Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). и авторского планирования курса информатики профильного уровня Угриновича Н.Д. (Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе Данный курс является курсом профильного уровня и рассчитан на изучение учащимися 11 классов в течении 136 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).
Цели и задачи курса:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Целью обучения в классе информационно-технологического профиля является формирование высокого уровня информационной компетентности. Информационная компетенция обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Одна из задач профильного обучения – ориентирование учащихся на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. При дальнейшем поступлении на работу все специальности, связанные с информационными процессами, предполагают владение работником предметными компетенциями, сформированными на уроках информатики и ИКТ.
Задачи курса:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
"Информатика и информационные технологии" — предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.
Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;
математическое и компьютерное моделирование;
основы алгоритмизации и программирования;
основы информационного управления.
При раскрытии содержания линии "Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации" учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников в ходе решения задач из различных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ-насыщенной образовательной среде.
Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач в среде языка программирования Паскаль. Количество часов, предназначенных на изучение этого раздела существенно увеличено. Это связано с тем, что большая часть заданий ЕГЭ проверяет знания и умения по данной теме, и с тем, что требования высших учебных заведений к выпускникам школ существенно возросли и расширились.
Освоение содержательной линии "Математическое и компьютерное моделирование" направлено на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д.
При изучении основ информационного управления осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления.
Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Программой предполагается проведение практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных, в их профессиональных (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию. Практические работы синхронизируются с прохождением теоретического материала соответствующей тематики.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий в 11 профильном классе из расчета 4 учебных часа в неделю
К результатам обучения по данному предмету на профильном уровне относится умение квалифицированно и осознанно использовать ИКТ, содействовать в их использовании другими; наличие научной основы для такого использования, формирование моделей информационной деятельности и соответствующих стереотипов поведения.
Важной особенностью освоения данной образовательной области является то, что она не дублирует начала высшего профессионального образования. Ее задачи иные: развитие алгоритмического мышления в математическом контексте; воспитание правильных моделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям; профессиональная ориентация.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума), самостоятельных работ, тестирования.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме теста.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Тематические и итоговые контрольные работы:
№ | Тематика | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Алгоритмизация м программирование | 1 | 2 |
2 | Моделирование и формализация | 1 | 14 |
3 | Информационные технологии (обработка и создание числовой информации) | 1 | 6 |
4 | Коммуникационные технологии | 1+защита проекта | 6 |
5 | Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД) | 1 | 9 |
6 | Информационная деятельность человека | 1 | |
7 | | Итоговая контрольная работа за курс 11 класса | |
Распределение тем
№ | Название темы | Запланировано часов | Дата выполнения |
1 | Повторение учебного материала | 6 | 1.09-10.09 |
2 | Алгоритмизация и программирование (продолжение) | 8 | 12.09-24.09 |
3 | Моделирование и формализация | 30 | 26.09-29.11 |
4 | Технологии создания и обработки числовой информации | 11 | 1.12-19.12 |
5 | Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД) | 18 | 20.12-2.02 |
6 | Коммуникационные технологии | 20 | 3.02-9.03 |
7 | Технология обработки графической информации | 8 | 10.03-1.04 |
8 | Информационная деятельность человека | 12 | 3.04-22.04 |
8 | Технологии управления, планирования и организации деятельности | 6 | 24.04-4.05 |
8 | Подготовка к ЕГЭ | 14 | 6.05-25.05 |
| Резерв | 3 | |
| ВСЕГО: | 136 | |
Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснования
Раздел «Алгоритмизация и программирование» были изучены в 10 классе). В 11-ом на данную тему отводится 8 часов.
На резерв согласно Примерной программы среднего (полного) общего образования выделено 28 часов (10 и 11 классы). 6 часов из резерва выделено на повторение учебного материала за курс 10 класса .
3. Согласно учебнику практические работы из темы «Обработка числовых данных рассматривается» в главе «Моделирование и формализация»
1.2.4. Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах
1.3.4. Приближенное решение уравнений в электронных таблицах
1.5.4. Компьютерные модели развития популяций в электронных таблицах
1.6.4. Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах
1.8.4. Модели логических устройств в электронных таблицах
4. 14 часов из резерва выделено на подготовку к ЕГЭ.
Содержание учебного материала
Повторение учебного материала – 6 часов
Кодирование информации. Единицы измерения информации. Системы счисления. Арифметические действия в двоичной системе счисления. Основы алгебры логики. исполнитель. Алгоритмические структуры. Технология программирования
Алгоритмизация и программирование – 8 часов
Многомерный массив. Описание и использование массивов в программах. Пользовательские процедуры и функции. Понятие процедуры и функции. Описание процедур и функций на Pascal. Параметры процедур и функций. Локальные и глобальные переменные. Записи и файлы. Сложные типы данных в Pascal. Анализ алгоритмов. Оценка сложности алгоритма. Поиск в массиве, сортировка. Список. Понятие списка. Добавление элемента в список и удаление элементов из списка. Стек и очередь. Рекурсия. Деревья. Упорядоченные двоичные деревья.
Моделирование и формализация – 30 час.
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Приближенное решение уравнений. Вероятностные модели. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование в экономике. Экспертные системы распознавания химических веществ. Модели логических устройств. Информационные модели управления объектами.
Графы, подграфы и деревья. Ориентированные графы. Взвешенные графы. Описание графа с помощью матрицы смежности.
Компьютерный практикум:
Исследование математических моделей: приближенное решение уравнений, вероятностные модели, геометрические модели.
Исследование физических моделей.
Исследование биологических моделей развития популяций.
Использование информационных моделей.
Использование химических моделей.
Оптимизационное моделирование.
Построение логических моделей.
Построение информационных моделей управления объектами.
Построение остовного связного дерева графа.
Учащиеся должны знать/понимать:
сущность процесса информационного моделирования;
сущность понятия адекватности модели объекту и цели моделирования;
виды и свойства моделей;
этапы построения моделей.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять системный подход при моделировании;
анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;
строить информационные модели, выбирая оптимальную форму представления модели;
исследовать учебные модели.
Основные термины по разделу:Взвешенный граф (сеть). Граф. Дерево. Маршрут графа. Ориентированный граф. Подграф.
Технология обработки числовой информации – 11 часов
Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента, в том числе с использованием компьютерных датчиков.
Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественно-научного и математического эксперимента, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности.
Примеры простейших задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств.
Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач.
Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию.
уметь
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
знать/понимать
уметь
выделять информационный аспект в деятельности человека;
выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
Технологии хранения, поиска и сортировки информации – 18 час.
Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД).
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).
Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Компьютерный практикум:
Система управления базами данных.
Создание структуры табличной базы данных.
Ввод и редактирование данных.
Поиск и сортировка данных.
Создание реляционных баз данных.
Учащиеся должны знать/понимать:
Учащиеся должны уметь:
создавать и заполнять базы данных;
пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности;
осуществлять поиск, отбор и анализ информации.
Основные термины по разделу:
Запись. Первичный ключ. Поле . Система управления базами данных (СУБД).
Коммуникационные технологии – 20 час.
Глобальная компьютерная среда Интернет. Адресация в Интернете. Доменная система имен. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Язык HTML для создания Web-страниц. Топология сайта. Меню. Цветовое оформление и вставка изображений. Интерактивные формы для получения информации от посетителей сайта. Размещение сайта в Интернете.
Компьютерный практикум:
Практическая работа. IP-адрес в различных форматах.
Практическая работа. «География» Интернета.
Практическая работа. Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы.
Практическая работа. Работа с файловыми архивами.
Практическая работа. Общение в Интернете в реальном времени.
Практическая работа. Покупки в Интернет-магазинах.
Практическая работа. Создание Web-страниц в Блокноте.
Практическая работа. Размещение готового сайта в Интернете.
Проект «Мой сайт».
Учащиеся должны знать/понимать:
основы функционирования сети Интернет;
основные теги и атрибуты языка HTML;
инструменты создания информационных объектов для Интернет;
методы и средства создания и сопровождения сайта.
Учащиеся должны уметь:
Основные термины по разделу:
DNS-сервер. HTML. IP. IP-адрес. IP-пакет. TCP. Маршрутизация.
Технология обработки графической информации – 8 часов
Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов.
Ввод и обработка графических объектов. Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования.
Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных цифровых архивов, медиатек;
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
Информационная деятельность человека – 12 час.
Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы).
Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций.
Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, культурной, образовательной.
Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структура.
Образовательные информационные ресурсы.
Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Информационная этика и право, информационная безопасность.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.
знать/понимать
уметь
выделять информационный аспект в деятельности человека;
выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
Основные термины по разделу:
Авторское право | Комплекс правовых норм, направленных на защиту результатов творческих произведений от копирования, исполнения или распространения без разрешения |
Сетевой этикет | Правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство |
Технологии управления, планирования и организации деятельности – 6 часов
Технологии автоматизированного управления в учебной среде.
Технологии управления, планирования и организации деятельности человека.
Создание организационных диаграмм и расписаний.
Автоматизация контроля их выполнения.
Системы автоматического тестирования и контроля знаний.
Использование тестирующих систем в учебной деятельности.
Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования
Повторение, подготовка к ЕГЭ – 14 час.
Резерв – 3 часа
Учебно-тематическое планирование
Классы 11 а
Учитель Халаманова Т.Ю.
Количество часов
Всего 136 часов; в неделю 4 часа.
Плановых контрольных уроков 7, из них: тестовых работ 6
Практических работ 38.
Планирование составлено на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авторского планирования курса информатики профильного уровня Угриновича Н.Д .
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса входящего в федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Профильный уровень. Учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | | | Результат обучения | | Примерные сроки изучения | |
Повторение учебного материала за курс 10 класса | |
1 | -
| Инструктаж по ТБ. Соблюдение правил ТБ и САНПиН норм. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования. | | | | | | |
2 | -
| Повторение. Кодирование информации. Повторение. Единицы измерения информации. Определение количества информации | | | КИМ А1, А2, А3, А4, В1,В3 | | | |
3 | -
| Повторение. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Действия над числами в различных системах счисления. | | | КИМ, А2, В1, В3 | | | |
4 | -
| Повторение. Основы логики. Таблицы истинности. Законы логики. Решение логических задач. | | | КИМ А7, А8, А9, В4 | | | |
5 | -
| Повторение. Основы алгоритмизации. Исполнитель алгоритма. Основные алгоритмические конструкции | | | КИМ А5, А6, А11, А18, В2, В5, В8 | | | |
6 | -
| Повторение. Технология программирования. Работа с массивами | | | А6 | | | |
| 2. Алгоритмизация и программирование | |
7 | -
| Двумерный массив | | | Знать операторы описания и заполнения двумерного массива, уметь писать программу по вводу двумерного массива в компьютер на языке Паскаль | | | |
8 | -
| Решение задач . Поиск и сортировка в двумерных массивах | | | Знать операторы описания и заполнения двумерного массива, уметь писать программу по обработке элементов двумерного массива на языке Паскаль | | | |
9 | -
| Практическая работа . Поиск и сортировка в массивах | | | Уметь писать программу по определения суммы и произведения элементов двумерного массива, удовлетворяющих условию на языке Паскаль. Уметь писать программу по определению наибольшего и наименьшего элементов двумерного массива, удовлетворяющих условию на языке Паскаль | | | |
10 | -
| Организация массива с использованием записей. | | | Уметь писать программу организации массива с использованием записей | | | |
11 | -
| к\работа «Двумерные массивы» | | | | | | |
12 | -
| Файлы | | | Знать операторы работы с файлами на языке Паскаль, уметь обрабатывать задачи с использованием входных и выходных файлов | | | |
13 | -
| Решение задач с использованием записей, файлов, массивов. | | | Уметь писать программу организации массива с использованием записей, файлов | | | |
14 | -
| Практическая работа «Работа с файлами записей» | | | Уметь писать программу организации массива с использованием записей, файлов | | | |
3. Моделирование и формализация – 30 час. | | | | | | | |
15 | -
| Окружающий мир как иерархическая система | | | | | | |
16 | -
| Моделирование. Формы представления моделей. Формализация. | | | Знать определение информационного моделирования; виды информационных моделей. Иметь представление об объекте, субъекте, цели моделирования. Уметь формулировать цель моделирования. | | | |
17 | -
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | | | Знать этапы построения моделей. Уметь анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования. | | | |
18 | -
| Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №1 «Построение модели движения тела на языке Паскаль» | | | Уметь строить физические модели, выбирая оптимальную форму представления модели на языке Паскаль | | | |
19 | -
| Практическая работа №1 «Построение модели движения тела на языке Паскаль» | | | Уметь строить физические модели, выбирая оптимальную форму представления модели на языке Паскаль | | | |
20 | -
| Практическая работа №2 «Построение модели движения тела в электронных таблицах» | | | Уметь строить физические модели, выбирая оптимальную форму представления модели с помощью ЭТ | | | |
21 | -
| Графические и численные методы решения уравнений. | | | Знать этапы построения моделей решения уравнений. | | | |
22 | -
| .Практическая работа №3 «Приближенное решение уравнений на языке Паскаль» | | | Уметь строить модели решения уравнений, выбирая оптимальную форму представления модели на языке Паскаль | | | |
23 | -
| Практическая работа №4 «Приближенное решение уравнений методом подбора параметра в электронных таблицах» | | | Уметь строить модели решения уравнений, выбирая оптимальную форму представления модели с помощью ЭТ | | | |
24 | -
| Вероятностные модели. Построение информационной модели с использованием метода Монте-Карло. | | | Знать этапы построения вероятностных моделей. Уметь анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования. | | | |
25 | -
| Практическая работа №5 «Компьютерная модель метод Монте-Карло на языке Паскаль» | | | Уметь строить компьютерную модель метода Монте-Карло, выбирая оптимальную форму представления модели на языке Паскаль | | | |
26 | -
| Биологические модели. Информационные модели развития популяций | | | Знать этапы построения биологических моделей. Уметь анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования. | | | |
27 | -
| .Практическая работа №6 «Исследование модели развития популяций на языке Паскаль» | | | Уметь строить модели развития популяций, выбирая оптимальную форму представления модели на языке Паскаль | | | |
28 | -
| Практическая работа №7 «Исследование модели развития популяций в электронных таблицах» | | | Уметь строить модели развития популяций, выбирая оптимальную форму представления модели с помощью электронные таблицы | | | |
29 | -
| Оптимизационное моделирование в экономике. Информационные оптимизационные модели. | | | Знать этапы построения оптимизационных моделей в экономике. Уметь анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования. | | | |
30 | -
| Практическая работа №8 «Построение и исследование оптимизационной модели на языке Паскаль» | | | Уметь строить оптимизационную модель в экономике, выбирая оптимальную форму представления модели на языке Паскаль | | | |
31 | -
| Практическая работа №9 «Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах» | | | Уметь строить оптимизационную модель в экономике, выбирая оптимальную форму представления модели с помощью электронные таблицы | | | |
32 | -
| Химические модели. Построение информационной модели распознавания химических волокон. | | | Знать этапы построения химических моделей. Уметь анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования. | | | |
33 | -
| Практическая работа №10 «Построение и исследование компьютерной модели распознавания химических волокон ан языке Паскаль» | | | Уметь строить модель распознавания химических волокон, выбирая оптимальную форму представления модели на языке Паскаль | | | |
34 | -
| Модели логических устройств. Логические схемы полусумматора и триггера. | | | Знать этапы построения моделей логических устройств ПК. Уметь анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования. | | | |
35 | -
| Практическая работа №11 «Построение логической модели устройств ПК на языке Паскаль» | | | Уметь строить модель построения логических устройств ПК, выбирая оптимальную форму представления модели на языке Паскаль | | | |
36 | -
| Практическая работа №12 «Построение логической модели устройств ПК в электронных таблицах» | | | Уметь строить модель построения логических устройств ПК, выбирая оптимальную форму представления модели с помощью ЭТ | | | |
37 | -
| Информационные модели управления объектами. Информационные модели систем управления. | | | Знать этапы построения моделей управления объектами. Уметь анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования. | | | |
38 | -
| Практическая работа №13«Построение информационной модели систем управления на языке Паскаль» | | | Уметь строить модель систем управления, выбирая оптимальную форму представления модели на языке Паскаль | | | |
39 | -
| Введение в теорию графов. Матрицы смежности. | | | Знать:Взвешенный граф (сеть). Граф. Дерево. Маршрут графа. Ориентированный граф. Подграф. Уметь выполнять описание графа с помощью матрицы смежности. | | | |
40 | -
| Практическая работа №14 «Построение и изучение графов на языке Паскаль» | | | Уметь выполнять построение остовного связного дерева графа с помощью языка Паскаль. | | | |
41 | -
| Дерево игр. Выигрышная стратегия. | | | Уметь определять выигрышную стратегию | | | |
42 | -
| Решение задач на построение дерева игр. | | | Уметь определять выигрышную стратегию | | | |
43 | -
| Решение задач на построение дерева игр. | | | Уметь определять выигрышную стратегию | | | |
44 | -
| Контрольная работа №1 по теме «Моделирование и формализация» | | | | | | |
4.Создание и обработка числовых данных – 11 ч | | | | | | | |
45 | -
| Электронные таблицы. Структура. Типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | | | Иметь представление об электронных таблицах как информационном объекте. Знать средства и технологии работы с таблицами; назначение и принципы работы электронных таблиц | | | |
46 | -
| Практическая работа №1 «Использование в формулах ссылок различных типов » | | | Уметь использовать ссылки различных типов. | | | |
47 | -
| Встроенные функции. | | | Уметь проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера с использованием встроенных функций; | | | |
48 | -
| Практическая работа №2 «Использование математических функций» | | | Уметь проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера с использованием математических функций; | | | |
49 | -
| Практическая работа №3 «Использование логических функций» | | | Уметь проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера с использованием логических функций; | | | |
50 | -
| Практическая работа №4 «Использование статистических функций» | | | Уметь проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера с использованием статистических функций; | | | |
51 | -
| Сортировка и поиск данных в электронных таблицах | | | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска и отбора информации. | | | |
52 | -
| Практическая работа №5 «Обработка числовых данных на примере простейших задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств. | | | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией; | | | |
53 | -
| Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков. | | | Уметь строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.); | | | |
54 | -
| Практическая работа №6 «Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм, круговых и графиков).» | | | Уметь строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.); | | | |
55 | -
| Контрольная работа по теме «Обработка числовых данных» | | | | | | |
| | | | | | | | |
5. Технологии хранения, поиска и сортировки информации – 18 час. | | | | | | | |
56 | -
| Базы данных. Структура. Виды БД | | | Знать: поле, типы полей, запись, первичный ключ, отличие иерархических моделей данных от сетевых моделей данных. | | | |
57 | -
| Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). | | | Знать: системы управления базами данных, поисковые системы в компьютерных сетях, библиотечные информационные системы | | | |
58 | -
| Создание реляционных БД | | | Уметь создавать реляционные БД в СУБД ACCESS | | | |
59 | -
| Практическая работа №1 «Создание реляционной базы данных» | | | Уметь создавать реляционные БД в СУБД ACCESS | | | |
60 | -
| Практическая работа №2 «Редактирование системного реестра» | | | Уметь редактировать БД, основанные на иерархической модели данных – системного реестра WINDOWS | | | |
61 | -
| Практическая работа №3 «Создание генеалогического древа семьи» | | | Уметь создавать генеалогическое древо семьи | | | |
62 | -
| Использование формы для просмотра и редактирования записей | | | Знать достоинства и недостатки таблиц и форм при отображении реляционной БД | | | |
63 | -
| Практическая работа №4 «Создание формы для реляционной базы данных» | | | Уметь создавать формы для реляционных БД в СУБД ACCESS | | | |
64 | -
| Отбор данных с помощью фильтров | | | Знать: условия отбора, простые и сложные фильтры. | | | |
65 | -
| Практическая работа №5 «Отбор данных с помощью фильтров из реляционной базы данных» | | | Уметь отбирать данные с помощью фильтров в реляционных БД в СУБД MS ACCESS | | | |
66 | -
| Отбор данных с помощью запросов. | | | Знать отличие запросов от фильтров | | | |
67 | -
| Практическая работа №6 «Отбор данных с помощью запросов из реляционной базы данных» | | | Уметь отбирать данные с помощью запросов из реляционных БД в СУБД MS ACCESS | | | |
68 | -
| Сортировка данных. Практическая работа №7 «Сортировка данных в реляционной СУБД» | | | Знать отличие сортировки записей от вложенной сортировки. Уметь выполнять сортировку данных в реляционных БД в СУБД MS ACCESS | | | |
69 | -
| Печать данных с помощью отчетов. Практическая работа №8«Подготовка отчетов» | | | Уметь создавать простейшие отчеты из реляционных БД в СУБД MS ACCESS | | | |
70 | -
| Многотабличные базы данных | | | Преимущества многотабличной БД над однотабличной БД. | | | |
71 | -
| Связывание таблиц | | | Типы связей между таблицами в многотабличных БД | | | |
72 | -
| Практическая работа №9 «Многотабличные базы данных» | | | Уметь создавать реляционные многотабличные БД | | | |
73 | -
| Контрольная работа по теме «Технологии поиска и хранения информации» | | | | | | |
| | | | | | | |
6.Коммуникационные технологии- 20ч | |
74 | -
| Локальные компьютерные сети. | | | Знать сущностные характеристики локальных сетей, особенности их топологии | | | |
75 | -
| Глобальные компьютерные сети. Интернет | | | Знать сущностные характеристики, назначение глобальных сетей. Иметь представление об аппаратных и программных средствах организации компьютерных сетей | | | |
76 | -
| Адресация в Интернете | | | Знать способы адресации в Интернете; протоколы передачи данных и их назначение | | | |
77 | -
| Практическая работа №1 «IP-адрес в различных форматах» | | | Уметь представлять IP-адрес в различных форматах | | | |
78 | -
| Доменная система имен | | | Знать правила построения доменных имен | | | |
79 | -
| Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям | | | Знать: маршрутизация, транспортировка данных | | | |
80 | -
| Практическая работа №2«География» Интернета» | | | Уметь получать информацию о маршруте прохождения данных между локальным компьютером и удаленным сервером Интернета. | | | |
81 | -
| Сервисы компьютерных сетей. | | | Знать информационные сервисы сети Интернет (электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д.); особенности и назначение поисковых информационных систем. Уметь организовывать поиск информации, создавая простые и сложные запросы и выбирая поисковую систему | | | |
82 | -
| Контрольная работа | | | | | | |
83 | -
| Структура HTML-кода Web- страницы | | | Знать структуры HTML- страницы | | | |
84 | -
| Практическая работа №3«Создание Web-страниц с помощью HTML-кода» | | | Уметь создавать Web-страницу с помощью HTML-кода | | | |
85 | -
| Практическая работа №4«Создание Web-страниц с помощью HTML-кода» | | | Уметь создавать Web-страницу с помощью HTML-кода | | | |
86 | -
| Создание интерактивных Web-страниц. Текстовые поля. Переключатели. | | | Уметь создавать Web-страницу с помощью HTML-кода | | | |
87 | -
| Создание интерактивных Web-страниц. Флажки | | | Уметь создавать Web-страницу с помощью HTML-кода | | | |
88 | -
| Создание интерактивных Web-страниц. Поля списков. Текстовая область | | | Уметь создавать Web-страницу с помощью HTML-кода | | | |
89 | -
| Создание интерактивных Web-страниц. Отправка данных из формы. | | | Уметь создавать Web-страницу с помощью HTML-кода | | | |
90 | -
| Практическая работа №5«Создание интерактивной Web-страницы с помощью HTML-кода» | | | Уметь создавать интерактивную Web-страницу с помощью HTML-кода | | | |
91 | -
| Инструментальные средства создания Web-страниц | | | | | | |
92 | -
| Практическая работа №6 «Создание Web-страницы с помощью Web-редактора» | | | Уметь создавать интерактивную Web-страницу с помощью Web-редактора | | | |
93 | -
| Защита проектов | | | | | | |
7.Технология обработки графической информации – 8 часов | |
94 | -
| Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах | | | Иметь представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах | | | |
95 | -
| Форматы графических объектов. | | | Знать форматы графических объектов | | | |
96 | -
| Ввод и обработка графических объектов. | | | Уметь выполнять ввод и обработку графических файлов | | | |
97 | -
| Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования | | | Уметь использовать инструменты специального программного обеспечения и цифрового оборудования | | | |
98 | -
| Практическая работа №1 | | | Уметь создать графические комплексные объекты для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. | | | |
99 | -
| Выполнение творческой работы | | | Уметь создать графические комплексные объекты для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование | | | |
100 | -
| Выполнение творческой работы | | | Уметь создать графические комплексные объекты для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование | | | |
101 | -
| Защита творческой работы | | | | | | |
8.Информационная деятельность человека – 12ч | |
102 | -
| Право в Интернете | | | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения требований информационного права. | | | |
103 | -
| Этика в Интернете. | | | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения требований информационной этики | | | |
104 | -
| Информационная безопасность | | | Знать принципы обеспечения информационной безопасности. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения требований информационной безопасности. | | | |
105 | -
| Правовые нормы | | | Знать правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения | | | |
106 | -
| Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | | | Знать о перспективах развития информационных и коммуникационных технологий | | | |
107 | -
| Виды профессиональной информационной деятельности человека. | | | Знать назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов. | | | |
108 | -
| Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций | | | Уметь выделять информационный аспект в деятельности человека; | | | |
109 | -
| Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, культурной, образовательной | | | уметь выделять информационный аспект в деятельности человека; выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах; | | | |
110 | -
| Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структура | | | | | | |
111 | -
| Образовательные информационные ресурсы | | | | | | |
112 | -
| Экономика информационной сферы. | | | Знать стоимостные характеристики информационной деятельности. | | | |
113 | -
| Контрольная работа | | | | | | |
9.Технологии управления, планирования и организации деятельности – 6 ч | |
114 | -
| Технологии автоматизированного управления в учебной среде | | | Знать: Технологии автоматизированного управления в учебной среде | | | |
115 | -
| Технологии управления, планирования и организации деятельности человека | | | Знать: Технологии управления, планирования и организации деятельности человека | | | |
116 | -
| Создание организационных диаграмм и расписаний. | | | Уметь создавать организационные диаграммы и расписаний с помощью ЭТ | | | |
117 | -
| Автоматизация контроля их выполнения. | | | Знать: автоматизация контроля | | | |
118 | -
| Системы автоматического тестирования и контроля знаний. Использование тестирующих систем в учебной деятельности. | | | Уметь составлять тестирующие программы с помощью MS Power Point | | | |
119 | -
| Практическая работа. Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования | | | Составление тестирующих программ на языке Паскаль | | | |
10.Повторение. Подготовка к ЕГЭ – 14 ч | | | | | | | |
120 | 1 | Подготовка к ЕГЭ. Информация и ее кодирование | | | КИМ А1, А2, А3, А10, В1, В7 | | | |
121 | 2 | Подготовка к ЕГЭ. Системы счисления | | | КИМ А4, А1, В3 | | | |
122 | 3 | Подготовка к ЕГЭ. Основы алгебры логики | | | КИМ А7, А8, А9, В4, В6 | | | |
123 | 4 | Подготовка к ЕГЭ. Моделирование | | | КИМ А10 | | | |
124 | 5 | Подготовка к ЕГЭ. Обработка графической и числовой информации | | | КИМ А15, А16, А17 | | | |
125 | 6 | Подготовка к ЕГЭ. Файловая структура компьютера | | | КИМ А13 | | | |
126 | 7 | Подготовка к ЕГЭ. Телекоммуникационные технологии | | | КИМ В9, В10 | | | |
127 | 8 | Подготовка к ЕГЭ. Технология поиска и хранения информации | | | КИМ А14 | | | |
128 | 9 | Подготовка к ЕГЭ. Основы алгоритмизации | | | КИМ А5, А6, А12,А18, В2, В5, В8, с3 | | | |
129 | 10 | Подготовка к ЕГЭ. Технология программирования | | | КИМ С1 | | | |
130 | 11 | Подготовка к ЕГЭ. Технология программирования | | | КИМ С2 | | | |
131 | 12 | Подготовка к ЕГЭ. Технология программирования | | | КИМ С4 | | | |
132 | 13 | Подготовка к ЕГЭ. Технология программирования | | | КИМ С4 | | | |
133 | 14 | Итоговая контрольная работа | | | | | | |
134-136 | | Резерв - 3 | | | | | | |
Всего за 11 класс: | 136 часов | | | | | | | |
| | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен:
знать:
логическую символику;.
основные конструкции языка программирования;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности ;
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
уметь:
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
11