Согласовано
Заместитель директора по УВР МБОУ Горевской сош ______________/В.Н.Голубева/
02.09.201__г.
Утверждаю
Директор
МБОУ Горевской сош _______________/Т.Г.Бугрова/
Приказ № ___ от 02.09.201__г.
МБОУ Горевская средняя общеобразовательная школа
Уренского муниципального района
Нижегородской области
Рабочая программа
по Информатике и ИКТ 8 класс
учителя информатики Вишнякова Евгения Александровича
Составлена на основании программы: «Программа для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584с.: ил. – (Программы и планирование)»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы составлена на основе программы «Программа для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584с.: ил. – (Программы и планирование)», рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели и задачи:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основная задача состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
В практике используются три формы организации работы на уроке:
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
практические методы (упражнения, практические работы).
Формы контроля ЗУН (ов);
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум;
тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | отлично |
76-90%% | хорошо |
51-75%% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы – 9 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Контрольная работа
№1 «Информация и информационные процессы»
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Контрольная работа
№2 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
3. Коммуникационные технологии – 16 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 3.3 «География Интернета».
Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Контрольная работа
№3 «Коммуникационные технологии»
4. Итоговое повторение 3 ч
Перечень контрольных работ
№ 1. «Количество информации».
№2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
№ 3. «Коммуникационные технологии»
Перечень практических работ
Практическая работа 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора
Практическая работа 1.2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера
Практическая работа 2.1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера
Практическая работа 2.2. Форматирование дискеты
Практическая работа 2.3. Определение разрешающей способности мыши
Практическая работа 2.4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы
Практическая работа 2.5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение
Практическая работа 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети
Практическая работа 3.2. Подключение к Интернету
Практическая работа 3.3. «География» Интернета
Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине
Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой
Практическая работа 3.6. Загрузка файлов из Интернета
Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете
Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
Требования к уровню подготовки
В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
МБОУ Горевская средняя общеобразовательная школа
Уренского муниципального района
Нижегородской области
Календарно-тематическое планирование
на 2013-2014 учебный год
по Информатика и ИКТ 8 класс
учителя информатики Вишнякова Евгения Александровича
Составлена на основании программы: «Программа для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584с.: ил. – (Программы и планирование)»
Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 178с.:ил.
Количество часов по учебному плану 35
Количество контрольных работ 3,
Практических 15
№ урока п/п | Наименование раздела и темы и темы всех уроков с указанием лабораторных, практических, контрольных работ | Количество часов на тему, раздел, урок | Срок прохождения |
Дата | Корректировка |
1 | Техника безопасности и правила поведения учащихся в кабинете информатики и ИКТ. Введение в курс Информатики и ИКТ. Информация в природе. | 1 | | |
2 | Информация в живой и не живой природе | 1 | | |
3 | Информационные процессы | 1 | | |
4 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. П.р. №1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера» | 1 | | |
5 | Знаковые системы | 1 | | |
6 | Кодирование информации | 1 | | |
7 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. | 1 | | |
8 | Алфавитный подход к определению количества информации. П.р.№1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора» | 1 | | |
9 | Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | 1 | | |
10 | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. | 1 | | |
11 | Устройство ввода и вывода информации | 1 | | |
12 | Оперативная память. Долговременная память. | 1 | | |
13 | Файл и файловая система. П.р.№2.1. «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» | 1 | | |
14 | Программное обеспечение компьютера. П.р.№2.2. «Форматирование дискеты» П.р.№2.3. «Определение разрешающей способности мыши» | 1 | | |
15 | Графический интерфейс операционной системы Windows. Компьютерные вирусы. П.р.№2.4. «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы». П.р.№2.5. «Защита от вирусов: обнаружение и защита» | 1 | | |
16 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Контрольная работа №2 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» | 1 | | |
17 | Коммуникационные технологии. Передача информации. | 1 | | |
18 | Локальные компьютерные сети. П.р.№3.1. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключение к локальной сети » | 1 | | |
19 | Состав Интернета. П.р.№3.2. «Подключение к интернету» | 1 | | |
20 | Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. П.р.№3.3. «География Интернета» | 1 | | |
21 | Всемирная паутина. П.р.№3.4. «Путешествие по всемирной паутине» | 1 | | |
22 | Электронная почта. П.р.№3.5. «Работа с электронной Web почтой» | 1 | | |
23 | Файловые архивы. П.р.№3.6. «Загрузка файлов из Интернета» | 1 | | |
24 | Общение в интернете. | 1 | | |
25 | Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | 1 | | |
26 | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция. П.р.№3.7. «Поиск информации в Интернете» | 1 | | |
27 | Разработка Web сайтов с использованием языка HTML. Web страницы и Web сайты. П.р.№3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста «HTML» | 1 | | |
28 | Структура Web страниц и форматирование текста. | 1 | | |
29 | Вставка изображений и гиперссылок | 1 | | |
30 | Списки и интерактивные формы на Web страницах | 1 | | |
31 | Подготовка Web сайта к публикации. | 1 | | |
32 | Контрольная работа №3 «Коммуникационные технологии» | 1 | | |
33 | Повторение по теме «Информация и информационные процессы» | 1 | | |
34 | Повторение по теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» | 1 | | |
35 | Повторение по теме «Коммуникационные технологии» | 1 | | |