Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Авдинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании ШМО учителей Естественнонаучного цикла Протокол №1 от 30.08.2017г. Руководитель ШМО _________ Карпова И.Н. | Согласовано: с зам. по УВР от 31.08.2017г. ___________________ Полева Н.Е. | Утверждено: Директором школы от 31.08.2017г. пр. 01-04/108 ____________________ Рябенко С.Н. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
информатика и ИКТ
8 класс
Составил:
учитель информатики
I квалификационной категории Карпова Ирина Николаевна
2017 – 2018 учебный год
пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего (среднего (полного) общего) образования;
- Примерной программы основного общего образования по информатике;
- Авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Учебного плана МБОУ «Авдинская СОШ».
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Изучение информатики и ИКТ в 8 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 8 классе необходимо решить следующие задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Авторское содержание в рабочей программе было изменено, в связи с соглашением между «якорным» предприятием, КГБПОУ «Уярский сельскохозяйственный техникум» и МБОУ «Авдинская СОШ», о сотрудничестве по организации и проведению профессиональной ориентации с обучающимися в рамках образовательно-производственного кластера.
Были объедены темы:
Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Глобальная компьютерная сеть. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». Практическая работа № 10 «География Интернета».
В конце глав добавлены темы:
Трехмерное моделирование деталей и сборочных единиц в системе КОМПАС-3D.
Использование JPS-навигации в сельском хозяйстве.
Google планета Земля – интегрированный урок.
Программа рассчитана на 35 часов.
Программой предусмотрено проведение:
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
Тематические и итоговые контрольные работы:
№ | Тематика | Вид |
1 | Количество информации | Тематический контроль |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | Тематический контроль |
3 | Коммуникационные технологии | Тематический контроль |
4 | Итоговая контрольная работа | Итоговый контроль |
Содержание курса
Информация и информационные процессы (9 часов)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Количество информации».
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
Коммуникационные технологии (16 часов)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «” География” Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Коммуникационные технологии».
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
|
1 | Информация и информационные процессы | 9 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 |
3 | Коммуникационные технологии | 16 |
4 | Повторение, резерв времени | 3 |
| ВСЕГО: | 35 |
Требования к УРОВНЮ подготовкИ УЧАЩИХСЯ В области информатики и ИКТ
знать/понимать:
виды информационных процессов;
примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции, используемых информационных и коммуникационных технологий.
уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
проверять свойства объектов;
пользоваться персональным компьютером
выполнять и строить простые алгоритмы
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
предпринимать меры антивирусной безопасности
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов): в базах данных, в компьютерных сетях, в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках),
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
создания личных коллекций информационных объектов;
организации индивидуального информационного пространства,
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам
для оформления результатов учебной работы;
Перечень учебно – методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов;
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Оборудование и приборы
Операционная система Alt Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока, практическое занятие | Глава, параграф, страницы | Дата проведения | Примечание |
Информация и информационные процессы (9 часов) | | |
| Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе. | § 1.1.1. – 1.1.2, Стр. 8-12 | | |
| Информация в обществе и технике. | § 1.1.3 – 1.1.4, Стр. 12-17 | | |
| Информация и информационные процессы. Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | Стр. 126. | | |
| Кодирование информации с помощью знаковых систем. | § 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, Стр. 18-25 | | |
| Количество информации. Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации» | § 1.3.1. Стр. 26-28 | | |
| Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. | § 1.3.2, Стр. 28-30 § 1.3.3, Стр. 30-32 | | |
| Решение задач по теме «Количество информации». | § 1.3, Стр. 26-32 | | |
| Контрольная работа № 1 «Количество информации». | | | |
| Трехмерное моделирование деталей и сборочных единиц в системе КОМПАС-3D. | | | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов) | | |
| Устройство компьютера. Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши». Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты». | § 2.1-2.2, Стр.33-49. Стр. 134, Стр. 133 | | |
| Файлы и файловая система. Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | § 2.3. Стр. 50-58 Стр. 130 | | |
| Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». | § 2.4. Стр. 58-62 § 2.5-2.6, Стр. 63-69 Стр. 137 | | |
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов». | § 2.7. Стр. 69-72 Стр. 140 | | |
| Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | § 2.8, Стр. 72-78 | | |
| Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». | | | |
| Использование JPS-навигации в сельском хозяйстве. | | | |
Коммуникационные технологии (16 часов) | | |
| Передача информации. | § 3.1. Стр. 80-81 | | |
| Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Подключенном к локальной сети. | § 3.2. Стр. 81-84 Стр. 143 | | |
| Глобальная компьютерная сеть. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». Практическая работа № 10 «География Интернета». | § 3.3. Стр. 84-94 Стр. 144; Стр. 149 | | |
| Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина. Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине». | § 3.4. Стр. 94-98 Стр. 151 | | |
| Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». | § 3.4. Стр. 98-100 Стр. 155 | | |
| Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | § 3.4. Стр. 100-102. Стр. 158 | | |
| Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | § 3.4. Стр. 102-106 | | |
| Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». | § 3.5. Стр. 107–110. Стр. 161 | | |
| Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. | § 3.7. Стр. 113 -117 | | |
| Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. | § 3.7. Стр. 117-119 | | |
| Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. | § 3.7. Стр. 119-123 | | |
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Стр. 165 | | |
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Стр. 165 | | |
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Стр. 165 | | |
| Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Стр. 165 | | |
| Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии». | | | |
| Google планета Земля – интегрированный урок. | | | |
| Итоговая контрольная работа | | | |