СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предназначена для студентов гуманитарного профиля
Управление образования и науки Липецкой области
Государственное областное профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий машиностроительный колледж»
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж» _________________А. М. Гончаров «____» _________________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
2016г.
ОДОБРЕНО на заседании ЦК ЕНД председатель цикловой комиссии ________________ Е.С. Куликова протокол № 1 от 31 августа 2016 г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _________________ Н.Н.Шульгина
«____» _________________ 2016 г.
|
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования гуманитарного профиля (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в 2015 году.
Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»
Разработчик: Куликова Е. С., преподаватель высшей квалификационной категории ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………..4
Общая характеристика учебной дисциплины
«Естествознание»…………………………………………..…..6
Место учебной дисциплины в учебном плане……………….9
Результаты освоения учебной дисциплины………………….10
Содержание учебной дисциплины……………………………12
Тематическое планирование……………………………………..26
Характеристика основных видов учебной деятельности………28
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины «Естествознание»………....36
Литература……………………………………………………….…38
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы ППССЗ на базе основного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Естествознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
• воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
• применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена .
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования (ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественно-научных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.
Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности — закон успеха.
Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь.
Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественно-научную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.
Основу естествознания представляет физика — наука о природе, изучающая наиболее важные явления, законы и свойства материального мира. В физике устанавливаются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах, но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки.
Физика занимает особое место среди естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания.
Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает также одну из важнейших отраслей — химию.
Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.
Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью — «Физика», «Химия», «Биология» — что не нарушает привычную логику естественно-научного образования студентов.
При освоении специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
В процессе реализации содержания учебной дисциплины «Естествознание» значимо изучение раздела «Физика», который вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Этот раздел является системообразующим для других разделов учебной дисциплины, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии и биологии.
При изучении учебного материала по химии и биологии целесообразно акцентировать внимание обучающихся на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их значения для жизнедеятельности людей,это содержание, освещающее роль важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.
Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не только формирующий естественно-научную картину мира у студентов, но и раскрывающий практическое значение естественно-научных знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в гуманитарной сфере.
В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественно-научную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Интегрированное содержание учебной дисциплины позволяет преподавателям физики, химии и биологии совместно организовать изучение естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания предмета.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ППССЗ с получением среднего общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Естествознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ( ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Естествознание» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
• метапредметных:
− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
− умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
− сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;
− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
− сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
ФИЗИКА
Введение
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости.
Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства.
Механика
Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения.Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел.
Динамика.
Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе.
Закон всемирного тяготения.
Законы сохранения в механике.
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Закон сохранения полной механической энергии.
Демонстрации
Относительность механического движения.
Виды механического движения.
Инертность тел.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Невесомость.
Реактивное движение, модель ракеты.
Изменение энергии при совершении работы.
Практическое занятие
Исследование зависимости силы трения от веса тела.
Основы молекулярной физики и термодинамики
Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества.
Термодинамика.
Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Тепловые машины и их применение.
Демонстрации
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Основы электродинамики
Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними.
Постоянный ток. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.
Магнитное поле. Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции.
Демонстрации
Электризация тел.
Взаимодействие заряженных тел.
Нагревание проводников с током.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с током.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Работа электродвигателя.
Явление электромагнитной индукции.
Практическое занятие
Сборка электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.
Колебания и волны
Механические колебания и волны. Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.
Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн.
Световые волны. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Линзы. Формула тонкой линзы.
Демонстрации
Колебания математического и пружинного маятников.
Работа электрогенератора.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Радиосвязь.
Разложение белого света в спектр.
Интерференция и дифракция света.
Отражение и преломление света.
Оптические приборы.
Практические занятия
Изучение колебаний математического маятника.
Изучение интерференции и дифракции света.
Элементы квантовой физики
Квантовые свойства света. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект.
Физика атома. Модели строения атома. Опыт Резерфорда.
Физика атомного ядра и элементарных частиц. Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Демонстрации
Фотоэффект.
Фотоэлемент.
Излучение лазера.
Линейчатые спектры различных веществ.
Счетчик ионизирующих излучений.
Вселенная и ее эволюция
Строение и развитие Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной.
Происхождение Солнечной системы. Современная физическая картина мира.
Контрольная работа № 1
ХИМИЯ
ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Введение
Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Роль химии в жизни современного общества.
Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества.
Химическое содержание учебной дисциплины «Естествознание» при освоении специальности СПО гуманитарного профиля профессионального образования.
Основные понятия и законы химии
Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества.
Отражение химических сюжетов в произведениях художественной литературы и искусства.
Демонстрации
Набор моделей атомов и молекул.
Измерение вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул.
Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Количественные изменения в химии как частный случай законов перехода количественных изменений в качественные. М. В. Ломоносов — «первый русский университет».
Иллюстрации закона сохранения массы вещества.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Д.И.Менделеев об образовании и государственной политике.
Демонстрация
Различные формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение вещества
Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Демонстрация
Образцы веществ и материалов с различными типами химической связи.
Вода. Растворы
Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.
Демонстрация
Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.
Химические реакции. Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.
Демонстрация
Химические реакции с выделением теплоты.
Неорганические соединения
Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли.
Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов.
Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов.
Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.
Металлы и сплавы как художественный материал. Соединения металлов как составная часть средств изобразительного искусства. Неметаллы и их соединения как составная часть средств изобразительного искусства.
Демонстрации
Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), растворами кислот и щелочей.
Горение металлов (цинка, железа, магния) в кислороде.
Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью.
Восстановительные свойства металлов.
Практические занятия
Определение рН раствора солей.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Органические соединения
Основные положения теории строения органических соединений. Многообразие органических соединений. Понятие изомерии.
Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации. Природные источники углеводородов. Углеводороды как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета РФ.
Кислородсодержащие органические вещества. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Жиры как сложные эфиры.
Алкоголизм и его отражение в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства.
Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков.
Демонстрации
Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой.
Качественная реакция на глицерин.
Цветные реакции белков.
Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах и химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна.
Применение полимеров в прикладном и классическом изобразительном искусстве.
Демонстрация
Различные виды пластмасс и волокон.
Химия и жизнь
Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.
Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.
Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Роль химических элементов в жизни растений. Удобрения. Химические средства защиты растений.
БИОЛОГИЯ
Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии
Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни.
Демонстрации
Уровни организации жизни.
Методы познания живой природы.
Клетка
История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка —структурно-функциональная (элементарная) единица жизни.
Строение клетки. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.
Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.
Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.
Демонстрации
Строение молекулы белка.
Строение молекулы ДНК.
Строение клетки.
Строение клеток прокариот и эукариот.
Строение вируса.
Практические занятия
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Сравнение строения клеток растений и животных.
Организм
Организм — единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.
Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.
Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения.
Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме.
Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека.
Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.
Демонстрации
Обмен веществ и превращения энергии в клетке.
Деление клетки (митоз, мейоз).
Способы бесполого размножения.
Оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма.
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Мутации.
Модификационная изменчивость.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Искусственный отбор.
Исследования в области биотехнологии.
Практические занятия
Решение элементарных генетических задач.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Вид
Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ.
Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида.
Популяция — структурная единица вида, единица эволюции.
Движущие силы эволюции.
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.
Редкие и исчезающие виды.
Движущие силы антропогенеза.
Происхождение человека и человеческих рас.
Практические занятия
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экосистемы
Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.
Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема.
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Ярусность растительного сообщества.
Круговорот углерода в биосфере.
Заповедники и заказники России.
Практические занятия
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Экскурсии
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности профессиональной образовательной организации).
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности профессиональной образовательной организации).
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Материя, формы ее движения и существования.
Первый русский академик М. В. Ломоносов.
Искусство и процесс познания.
Физика и музыкальное искусство.
Цветомузыка.
Физика в современном цирке.
Физические методы исследования памятников истории, архитектуры и произведений искусства.
Научно-технический прогресс и проблемы экологии.
Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.
Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
Растворы вокруг нас.
Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
История возникновения и развития органической химии.
Углеводы и их роль в живой природе.
Жиры как продукт питания и химическое сырье.
Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
Синтетические моющие средства: достоинства и недостатки.
Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.
В. И. Вернадский и его учение о биосфере.
История и развитие знаний о клетке.
Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
Популяция как единица биологической эволюции.
Популяция как экологическая единица.
Современные взгляды на биологическую эволюцию.
Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений.
Современные методы исследования клетки.
Среды обитания организмов: причины разнообразия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная
нагрузка обучающихся составляет:
по специальностям гуманитарного профиля профессионального образования — 162 часа, из них обязательная аудиторная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 108 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 54 часа.
Содержание обучения | Количество часов |
ФИЗИКА | 72 |
Аудиторные занятия: | 48 |
Введение | 1 |
Механика | 13 |
Основы молекулярной физики и термодинамики | 10 |
Основы электродинамики | 14 |
Колебания и волны | 4 |
Элементы квантовой физики | 4 |
Вселенная и ее эволюция | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, экскурсии и др. | 24 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
ХИМИЯ | 45 |
Аудиторные занятия: | 30 |
Введение | 2 |
Общая и неорганическая химия | 16 |
Основные понятия и законы химии | 2 |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 2 |
Строение вещества | 2 |
Вода. Растворы | 2 |
Химические реакции | 2 |
Классификация неорганических соединений и их свойства | 2 |
Металлы и неметаллы | 4 |
Органическая химия | 8 |
Основные понятия органической химии и ТХСВ | 2 |
Углеводороды и их природные источники | 2 |
Кислородсодержащие органические соединения | 2 |
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | 2 |
Химия и жизнь | 4 |
Химия и организм человека | 2 |
Химия в быту | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, экскурсии и др. | 15 |
БИОЛОГИЯ | 45 |
Аудиторные занятия: | 30 |
Биология — совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии | 1 |
Клетка | 6 |
Организм | 6 |
Вид | 6 |
Экосистемы | 5 |
Внеаудиторная самостоятельная работа Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, экскурсии и др. | 15 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
Итого: | 162 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности обучающихся(на уровне учебных действий) |
ФИЗИКА | |
Введение | Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства |
Механика | |
Кинематика | Ознакомление со способами описания механичес- кого движения, основной задачей механики. Изучение основных физических величин кинема- тики: перемещения, скорости, ускорения. жения. Формулирование закона сложения скоростей. |
Динамика | Понимание смысла таких физических моделей, как материальная точка, инерциальная система отсчета. |
Законы сохранения | Объяснение реактивного движения на основе закона сохранения |
Основы молекулярной физики и термодинамики | |
Молекулярная физика | Формулирование основных положений молекулярно-кинетической теории. Выполнение экспериментов, служащих обоснованием молекулярно-кинетической теории. Наблюдение броуновского движения и явления диффузии. |
Термодинамика | Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. |
| Основы электродинамики |
Электростатика | Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. |
Постоянный ток | Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. |
Магнитное поле | Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током, |
| Колебания и волны |
Механические колебания и волны | Приведение примеров колебательных движений. Исследование |
Электромагнитные колебания и волны | Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока |
Световые волны | Применение на практике законов отражения и преломления света при |
| Элементы квантовой физики |
Квантовые свойства света | Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Расчет максимальной |
Физика атома | Формулирование постулатов Бора. Наблюдение линейчатого и непрерывного спектров. |
Физика атомного ядра и элементарных частиц | Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрация ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. |
| Вселенная и ее эволюция |
Строение и развитие вселенной | Объяснение модели расширяющейся Вселенной |
Происхождение солнечной системы | Наблюдение звезд, Луны и планет в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа |
ХИМИЯ | |
Введение | Раскрытие вклада химической картины мира в единую |
Важнейшие химические понятия | Умение дать определение и оперировать следующими химическими |
Основные законы химии | Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установление причинно-следственной связи |
Раскрытие физического смысла символики Периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, | |
Основные теории химии | Установление зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. |
Важнейшие вещества и материалы | Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе — |
Химический язык и символика | Использование в учебной и профессиональной деятельности |
Химические реакции | Объяснение сущности химических процессов. Классификация |
Химический эксперимент | Выполнение химического эксперимента в полном соответствии |
Химическая информация | Проведение самостоятельного поиска химической информации |
Профессиональное и профессионально-значимое содержание | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. |
БИОЛОГИЯ | |
Биология — совокупность наук о живой | Методы научного познания |
клетка | Знакомство с клеточной теорией строения организмов. |
Организм | Знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека. |
вид | Умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле. |
Экосистемы | Знание основных экологических факторов и их влияния на организмы. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Освоение программы учебной дисциплины «Естествознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, учебных кабинетов по физике, химии, биологии, в которых имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав кабинетов по физике, химии, биологии входят лаборатории с лаборантской комнатой.
Помещения кабинетов физики, химии и биологии должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02)и быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинетах должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Естествознание» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты выдающихся ученых в области естествознания и т. п.);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект электроснабжения кабинетов;
• технические средства обучения;
• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
• лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы, в том числе для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, реактивы);
• статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели, включая натуральные объекты;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями, справочниками по физике, химии, биологии, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания.
ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М.. Биология (базовый уровень). 10 -11класс. —М., 2014.
Габриелян О. С., Химия (базовый уровень): учебник для общеобразовательных учреждений учреждений . — М., 2014.
Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.
Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.
Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Немченко К.Э. Физика в схемах и таблицах. — М., 2014.
Самойленко П. И. Физика для профессий и специальностей социально-экономическогои гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,2014.
Самойленко П.И. Сборник задач по физике для профессий и специальностей социальноэкономического и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования. — М., 2014.
Химия: электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадрови ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации поорганизации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательныхпрограмм среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемойпрофессии или специальности среднего профессионального образования».
Самойленко П.И. Теория и методика обучения физике: учеб. пособие для преподавателей
ссузов. — М., 2010.
Ильин В.А., Кудрявцев В.В. История и методология физики. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www. class-fizika.nard.ru («Класс!ная доска для любознательных»).
www.physiks.nad/ru («Физика в анимациях»).
www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронный журнал «Химики и химия»).
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
www. hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www. biology. asvu. ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).