МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №48»
РАССМОТРЕНО: На заседании МО Протокол №___ от ____20_____ Руководитель МО ____________ _Абдулаев А.К. подпись расшифровка подписи | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _____________Омарова Х. О._ подпись расшифровка подписи «___»___________ 20___ г | УТВЕРЖДАЮ: Директор ___________ Амирханова Р. М. подпись расшифровка подписи «___» ____________20_____ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории (базовый уровень)
для 7 класса
на 2017-2018 учебный год
.
Разработал:
Абдулаев А.К.
учитель истории и
обществознания.
Соответствие должности.
г. Махачкала 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017.
2. Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс. М., Просвещение 2016 г.
3. Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2014.
4. Данилов А. А. История России. Конец XVI-XVIII. 7 класс: рабочая тетрадь / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2014.
5. Интернет-ресурсы, электронные учебники указанных авторов по истории России XVI-XVII вв. и Новой истории 1500-1800 гг.
Количество часов в год – 68, в неделю – 2 часа.
Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 7 классе, составлена в соответствии с положениями
- Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории,
- Историко-культурного стандарта,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов,
- авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы),
- на основе авторской программы А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2011 г.
Цель:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация.
Задачи:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).
Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение
анализировать общественные процессы.
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
Планируемые результаты изучения предмета «История России»
Предметные результаты:
применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии изучаемого периода;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
использование сведений из исторической карты как источника информации;
овладение представлениями об историческом пути России и судьбах населяющих её народов;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
использование знаний о месте и роли России во всемирно -историческом процессе в изучаемый период;
сопоставление развития Руси и других стран в период раннего нового времени, выявление общих черт и особенностей; понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Метапредметные результаты:
осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для jбработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Личностные результаты:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Контроль и оценка планируемых результатов
Виды контроля:
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
Тематический контроль - осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам.
Итоговый контроль - проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года.
Формы организации текущего контроля
• Устный опрос (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о
наблюдении или опыте).
Цель - проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.
Контрольная работа используется с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Тестовые задания.
Графические работы - рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.
Практические работы.
Проверочные работы.
Диагностические работы.
Терминологический.
Содержание учебного предмета, курса.
НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в. 7 класс (26ч.)
Введение (1ч)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ТЕМА I. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ ( 15 ч) .
Эпоха Великих Географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли.
Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров.
Америго Веспуччи в Новом Свете.
Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон. Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие.
Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты.
Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения).
Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.
Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника.
Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной.
Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация и контрреформация в Европе
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации.
Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор».
Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел».
Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV—король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Ранние буржуазные революции.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды —«жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв.
Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
II. ТЕМА ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (7 ч)
Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.- Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков.
Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры
Промышленный переворот в Англии
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности.
Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки.
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами
Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б.Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т.Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г
Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIII в
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально- экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства
ТЕМА 111. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
(3 ч)
Колониальный период в Латинской Америке
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления
Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Традиционные общества Востока.
Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии.
ИСТОРИЯ РОССИИ. (40ч)
Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти.
Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально- освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы.
Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.
Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г.
Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России.
Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый народ, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики.
Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой.
Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой».
Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени.
Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие об разования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в.
Народы Поволжья и Сибири
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет (курс) «Истории» изучается с 5 по 9 класс. Общий объём учебного времени курса истории в 7 классе составляет 68 часов (2 часа в неделю). Курс истории России в 7 классе в объеме 42 ч.; курс истории нового времени в объеме - 26 ч. Количество часов в соответствии с календарным учебным графиком - 68.
Учебно-методический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017.
2. Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс. М., Просвещение 2016 г.
3. Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2014.
4. Данилов А. А. История России. Конец XVI-XVIII. 7 класс: рабочая тетрадь / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2014.
5. Интернет-ресурсы, электронные учебники указанных авторов по истории России XVI-XVII вв. и Новой истории 1500-1800 гг.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по истории в 7 классе на 2017-2018 уч. г.
2 ч. в неделю, 68 ч. в год
ИСТОРИЯ РОССИИ XVI-XVII вв. |
Глава I. Россия в XVI в. |
№ п/п | содержание урока | кол. час. | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
| | | | |
1 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 | 04.09. | |
2 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | 06.09. | |
3 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | 11.09. | |
4 | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | 13.09. | |
5 | Урок- практикум «Реформы Избранной Рады» | 1 | 18.09. | |
6 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья , Сибири в середине XVI в. Входная контрольная работа | 1 | 20.09. | |
7 | Контрольная работа | 1 | 25.09. | |
8 | Лабораторная работа по теме «Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления» | 1 | 27.09. | |
9-10 | Урок- практикум «Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война» | 2 | 02.10., 04.10. | |
11 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | 09.10. | |
12 | Народы России во второй половине XVI в. | | 11.10. | |
13 | Урок- практикум «Опричнина» | 1 | 16.10. | |
14 | Урок-дискуссия «Итоги царствования Ивана IV» | 1 | 18.10. | |
15 | Россия в конце XVI в. | 1 | 23.10. | |
16 | Церковь и государство в XVI в. | 1 | 25.10. | |
17 | Культура и народов России в XVI в. | 1 | 30.10. | |
18 | Повседневная жизнь народов России в XVI в | 1 | 01.11. | |
19 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» | 1 | 08.11 | |
20 | Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.» | 1 | 13.11. | |
Глава II. Россия в XVII в. |
21 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. | 1 | 15.11. | |
22 | Смута в Российском Государстве: причин, начало | 1 | 20.11. | |
23 | Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами | 1 | 22.11. | |
24 | Окончание Смутного времени | 1 | 27.11. | |
25 | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | 29.11. | |
26 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 | 04.12. | |
27 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | 06.12. | |
28 | Народные движения в XVII в. | 1 | 11.12. | |
29 | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы | | 13.12. | |
30-31 | Россия в системе международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем | 2 | 18.12., 20.12. | |
32 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | 25.12. | |
33 | Контрольная работа | 1 | 27.12. | |
| Контрольная работа по итогам 1-го полугодия. | 1 | 15.01. | |
34 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 | 17.01. | |
35 | Культура народов России в XVII в. | 1 | 22.01. | |
36 | Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | 1 | 24.01. | |
37 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | 29.01. | |
38 | Повторительно -обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» | 1 | 31.01. | |
39 | Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI I в.» | 1 | 05.02. | |
40 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVII вв..» | 1 | 07.02. | |
41 | Защищаем проекты | 1 | 12.02. | |
НОВАЯ ИСТОРИЯ 1500-1800 гг. |
Глава 1. Мир в начале нового времени. |
42 | От Средневековья к Новому времени | 1 | 14.02. | |
43 | Великие географические открытия | 1 | 19.02. | |
44 | Усиление королевской власти в XVI- XVII веках. Абсолютизм в Европе. | 1 | 21.02. | |
45 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | 26.02. | |
46 | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. | 1 | 28.02. | |
47 | Великие гуманисты Европы | 1 | 05.03. | |
48-49 | Мир художественной Культуры Возрождения | 2 | 07.03., 12.03. | |
49 | Возрождение новой европейской науки | 1 | 14.03. | |
51 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 1 | 19.03. | |
52 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 1 | 21.03. | |
53 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | 1 | 02.04. | |
54 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | 04.04. | |
Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) |
55 | Мир вначале Новой истории | 1 | 09.04. | |
56 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций | 1 | 11.04. | |
57 | Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | 1 | 16.04. | |
58 | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | 1 | 18.04. | |
59-60 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIII вв» | 2 | 23.04., 25.04. | |
Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований. |
61 | Великие просветители Европы. Мир Художественной культуры Просвещения | 1 | 30.04. | |
62 | На пути к индустриальной эпохе | 1 | 02.05. | |
63 | Английские колонии в Северной Америке | 1 | 07.05. | |
64 | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. | 1 | 14.05. | |
65 | Франция в XVIII веке. Причины и начало Французской революции | 1 | 16.05. | |
66 | Французская революция. От монархии к республике | 1 | 21.05. | |
67 | От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта | 1 | 23.05. | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | 28.05. | |
| Традиционные общества Востока. Начало Европейской колонизации | 1 | 30.05. | |