СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 9 класс, автор Н.Д. Угринович

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике 9 класс, автор Н.Д.Угринович расчитана на 2 часа в неделю.

Составлена на основании программы: «Программа для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584с.: ил. – (Программы и планирование)»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 9 класс, автор Н.Д. Угринович»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МБОУ Горевской сош ______________/В.Н.Голубева/

02.09.201__г.

Утверждаю

Директор

МБОУ Горевской сош _______________/Т.Г.Бугрова/

Приказ № ___ от 02.09.201__г.


МБОУ Горевская средняя общеобразовательная школа

Уренского муниципального района

Нижегородской области





Рабочая программа


по Информатике и ИКТ 9 класс


учителя информатики Вишнякова Евгения Александровича




Составлена на основании программы: «Программа для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584с.: ил. – (Программы и планирование)»






Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы составлена на основе программы «Программа для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 584с.: ил. – (Программы и планирование)», рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю)

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса рассчитана на 68 часов (2 ч. в неделю), из них плановых практических работ - 27, контрольных работ – 6.

Учебник Н. Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г полностью соответствует разработанному Министерством образования РФ образовательному стандарту по информатике, однако его структура учебного материала не совсем совпадает с примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Поэтому при изучении дисциплины в 9 классе (базовый уровень, 70 ч.) по указанному учебнику в рабочей программе определена следующая последовательность изучения учебного материала в построении учебного курса согласно примерной программе.

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

– В примерной программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

– Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к изучению нового материала следующей ступени обучения.

  • Изменена очередность изучения разделов рабочей программы Информационные технологии в обществе и Коммуникационные технологии. Считаю целесообразным поменять порядок изучения разделов программы, так как у обучающихся сначала должно сформироваться представление об организации информации в среде коллективного использования информационных ресурсов, об информационной безопасности и правовой охране информационных ресурсов, об этике и праве при создании и использовании информации, а лишь затем познакомить их с процессом передачи информации по глобальным сетям, с сервисами компьютерных сетей: Всемирной паутиной, файловыми архивами, интерактивным общением, поиском информации и электронной почтой.

–Так как при проведении школьных олимпиад, а также в Сузах и ВУЗах города наиболее распространено использование языка программирования Turbo Pascal, поэтому в качестве языка программирования для изучения раздела «Алгоритмизация и программирование» применяется Pascal.

Программой предусмотрено проведение практических работ – 27, контрольных работ – 5.


ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:

  • вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;

  • вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);

  • способы представления информации (условно «линия представления информации»),

  • методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);

  • вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,

  • возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);

  • вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);

  • этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).


ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;

  • получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;

  • познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;

  • иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.


ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • понять функции языка как способа представления информации;

  • познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;

  • получить представление о типах величин;

  • познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;

  • знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.


АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:

  • уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

  • освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;

  • получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

  • получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;

  • понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

  • знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;

  • определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);

  • записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.


ЛИНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ (КОМПЬЮТЕРА)

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;

  • понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;

  • узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;

  • узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;

  • познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;

  • знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера;

  • иметь представление о программном обеспечении компьютера;

  • уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ;

  • уметь использовать «меню», «запрос о помощи», инструкции для пользователя.

.

ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о моделировании как методе научного познания;

  • понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;

  • уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера.


ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;

  • пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;

  • пользоваться простым графическим редактором;

  • обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;

  • осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;

  • иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;

  • иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);

  • набирать на компьютере и корректировать простой текст;

  • строить простейшее изображение с помощью графического редактора;

  • уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);

  • уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;

  • иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, которые рассчитаны с учетом требований СанПИН, на 25 минут и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование методов дифференцированного и индивидуального обучения. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

В качестве методов обучения применяются:

  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),

  • наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),

  • практические методы (упражнения, практические работы).


Формы контроля ЗУН(ов);

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • практикум;

  • тестирование.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса) практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

  • Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

  • Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.


Содержание тем учебного курса

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

(15 часов)

Пространственная дискретизация. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Компьютерный практикум

1. Кодирование графической информации.

2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

3. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

4. Создание GIF-анимации.

5. Создание flesh-анимации.

6. Кодирование и обработка звуковой информации.

7. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу.

8. Захват и редактирование цифрового видео с использованием систем нелинейного монтажа.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».


Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации

(20 часов)


Кодирование текстовой информации. Создание документа. Печать документа. Форматирование документа. Нумерованный и маркированный список. Таблицы. Компьютерные словари. Сканирование документов.

Компьютерный практикум:

9. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

10. Вставка в документ формул

11. Форматирование символов и абзацев

12. Создание и форматирование списков

13. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

14. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

15. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации

(20 часов)

Системы счисления. Двоичное кодирование чисел. Основные типы и форматы данных. Электронные таблицы. Относительные и абсолютные ссылки. База данных.

Компьютерный практикум:

16 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

17 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

18 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

19 «Построение диаграмм различных типов»

20 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

Глава 4. Алгоритмы и исполнители

(20 часов)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Компьютерный практикум:

21. Знакомство с системой объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

22. Проект «переменные»

23. Проект «Калькулятор»

24. Проект «Строковый калькулятор»

25. Проект «Даты и время»

26. Проект «Сравнение кодов символов»

27. Проект «Отметка»

23. Проект «Коды символов»

23. Проект «Слово-перевертыш»

24. Проект «Графический редактор»

25. Проект «Системы координат»

23. Проект «Анимация»


Контроль знаний и умений:

Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»


Глава 5. Формализация и моделирование

(11 часов)

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

Таблица как средство моделирования.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Компьютерный практикум

24. Проект «Бросание мячика в площадку»

25. Проект «Графическое решение уравнений»

26. Проект «Распознавание удобрений»

27. Проект «Модели систем управления»


Контроль знаний и умений: контрольная работа №5 по теме «Формализация и моделирование».


Глава 6. Информационные технологии в обществе

(3 часа)

Информационные ресурсы общества. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Информационная культура. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Защита информации. Установка разных видов ПО.

Компьютерный практикум:

Контроль знаний и умений: контрольная работа №6 по теме «Итоговая контрольная работа за курс 9 класса».



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ


В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

создавать информационные объекты, в том числе:

    • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

    • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

    • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

    • создавать записи в базе данных;

    • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

    • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

    • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

    • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

    • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.




Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы


Аппаратные средства

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.


Программные средства

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  6. Звуковой редактор.

  7. Простая система управления базами данных.

  8. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  9. Система программирования.

  10. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  11. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).


Источники информации для обучающихся


  1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  2. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.

  3. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.

урока

п/п

Наименование раздела и темы и темы всех уроков с указанием лабораторных, практических, контрольных работ

Количество часов на тему, раздел, урок

Срок прохождения

Дата

Корректировка

1

Техника безопасности и в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

1



2

Растровые изображения на экране монитора.

1



3

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB. П.р. №1 «Кодирование графической информации»

1



4

Растровая и векторная графика

1



5

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторах.

1



6

Работа с объектами в векторных графических редакторах. П.р. №2 «Создание рисунков в векторном графической редакторе»

1



7

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. П.р.№3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

1



8

Растровая и векторная анимация. П.р.№4 «Создание GIF- анимации»

1



9

Растровая и векторная анимация. П.р.№5 «Создание flesh-анимации»

1



10

Кодирование и обработка звуковой информации.

1



11

П.р.№6 «Кодирование и обработка звуковой информации»

1



12

Цифровое фото и видео. П.р.№7 «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу»

1



13

Цифровое фото и видео. П.р.№8 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

1



14

Решение задач по теме Кодирование графической информации

1



15

Контрольная работа №1 по теме «Кодирование графической информации»

1



16

Кодирование текстовой информации. П.р. №9 «Кодирование текстовой информации»

1



17

Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.

1



18

Ввод и редактирование документов. П.р.№10 «Вставка в документ формул»

1



19

Форматирование документа, символов, абзацев. П.р.№11 «Форматирование символов и абзацев»

1



20

Нумерованные и маркированные списки. П.р.№12 «Создание и форматирование списков»

1



21

Таблицы. П.р.№13 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

1



22

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. П.р.№14 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

1



23

Системы оптического распознавания документа. П.р. №15 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

1



24

Контрольная работа №2 по теме «Кодирование обработки текстовой информации»

1



25

Представление числовой информации с помощью систем счисления. П.р.№16 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

1



26

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1



27

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1



28

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

1



29

Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. П.р. №17 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

1



30

Встроенные функции. П.р.№18 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

1



31

Построение диаграмм и графиков. П.р.№19 «Построение диаграмм различных типов»

1



32

Базы данных в электронных таблицах.

1



33

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. П.р.№20 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

1



34

Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

1



35

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители

1



36

Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов и его исполнители.

1



37

Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор».

1



38

Алгоритмическая структура «цикл».

1



39

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.

1



40

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

1



41

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. П.р.№21 «Знакомство с системой объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

1



42

П.р.№22 «Проект «переменные»»

1



43

П.р.№23 «Проект «Калькулятор»»

1



44

П.р.№24 «Проект «Строковый калькулятор»»

1



45

П.р.№25 «Проект «Даты и время»»

1



46

П.р.№26 «Проект «Сравнение кодов символов»»

1



47

П.р.№27 «Проект «Отметка»»

1



48

П.р.№23 «Проект «Коды символов»»

1



49

П.р.№23 «Проект «Слово-перевертыш»»

1



50

Графические возможности Basic

1



51

П.р.№24 «Проект «Графический редактор»»

1



52

П.р.№25 «Проект «Системы координат»»

1



53

П.р.№23 «Проект «Анимация»»

1



54

Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

1



55

Окружающий мир как иерархическая система

1



56

Моделирование как метод познания

1



57

Материальные и информационные модели

1



58

Формализация и визуализация моделей

1



59

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1



60

Построение и исследование физических моделей П.р.№24 «Проект «Бросание мячика в площадку»»

1



61

Приближенное решение уравнений. П.р.№25 «Проект «Графическое решение уравнений»»

1



62

Экспертные системы распознавания химических веществ. П.р.№26 «Проект «Распознавание удобрений»»

1



63

Информационные модели управления объектами П.р.№27 «Проект «Модели систем управления»»

1



64

Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация»

1



65

Информационное общество

1



66

Информационная культура

1



67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

1



68

Итоговая контрольная работа №6

1