Согласовано
Заместитель директора по УВР
МБОУ Горевской сош ______________/В.Н.Голубева/
02.09.201__г.
Утверждаю
Директор
МБОУ Горевской сош _______________/Т.Г.Бугрова/
Приказ № ___ от 02.09.201__г.
МБОУ Горевская средняя общеобразовательная школа
Уренского муниципального района
Нижегородской области
Рабочая программа
по Информатике и ИКТ 9 класс
учителя информатики Вишнякова Евгения Александровича
Составлена на основании программы: «Программа для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584с.: ил. – (Программы и планирование)»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы составлена на основе программы «Программа для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584с.: ил. – (Программы и планирование)», рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю)
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса рассчитана на 68 часов (2 ч. в неделю), из них плановых практических работ - 27, контрольных работ – 6.
Учебник Н. Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г полностью соответствует разработанному Министерством образования РФ образовательному стандарту по информатике, однако его структура учебного материала не совсем совпадает с примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Поэтому при изучении дисциплины в 9 классе (базовый уровень, 70 ч.) по указанному учебнику в рабочей программе определена следующая последовательность изучения учебного материала в построении учебного курса согласно примерной программе.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
– В примерной программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
– Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к изучению нового материала следующей ступени обучения.
Изменена очередность изучения разделов рабочей программы Информационные технологии в обществе и Коммуникационные технологии. Считаю целесообразным поменять порядок изучения разделов программы, так как у обучающихся сначала должно сформироваться представление об организации информации в среде коллективного использования информационных ресурсов, об информационной безопасности и правовой охране информационных ресурсов, об этике и праве при создании и использовании информации, а лишь затем познакомить их с процессом передачи информации по глобальным сетям, с сервисами компьютерных сетей: Всемирной паутиной, файловыми архивами, интерактивным общением, поиском информации и электронной почтой.
–Так как при проведении школьных олимпиад, а также в Сузах и ВУЗах города наиболее распространено использование языка программирования Turbo Pascal, поэтому в качестве языка программирования для изучения раздела «Алгоритмизация и программирование» применяется Pascal.
Программой предусмотрено проведение практических работ – 27, контрольных работ – 5.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:
вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;
вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);
способы представления информации (условно «линия представления информации»),
методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);
вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,
возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);
вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);
этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).
ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;
получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;
познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;
иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.
ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
понять функции языка как способа представления информации;
познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;
получить представление о типах величин;
познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:
уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;
получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;
получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;
понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);
записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.
ЛИНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ (КОМПЬЮТЕРА)
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;
понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;
узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;
узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;
познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера;
иметь представление о программном обеспечении компьютера;
уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ;
уметь использовать «меню», «запрос о помощи», инструкции для пользователя.
.
ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;
пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;
пользоваться простым графическим редактором;
обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;
осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;
иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;
иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);
набирать на компьютере и корректировать простой текст;
строить простейшее изображение с помощью графического редактора;
уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);
уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;
иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, которые рассчитаны с учетом требований СанПИН, на 25 минут и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование методов дифференцированного и индивидуального обучения. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
В качестве методов обучения применяются:
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
практические методы (упражнения, практические работы).
Формы контроля ЗУН(ов);
беседа;
фронтальный опрос;
практикум;
тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса) практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | отлично |
76-90%% | хорошо |
51-75%% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
отказался отвечать на вопросы учителя.
Содержание тем учебного курса
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
(15 часов)
Пространственная дискретизация. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Компьютерный практикум
1. Кодирование графической информации.
2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
3. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
4. Создание GIF-анимации.
5. Создание flesh-анимации.
6. Кодирование и обработка звуковой информации.
7. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу.
8. Захват и редактирование цифрового видео с использованием систем нелинейного монтажа.
Контроль знаний и умений: контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации
(20 часов)
Кодирование текстовой информации. Создание документа. Печать документа. Форматирование документа. Нумерованный и маркированный список. Таблицы. Компьютерные словари. Сканирование документов.
Компьютерный практикум:
9. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
10. Вставка в документ формул
11. Форматирование символов и абзацев
12. Создание и форматирование списков
13. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
14. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
15. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации
(20 часов)
Системы счисления. Двоичное кодирование чисел. Основные типы и форматы данных. Электронные таблицы. Относительные и абсолютные ссылки. База данных.
Компьютерный практикум:
16 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
17 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
18 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
19 «Построение диаграмм различных типов»
20 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»
Глава 4. Алгоритмы и исполнители
(20 часов)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.
Компьютерный практикум:
21. Знакомство с системой объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
22. Проект «переменные»
23. Проект «Калькулятор»
24. Проект «Строковый калькулятор»
25. Проект «Даты и время»
26. Проект «Сравнение кодов символов»
27. Проект «Отметка»
23. Проект «Коды символов»
23. Проект «Слово-перевертыш»
24. Проект «Графический редактор»
25. Проект «Системы координат»
23. Проект «Анимация»
Контроль знаний и умений:
Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Глава 5. Формализация и моделирование
(11 часов)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Таблица как средство моделирования.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Компьютерный практикум
24. Проект «Бросание мячика в площадку»
25. Проект «Графическое решение уравнений»
26. Проект «Распознавание удобрений»
27. Проект «Модели систем управления»
Контроль знаний и умений: контрольная работа №5 по теме «Формализация и моделирование».
Глава 6. Информационные технологии в обществе
(3 часа)
Информационные ресурсы общества. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Информационная культура. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Защита информации. Установка разных видов ПО.
Компьютерный практикум:
Контроль знаний и умений: контрольная работа №6 по теме «Итоговая контрольная работа за курс 9 класса».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Источники информации для обучающихся
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
№ урока п/п | Наименование раздела и темы и темы всех уроков с указанием лабораторных, практических, контрольных работ | Количество часов на тему, раздел, урок | Срок прохождения |
Дата | Корректировка |
1 | Техника безопасности и в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | 1 | | |
2 | Растровые изображения на экране монитора. | 1 | | |
3 | Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB. П.р. №1 «Кодирование графической информации» | 1 | | |
4 | Растровая и векторная графика | 1 | | |
5 | Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторах. | 1 | | |
6 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. П.р. №2 «Создание рисунков в векторном графической редакторе» | 1 | | |
7 | Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. П.р.№3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 1 | | |
8 | Растровая и векторная анимация. П.р.№4 «Создание GIF- анимации» | 1 | | |
9 | Растровая и векторная анимация. П.р.№5 «Создание flesh-анимации» | 1 | | |
10 | Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 | | |
11 | П.р.№6 «Кодирование и обработка звуковой информации» | 1 | | |
12 | Цифровое фото и видео. П.р.№7 «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу» | 1 | | |
13 | Цифровое фото и видео. П.р.№8 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» | 1 | | |
14 | Решение задач по теме Кодирование графической информации | 1 | | |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Кодирование графической информации» | 1 | | |
16 | Кодирование текстовой информации. П.р. №9 «Кодирование текстовой информации» | 1 | | |
17 | Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. | 1 | | |
18 | Ввод и редактирование документов. П.р.№10 «Вставка в документ формул» | 1 | | |
19 | Форматирование документа, символов, абзацев. П.р.№11 «Форматирование символов и абзацев» | 1 | | |
20 | Нумерованные и маркированные списки. П.р.№12 «Создание и форматирование списков» | 1 | | |
21 | Таблицы. П.р.№13 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | 1 | | |
22 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. П.р.№14 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | 1 | | |
23 | Системы оптического распознавания документа. П.р. №15 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | 1 | | |
24 | Контрольная работа №2 по теме «Кодирование обработки текстовой информации» | 1 | | |
25 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. П.р.№16 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | 1 | | |
26 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | | |
27 | Двоичное кодирование чисел в компьютере. | 1 | | |
28 | Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | 1 | | |
29 | Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. П.р. №17 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | 1 | | |
30 | Встроенные функции. П.р.№18 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» | 1 | | |
31 | Построение диаграмм и графиков. П.р.№19 «Построение диаграмм различных типов» | 1 | | |
32 | Базы данных в электронных таблицах. | 1 | | |
33 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. П.р.№20 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | 1 | | |
34 | Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | 1 | | |
35 | Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители | 1 | | |
36 | Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов и его исполнители. | 1 | | |
37 | Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | | |
38 | Алгоритмическая структура «цикл». | 1 | | |
39 | Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. | 1 | | |
40 | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 1 | | |
41 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. П.р.№21 «Знакомство с системой объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | 1 | | |
42 | П.р.№22 «Проект «переменные»» | 1 | | |
43 | П.р.№23 «Проект «Калькулятор»» | 1 | | |
44 | П.р.№24 «Проект «Строковый калькулятор»» | 1 | | |
45 | П.р.№25 «Проект «Даты и время»» | 1 | | |
46 | П.р.№26 «Проект «Сравнение кодов символов»» | 1 | | |
47 | П.р.№27 «Проект «Отметка»» | 1 | | |
48 | П.р.№23 «Проект «Коды символов»» | 1 | | |
49 | П.р.№23 «Проект «Слово-перевертыш»» | 1 | | |
50 | Графические возможности Basic | 1 | | |
51 | П.р.№24 «Проект «Графический редактор»» | 1 | | |
52 | П.р.№25 «Проект «Системы координат»» | 1 | | |
53 | П.р.№23 «Проект «Анимация»» | 1 | | |
54 | Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | 1 | | |
55 | Окружающий мир как иерархическая система | 1 | | |
56 | Моделирование как метод познания | 1 | | |
57 | Материальные и информационные модели | 1 | | |
58 | Формализация и визуализация моделей | 1 | | |
59 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | | |
60 | Построение и исследование физических моделей П.р.№24 «Проект «Бросание мячика в площадку»» | 1 | | |
61 | Приближенное решение уравнений. П.р.№25 «Проект «Графическое решение уравнений»» | 1 | | |
62 | Экспертные системы распознавания химических веществ. П.р.№26 «Проект «Распознавание удобрений»» | 1 | | |
63 | Информационные модели управления объектами П.р.№27 «Проект «Модели систем управления»» | 1 | | |
64 | Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация» | 1 | | |
65 | Информационное общество | 1 | | |
66 | Информационная культура | 1 | | |
67 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 1 | | |
68 | Итоговая контрольная работа №6 | 1 | | |