СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике, 10 класс.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ 10 класс (2ч. в нед.)» составлена на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом  уровне и тематического планирования Н.Д. Угриновича.

Программа рассчитана на 68 ч в год(2 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике, 10 класс.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Воздвиженская средняя школа





Утверждена

приказ №179 –о от 01.09.2015 г.


Директор школы _____________Т.М. Смирнова

Принято на педагогическом совете

протокол №1 от 27.08.2015года











Рабочая программа по учебному предмету

Информатика и ИКТ

для 10 класса






Составила: Братчикова Е. В., учитель информатики










2015 – 2016 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ 10 класс (2ч. в нед.)» составлена на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и тематического планирования Н.Д. Угриновича.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Информатика и информационные технологии - предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1. Закон «Об образовании».

2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».

3. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

4. Приказ Министерства образования РФ от 30.08.2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 г. №189 «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения».

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

6. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.


Учебник «Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень» является мультисистемными, т.к. практические работы Компьютерного практикума могут выполняться, как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.       

Практические работы Компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Задачи курса:

Формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, графический редактор Paint, программы для подготовки компьютерных презентаций Power Point;

Приобщить обучаемых к современным новым информационным технологиям;

Обучить практической работе в локальных вычислительных сетях;

Привить навыки работы в глобальной телекоммуникационной сети Internet;

Научить создавать электронные ресурсы.


Программа рассчитана на 68 ч в год(2 часа в неделю). Программой предусмотрено

проведение в 10 классе:

  • контрольных и проверочных работ - 5

  • работ практикума - 30



Содержание учебного материала

Информация и информационные процессы(19ч)

Понятие «информация» и свойства информации. Алфавитный и содержательный подход к определению количества информации. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Двоичное кодирование графической информации в компьютере. Двоичное кодирование звуковой информации в компьютере. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Запись чисел в различных системах счисления. Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.


Алгоритмизация и программирование(25ч)

Линейные программы в Pascal. Условный оператор. Вложенный условный оператор. Оператор цикла с параметром. Оператор цикла с предусловием. Оператор цикла с постусловием. Оператор варианта. Одномерные массивы. Ввод и вывод массива. Поиск в одномерном массиве. Перестановка элементов в массиве. Сортировка массива. Формирование нового одномерного массива из элементов заданного массива. Определение монотонности последовательности чисел.


Информационные технологии(13ч)

Создание, форматирование и редактирование документа в текстовом редакторе. Гипертекст. Создание гипертекстового документа. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование и обработка графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС. Компьютерные презентации. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Основы логики (8ч)

Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения и таблицы истинности. Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц). Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические задачи.

Коммуникационные технологии (13ч)

Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Разработка сайта с использованием Web-редактора.

Повторение(2ч)

 


Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование.

  1. В связи с тем, что за счет школьного компонента на преподавание информатики и ИКТ в классе с физико-математическим профилем выделено 2ч. в неделю (68ч. за год). Поэтому изменилось количество часов на изучение отдельных тем, появились некоторые темы из профильного курса.

  2. Увеличено количество часов на тему Информация и информационные процессы, добавлены темы Алгоритмизация и программирование и Основы логики, т.к. их усвоение необходимо при подготовке к ЕГЭ.




Учебно-тематическое планирование материала по информатике и ИКТ 10 класс (2ч в нед.)

Тема

Количество часов

по программе Н.Д. Угриновича

по скорректированной программе

1

Информация и информационные процессы

4

7

2

Алгоритмизация и программирование

-

25

3

Информационные технологии

13

13

4

Основы логики

-

8

5

Коммуникационные технологии

16

13

6

Повторение

2

2

 

Всего часов

35

68







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • Назначение и функции операционных систем;


уметь

  • Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности в том числе самообразовании;

  • Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • Автоматизации коммуникационной деятельности;

  • Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • Эффективной организации индивидуального информационного пространства.


Учебно-методический комплекс


Учебно-методический комплект для учителя:

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. / Угринович Н.Д. --
М.БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.

Доп. [3] Л.З. Шауцукова «Информатика 10-11»

Доп.[пр.] Информатика и информационные технологии. Профильный уровень: учебник для 10 класса. / Угринович Н.Д- 3-е изд., М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС ИНФОРМАТИКА и икт (базовый уровень 2ч. в нед.)

1 полугодие (32 урока)

РАЗДЕЛ 1: Информация и информационные процессы (кол-во часов _ 7_).


Номер урока

Тема урока № и § учебника Основные понятия Тип урока Форма проведения Оборуд., ПО Дата по плану/факт

1

Т.б. в кабинете информатики

Определение количества информации с использованием содержательного и алфавитного подходов.

[пр] п.2.2-2.3

информация, неопределённость знаний, равновероятные события, кол-во информации

Урок актуализации ЗУ

лекция



2

Двоичное кодирование графической информации в компьютере

[пр] п.2.5/2


Алфавит, мощность алфавита, «вес» символа

Урок компл. применения ЗУ

практикум



3

Двоичное кодирование звуковой информации в компьютере.

[пр] п.2.5/3


Бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт, Тбайт, Пбайт

комбинир

урок

практикум



4

Решение задач на кодирование текстовой, графической и звуковой информации



Урок актуализации ЗУ

сам. работа

Электронные калькуляторы


5

Запись чисел в различных системах счисления.

п.1.5.1-1.5.2



комбинир

урок




6

Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

[пр] п.2.8.1-2.8.2


Урок компл. применения ЗУ

практикум



7

Тест «Информация и информационные процессы»



Урок контроля ЗУ





РАЗДЕЛ 2: Алгоритмизация и программирование (кол-во часов _25_).

Номер урока

Тема урока № и § учебника Основные понятия Тип урока Форма проведения Оборуд., ПО Дата по плану/факт

8

Алгоритм и его свойства (повторение)

конспект

алгоритм, исполнитель

Урок актуализации ЗУ

беседа



9

Решение заданий из ЕГЭ на алгоритмы.



Урок компл. применения ЗУ

практикум



10

Линейные программы в Pascal (повторение)

конспект


Урок компл. применения ЗУ

практикум по

ABC Pascal


11

Условный оператор (повторение).



Урок актуализации ЗУ

программиров

ABC Pascal


12

Вложенный условный оператор (повторение).


вложенные условия

Урок актуализации ЗУ

практикум по

ABC Pascal


13

Оператор цикла с параметром (повторение).


цикл, параметр цикла, шаг

Урок актуализации ЗУ

программиров

ABC Pascal


14

Оператор цикла с предусловием.


Итерационный алгоритм

Урок актуализации ЗУ

Лекция+практика

ABC Pascal


15

Оператор цикла с постусловием.



Урок усвоения новых ЗУ

практика

ABC Pascal


16

Решение заданий на циклы



Урок компл. применения ЗУ

практика

ABC Pascal


17

Оператор варианта.



Урок усвоения новых ЗУ

Лекция

ABC Pascal


18

Решение заданий на циклы



Урок компл. применения ЗУ

практикум по

ABC Pascal


19

Решение заданий на циклы с/р



программиров

ABC Pascal


20

Одномерные массивы. Ввод и вывод массива.

конспект

[3] п.2.1


Урок усвоения новых ЗУ

лекция

ABC Pascal


21

Поиск в одномерном массиве.

[3] п.2.2

структурированный тип, одномерный массив, вектор

комбинир

урок

лекция

ABC Pascal


22

Перестановка элементов в массиве.

конспект


комбинир

урок

практикум

ABC Pascal


23

Сортировка массива.

[3] п.3.4


Урок усвоения новых ЗУ

лекция

ABC Pascal


24

Сортировка массива.


алгоритмы сортировки

Урок компл. применения ЗУ

практикум

ABC Pascal


25

Формирование нового одномерного массива из элементов заданного массива.

[3] п.2.5


комбинир

урок

практикум

ABC Pascal


26

Определение монотонности последовательности чисел.

[3] п.4.5

монотонная последовательность

Урок компл. применения ЗУ

лекция

ABC Pascal


27

Решение заданий на одномерные массивы



Урок компл. применения ЗУ

практикум



28

Зачёт «Одномерные массивы»



Урок контроля ЗУ




29

Решение заданий из ЕГЭ по программированию.



Урок коррекции ЗУ

практикум



30

Решение заданий из ЕГЭ по программированию.



Урок компл. применения ЗУ

практикум



31-32

Резерв








2 ПОЛУГОДИЕ (36 УРОКОВ)

РАЗДЕЛ 3: Информационные технологии (кол-во часов _13_).

Номер урока

Тема урока № и § учебника Основные понятия Тип урока Форма проведения Оборуд., ПО Дата по плану/факт

33

Создание документов в текстовых редакторах.

п.1.1.2


документ, текстовый редактор, формат текстового файла

Урок актуализации ЗУ

практикум

Microsoft Word


34

Форматирование документов в текстовых редакторах

п.1.1.3


форматирование и редактирование документа

комбинир

урок

практикум

Microsoft Word


35

Гипертекст. Создание гипертекстового документа

[ст] п.9.4

гипертекст

Урок усвоения новых ЗУ

практикум

Microsoft Word


36

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

п.1.1.4-1.1.5


электронные словари и переводчики

комбинир

урок

практикум

Abby Lingvo 12


37

Растровая графика. Векторная графика

п.1.2.1-1.2.3


растровое и векторное представление информации

Урок актуализации ЗУ

практикум

Paint, Microsoft Word


38

Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС


панели инструментов, геометрический калькулятор

Урок компл. применения ЗУ

практикум

КОМПАС-3D 5.11


39

Компьютерные презентации

п.1.4

презентация, слайд, графический объект

Урок актуализации ЗУ

практикум

Microsoft Power Point


40

Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки.

п.1.5.2

электронная таблица, ячейка, тип данных, формула в электронной таблице

Урок актуализации ЗУ

лекция +

практикум

Microsoft Excel


41

Встроенные математические и логические функции.


группы функции в электронной таблице

комбинир

урок


практикум

Microsoft Excel


42

Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

п.1.5.3

построение диаграмм и графиков

Урок компл. применения ЗУ

практикум

Microsoft Excel


43

Зачёт «Электронные таблицы»



Урок систематиз. и обобщен. ЗУ

урок контроля

Excel


44-45

Резерв








РАЗДЕЛ 3: Основы логики (кол-во часов _8_).


Номер урока

Тема урока № и § учебника Основные понятия Тип урока Форма проведения Оборуд., ПО Дата по плану/факт

46

Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание

[пр] п.3.2-3.2.1

конъюнкция, дизъюнкция, отрицание (инверсия)

Урок усвоения новых ЗУ

лекция



47

Логические выражения и таблицы истинности.

[пр] п.3.2.2

логическая функция (формула), таблица истинности

комбинир

урок

комбинир. урок



48

Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц).



Урок компл. применения ЗУ

практикум

Excel


49

Логические законы и правила преобразования логических выражений.

[пр] п.3.2.4

логические законы

Урок усвоения новых ЗУ

лекция



50

Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразования



Урок компл. применения ЗУ

практикум



51

Как решать логические задачи

[3]5.13

[пр] п.3.2.5

методы решения логических задач

Урок усвоения новых ЗУ

Лекция + установочный практикум



52

Как решать логические задачи

[3]5.13


Урок компл. применения ЗУ

практикум



53

Тест «Основы логики»



Урок контроля ЗУ

урок контроля




РАЗДЕЛ 3: Коммуникационные технологии (кол-во часов _13_).


Номер урока

Тема урока № и § учебника Основные понятия Тип урока Форма проведения Оборуд., ПО Дата по плану/факт

54

Локальные компьютерные сети


п.2.1


передача информации, источник, приёмник, канал связи,

компьютерная сеть,

Урок актуализации ЗУ

Лекция



55

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету

п.2.2-2.3


глобальная, локальная, топология сети, IP-адрес, доменная система имён, протокол передачи TCP/IP

комбинир

урок




56

Всемирная паутина.


п.2.4


WWW, URL

Web-сайты и Web-страницы

Урок усвоения новых ЗУ

Лекция



57

Электронная почта

Общение в Интернете в реальном времени

п.2.5-2.6


адрес электронной почты

Урок актуализации ЗУ

Лекция + учебный практикум



58

Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете

п.2.7-2.8



Урок актуализации ЗУ

Урок парного консультирования



59

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете

п.2.9-2.12


браузер, провайдер

Урок актуализации ЗУ

Лекция + учебный практикум



60

Основы языка разметки гипертекста


п.2.13

тэг, контейнер

комбинир

урок

Лекция + учебный практикум



61

Разработка сайта с использованием Web-редактора



Урок усвоения новых ЗУ

Лекция



62

Разработка сайта с использованием Web-редактора



Урок компл. применения ЗУ

Установочный практикум



63

Решение заданий из ЕГЭ на коммуникационные технологии



Урок компл. применения ЗУ

учебный практикум



64

Тест «Коммуникационные технологии»



Урок контроля ЗУ




65-66

Резерв







67-68

Повторение 2ч.




Урок компл. применения ЗУ


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!