаимодействуют между собой и образуют единую географическую оболочку. Часто мировоззренческие и ценностные идеи представлены в виде вывода в тексте учебника.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
формирование основ социально - критического мышления;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения обучающимися основной школы программы по географии являются:
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
умение работать с разными источниками географической информации
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
картографическая грамотность и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 306часов, из них 68 часов (1 час в неделю) в 5 и 6 классах, по 68 часов (2 часа в неделю) в 7, 8 и 9 классах, 34 часа (0,5 часа в неделю) – региональный компонент в 8 и 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Примерное тематическое планирование курса «География Земли»
для 5 класса (34 часов)
Тематическое распределение часов
Темы | Количество учебных часов |
| 1ч. |
| 3ч. |
| 3ч |
| 14ч. |
| 6ч. |
| 7ч. |
Итого: | 34 |
Содержание программы курса «География Земли» 5 классы. 34 часа (1 час в неделю)
Раздел II. На какой Земле мы живём – 3 часа Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Развитие знаний землян о пространстве планеты. Вклад Великих географических открытий в становление и развитие цивилизаций.
Планируемые предметные результаты подготовки обучающихся:
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее
время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Раздел III.Планета Земля– 3 часов
Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли. Облик земного шара. "Голубая планета" Земля Планируемые предметные результаты подготовки обучающихся:
объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы.
приводить примеры географических следствий движения Земли;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
Раздел IV. План и карта – 13 часов
Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.
Практикум: 1.Ориентирование на местности. 2. Способы глазомерной съемки местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов) (Обучающая практическая работа). 3.Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. 4.Обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурных карт, надписи названий объектов. 5.Определение географических координат.
Планируемые предметные результаты подготовки обучающихся:
читать план местности и карту;
производить простейшую съемку местности;
работать с компасом, картой;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
Раздел V. Человек на Земле – 6 часа.
Расселение людей на территории Земли, в своей местности, адаптации людей к новым условиям жизни. Расы и народы, государства и их столицы, политическая карта. Диалог культур, единство народов, вклад Миклухо-Маклая в доказательство равенства людей и разнообразии их культур.
Практикум: Сравнение стран мира по политической карте. (Обучающая практическая работа)
Раздел VI.Литосфера – 6 часов
Понятие «Литосфера». Состав, границы, строение оболочки и взаимосвязи между её составными частями. Понятия: литосфера, горы, равнины, вулканы, сейсмические зоны, сейсмограф, литосферные плиты, очаг и эпицентр землетрясения. Образование гор и равнин. Возникновение вулканов и причины землетрясений.Влияние человека на литосферу.
Практикум. 1. Нанесение на контурную карту объектов, предусмотренных программой
Планируемые предметные результаты подготовки обучающихся:
объяснять понятия и термины: литосфера, горы, равнины, вулканы, сейсмические зоны, сейсмограф, литосферные плиты, очаг и эпицентр землетрясения,
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
называть методы изучения природы;
приводить примеры природных зон и высотных поясов;
объяснять свойства географической оболочки.
Календарно-тематическое планирование
Календарные сроки | № уроков | Тема (раздел) | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | Д/З. § | |||||||||||||||
По плану Четверть | Фактически | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия |
|
|
| ||||||||||||||||
1
|
| 1 | География, как наука. Развитие географических знаний о Земле. Методы изучения Земли. | Урок первичного предъявления новых знаний | Зачем нам география и как мы будем её изучать. Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни и методы изучения географии | Определять значение географических знаний в современной жизни на основе информации | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму | Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми | 1 | |||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
1
|
| 2 | Как люди открывали Землю | Урок применения предметных умений | От плоской Земли к земному шару Как люди открывали Землю Развитие представлений человека о мире | Выявлять изменения человека о мире | Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса | Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) | 2 | |||||||||||||
1
|
| 3 | Как люди открывали Землю | Урок обобщения и систематизации предметных умений | От плоской Земли к земному шару Как люди открывали Землю Развитие представлений человека о мире | Выявлять изменения человека о мире | Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД | Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса | 3 | |||||||||||||
1 |
| 4 | География сегодня | Контрольный урок | География сегодня Форма, размеры и движения Земли Формы и размеры Земли Современный этап географических исследований | Определять значение исследований Находить тематические объекты изучения на карте | Результаты контрольной или самостоятельной работы | Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски…) | 4, тренажер диска | |||||||||||||
Планета Земля | ||||||||||||||||||||||
1 |
| 5 | Мы во Вселенной | Комбинированный урок | Мы во Вселенной Формы и размеры Земли | Определять закономерности вращения Земли вокруг оси и Солнца | Запланированный результат | Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса | 5, модель Земли | |||||||||||||
1 |
| 6 | Движения Земли | Учебная экскурсия по схемам | Решение практических задач Чтение карты, подбор информации для изучения | Находить тематические объекты изучения на карте | Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов | Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми | 6, контроль в тренажере | |||||||||||||
1 |
| 7 | Солнечный свет на Земле | Урок решения практических, проектных задач | Солнечный свет на Земле Распределение тепла и света на Земле
| Определять дни солнцестояния и равноденствия, закономерности. | Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира | Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски…) | 7, отвечать на вопросы контроля в тренажере | |||||||||||||
План и карта | ||||||||||||||||||||||
1 |
| 8 | План и карта | Урок контроля | Планета Земля. | Обзор тем изучения | Воспроизведение правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму | Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) | 8, контрольный тест | |||||||||||||
1 |
| 9 | Ориентирование | Урок первичного предъявления новых знаний | Ориентирование на местности Стороны горизонта | Определять направления в ориентировании | Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса | Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми |
| |||||||||||||
2 |
| 10 | План и карта. Земная поверхность на плане и карте.Масштаб. | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Земная поверхность на плане и карте Изображения земной поверхности | Определять с помощью условных знаков объекты | Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД | Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски…) | 8,9,10 разобрать рисунки | |||||||||||||
2 |
| 11 | План и карта. Земная поверхность. Изображения земной поверхности | Урок применения предметных умений | Земная поверхность на плане и карте Изображения земной поверхности | Делать выводы с помощью условных знаков объекты | Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь | Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) | 8,9,10решать проектные задачи | |||||||||||||
2 |
| 12 | План и карта. Земная поверхность | Урок обобщения и систематизации предметных умений | Земная поверхность на плане и карте Изображения земной поверхности | Определять с помощью условных знаков объекты | Результаты контрольной или самостоятельной работы | Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса | 8,9,10решать проектные задачи | |||||||||||||
2 |
| 13 | Учимся с «Полярной звездой» | Урок повторения предметных умений | Решение практических задач Чтение карты, подбор информации для изучения | Находить тематические объекты изучения на карте | Самостоятельное нахождение и исправление ошибок | Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми | 8,9,10,11 решать проектные задачи | |||||||||||||
2 |
| 14 | Географическая карта | Комбинированный урок | Географическая карта Свойства географической карты | Сравнивать план и карту | Запланированный результат | Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски…) | 12, принести карту | |||||||||||||
2 |
| 15 | Градусная сетка | Коррекционный урок | Градусная сетка Предназначение градусной сетки | Определять элементы градусной сетки | Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов | Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) | 13 макет Земли, творческая работа "Как встречают Новый Год" | |||||||||||||
2 |
| 16 | Географические координаты | Контрольный урок | Географические координаты Определение координат объектов | Определять географические координаты | Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира | Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса | 14 | |||||||||||||
3 |
| 17 | Географические координаты | Учебная экскурсия по карте | Географические координаты Определение координат объектов | Определять географические координаты | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму | Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми | 15 | |||||||||||||
3 |
| 18 | Географические координаты | Урок решения практических, проектных задач | Географические координаты Определение координат объектов | Определять географические координаты | Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач | Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски…) | 15 | |||||||||||||
3 |
| 19 | Учимся с «Полярной звездой» | Урок предъявления новых знаний | Решение практических задач Чтение карты, подбор информации для изучения | Находить тематические объекты изучения на карте | Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса | Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) | 16 | |||||||||||||
3 |
| 20 | Учимся с «Полярной звездой» | Урок формирования предметных навыков, овладения предметными умениями | Решение практических задач Чтение карты, подбор информации для изучения | Обсуждать тематические объекты изучения на карте | Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД | Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса | 16 | |||||||||||||
3 |
| 21 | Учимся с «Полярной звездой» | Урок применения предметных умений | План и карта | Обзор тем изучения | Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь | Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми |
| |||||||||||||
Человек на Земле | ||||||||||||||||||||||
3 |
| 22 | Как люди заселяли Землю | Урок повторения предметных умений | Как люди заселяли Землю Основные пути расселения | Систематизировать информацию темы | Самостоятельное нахождение и исправление ошибок | Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) | 17 | |||||||||||||
3 |
| 23 | Расы и народы | Контрольный урок | Расы и народы Отличительные особенности | Выявлять внешние признаки людей | Запланированный результат | Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса | 18 | |||||||||||||
3 |
| 24 | Учимся с «Полярной звездой» | Комбинированный урок | Решение практических задач Чтение карты, подбор информации для изучения | Объяснять тематические объекты изучения на карте | Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира | Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски…) | 19 | |||||||||||||
3 |
| 25 | Учимся с «Полярной звездой» | Учебная экскурсия по пройденному материалу | Решение практических задач Чтение карты, подбор информации для изучения | Находить тематические объекты изучения на карте | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму | Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) | 19 | |||||||||||||
3 |
| 26 | Учимся с «Полярной звездой» | Урок решения практических, проектных задач | Человек на Земле | Обзор тем изучения | Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач | Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса |
| |||||||||||||
Литосфера | ||||||||||||||||||||||
4 |
| 27 | Земная кора – верхняя часть литосферы | Урок первичного предъявления новых знаний | Географическая оболочка Земли Понятие «Литосфера» | Называть элементы строения Земли | Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД |
| 51 | |||||||||||||
4 |
| 28 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Земная кора Происхождение и свойство горных пород | Классифицировать горные породы | Выявлять внешние признаки горных пород | Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми | 52 | |||||||||||||
4 |
| 29 | Движения земной коры. Землетрясения. | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Движения земной коры Сейсмоопасные территории | Обсуждать закономерности проявления землетрясений | Находить тематические объекты изучения на карте | Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски…) | 53 | |||||||||||||
4 |
| 30 | Движения земной коры. Вулканы. | Урок обобщения и систематизации предметных умений | Движения земной коры. Строение вулкана | Обсуждать закономерности проявления вулканизма | Находить тематические объекты изучения на карте | Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) |
| |||||||||||||
4 |
| 31 | Рельеф Земли. Равнины | Урок обобщения и систематизации предметных умений | Рельеф Земли. Равнины Неоднородность земной поверхности | Определять количественные и качественные характеристики форм рельефа | Применение ЗУНов при изучении новой темы и работы с картой | Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач |
| |||||||||||||
4 |
| 32 | Рельеф Земли. Горы | Урок обобщения и систематизации предметных умений | Рельеф Земли. Горы. Неоднородность земной поверхности | Определять количественные и качественные характеристики форм рельефа | Применение ЗУНов при изучении новой темы и работы с картой | Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми |
| |||||||||||||
4 |
| 33 | Учимся с «Полярной звездой» | Коррекционный урок | Обобщение темы | Работа над проектом | Использование средств учебного курса в целях изучения темы | Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, доски…) |
| |||||||||||||
4 |
| 34 | Литосфера и человек | Коррекционный урок | Обобщение темы |
|
|
|
|
материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | ПК | 1 |
2 | Проектор | 1 |
3 | Принтер – копир – сканер – фотосмарт | 1 |
4 | Аудио – система | 1 |
Учебно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект для обучающихся
1. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. Академический школьный учебник «Полярная звезда» «География 5-6» М., издательство «Просвещение», 2014г.
2. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. «Полярная звезда» «География 5-6» Мой тренажер. М., издательство «Просвещение», 2014г.
3. География. 5-6 классы. Электронное приложение к учебнику А.И. Алексеева др. «Полярная звезда» (1DVD) ©ОАО «Издательство «Просвещение»
4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс. М., Дрофа или Просвещение.
Литература для учителя
1. Рабочие программы. В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина География. Предметная линия учебников «Полярная звезда» Издательство «Просвещение» 2012 г.
2. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. Академический школьный учебник «Полярная звезда» «География 5-6» М., издательство «Просвещение», 2014г.
3. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. «Полярная звезда» «География 5-6» Мой тренажер. /М., издательство «Просвещение», 2014г.
4. «Конструктор» текущего контроля. География 5-6. Издательство «Просвещение» 2012 г.
5.В.В. Николина География Поурочные разработки 5-6. Издательство «Просвещение» 2012 г.
6. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2012г.
7. А. В. Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2010.
8. В. И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт Физическая география, начальный курс. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
9. О. В. Крылова Физическая география. 6 класс. М., Просвещение, 2000 г.
10. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2008.
11. В.Б. Пятунин Начальный курс географии 6 класс: учебное пособие «Гимназия на дому» М., «Дрофа» 2005 г.
12. Никитина Н.А., Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии 6 класс к УМК Т. П. Герасимовой. Н. П. Неклюковой –М., «Вако», 2010 г.
13. Клюшникова Н.М. Внеклассная работа по географии 6 класс. Корифей. В.2007г.
14. Ладилова Н.Н. Дидактические материалы по физической географии 6 класс. М. Просвещение. 1998г.
15. Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы. Дрофа. М. 2001 г.
16. Юрков П.М. Географические диктанты в 5-7 классах. М. «Просвещение»1984г.
17. Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии» 6-7 классы. Волгоград. «Учитель - АСТ» 2004г.
18. Т. Н. Воробцова Поурочные планы по учебнику Т. П. Герасимовой и др. «География. 6 класс». Волгоград. «Учитель - АСТ» 2004 г.
19. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
20. О. В. Крылова Уроки географии в 6 классе: Кн. для учителя М., Просвещение, 2002 г.
21. Технологические карты уроков в 6 классе / под ред. Г. Н. Элькина Санкт-Петербург, Паритет, 2001 г.
22. О. В. Крылова Практические работы по географии: Раб. тетр. для 6 кл. М., Вита-Пресс, 2002 г.
23. О. В. Крылова Тетрадь итоговых работ по географии, учебное пособие 6 класса М., Поматур Изд. Дом «Новый учебник», 2004 г.
24. География в схемах и таблицах / авт.-сост. Данилова Е. А. – СПб.: Тригон, 2006 г.
25. География. Методическое пособие / под ред. О.А. Бахчиевой, Э. В. Ким, Н. Ю. Королёвой и др. М.: Дрофа, 2008 г
26. А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003 г.
Электронные издания:
1.Учебное электронное издание «Начальный курс географии. 6 класс» ©МОРФ, ©ГУ РЦ ЭМТО, ©РМЦ 2001г.
2.География 6 – 10 классы. Библиотека наглядных пособий. ©РМЦ 2005 г.. ©ЗАО «1С», 2005 г.
3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс. © ООО «Кирилл и Мефодий» 2004 г.
4.Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)
5.Планета Земля: аудиэндиклопедия.
6.Современные чудеса света («Новый диск»)
7.Хочу все знать: Земля и Вселенная
8.Хочу все знать: Растительный мир
9.Чудеса света («ИДДК»)
10.Экология
11.Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.
Приложение
Перечень обязательной географической номенклатуры для 5-6 классов:
Тема «План и карта»
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа, Океания.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины, Индо-Гангская, плоскогорье Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность, Восточно-Африканское плоскогорье.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Саяны, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Тема «Человечество на Земле»
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония
Основные методы и формы организации процесса обучения
При изучении географии в 5 классе используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации процесса обучения.
Важно, чтобы форма обучения обеспечивала активность, самостоятельность обучающихся, способствовала реализации поставленных целей урока.
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум,
групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения,
игровая технология (дидактическая игра)
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся применительно к различным формам контроля
знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
не более двух-трех негрубых ошибок;
одной негрубой ошибки и трех недочетов;
при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
правильно выполнил менее половины работы.
Оценка «1» ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка «5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения
предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.
Отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с
поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.
2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.
3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.
4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.
6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.
7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических
объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить
задание более аккуратно).
5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.
6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.
7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.
8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.
9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.
Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Оценка умений работать с картой и другими источниками
географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Оценка практических умений учащихся:
«5»
правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;
соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;
аккуратное оформление результатов работы.
«4»
правильный и полный отбор источников знаний;
допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
«3»
правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;
неаккуратное оформление результатов.
«2»
неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве:
«5»
правильное, проведенное по плану наблюдение;
точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах;
правильная формулировка выводов;
аккуратное оформление наблюдений.
«4»
правильное, проведенное по плану наблюдение;
недочеты в отражении объекта или явления;
правильная формулировка выводов;
недостатки в оформлении наблюдений.
«3»
допускаются неточности в проведении наблюдений по плану;
выделены не все особенности объекта или явлений;
допускаются неточности в формулировке выводов;
имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
«2»
неправильное выполнение задания;
неумение сделать выводы на основе наблюдений.
Критерии норм оценок по географии за курс 5 класса.
На «3». | На «4». | На «5». |
1. Знать. | ||
- содержание основных понятий и терминов. | - знать и применять содержание основных понятий терминов. | - знать содержание основных понятий и терминов, уметь ими оперировать. |
2. Называть, показывать. | ||
- основные географические объекты; - основные страны мира. | - основные географические объекты литосферы. - основные страны мира, народы. | - основные географические объекты литосферы. - страны мира. Народы. |
3. Определять. | ||
- знать способы определения местоположения; - характер, оценку территории по учебнику. | - свое местоположение на местности с помощью приборов и правил ориентирования; - характеристику территории по учебнику и карте; - источник географической информации для решения конкретных задач. | - свое местоположение на местности с помощью приборов и правил ориентирования; - характеристику территории по учебнику, карте, таблицам, диаграмме; - источник информации для решения конкретных задач. |
4. Описывать. | ||
- географические объекты, явления, процессы. | - географические объекты, явления, процессы. | - географические объекты, явления, процессы. |
5. Объяснять. | ||
- процессы и явления; - зональные изменения в природе;
| - процессы и явления, их пространственное распространение, ритмику; - зональную дифференциацию природы земли;
| - процессы и явления, их пространственное распространение, ритмику; - зональную и азональную дифференциацию природы земли;
|
6.Прогнозировать. | ||
- возможные изменения природных объектов в воздействия внутренних и внешних сил. | - возможные изменения природных объектов в результате воздействия внутренних и внешних сил; - тенденции изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека. | - возможные изменения природных объектов в воздействия внутренних и внешних сил - тенденции изменения природных и социально – экологических объектов, всего природного комплекса в результате хозяйственной деятельности человека. |
Особенности конструирования учебника.
Учебник «География 5-6» открывает предметную линию «Полярная звезда» для основной школы.
Основная единица учебника – параграф, соответствующий одному уроку. Параграфы объединены в темы. Подавляющая часть параграфов имеет диалоговое построение и основана на использовании текста рассуждения.
В учебнике учебная информация представлена в разных формах – в виде объяснительного текста, иллюстраций, схем, справочных материалов, углубленного дополнительного текста, системы заданий разной степени сложности и с учетом возможности выбора учащимися способа их выполнения.
Особое внимание в учебнике уделено картографической составляющей как важнейшему источнику географической информации.
Учебник сконструирован по блочно-модульному подходу, что позволяет наглядно увидеть каждую тему в виде целостного модуля, включающего отдельные параграфы, в каждом из которых выделяются четыре блока: ориентировочный, информационный, расширяющий, оценочно-рефлексивный.
Ориентировочный блок позволяет перед каждым параграфом выделить то главное, что будет изучаться, в форме проблемных вопросов. Этот блок предполагает мотивационную вовлеченность учащихся в работу с текстом.
Информационный блок раскрывает основное содержание. Главная
особенность данного блока – «квантирование» информации: подача материала осуществляется небольшими порциями. С учетом возраста обучающихся каждый параграф разделен на отдельные программные части, раскрывающие основное содержание, обозначенное проблемно. В конце каждой части даны выводы в виде мировоззренческих идей, оценочных суждений. Каждый параграф содержит иллюстративный ряд: рисунок, картосхему, фотографию, обеспечивающие наглядность, смягчающие абстрактность, несущие дополнительную информацию.
Расширяющий блок поясняет, расширяет, углубляет изучаемый материал. В учебнике он дан в виде рубрик «Стоп-кадр» и «Шаг за шагом», помогающих освоить приемы учебной работы.
Оценочно-рефлексивный блок ориентирован на повторение, закрепление, рефлексию по поводу изученного. Он представлен в виде рубрик «Запомните», «Откройте атлас». В рубрике «Запомните» выделены основные термины и понятия, которые рассматриваются в параграфе и которые необходимо усвоить. В рубрике «Откройте атлас» указаны географические объекты, которые следует найти на карте и запомнить их названия: даны задания, которые надо выполнить с помощью карты.
Результаты усвоения географического содержания проверяется на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных во ФГОС.