Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воздвиженская средняя школа
Утверждена
приказ №179 –о от 01.09.2015 г.
Директор школы _____________Т.М. Смирнова
Принято на педагогическом совете
протокол №1 от 27.08.2015года
Рабочая программа по учебному предмету
Информатика и ИКТ
для 10 класса
Составила: Братчикова Е. В., учитель информатики
2015 – 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ 10 класс (2ч. в нед.)» составлена на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и тематического планирования Н.Д. Угриновича.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Информатика и информационные технологии - предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Закон «Об образовании».
2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
4. Приказ Министерства образования РФ от 30.08.2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 г. №189 «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения».
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
6. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Учебник «Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень» является мультисистемными, т.к. практические работы Компьютерного практикума могут выполняться, как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Практические работы Компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи курса:
Формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, графический редактор Paint, программы для подготовки компьютерных презентаций Power Point;
Приобщить обучаемых к современным новым информационным технологиям;
Обучить практической работе в локальных вычислительных сетях;
Привить навыки работы в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
Научить создавать электронные ресурсы.
Программа рассчитана на 68 ч в год(2 часа в неделю). Программой предусмотрено
проведение в 10 классе:
Содержание учебного материала
Информация и информационные процессы(19ч)
Понятие «информация» и свойства информации. Алфавитный и содержательный подход к определению количества информации. Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Двоичное кодирование графической информации в компьютере. Двоичное кодирование звуковой информации в компьютере. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Запись чисел в различных системах счисления. Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Алгоритмизация и программирование(25ч)
Линейные программы в Pascal. Условный оператор. Вложенный условный оператор. Оператор цикла с параметром. Оператор цикла с предусловием. Оператор цикла с постусловием. Оператор варианта. Одномерные массивы. Ввод и вывод массива. Поиск в одномерном массиве. Перестановка элементов в массиве. Сортировка массива. Формирование нового одномерного массива из элементов заданного массива. Определение монотонности последовательности чисел.
Информационные технологии(13ч)
Создание, форматирование и редактирование документа в текстовом редакторе. Гипертекст. Создание гипертекстового документа. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование и обработка графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС. Компьютерные презентации. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Основы логики (8ч)
Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения и таблицы истинности. Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц). Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические задачи.
Коммуникационные технологии (13ч)
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Разработка сайта с использованием Web-редактора.
Повторение(2ч)
Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование.
В связи с тем, что за счет школьного компонента на преподавание информатики и ИКТ в классе с физико-математическим профилем выделено 2ч. в неделю (68ч. за год). Поэтому изменилось количество часов на изучение отдельных тем, появились некоторые темы из профильного курса.
Увеличено количество часов на тему Информация и информационные процессы, добавлены темы Алгоритмизация и программирование и Основы логики, т.к. их усвоение необходимо при подготовке к ЕГЭ.
Учебно-тематическое планирование материала по информатике и ИКТ 10 класс (2ч в нед.)
№ | Тема | Количество часов |
по программе Н.Д. Угриновича | по скорректированной программе |
1 | Информация и информационные процессы | 4 | 7 |
2 | Алгоритмизация и программирование | - | 25 |
3 | Информационные технологии | 13 | 13 |
4 | Основы логики | - | 8 |
5 | Коммуникационные технологии | 16 | 13 |
6 | Повторение | 2 | 2 |
| Всего часов | 35 | 68 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
Назначение и функции операционных систем;
уметь
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности в том числе самообразовании;
Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
Автоматизации коммуникационной деятельности;
Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплект для учителя:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. / Угринович Н.Д. --
М.БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.
Доп. [3] Л.З. Шауцукова «Информатика 10-11»
Доп.[пр.] Информатика и информационные технологии. Профильный уровень: учебник для 10 класса. / Угринович Н.Д- 3-е изд., М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС ИНФОРМАТИКА и икт (базовый уровень 2ч. в нед.)
1 полугодие (32 урока)
РАЗДЕЛ 1: Информация и информационные процессы (кол-во часов _ 7_).
Номер урока | Тема урока | № и § учебника | Основные понятия | Тип урока | Форма проведения | Оборуд., ПО | Дата по плану/факт |
1 | Т.б. в кабинете информатики Определение количества информации с использованием содержательного и алфавитного подходов. | [пр] п.2.2-2.3 | информация, неопределённость знаний, равновероятные события, кол-во информации | Урок актуализации ЗУ | лекция | | |
2 | Двоичное кодирование графической информации в компьютере | [пр] п.2.5/2 | Алфавит, мощность алфавита, «вес» символа | Урок компл. применения ЗУ | практикум | | |
3 | Двоичное кодирование звуковой информации в компьютере. | [пр] п.2.5/3 | Бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт, Тбайт, Пбайт | комбинир урок | практикум | | |
4 | Решение задач на кодирование текстовой, графической и звуковой информации | | | Урок актуализации ЗУ | сам. работа | Электронные калькуляторы | |
5 | Запись чисел в различных системах счисления. | п.1.5.1-1.5.2 | | комбинир урок | | | |
6 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую. | [пр] п.2.8.1-2.8.2 | | Урок компл. применения ЗУ | практикум | | |
7 | Тест «Информация и информационные процессы» | | | Урок контроля ЗУ | | | |
РАЗДЕЛ 2: Алгоритмизация и программирование (кол-во часов _25_).
Номер урока | Тема урока | № и § учебника | Основные понятия | Тип урока | Форма проведения | Оборуд., ПО | Дата по плану/факт |
8 | Алгоритм и его свойства (повторение) | конспект | алгоритм, исполнитель | Урок актуализации ЗУ | беседа | | |
9 | Решение заданий из ЕГЭ на алгоритмы. | | | Урок компл. применения ЗУ | практикум | | |
10 | Линейные программы в Pascal (повторение) | конспект | | Урок компл. применения ЗУ | практикум по | ABC Pascal | |
11 | Условный оператор (повторение). | | | Урок актуализации ЗУ | программиров | ABC Pascal | |
12 | Вложенный условный оператор (повторение). | | вложенные условия | Урок актуализации ЗУ | практикум по | ABC Pascal | |
13 | Оператор цикла с параметром (повторение). | | цикл, параметр цикла, шаг | Урок актуализации ЗУ | программиров | ABC Pascal | |
14 | Оператор цикла с предусловием. | | Итерационный алгоритм | Урок актуализации ЗУ | Лекция+практика | ABC Pascal | |
15 | Оператор цикла с постусловием. | | | Урок усвоения новых ЗУ | практика | ABC Pascal | |
16 | Решение заданий на циклы | | | Урок компл. применения ЗУ | практика | ABC Pascal | |
17 | Оператор варианта. | | | Урок усвоения новых ЗУ | Лекция | ABC Pascal | |
18 | Решение заданий на циклы | | | Урок компл. применения ЗУ | практикум по | ABC Pascal | |
19 | Решение заданий на циклы с/р | | | программиров | ABC Pascal | |
20 | Одномерные массивы. Ввод и вывод массива. | конспект [3] п.2.1 | | Урок усвоения новых ЗУ | лекция | ABC Pascal | |
21 | Поиск в одномерном массиве. | [3] п.2.2 | структурированный тип, одномерный массив, вектор | комбинир урок | лекция | ABC Pascal | |
22 | Перестановка элементов в массиве. | конспект | | комбинир урок | практикум | ABC Pascal | |
23 | Сортировка массива. | [3] п.3.4 | | Урок усвоения новых ЗУ | лекция | ABC Pascal | |
24 | Сортировка массива. | | алгоритмы сортировки | Урок компл. применения ЗУ | практикум | ABC Pascal | |
25 | Формирование нового одномерного массива из элементов заданного массива. | [3] п.2.5 | | комбинир урок | практикум | ABC Pascal | |
26 | Определение монотонности последовательности чисел. | [3] п.4.5 | монотонная последовательность | Урок компл. применения ЗУ | лекция | ABC Pascal | |
27 | Решение заданий на одномерные массивы | | | Урок компл. применения ЗУ | практикум | | |
28 | Зачёт «Одномерные массивы» | | | Урок контроля ЗУ | | | |
29 | Решение заданий из ЕГЭ по программированию. | | | Урок коррекции ЗУ | практикум | | |
30 | Решение заданий из ЕГЭ по программированию. | | | Урок компл. применения ЗУ | практикум | | |
31-32 | Резерв | | | | | | |
2 ПОЛУГОДИЕ (36 УРОКОВ)
РАЗДЕЛ 3: Информационные технологии (кол-во часов _13_).
Номер урока | Тема урока | № и § учебника | Основные понятия | Тип урока | Форма проведения | Оборуд., ПО | Дата по плану/факт |
33 | Создание документов в текстовых редакторах. | п.1.1.2 | документ, текстовый редактор, формат текстового файла | Урок актуализации ЗУ | практикум | Microsoft Word | |
34 | Форматирование документов в текстовых редакторах | п.1.1.3 | форматирование и редактирование документа | комбинир урок | практикум | Microsoft Word | |
35 | Гипертекст. Создание гипертекстового документа | [ст] п.9.4 | гипертекст | Урок усвоения новых ЗУ | практикум | Microsoft Word | |
36 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов | п.1.1.4-1.1.5 | электронные словари и переводчики | комбинир урок | практикум | Abby Lingvo 12 | |
37 | Растровая графика. Векторная графика | п.1.2.1-1.2.3 | растровое и векторное представление информации | Урок актуализации ЗУ | практикум | Paint, Microsoft Word | |
38 | Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС | | панели инструментов, геометрический калькулятор | Урок компл. применения ЗУ | практикум | КОМПАС-3D 5.11 | |
39 | Компьютерные презентации | п.1.4 | презентация, слайд, графический объект | Урок актуализации ЗУ | практикум | Microsoft Power Point | |
40 | Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. | п.1.5.2 | электронная таблица, ячейка, тип данных, формула в электронной таблице | Урок актуализации ЗУ | лекция + практикум | Microsoft Excel | |
41 | Встроенные математические и логические функции. | | группы функции в электронной таблице | комбинир урок | практикум | Microsoft Excel | |
42 | Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков. | п.1.5.3 | построение диаграмм и графиков | Урок компл. применения ЗУ | практикум | Microsoft Excel | |
43 | Зачёт «Электронные таблицы» | | | Урок систематиз. и обобщен. ЗУ | урок контроля | Excel | |
44-45 | Резерв | | | | | | |
РАЗДЕЛ 3: Основы логики (кол-во часов _8_).
Номер урока | Тема урока | № и § учебника | Основные понятия | Тип урока | Форма проведения | Оборуд., ПО | Дата по плану/факт |
46 | Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание | [пр] п.3.2-3.2.1 | конъюнкция, дизъюнкция, отрицание (инверсия) | Урок усвоения новых ЗУ | лекция | | |
47 | Логические выражения и таблицы истинности. | [пр] п.3.2.2 | логическая функция (формула), таблица истинности | комбинир урок | комбинир. урок | | |
48 | Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц). | | | Урок компл. применения ЗУ | практикум | Excel | |
49 | Логические законы и правила преобразования логических выражений. | [пр] п.3.2.4 | логические законы | Урок усвоения новых ЗУ | лекция | | |
50 | Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразования | | | Урок компл. применения ЗУ | практикум | | |
51 | Как решать логические задачи | [3]5.13 [пр] п.3.2.5 | методы решения логических задач | Урок усвоения новых ЗУ | Лекция + установочный практикум | | |
52 | Как решать логические задачи | [3]5.13 | | Урок компл. применения ЗУ | практикум | | |
53 | Тест «Основы логики» | | | Урок контроля ЗУ | урок контроля | | |
РАЗДЕЛ 3: Коммуникационные технологии (кол-во часов _13_).
Номер урока | Тема урока | № и § учебника | Основные понятия | Тип урока | Форма проведения | Оборуд., ПО | Дата по плану/факт |
54 | Локальные компьютерные сети | п.2.1 | передача информации, источник, приёмник, канал связи, компьютерная сеть, | Урок актуализации ЗУ | Лекция | | |
55 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету | п.2.2-2.3 | глобальная, локальная, топология сети, IP-адрес, доменная система имён, протокол передачи TCP/IP | комбинир урок | | | |
56 | Всемирная паутина. | п.2.4 | WWW, URL Web-сайты и Web-страницы | Урок усвоения новых ЗУ | Лекция | | |
57 | Электронная почта Общение в Интернете в реальном времени | п.2.5-2.6 | адрес электронной почты | Урок актуализации ЗУ | Лекция + учебный практикум | | |
58 | Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете | п.2.7-2.8 | | Урок актуализации ЗУ | Урок парного консультирования | | |
59 | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете | п.2.9-2.12 | браузер, провайдер | Урок актуализации ЗУ | Лекция + учебный практикум | | |
60 | Основы языка разметки гипертекста | п.2.13 | тэг, контейнер | комбинир урок | Лекция + учебный практикум | | |
61 | Разработка сайта с использованием Web-редактора | | | Урок усвоения новых ЗУ | Лекция | | |
62 | Разработка сайта с использованием Web-редактора | | | Урок компл. применения ЗУ | Установочный практикум | | |
63 | Решение заданий из ЕГЭ на коммуникационные технологии | | | Урок компл. применения ЗУ | учебный практикум | | |
64 | Тест «Коммуникационные технологии» | | | Урок контроля ЗУ | | | |
65-66 | Резерв | | | | | | |
67-68 | Повторение 2ч. | | | Урок компл. применения ЗУ | | | |