СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИКТ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике и ИКТ основана на УМК Е.Г. Семакина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИКТ»

г. Каменск-Шахтинский

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Каменск-Шахтинская школа-интернат»




«Утверждаю»

Директор ГБОУ РО

«Каменск-Шахтинская школа-интернат»

________________Г.А. Пискунова

М.П.

Приказ от 31.08.2016 № 286




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по информатике и информационно-коммуникативным технологиям (профиль)


Среднее общее образование, 11 класс


Количество часов: 33


Учитель: Коротаева В.П.


Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010)
















2016-2017 учебный год

Оглавление


1. Пояснительная записка 3

2. Общая характеристика учебного предмета 7

3. Место учебного предмета в учебном плане 9

4. Содержание учебного предмета 10

5. Тематическое планирование 13

6. Календарно-тематическое планирование 14

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 16

8. Планируемые предметные результаты освоения курса 17






























1. Пояснительная записка


Рабочая программа по ИКТ составлена в соответствии со следующими документами:

Законы:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

Программы:

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

Постановления:

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

Приказы:

  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

  • приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);

  • приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;

  • приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

  • приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;

  • приказ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413».

Письма:

  • письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  • письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;

  • письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

  • письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;

  • письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;

  • письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)».

Рабочая программа по ИКТ составлена на основе двух программ

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011;

  2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010);

Данная программа предназначена для работы в 11 классе по учебнику Семакина И.Г., Е.К.Хеннер «Информатики и ИКТ» М: Бином 2012, курс рассчитан на 34 часа в год, один час в неделю.





Изучение информатики и ИКТ в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

• систематизировать подходы к изучению предмета;

• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

• научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

• показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;

• подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.




2. Общая характеристика учебного предмета

ИКТ – это и телекоммуникационные средства, через которые осуществляется учебный диалог, так необходимый при обучении. Преимуществом телекоммуникаций является и возможность объединения информационных ресурсов образовательных и научных центров, привлечения ведущих педагогов и специалистов, создания распределенной научной лаборатории и организации совместных научных экспериментов и образовательных программ.

Дидактические свойства и функции информационно-коммуникационных технологий

1. Дидактические свойства технологий представления учебной информации.

  • отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео, анимационном формате посредством образовательных электронных ресурсов;

  • возможность поиска интересующей информации;

  • возможность закрепления полученных знаний в умениях и отработки практических навыков;

  • возможность оценивания полученных знаний, умений и навыков;

  • организация общения с преподавателем курса.

2. Дидактические свойства технологий передачи учебной информации.

  • подготовка, редактирование и обработка учебной, учебно-методической, научной информации;

  • хранение и резервирование информации;

  • систематизация информации;

  • распространение информации в различной форме с помощью инфо-коммуникационных средств;

  • обеспечение доступа к информации. Возможность подключения к любым электронным банкам и базам данных учебного назначения для получения интересующей информации;

  • загрузка информации с различных носителей.

3. Дидактические свойства технологий организации учебного процесса.

  • передача сообщений одновременно большому числу обучающихся;

  • асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися. Возможность организации консультаций, форм контроля и т.д.;

  • хранение информации в течение неограниченно долгого времени, готовой к передаче по запросу обучающегося;

  • подготовка и редактирование текстовой информации;

  • распечатка текстов для использования в учебно-воспитательном процессе;

  • демонстрация текстов, графики на экране, позволяющая организовать групповое участие обучающихся в обсуждении и интерпретации информации.

  • прием информации от обучающегося в комфортном для него режиме;

  • синхронный обмен информацией преподавателя с обучающимися.

  • Возможность проведения разных форм учебной деятельности; возможность демонстрации учебной информации в графической, мультимедийной форме, проведения экспериментов, постановки опытов, позволяющей организовать групповое участие в обсуждении и интерпретации информации.

Под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Дидактические функции информационно-коммуникационных технологий во многом определены их интерактивностью, обусловленной гипертекстовыми и мультимедиа технологиями, что дает основание говорить о переходе на качественно иной уровень передачи информации.




















3. Место учебного предмета в учебном плане


Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение ИКТ в 11 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.











4. Содержание учебного предмета


Тема 1.Основы компьютерного делопроизводства.

Понятие делопроизводства. Общие нормы и правила оформлениям документов: приказов, протоколов, актов, объяснительных записок, распоряжений и т.д. Организация и оформление на ПК.

Учащиеся должны знать:

  • возможности среды Word по автоматизации операций фор­матирования документа;

  • понятие стилевого оформления;

  • технологию использования стилевого оформления в доку­менте;

  • общие правила оформления ОРД

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и применять стилевое оформление многостранич­ного документа;

  • создавать оглавление в документе;

  • использовать перекрестные ссылки в документе;

  • автоматически нумеровать таблицы и рисунки;

  • сортировать список.

  • создавать и оформлять ОРД на ПК


Тема 2. Настольная издательская система Scribus .

Знакомство с приложением Scribus, окно программы. Изображения и рисование в Scribus. Работа с текстом. Создание стилей, оформление текста, загрузка текста, связывание текстовых блоков. Создание информационного плаката. Создание буклета по теме. Творческий проект.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • создавать пустую страницу;

  • использовать элементы панелей инструментов, настаивать границы и направляющих, создавать,

  • изменять размер и положение текстового поля, форматировать символы и слова;

  • форматировать абзацы (использование выравнивания, маркированных и нумерованных ссылок, буквицу);

  • размещать текст в имеющемся поле;

  • создавать текст с заранее определенными эффектами

  • вставлять картинки в публикацию; рисовать линии разных цветов и форм;


Тема 3. Работа в векторном графическом редакторе Inkscape.


Знакомство с интерфейсом. Создание изображений из графических примитивов. Создание и редактирование фигур. Создание рисунков из кривых. Закраска рисунков и контуров. Создание изображений. Дублирование, выравнивание и распределение.

учащиеся должны:

знать/понимать:

  • особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

  • способы получения цветовых оттенков на экране монитора;

  • способы хранения изображений в файлах векторных форматов;

  • назначение и функции векторного редактора Inkscape.

уметь:

Создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы Inkscape:

  • создавать рисунки из простых объектов;

  • выполнять основные операции над объектами;

  • формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;

  • закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;

  • работать с контурами объектов;

  • создавать рисунки из кривых;

  • создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;

  • применять различные графические эффекты;

  • создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории.


Тема 4. Графический редактор Gimp.


Знакомство с Gimp. Интерфейс Gimp. Работа с выделенными областями.

Некоторые особенности. Анимированная надпись. Основы работы со слоями.

Ретуширование фотографий. Создание эффектов. Мозаичный эффект на фото. Объединение фотографий. Как сделать иконку из фото. Круглая кнопка. Простая анимация. Мерцание фона. Текстовые эффекты


Тема 5. Мультимедийные технологии.

Обработка видео. Захват видео. Покадровая обработка видеоизображения. Обработка изображения фильтрами. Работа с аудиоэлементами. Работа со звуком. Видеомонтаж. Творческий проект.

Технологии компьютерной обработки звука. Запись звука с помощью компьютера. Технологии компьютерной обработки видеоизображений. Композиция и монтаж с помощью программы

Учащиеся должны знать и уметь:

  • назначение и возможности основных мультимедийных технологий;

  • понятия композиции и монтажа;

  • приводить примеры использования различных мультимедийных технологий;

  • осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • использовать возможности мультимедийных технологий при воспроизведении видео и аудиозаписей.







































5. Тематическое планирование


№/№

Раздел

Кол-во часов

1.

Основы делопроизводства

7

2.

Настольная издательская система Scribus

6

3.

Векторный графический редактор Inkscape

7

4.

Графический редактор Gimp

6

5.

Мультимедийные технологии

8


Итого

34






График и виды контроля учебного предмета, курса

№ урока

Тема

Вид контроля

Дата

7

Основы компьютерного делопроизводства

З.Р. № 1

17.10

13

Настольная издательская система Scribus

З.Р. № 2

5.12

20

Векторный графический редактор Inkcape

З.Р. № 3

6.02

26

Графический редактор Gimp

З.Р. № 4

20.03

32

Мультимедийные технологии

З.Р. № 5

15.05
























6. Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата

Планир.

Фактич.

Основы делопроизводства

7



1

Основы делопроизводства, история. Документ, виды, функции.

1

5.09


2

Общие нормы и правила оформления документов. Сокращения, допускаемые в документах

1

12.09


3

Классификация и структура ОРД. Создание ОРД: объяснительная записка, докладная, справка, заявление

1

19.09.


4

Основные реквизиты документов: приказ и протокол. Создание их на ПК.

1

26.09


5

Оформление документов личного характера: резюме, автобиография.

1

3.10


6

Оформление документов служебного характера: служебное письмо

1

10.10


7

Зачетная работа №1 «Оформление ОРД»

1

17.10


Настольная издательская система Scribus

6



8

Знакомство с приложением Scribus, окно программы. Изображения и рисование в Scribus.

1

24.10


9

Работа с текстом. Создание стилей, оформление текста, загрузка текста, связывание текстовых блоков

1

7.11


10

Создание информационного плаката.

1

14.11


11

Создание буклета по теме.

1

21.11


12

Творческий проект.

1

28.11


13

Зачетная работа №2 «Настольная издательская система Scribus»

1

5.12


Векторный графический редактор Inkscape.

7



14

Знакомство с интерфейсом. Создание изображений из графических примитивов. П.р. «Инь и Янь»

1

12.12


15

Создание и редактирование фигур. П. р. «Бабочка» и «Солнышко»

1

19.12


16

Создание рисунков из кривых. П.р. «Каллиграфия» и «Девушка»

1

26.12


17

Закраска рисунков и контуров. П. р. «Колесо обозрений» и «Бабочка 2»

1

16.01


18

Создание изображений. П. р. «Грибы» и «Металлическая кнопка»

1

23.01


19

Дублирование, выравнивание и распределение. П. р. «Ёлочная игрушка» и «Векторные обои»

1

30.01


20

Зачетная работа №3 «Векторный графический редактор Inkscape.»

1

6.02


Графический редактор Gimp.

6



21

Знакомство с Gimp. Некоторые особенности. Анимированная надпись.

1

13.02


22

Мозаичный эффект на фото. Объединение фотографий.

1

20.02


23

Как сделать иконку из фото. Круглая кнопка

1

27.02


24

Простая анимация. Мерцание фона.

1

6.03


25

Текстовые эффекты

1

13.03


26

Зачетная работа №4

1

20.03


Мультимедийные технологии.

8



27

Обработка видео VirtualDub. Захват видео.

1

3.04


28

Покадровая обработка видеоизображения.

1

10.04


29

Обработка изображения фильтрами.

1

17.04


30

Работа с аудиоэлементами. Работа со звуком.

1

24.04


31

Видеомонтаж

1

8.05


32

Творческий проект.

1

15.05


33

Итоговое повторение

1

22.05




























7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


И.Г.СемакинЕ,К.Хеннер «Информатика 10 М. БИНОМ Лаборатория знаний,

2012 г.


Учебные пособия для учащихся

  • Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 класс. Базовый уровень /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой // СПб.: Питер, 2007.

  • Информатики и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс. Базовый уровень/ Под редакцией проф. Н.В. Макаровой // СПб.: Питер, 2009.

  • Н.Д. Угринович «Практикум по информатике и информационным технологиям 10 -11 кл». М.: Бином. Лаборатория Знаний,2008 г.


Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; микрофон; наушники.

  • Интернет.

  • ОС Windows или Linux.







8. Планируемые предметные результаты освоения курса


В результате изучения информатики и информационно-коммуникативных технологий в старшей школе ученик должен:

• освоить системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

• овладеть умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

• развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

• воспитать в себе ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

• приобрести опыт использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

• развивать алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

• приобрести опыт создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда:

• систематизировать подходы к изучению предмета;

• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

• научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

• показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;

• подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Критерий оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерий оценки практического задания

  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.