Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Авдинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании ШМО учителей Естественнонаучного цикла Протокол №1 от 30.08.2017г. Руководитель ШМО _________ Карпова И.Н. | Согласовано: с зам. по УВР от 31.08.2017г. ___________________ Полева Н.Е. | Утверждено: Директором школы от 31.08.2017г. пр. 01-04/108 ____________________ Рябенко С.Н. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
информатика и ИКТ
9 класс
Составил:
учитель информатики
I квалификационной категории Карпова Ирина Николаевна
2017 – 2018 учебный год
пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего (среднего (полного) общего) образования;
- Примерной программы основного общего образования по информатике;
- Авторской программы Угринович Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Учебного плана МБОУ «Авдинская СОШ».
Изучение информатики и ИКТ в 9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 9 классе необходимо решить следующие задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования
Авторское содержание в рабочей программе было изменено, в связи с соглашением между «якорным» предприятием, КГБПОУ «Уярский сельскохозяйственный техникум» и МБОУ «Авдинская СОШ», о сотрудничестве по организации и проведению профессиональной ориентации с обучающимися в рамках образовательно-производственного кластера.
Были объедены темы:
Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Линейный алгоритм. Алгоритмические структуры «ветвление», «выбор», «цикл».
В конце глав добавлены темы:
Трехмерное моделирование деталей и сборочных единиц в системе КОМПАС-3D.
Использование JPS-навигации в сельском хозяйстве.
Google планета Земля – интегрированный урок.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов
Программа рассчитана на 68 часов.
Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 35;
контрольных работ – 6.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
Тематические и итоговые контрольные работы
№ | Тематика | Вид |
1 | Кодирование графической информации | Тематический контроль |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации | Тематический контроль |
3 | Кодирование и обработка числовой информации | Тематический контроль |
4 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | Тематический контроль |
5 | Моделирование и формализация | Тематический контроль |
6 | Итоговая | Итоговый контроль |
Содержание курса
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов)
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 4 «Анимация».
Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации».
Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
Компьютерный практикум
Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание “бумажного” текстового документа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».
Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов».
Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов)
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Практическая работа № 21 «Проект “Переменные”».
Практическая работа № 22 «Проект “Калькулятор”».
Практическая работа № 23 «Проект “Строковый калькулятор”».
Практическая работа № 24 «Проект “Даты и время”».
Практическая работа № 25 «Проект “Сравнение кодов символов”».
Практическая работа № 26 «Проект “Отметка”».
Практическая работа № 27 «Проект “Коды символов”».
Практическая работа № 28 «Проект “Слово-перевертыш”».
Практическая работа № 29 «Проект “Графический редактор”».
Практическая работа № 30 «Проект “Системы координат”».
Практическая работа № 31 «Проект “Анимация”».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
Моделирование и формализация (10 часов)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 32 «Проект “Бросание мячика в площадку”».
Практическая работа № 33 «Проект “ Графическое решение уравнения”».
Практическая работа № 34 «Проект “ Распознавание удобрений”».
Практическая работа № 35 «Проект “Модели систем управления”».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 5 по теме «Моделирование и формализация».
Информационное общество (4 часа)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 6 (итоговая).
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
-
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 |
-
| Кодирование и обработка текстовой информации | 9 |
-
| Кодирование и обработка числовой информации | 10 |
-
| Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | 20 |
-
| Моделирование и формализация | 10 |
-
| Информационное общество | 3 |
-
| Повторение | 1 |
| ВСЕГО: | 68 |
Требования к УРОВНЮ подготовкИ УЧАЩИХСЯ В области информатики и ИКТ
знать/понимать:
программный принцип работы компьютера;
пользоваться персональным компьютером
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
уметь:
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания;
использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать записи в базе данных;
объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования;
приводить примеры моделирования и формализации;
приводить примеры систем и их моделей;
строить информационные модели из различных предметных областей и исследовать их на компьютере.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
Перечень учебно – методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов;
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Оборудование и приборы
Операционная система Alt Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока, практическое занятие | Глава, параграф, страницы | Дата проведения | Примечание |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов) |
| ТБ в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | §1.1.1. стр. 10 | | |
| Растровые изображения на экране монитора. | §1.1.2. стр. 14-15 | | |
| Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». | §1.3. стр. 15-20 стр. 175-177 | | |
| Растровая и векторная графика. | §1.2, стр. 21-24 | | |
| Рисование графических примитивов в графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. | §1.3.1,1.3.2 стр.28-31 | | |
| Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | §1.3.3 стр. 32-35 стр. 179-183 | | |
| Редактирование изображений и рисунков в графических редакторах. Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в редакторе» | §1.3.4, стр. 35-37 стр.177-179 | | |
| Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 (часть 1) «Создание GIF - анимации». | §1.4. стр. 37-40 стр. 183-188 | | |
| Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4 (часть 2) «Создание flash-анимации». | §1.4. стр. 37-40 стр. 183-188 | | |
| Кодирование и обработка звуковой информации. Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации» | §1.5. стр. 40-45, стр. 188-191 | | |
| Цифровое фото и видео. Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». | §1.6. стр. 45-49 стр. 191-193 | | |
| Цифровое фото и видео. Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | §1.6 стр. 45-49 стр. 193-196 | | |
| Решение задач по теме «Кодирование графической информации» | | | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации». | | | |
| Трехмерное моделирование деталей и сборочных единиц в системе КОМПАС-3D | | | |
Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов) |
| Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации». | §2.1. стр. 49-52, стр.196-199 | | |
| Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. | §2.2, 2.4 стр. 52-54, 59-61 | | |
| Ввод и редактирование документа. Практическая работа №9 «Вставка в документ формул». | §2.3. стр.54-59, стр. 199-201 | | |
| Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев». | §2.5.1, 2.5.2 стр. 61-66, стр. 201-203 | | |
| Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков». | §2.5.3, стр. 66-67, стр. 204-207 | | |
| Таблицы. Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | § 2.6, стр. 67-70, стр. 207-211 | | |
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | §2.7, стр. 70-71, стр. 211-212 | | |
| Системы оптического распознавания документа. Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | §2.8, стр. 71-74 стр. 212-213 | | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» | | | |
Кодирование и обработка числовой информации (10 часов) |
| Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | §3.1.1, стр. 75-80, стр. 214-215 | | |
| Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. | §3.1.2. стр. 80-82; §3.1.3, стр. 82-84 | | |
| Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | §3.2.1, стр. 84-87 | | |
| Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | §3.2.2, 3.2.3 стр. 87-91 стр. 216-218 | | |
| Встроенные функции. Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | §3.2.4 стр. 91-93 стр. 218-220 | | |
| Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов». | §3.3, стр. 93-97 стр. 220-228 | | |
| Базы данных в электронных таблицах. | §3.4.1, стр. 97-100 | | |
| Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | §3.4.2, стр. 100-105 стр. 228-232 | | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | | | |
| Использование JPS-навигации в сельском хозяйстве | | | |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов) |
| Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. | §4.1.1, стр.105-108 | | |
| Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. | §4.1.2, 4.1.3 стр. 108-113 | | |
| Линейный алгоритм. Алгоритмические структуры «ветвление», «выбор», «цикл». | §4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, стр. 113-119 | | |
| Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. | §4..3, 4.4 стр. 119-124 | | |
| Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | §4.5, стр. 124-128 | | |
| Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | §4.6, стр. 128-133, стр. 233-239 | | |
| Практическая работа №21 «Проект «Переменные». | стр. 239-242 | | |
| Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор». | стр. 242-246 | | |
| Практическая работа №23 Проект «Строковый калькулятор». | стр. 246-249 | | |
| Практическая работа №24 Проект «Даты и время». | стр. 249-252 | | |
| Практическая работа №25 Проект «Сравнение кодов символов». | стр. 252-255 | | |
| Практическая работа №26 Проект «Отметка». | стр. 255-257 | | |
| Практическая работа №27 Проект «Коды символов». | стр. 258-260 | | |
| Практическая работа №28 Проект «Слово-перевертыш». | стр. 261-263 | | |
| Графические возможности Basic | §4.7, стр. 133-138 | | |
| Практическая работа №29 Проект «Графический редактор». | стр. 263-267 | | |
| Практическая работа №30 Проект «Системы координат». | стр. 267-269 | | |
| Практическая работа №31 Проект «Анимация». | стр. 270-272 | | |
| Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | | | |
| Google планета Земля – интерактивный урок | | | |
Моделирование и формализация (10 часов) |
| Окружающий мир как иерархическая система. | §5.1, стр. 138-142 | | |
| Моделирование как метод познания. | §5.2.1, стр. 142-145 | | |
| Материальные и информационные модели. | §5.2.2, стр. 145-148 | | |
| Формализация и визуализация моделей. | § 5.2.3, стр. 148-152 | | |
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | §5.3, стр. 152-154 | | |
| Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №32 Проект «Бросание мячика в площадку» | §5.4, стр. 154-157 стр. 273-279 | | |
| Приближенное решение уравнений. Практическая работа №33 Проект «Графическое решение уравнений» | §5.5, стр. 157 стр. 279-283 | | |
| Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа №34 Проект «Распознавание удобрений» | §5.6, стр. 157-161, стр. 283-285 | | |
| Информационные модели управления объектами. Практическая работа №35 Проект «Модели систем управления» | §5.7, стр. 161-164 стр. 286-291 | | |
| Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация» | | | |
Информационное общество (4 часа) |
| Информационное общество. | §6.1 стр. 164-169 | | |
| Информационная культура. | §6.2 стр. 169-171 | | |
| Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | §6.3 стр. 171-174 | | |
| Контрольная работа №6 (итоговая). | | | |