СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе содержится пояснительная записка и КТП 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России»

Пояснительная записка

История 9 класс


Рабочая программа по истории составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории, Программы курса «История России» для общеобразовательных учреждений Н. В. Загладин, М.: Русское слово, 2013.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе.

Цель данного курса: формирование гражданственности, патриотизма, личное ориентации. Выделить основные взаимосвязи исторического процесса, главное содержание исторического развития нашей Родины.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Метапредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания, анализировать исторические источники, обобщать и выделять главное, составлять сравнительные таблицы, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой и уметь отбирать необходимое, составлять сообщения, обобщающие таблицы.

Реализация данной программы предполагает широкое использование метапредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием .


Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Программа предполагает знакомство учащихся с документальными источниками. Происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.

Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ОГЭ.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.

Предмет История России в 9ом классе предполагает 2 часа в неделю- 70 часов



Содержание тем учебного курса "История России. XX- начало XXI вв."

Введение 1 час.

Раздел 1.РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX в.

Территория: площадь, состав, неравномерность развития отдельных регио­нов. Население: численность, национальное и религиозное разнообразие. Рос­сия как одна из великих держав. Особенности социально-экономического разви­тия. Положение крестьянства. Рост городов. Положение городских рабочих. Сословный строй. Самодержавная монархия. Власть и произвол чиновничества. Понятия: русификация, национальный доход государства, национальный доход на душу населения, сословный строй, самодержавная монархия. Роль государства в модернизации России. Техническое перевооружение ар­мии. Расширение сети железных дорог. Протекционистская таможенная полити­ка. Формирование монополий. Формы монополий. Иностранный капитал в Рос­сии. Рост противоречий в российском обществе. Земства. Зубатовские рабочие организации. Понятия: модернизация, протекционизм, дивиденды, инвестиции, монопо­лия, вывоз капитала, земства.

Персоналии: Николай II, СЮ. Витте, В.К. Плеве.

Обострение соперничества ведущих мировых держав за раздел Китая на сфе­ры влияния. Дальневосточная политика России. Взаимоотношения России и Япо­нии; Различные точки зрения в правящих кругах России на войну с Японией. Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные события, итоги, причины поражения России, значение. Начало революции 1905-1907 гг. Развитие революционного движения вес­ной-осенью 1905 г. Манифест 17 октября: провозглашение демократических сво­бод и создания Государственной Думы. Понятия и названия: сфера влияния, концессия, «кровавое воскресенье», Манифест 17 октября, Государственная Дума.

Новое государственное устройство. Выборы в Государственную Думу: неравное представительство, многоступенчатая система. Роль и место Думы в системе уп­равления государством. Основные группировки политических сил к моменту пер­вых выборов в Думу: консерваторы, либералы, октябристы, левые. Начало форми­рования российской многопартийности. Взгляды ведущих партий на пути развития России и тактику борьбы в условиях революции. Идеи В.И. Ленина о партии ново­го типа. Ход революционных событий зимой 1905-1907 гг. Итоги выборов в I, II и III Государственные Думы. Государственная Дума и самодержавие. Понятия и названия: либералы, конституционные демократы, октябристы, левые, фракция, революционно-демократические партии, социалисты-револю­ционеры (херы), Российская социал-демократическая рабочая партия, больше­вики, меньшевики, Союз русского народа, фракция, культурная автономия, феде­рация, коррупция. Персоналии: П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.М. Пуришкевич, В.М. Чернов, В.И. Ленин (Ульянов).

Роль П.А. Столыпина в подавлении революционного движения. П.А. Столыпин о нерешенности аграрной проблемы. Аграрные реформы: создание земельного фонда для наделения крестьян землей через Крестьянский банк; отмена всех ог­раничений личных прав крестьян; свободный выход крестьян из общин; пересе­ленческая политика. Отруб и хутор. Противоречивые итоги столыпинских ре­форм. Сохранение помещичьего землевладения. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Расслоение крестьянства. Различные оценки столыпин­ских реформ в российском обществе. Россия накануне Первой мировой войны. Быстрое развитие промышленном) производства. Рост населения. Обострение социальных отношений. Ленские со­бытия. Итоги выборов в IV Государственную Думу. Изменение расстановки сил внутри либерального движения.- Прогрессивная партия. Противоречия в россий­ской социал-демократии. Понятия и названия: Крестьянский банк, отруб, хутор, артель, кооперация, Прогрессивная партия.

Персоналия: П.А. Столыпин.

Внешняя политика России накануне Первой мировой войны. Начало Первой мировой войны. Вступление России в войну. Война с Россией в планах герман­ского командования. Россия в кампании 1914 г.: наступление в Восточной Прус­сии. Роль событий на ВОСТОЧНОМ фронте в предотвращении падения Парижа. Наступление против Австро- Венгрии в конце лета 1914 г. Россия в кампании 1915 : превращение Восточного фронта в решающий фронт Первой мировой войны в 1915 г. Россия в кампании 1916: весеннее наступление русской армии против Австро-Венгрии. Брусиловский прорыв. Понятия и названия: ультиматум, Антанта, Центральные державы, Брусиловский прорыв.

Персоналия: Л Л Брусилов,

Низкий уровень готовности России к войне. Плохое снабжение войск. Падение производства по наиболее значительным хозяйственным показателям. Обострение продовольственной проблемы. Падение уровня жизни населения. Патриотический подъем и в начале войны. Смена его апатией, а затем, по ме­ре затягивания Первой мировой войны, - недовольством. Помощь фронту рос­сийских предпринимателей. Формирование Военно-промышленных комитетов и Особых совещании. Общественно - политический кризис в стране. Министерская чехарда. Убийство Г.Е. Распутна. Рост недовольства в армии. Пацифизм. Антивоенная позиция большевиком: лозунг поражения своего правительства в войне, ее превращения в войну гражданскую. Начало февральской революции 1917 г. Петроградский совет рабочих и сол­датских депутатов. Временное правительство. Отречение от престола Николая II. Понятия и названия: пацифизм, министерская чехарда, Петроградский со­вет рабочих и солдатских депутатов, Временное правительство.

Развитие системы образования. Основные достижения российской науки, ее вклад в прогресс мировой научной мысли. Космизм. Идеи эволюции биосферы в ноосферу. Черты русской культуры, шедевры ее серебряного века. Новые тен­денции в поэзии, живописи, художественном творчестве и духовной жизни, отра­зившие проблемы общества в годы революции 1905 г. и Первой мировой войны. Русская литература начала века. Музыкальная культура. Театр. Изобразительное искусство. Критический реализм. Стремление к переосмыслению философского и историко-культурного наследия человечества. Идеи духовного, нравственного совершенствования личности у авторов сборника «Вехи». Модерн и символизм как течения духовной жизни. Понятия и названия: космизм, ноосфера, критический реализм, «Вехи», «Мир искусства», серебряный век, модерн, символизм, декаданс, футуризм, абстракционизм, Московский Художественный театр.

Персоналии: АС. Попов, Н.Е. Жуковский, И.П. Павлов, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, Н.Д. Зелинский, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, A.M. Горький, ВТ, Короленко, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Н.С. Гумилев, OA. Есенин.В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, В.А. Серов.Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский, СО Прокофьев, СВ. Рахманинов.К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Ф.И. Шаляпин. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин.А.Н. Бенуа, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, В.В. Маяковский, З.Н. Гиппиус, В.В. Кандинский, М.А. Врубель, К.С. Малевич.


Раздел 2.РОССИЯ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

1917-1922 гг.-

Двоевластие в центре и на местах. Первые шаги Временного правительства. Углубление кризиса в обществе весной 1917 г. Рост крестьянских выступлений. Рост анархии, разложения в армии. Апрельский кризис Временного правительст­ва. Усиление позиций большевиков. Июльский кризис Временного правительст­ва. Корниловский мятеж. Причины его провала. Понятия и названия: амнистия, двоевластие, Учредительное собрание, военная диктатура .Персоналии: А.Ф. Керенский, Л.Г. Корнилов.

Попытки Временного правительства овладеть политической инициативой. Превращение партии большевиков в массовую. Решение большевиков о взятии власти путем вооруженного восстания. Вооруженное восстание в Петрограде. Ус­тановление власти советов на местах. II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов: расстановка сил, основные решения. Первые декреты со­ветской власти. Создание нового аппарата власти и управления. Национализация частных банков и части крупных заводов. Декларация прав народов России. Дек­ларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Созыв и роспуск Учреди­тельного собрания. Понятия и названия: Совет народных комиссаров (СНК), Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), самоопределение, Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), национализация, оппозиция. Персоналии: Л.Б Каменев, Г.Е. Зиновьев, Ф.Э. Дзержинский

Переговоры России и Германии о мире. Разногласия в партии большевиков вокруг заключения мира с Германией и ее союзниками. Позиция левых эсеров. Условия Брестского мира и его разрушительные последствия. Политика партии большевиков весной и летом 1918 г. Понятия и названия: аннексия, контрибуция, сепаратный мирный договор, гражданская война, интервенция, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), продовольственные отряды (продотряды).

Персоналия: Л .Д. Троцкий. ,

Белое движение: состав, цели, лидеры. Взаимоотношения белого движения и Антанты. Интервенция. Причины поражения белого движения. Название: белое движение. Персоналии: А.В. Колчак, A.M. Каледин, А.И. Деникин, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель.

Влияние гражданской войны на социальную и экономическую политику боль­шевиков. Политика военного коммунизма: сущность, основные направления, роль в исходе гражданской войны. Белый террор. Красный террор. Политика при­влечения бывших царских офицеров на службу в Красную Армию. Полководцы Красной Армии. Успехи Красной Армии в гражданской войне. Война Советской России с Польшей. Понятия и названия: военный коммунизм, Совет рабочей и крестьянской обороны, белый террор, красный террор, продразверстка, «буржуазные специа­листы», Коммунистический Интернационал (Коминтерн).Персоналии: К.Е. Ворошилов, СМ. Буденный, М.В. Фрунзе, В.И. Чапаев, В.К. Блюхер, М.Н. Тухачевский.

Раздел 3. СССР В 1920-1930-е гг.-

Экономическое положение России в 1920-1921 гг. План ГОЭЛРО. Крестьян­ские восстания. Забастовки рабочих. Кронштадтский мятеж. Причины пересмотра политики большевиков. Переход к нэпу. Основные направления нэпа. Замена прод­разверстки продналогом. Свобода предпринимательской деятельности. Переход государственных предприятий на хозрасчет. Свободный наем рабочей силы. При­влечение иностранного капитала. Расширение торговой сети и сферы услуг. Укрепление монополии большевиков на политическую власть. Понятия и названия: коммунистический идеал, план ГОЭЛРО, Государст­венная плановая комиссия (Госплан), новая экономическая политика (нэп), прод­налог, монополия внешней торговли, хозрасчет, Главлит .Персоналии: Патриарх Тихон, Н.С. Гумилев.

Образование Закавказской Федерации. Предпосылки объединения советских республик. Дискуссия в партии большевиков о принципах государственного стро­ительства на территории бывшей Российской империи. Образование СССР: прин­ципы объединения, всесоюзные органы власти и управления, определение границ союзных республик .Борьба за власть в партии большевиков в период болезни В.И. Ленина. Обо­стрение борьбы после его смерти. Вопрос о целесообразности продолжения по­литики нэпа. Теория перманентной революции Л.Д. Троцкого. Понятия и названия: Закавказская Федерация, Всесоюзный съезд советов, элита, перманентная революция, Всесоюзная Коммунистическая партия (больше­виков) - ВКП(б).

Развитие сотрудничества СССР со странами Азии. Партнерские отношения с Германией. Дипломатическое признание СССР странами Запада. Формирование торгово-экономических отношений с крупнейшими странами Западной Европы. Причины неустойчивости взаимоотношений СССР со странами Запада. Эволюция взглядов партии большевиков и Коминтерна на возможность нор­мализации отношений СССР со странами Запада («накопление сил в период вре­менной стабилизации капитализма», «мирное сожительство» с буржуазными го­сударствами). Деятельность Коминтерна по поддержке компартий .Понятия и названия: Генуэзская и Гаагская конференции, Раппальский советско-германский договор. Персоналия: Г.В. Чичерин.

Влияние И.В. Сталина в партийном аппарате. И.В. Сталин и старые больше­вики. Идея о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. И.В. Сталин об ограничении поддержки зарубежных коммунистов. Стали­низм и русская эмиграция. Идея «смены вех» .Влияние нэпа на развитие СССР: достижения и обострение противоречий. Лозунг «Обогащайтесь!». Разгром «кулацкой оппозиции». Программы индуст­риализации и коллективизации. Репрессии. Политика ликвидации кулачества. «Великий перелом». Понятия и названия: старые большевики, возможность построения социа­лизма в одной, отдельно взятой стране, идея «смены вех», индустриализация, коллективизация, кулак, нэпман, репрессии, «кулацкая оппозиция», «правый ук­лон», пятилетний план, «великий перелом». Персоналии: Н.И. Бухарин, В.М. Молотов, ОМ. Киров, Л.М. Каганович, А.И. Микоян.

Осуществление коллективизации. Создание колхозов. Принудительное вовлече­ние крестьян в колхозы, его последствия. Раскулачивание. Крестьянские волнения, их подавление. Массовый голод. Репрессивные меры властей по отношению к кре­стьянству. Меры по материально-техническому обеспечению сельскохозяйственно­го производства. Политика создания стимулов материальной заинтересованности колхозников, ее результаты.

Индустриализация в годы первых пятилеток, ее источники. Новые отрасли промышленности. Крупнейшие стройки. Меры по повышению уровня образован­ности населения как условия выполнения экономических программ.. Массовые репрессии. ГУЛАГ. Трудовой энтузиазм народа. Движения ударников и стахановцев. Понятия и названия: колхоз, раскулачивание, принудительная коллективи­зация, источники индустриализации, Главное управление лагерями (ГУЛАГ), ударники, стахановцы.

Выдвижение И.В. Сталиным тезиса о неизбежности обострения классовой борьбы в стране по мере развития процесса строительства социализма. Чистка государственного аппарата. Убийство СМ. Кирова. Кампания политического тер­рора. Репрессии против руководящих кадров партии большевиков, государства, армии, карающих органов. Конституция СССР 1936 г., ее основные положения. Руководящее положение Коммунистической партии в обществе. Демократический централизм как устав­ный принцип построения Коммунистической партии. Создание командно-адми­нистративной системы. Насаждение в обществе культа личности И.В. Сталина. Система государственного контроля над общественной жизнью. Обществен­ные организации и их функции (пионерская, комсомольская организации, ДОСААФ, профсоюзы). Духовный климат советского общества 1930-х гг. Понятия и названия: чистка государственного аппарата, командно-адми­нистративная система, демократический централизм, «враг народа», культ личности .Персоналии: СМ. Киров, Н.И. Ежов.

Внешняя политика СССР и возникновение очага военной опасности в Азии. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе. Вступ­ление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией. VII Конгресс Коминтерна о задачах борьбы с фашизмом. Военный мятеж в Испании. Помощь СССР испанским республиканцам. Заключение Антикоминтерновского пакта. Разгром японских войск в районе озера Хасан. Под­держка СССР Китая в борьбе против японской агрессии. Борьба СССР против по­литики умиротворения стран-агрессоров. Мюнхенский сговор и его последствия. Понятия и названия: система коллективной безопасности, Народный фронт, Антикоминтерновский пакт, политика умиротворения стран-агрессоров, Мюнхенский сговор. Персоналия: М.М. Литвинов.

Творческий поиск интеллигенции 1920-х гг. Поддержка частью интеллигенции революционных изменений и неприятие другой ее частью большевистской вла­сти. Литература и искусство 1920-х гг. Метод социалистического реализма. Уси­ление партийного и государственного контроля над литературой и искусством. Ужесточение цензуры. Создание творческих союзов. Искусство кино. Понятия и названия: пролетарская культура, критический реализм, сатира, метод социалистического реализма, киноискусство. Персоналии: К.В. Луначарский, М.А. Шолохов, АС. Серафимович, А.А. Фаде­ев, ЭТ. Багрицкий, А.С. Грин, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, М.М. Зощенко, И. Ильф, Е. Петров, К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, Д.Д. Шостакович, И.Э. Грабарь, Б.М. Кустодиев, М.С. Сарьян, В.И. Мухина, М.Б. Греков, К.Ф. Юон, А.В. Щусев, ОМ. Эйзенштейн, А.А. Дейнека, П.Н. Филонов, П.Д. Корин, Л.П. Орло­ва, М.И. Жаров, Б.А. Бабочкин, П.М. Алейников, Л.В. Целиковская, Е.В. Самойлов.




Раздел 4.ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941-1945 гг.-

Международная изоляция СССР после заключения соглашений в Мюнхене между крупнейшими европейскими державами. Германские захваты в Европе. «Стальной пакт» и его влияние на обстановку в Европе. Пакт о ненападении меж­ду Советским Союзом и Германией. Секретный протокол о разграничении сфер влияния СССР и Германии в Восточной Европе. Причины советско-германского сближения и его последствия. Военный конфликт между СССР и Японией в районе реки Халхин-Гол. Норма­лизация отношений между Советским Союзом и Японией .Начало Второй мировой войны. Ввод советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию. Договор о дружбе и границе между СССР и Германией. Советско-финская война. Условия мирного договора между СССР и Финляндией .Провозглашение Литвы, Латвии и Эстонии советскими республиками и вклю­чение их в состав СССР. Передача СССР Бессарабии (Молдавии). СССР и Герма­ния: дипломатические маневры. «Барбаросса» - план молниеносной войны Германии с СССР. Подготовка СССР к войне с Германией. Договор с Японией о нейтралитете. Понятия и названия: план «Барбаросса», молниеносная война, всеобщая воинская повинность. Персоналии: С.К. Тимошенко, Г.К. Жуков.

Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои Красной Армии. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору. Патриотический подъем в стране. Единство фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!». Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой, ее значе­ние. Герои Московской битвы. Провал германского плана молниеносной войны.

Понятия и названия: Ставка Верховного Главнокомандования (СВГК), Го­сударственный Комитет Обороны (ГКО), мобилизационный план развития народ­ного хозяйства, «Дорога жизни», операция «Тайфун». Персоналии: СВ. Ильюшин, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, И.В. Панфилов.

Начало военной помощи СССР от союзников. Ленд-лиз. Положение на фрон­те весной 1942 г. Наступление германской армии на юге летом 1942 г. Сталин­градская битва. Массовый героизм советских воинов - важнейший фактор побе­ды под Сталинградом. Победа под Сталинградом, ее причины и значение. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн. Бесчинства фашистов на оккупированных территориях СССР. Партизанское движение: причины, масштабы, значение для хода Великой Отечественной войны. Патриотический подъем населения в годы Великой Отечественной войны. Отечественная культура периода 1941-1945 гг. Изменение отношения властей к Русской Православной Церкви. Понятия и названия: ленд-лиз, операция «Уран», коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн, партизанское движение, Цент­ральный штаб партизанского движения. Персоналии: В.И. Чуйков, М.С. Шумилов, Л.М. Леонов, B.C. Гроссман, И.Г. Оренбург, О.Ф. Берггольц, А.А. Сурков, К.М. Симонов, М.И. Алигер, А.Т. Твардовский.

Битва на Орловско-Курской дуге и ее значение. Укрепление антифашистской коалиции. Декларация 26 государств. Проблема второго фронта. Тегеранская конференция, ее итоги и значение для совместных действий союзников. Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г. Освобождение Советской земли. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Открытие второго фронта. Понятия и названия: второй фронт, операция «Багратион». Персоналии: Г.К. Жуков, П.А. Ротмистров, A.M. Василевский, Р.Я. Малинов­ский, К.К. Рокоссовский, И.В. Сталин, Ф.Д. Рузвельт, У. Черчилль.


Освобождение Восточной Европы. Висло-Одерская операция Красной Армии. Крымская конференция союзников. Штурм Берлина. Знамя Победы. Капитуляция Германии. День Победы. Разгром милитаристской Японии. Понятия и названия: Контрольный совет союзников, Декларация об осво­божденной Европе, акт о капитуляции, Знамя Победы, День Победы.

Масштаб Второй мировой войны. Людские потери стран-участниц Второй ми­ровой войны. Потери СССР. Решающий вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Причины победы СССР в Великой Отечественной войне. Итоги Второй ми­ровой войны. Укрепление авторитета СССР и его влияния на ход мирового развития. Потсдамская конференция союзников - согласованные решения и проти­воречия Упрочение правовых начал в жизни народов. Международные трибуналы в Нюрнберге и Токио. Уроки Второй мировой войны. Создание Организации Объе­диненных Наций (ООН).Понятия и названия: решающий вклад в победу, демилитаризация, декар­телизация, денацификация, демократизация, Международный трибунал, Органи­зация Объединенных Наций (ООН), Совет Безопасности ООН.


Раздел 5.ОТ СТАЛИНИЗМА К «ОТТЕПЕЛИ»: СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в

1945-1964 гг.-


Создание советской системы союзов. Особенности международного положения СССР после Великой Отечествен­ной войны, новые цели его внешней политики. Перемены в советско-американ­ских отношениях. СССР и «план Маршалла». Особенности его курса в отношении стран Восточной Европы в период существования Информационного бюро. Зна­чение конфликта между СССР и Югославией для формирования политики И.В. Сталина в Восточной Европе. Характеристика особенностей «холодной вой­ны» в Азии. Участие Советского Союза в гражданской войне в Китае, в конфлик­те 1950-1953 гг. в Корее Понятия и названия: сверхдержава, доктрина, политика сдерживания, «хо­лодная война», Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Ин­формбюро), Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), Организация Северо-Атлантического договора (НАТО).Персоналии: Г. Димитров, Ким Ир Сен, Мао Цзэдун, И.Б. Тито, Чан Кайши.

Дискуссии о путях развития страны в послевоенные годы. Восстановление на­родного хозяйства, трудовой подвиг народов СССР. Мобилизационные методы восстановления, аграрная политика, проводившаяся по инициативе И.В. Сталина и его окружения. Источники высоких темпов развития экономики в послевоенные годы. Особенности политики репрессий. Судьба репрессированных народов.

Политика правящей партии в области культуры и искусства. Кампания борьбы с космополитами Понятия и названия: «дело врачей», Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), «Ленинградское дело», мобилизационные методы решения про­блем, репарации, репатриирование, Совет министров СССР. Персоналии: Н.И. Вавилов, Н.А. Вознесенский, А.А. Жданов, И.В. Курчатов, С.А. Лебедев, Г.М. Маленков.

Преемники Сталина на пути преобразований. Прекращение массовых репрес­сий и реабилитация невинно осужденных. Инициативы Л.П. Берия и Г.М. Мален­кова и начало осуществления реформ. Освоение целинных земель. Борьба за власть в руководстве КПСС и Советского государства. Переход политического ли­дерства к Н.С. Хрущеву. Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС в 1956 г., значение этого шага для последующего. развития общества. Понятия и названия: освоение целинных земель, реабилитация. Персоналии: Л П. Берия, Н.С. Хрущев.


Новые черты советской внешней политики 1950-1960-х гг. Признание значи­мости предотвращения глобальной ядерной войны. Идея мирного сосуществова­ния со странами Запада. Борьба за изменение соотношения сил на международ­ной арене в пользу СССР, политика поддержки антиимпериалистических сил и движений. Вовлечение СССР в региональные конфликты (Карибский кризис 1962 г., Суэцкий кризис 1956 г.), расточение его ресурсов на помощь нестабильным ре­жимам в Азии и Африке. Особенности политики Советского Союза по отношению к странам Восточной Европы. Начало десталинизации социалистического лагеря. СССР и кризис в Венгрии 1956 г.Понятия и названия: десталинизация, социалистический лагерь, мирное сосуществование, Организация Варшавского договора (ОВД), идея социалисти­ческой ориентации развития. Персоналии: Ф. Кастро, Дж. Кеннеди, Г.А. Насер.

Особенности экономической политики КПСС и Советского государства в пе­риод пребывания у власти Н.С. Хрущева. Реформирование системы управления экономикой, создание совнархозов. Итоги освоения целинных и залежных зе­мель, реализации жилищной программы, реформ в военной промышленности. Начало освоения космоса. Положение в социально-экономической и духовно-по­литической сферах жизни советского общества. Причины углубления кризиса в сельском хозяйстве в начале 1960-х гг. Нарастание противоречий в СССР, обус­ловленных непоследовательностью политики десталинизации, неудачными эко­номическими и социальными экспериментами. Итоги октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964 г. Понятия и названия: волюнтаризм, экстенсивные методы развития эконо­мики, совнархозы. Персоналии: Л.И. Брежнев, Ю.А. Гагарин, СП. Королев, В.В. Терешкова, Д.Ф. Устинов, А.Н. Шелепин.


Раздел 6.СССР в 1960-е - начале 1980-х гг

Политика стабилизации положения в обществе, меры, предпринятые по иници­ативе А.Н. Косыгина для развития промышленности, преодоления аграрного кризи­са. Причины ограниченности итогов реформ. Социально-экономическое развитие Советского Союза в конце 1960-х гг. Рост уровня жизни населения. Успехи в разви­тии науки и техники. Падение темпов развития экономики, медленное внедрение достижений науч­но-технического прогресса (НТП) в производство. Сырьевая ориентация внешней торговли. Нерациональное использование ресурсов1. Истоки экономических трудно­стей. Понятия и названия: Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Волжский автомо­бильный завод (ВАЗ), «застой», номенклатура, научно-технический прогресс, прин­цип коллективного руководства, теневая экономика, хозрасчет. Персоналии: П.В. Канторович, П.Л. Капица, М.В. Келдыш, А.Н. Косыгин.

Военное противостояние СССР и США во Вьетнаме. СССР и конфликты на Ближ­нем Востоке. Кризис в Чехословакии и решение Советского руководства о вводе войск в эту страну в 1968 г. Доктрина Л.И. Брежнева. Конфликт между СССР и Китаем. Обострение отношений с некоторыми социалистическими странами. Понятия и названия: диссидент, доктрина Брежнева, «Пражская весна», реальный социализм .Персоналии: Г. Гусак, А. Дубчек

Причины перехода СССР и США к политике разрядки. Достижение паритета в стратегических вооружениях и рост заинтересованности сверхдержав в предотвра­щении ядерной катастрофы. Потребности стран Востока и Запада в развитии эко­номического сотрудничества. Антивоенное движение, Движение неприсоединения как факторы международной стабильности. Итоги нормализации отношений СССР и США, согласованные меры по сниже­нию ядерной опасности. Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2), соглашение по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). Советско-американское сотрудничество в космосе. Политика разрядки в Ев­ропе. Подписание соглашений по Западному Берлину. Значение Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе .Понятия и названия: разрядка международной напряженности, ограничение стратегических вооружений, Заключительный акт Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе, паритет в стратегических вооружениях.

Персоналии: Д. Джонсон, Р. Никсон.

«Оттепель» в сфере духовной жизни и ее основные проявления. Меры руковод­ства КПСС по сохранению контроля над обществом. Принятие новой Программы КПСС. Методы борьбы с инакомыслящими. Конституция 1977 г. Причины возник­новения правозащитного движения в СССР Основные тенденции развития советской литературы и искусства. Возникнове­ние атмосферы поиска новых форм самовыражения в среде творческой интеллиген­ции, ее отход от установленных сверху канонов метода социалистического реализ­ма. Расцвет спорта в СССР. Успехи советских спортсменов на международных соревнованиях. Понятия и названия: деревенская проза, критический реализм, «оттепель», правозащитное движение, соц-арт. Персоналии: А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров, А.А. Вознесенский, Е.А. Евту­шенко, Б.Л. Пастернак, В.П. Аксенов, В.Н. Войнович, В.П. Некрасов, И.А. Бродский, В.И. Белов, В.А. Солоухин, В.М. Шукшин, А.Н. Стругацкий и Б.Н. Стругацкий, Ю.В. Бондарев, Г.Я. Бакланов, B.C. Пикуль. А.И. Хачатурян, В.Я. Шебалин.М.Л. Ростропович, Г.Л. Вишневская.B.C. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, ГА. Товстоногов, О.Н. Ефремов, М.А. Захаров,В. Эфрос, Ю.П. Любимов, А.И. Райкин. О.Ф. Бондарчук, Л.И. Гайдай, А.А. Тарковский, Э.А. Рязанов.Г.С. Уланова, М.М. Плисецкая, М.Э. Лиепа, В.В. Васильев, Е.С. Максимова.В.А. Сидур, Э.И. Неизвестный, И.И. Кабаков, Э.В. Булатов, О.Я. Рабин. И.К. Роднина и А.Г. Зайцев, Л.Е. Белоусова и О.А. Протопопов, В.Б. Харламов, В Третьяк, АН. Мальцев, Л.И. Яшин, М.М. Ботвинник, А.Е. Карпов, ГК. Каспаров.

Причины и проявления роста сложностей в развитии СССР. Вовлечение Совет­ского Союза в локальные конфликты в странах Африки. Ввод советских войск в Аф­ганистан в 1979 г. и его международные последствия. Обострение отношений с США и их союзниками, наступление нового этапа «холодной войны». Попытки руководства СССР при Ю.В. Андропове найти альтернативы в услови­ях обостряющегося кризиса общества. Борьба с коррупцией, теневой экономикой. Кампания укрепления трудовой дисциплины, меры подавления инакомыслия, огра­ниченность их результатов. Понятия и названия: альтернатива, контрпропаганда, программа стратегиче­ской оборонной инициативы (СОИ).Персоналии: Ю.В. Андропов, Р. Рейган, К.У. Черненко.


РАЗДЕЛ 7.ПЕРЕСТРОЙКА, НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И КРИЗИС СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА


Первые шаги по преодолению экономических трудностей, предпринятые при М.С. Горбачеве. Политика ускорения развития, антиалкогольная кампания. Ката­строфа на Чернобыльской АЭС и ее последствия. Начало перестройки и ее цели. Пересмотр принципов экономической политики, внедрение элементов рыночной экономики. Создание кооперативов, фермерских хозяйств, расширение прав тру­довых коллективов. Ограниченность и непоследовательность преобразований, ухудшение экономического положения страны. Полемика о путях дальнейшего развития экономики. Денежная реформа и ее итоги. Понятия и названия: ускорение, перестройка, конверсия, фермерское хо­зяйство, Чернобыльская катастрофа, частнопредпринимательская деятельность, Закон о государственном предприятии. Персоналии: М.С. Горбачев, B.C. Павлов, Н.И. Рыжков, С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский.


Проведение КПСС курса на демократизацию и гласность, создание правово­го государства. Перемены в духовной жизни. Отказ правящей партии от прямых и косвенных репрессий. Попытки руководства СССР опереться на поддержку об­щественного мнения. Рост социальной и политической роли интеллигенции. Оп­позиционные настроения. Разоблачения преступлений сталинизма, коррупции и инертности номенклатуры. Упадок политического влияния КПСС. Консолидация демократической оппозиции политике М.С. Горбачева. Конфликт между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным. Избрание Б.Н. Ельцина президентом Россий­ской Федерации в 1991 г .Понятия и названия: гласность, правовое государство, демократизация, демократический социализм. Персоналии: Д.А. Гранин, Е.И. Замятин, В.Д. Дудинцев, Б.Н. Ельцин,

А.Н. Рыбаков.

Меры, предпринятые руководством СССР по прекращению военного проти­востояния с США и их союзниками. Идеи нового политического мышления. Пере­мены в политике Советского Союза в отношении стран Восточной Европы. Вывод войск из Афганистана. Распад системы союзов СССР (ОВД, СЭВ). Соглашения между СССР и США по военно-стратегическим вопросам. Проблема односторон­них уступок со стороны Советского руководства. Политика СССР в вопросе объ­единения Германии .Понятия и названия: новое политическое мышление, приоритет, соглаше­ние по сокращению стратегических вооружений (ССВ-1).Персоналии: Д. Буш, Л. Валенса, В. Гавел, Г. Коль, Н. Чаушеску.

Обострение межнациональных противоречий, их причины и истоки. Конфликт интересов местных элит с целями обновления московского центра власти. Подъ­ем массовых националистических движений в ряде союзных республик, их лозун­ги и идеи. Конфликт в Нагорном Карабахе. Вооруженные столкновения в Вильню­се, Риге, Баку, Тбилиси. Противоречия между российскими и советскими структурами власти. Собы­тия августа 1991 г., причины и итоги. Обострение противоречий в СССР, дискре­дитация союзного центра власти, роспуск КПСС. Причины распада Советского Союза. Беловежские соглашения и создание Содружества независимых госу­дарств (СНГ). Понятия и названия: Государственный комитет по чрезвычайному положе­нию (ГКЧП), Беловежские соглашения,. суверенитет, Содружество независимых государств (СНГ). Персоналии: П.М. Кравчук, С.С. Шушкевич, Г.И. Янаев.


Раздел 8.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ в 1991- начало 21 века


Характеристика социально-экономического положения в России в начале

1992 г. Нехватка продуктов первой необходимости, угроза голода в стране, уг­лубление экономического спада. Меры правительства Е.Т. Гайдара. Шоковая те­рапия, либерализация цен, приватизация. Позитивные и негативные последствия преобразований. Проблема социальной цены перехода к рыночной экономике. Усиление в обществе оппозиции курсу реформ. Начальный этап становления по­литических партий. Поляризация политических сил в Росси. Понятия и названия: приватизация, ваучеры, поляризация политических сил, шоковая терапия, либерализация цен. Персоналии: В.И. Анпилов, С.Н. Бабурин, А.И. Вольский, Е.Т. Гайдар, В.Б. Исаков, A.M. Макашов, Г.Х. Попов, А.В. Руцкой, Г.В. Старовойтова, А.Н. Стерлигов, Н.И. Травкин, А.Б. Чубайс, А.Н. Шохин, С.Н. Юшенков. Конфликт между исполнительной и законодательной властью, столкновение интересов в российском обществе. Развитие политического кризиса в 1992—1993 гг. Правительство B.C. Черномырдина и коррекция курса реформ. Возник­новение конституционного кризиса, попытка импичмента президента. Вооружен­ный конфликт в Москве. Штурм Белого дома. Проведение референдума и принятие новой Конституции, ее основные положения. Расстановка политических сил. Итоги выборов 1993 г. Понятия и названия: импичмент, конституционный кризис, референдум, Федеральное Собрание, Конституционный суд, Коммунистическая партия Рос­сийской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), «Яблоко», «Выбор России». Персоналии: В.В. Жириновский, В.Д. Зорькин, Г.А. Зюганов, А.А. Собчак, Р.И. Хасбулатов, B.C. Черномырдин.

Сложности и противоречия развития России во второй половине 1990-х гг. Причины обострения межнациональных противоречий в стране. Подписание Фе­деративного договора. Истоки конфликта вокруг Чечни, влияние чеченской вой­ны на положение в Российской Федерации. Соглашения в Хасавюрте. Особенно­сти избирательной кампании 1996 г. Попытки правительства придать большую социальную направленность политике реформ. Трения между исполнительной и законодательной властями. Кризис 1998 г., дефолт, его экономические и соци­альные последствия. Понятия и названия: дефолт, Федеративный договор. Персоналии: Д.М. Дудаев, СВ. Кириенко, А.И. Лебедь, А.А. Масхадов, Б.Е. Немцов, Г.Н. Селезнев, Е.С. Строев.

Особенности современного этапа развития страны. Поиск путей стабилизации развития Российской Федерации. Приход В.В. Путина к руководству правительст­вом, а затем на пост президента страны. Назначение главой правительства М.М. Касьянова. Возникновение условий ускорения развития страны, использова­ния ее потенциала в конструктивных целях. Финансово-промышленные группы и их роль в экономике России. Вторая чеченская война. Создание движения «Един­ство». Итоги выборов 1999 г. в Государственную Думу, изменение расстановки по­литических сил в высшем законодательном органе страны. Меры президента по усилению вертикали власти, повышению значения правовых норм в жизни обще­ства. Углубление реформ, активизация борьбы с терроризмом. Понятия и названия: вертикаль власти, естественная монополия, профес­сиональная армия, федеральные округа, государственная символика Российской Федерации, «Единство», «Отечество - Вся Россия», Союз правых сил (СПС), Послание президента Федеральному Собранию. Персоналии: П.О. Авен, К.А. Бендукидзе, О.В. Дерипаска, Ю.М. Лужков, В.О. Потанин, Е.М. Примаков, В.В. Путин, СВ. Степашин, М.М. Фридман, М.Б. Ходорковский, СК. Шойгу, М.М. Касьянов.

Определение новых приоритетов и интересов Российской Федерации на меж­дународной арене. Попытки сближения со странами Запада в начале 1990-х гг., партнерство с НАТО, вступление России в Совет Европы. Балканский конфликт и противоречия в российско-американских отношениях. Особенности взаимоотно­шений со странами СНГ, проблемы развития интеграции. Коррекция внешнеполитического курса. Переход к политике защиты нацио­нально-государственных интересов России в конце 1990-х гг. Россия и страны Евросоюза. Политика Российской Федерации в отношении стран Азии. Сотрудни­чество России и США в вопросах ограничения арсеналов оружия массового пора­жения, осуществлении миротворческих операций, борьбе с силами международ­ного терроризма. Понятия и названия: партнерские отношения, международный терроризм, Совет Европы, традиционные союзники. Персоналии: Дж. Буш-младший, И.С Иванов, У. Клинтон, А.В. Козырев.

Развитие культуры и искусства в 1990-е гг., расширение культурных связей с зарубежными странами. Изменение политики государства в вопросах культуры. Религиозные конфессии. Роль бизнеса и общественности в поддержке многона­циональной отечественной культуры. Рост многообразия направлений художест­венного творчества. Достижения отечественного киноискусства, театрального и музыкального творчества. Связи культуры современной России с творчеством ху­дожников, писателей, поэтов российского зарубежья. Новые формы массовой культуры. Понятия и названия: информационная открытость, реставрация памятни­ков, массовая культура. Персоналии: Патриарх Алексий II, Муфтий Т. Таджуддин. В.П. Астафьев, ВТ. Распутин, Ф.А. Искандер, Р.И. Рождественский, Р.Ф. Казакова, Т.Н. Толстая, B.C. Токарева, Б. Акунин, В. Платова, Н. Перумов, Л. Улицкая, В. Пелевин. З.К. Церетели, И.С. Глазунов, М.М. Шемякин, A.M. Шилов, В.М. Клыков, А. Рукавишников, O.K. Комов.


Развитие ДВ во второй половине 20 века- начале 21века

Новые ориентиры дальневосточной экономики 50-60-х гг. Противоречия промышленного развития на рубеже 60-70-х гг. Внешние факторы и тенденции в экономике и социальной сфере региона сегодня. Духовной жизни региона. Перспективы развития Дальнего Востока.













Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 9 классе



Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Учащиеся должны знать:

  • хронологию, работу с хронологией;

  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном источнике.

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты

  • способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками

Личностные результаты - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.



Учащиеся должны владеть способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

Учебно- тематический план по истории России

п/п

Наименование раздела, темы

К-во часов

Формы контроля

УУД

1

Российская империя в первые десятилетия 20 века


8

Работа с картой, работа с к/к, составление схемы органов власти, словарная работа, входной контроль, работа в группе

Объяснять значение понятий и терминов: монархия, государство, национальный вопрос, абсолютизм, парламентаризм, революция, рабочее движения. Характеризовать идейные позиции консервативного, либерального, социалистического движения в России в годы первой русской революции. Высказывать оценочные суждения об итогах первой русской революции, анализировать документы, систематизировать информацию об экономическом и политическом развитии России начала 20 века. Умение составлять план деятельности в групповой работе, работать с картой, делать выводы. Составлять схемы и таблицы обобщения материала. Аргументированно высказывать суждения, , работать с историческим источником. Оценивать поступки исторических деятелей и обычных людей в условиях революции и войны, оценивать трудности для людей живущих в данный период времени.

2

Россия в годы революции и Гражданской войны1917-1922 гг.

7

Работа с картой, работа с историческими источниками, извлечение информации из различных источников, составление презентации, дебаты

Понимать международные отношения в годы гражданской войны, сложное положение России в 20 годы. Понимать причины изоляции советской России, участие в конференциях. сверхдержав. Знать особенности Гражданской войны в России, понимать итоги и давать им свою оценку. Сопоставлять политическое, экономическое, социальное развитие и европейских государств и России.. Уметь характеризовать деятельность исторических деятелей и давать оценку их деятельности и роли в исторических событиях. Составлять обобщающие таблицы, делать выводы. Уметь работать в группе, определять задачи деятельности группы и намечать план по ее осуществлению, делать сообщения, отбирать необходимую информацию, в том числе и из дополнительного материала.

3

СССР в 1920-1930-е гг.


9

Работа с различными источниками, анализ материала, составление обобщающей таблицы, оставление характеристики исторических деятелей, написание исторического эссе, работа в группе, работа с к/к

Ученики должны понимать цели и задачи индустриализации и коллективизации. Высказывать свою позицию и аргументировать ее выбор. Уметь извлечь информацию, определить источники индустриализации, найти на карте основные стройки пятилеток. Работать в группе, составлять план деятельности всей группы, определять свою роль в решении вопросов. Контролировать и корректировать свою деятельность, давать ей оценку. Уметь выступать перед аудиторией, свое выступление оценивать. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

4

Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

12

Сообщения

« Подвиги советских людей в годы войны» работа с картой, тестирование, извлечение из источников главного, анализ итогов войны, текущий контроль

Знать основные события Великой Отечественной войны, определять хронологию событий, давать собственную оценку событиям. Показывать значение данных событий. Уметь извлечь информацию о подвигах советских людей в годы войны, в том числе и молодежи. Уметь выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем и организовывать сотрудничество ля их решения. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Работать с картой и к/к.

5

От сталинизма к «оттепели»: Советский Союз в 1945-1964 гг.

7

Работа с политическим словарем, умение работать с текстом и составлять план, работа с вопросами базового и высокого уровня сложности, работа с текстом учебника, выделить основные направления деятельности Н.С. Хрущева, подобрать фактический материал из различных источников.

Понимать определения : «Оттепель, волюнтаризм, совнархозы, децентрализация. Давать оценку деятельности политических лидеров, выделять проблемы в развитии экономическом, политическом. Уметь извлекать нужную информацию. Анализировать источники, выделять существенное, иметь собственную позицию и уметь аргументировать, уметь составлять обобщающие таблицы, сравнивать , выделять существенные черты и признаки событий и явлений. Писать историческое эссе, показывать роль исторических деятелей.

6

СССР в 1960-е - начале 1980-х гг


9

Работа с первоисточниками, диаграммами, подбор фактического материала, составление презентаций, семинар, характеристика политических лидеров, написание эссе, подтвердить свою позицию, словарная работа

Понимать проблемы в СССР в экономическом и политическом развитии, причины их появления, проанализировать данный вопрос из различных источников и выбрать нужную информацию. Сделать выводы. Уметь работать с политическим словарем, давать объяснение понятиям: Конституция развитого социализма, авторитарный режим, герантократия, разрядка международной напряженности, десять принципов мирного сосуществования. Уметь работать в группе. Определять свою роль в решении проблемного задания. Составлять план действия. Работать с картой, уметь оценивать выступления других, иметь свою точку зрения и ее аргументировать, приводить факты, подбирать примеры.

7

Перестройка. Новое политическое мышление и кризис советского общества

5

Работа с картой, к/к, написание характеристики политических деятелей, определить роль личности на дальнейшие события, написание исторического эссе. Работа в группе, работа с первоисточниками , с материалами периодической печати. Умение анализировать фактические данные, делать выводы,

сообщения

Понимать определения: перестройка, новое политическое мышление, принципы нового политического мышления, демократия, парламентаризм, кризис, реформа. Понимать и выделять из различных источников основные причины перехода к перестройке, выделять проблемы в политическом , экономическом развитии, знать проблемы социального развития. Уметь работать с первоисточниками, выделять главное, делать выводы, уметь извлекать нужную информацию. Работа с картой, умение готовить сообщения. Работать в группе, определять алгоритм выполнения задания, умение выслушивать позицию других людей, давать самооценку своей деятельности .


8

Российская федерация в 1991-начало 21 века

11

Дать характеристику основным направлениям деятельности РФ, особое внимание обращаем на внешнюю политику, характеристика исторических деятелей. Работа с картой, работа с тестами, итоговый контроль. Сообщения

Определять основные направления деятельности РФ в экономическом развитии, в социальном вопросе, в международных отношениях, уметь сравнивать развитие РФ с рядом европейских стран. Уметь делать выводы, выполнять опережающие задания, определять свою индивидуальную образовательную траекторию. Работа с картой, уметь анализировать карту, составлять план работы по определенным заданиям, писать историческое эссе






Учебно-методическое обеспечение программы

– учебник: Загладин, Н. В. История России. XX в. : учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений / Н. В. Загладин, С. Т. Минаков, С. И. Козленко, Ю. А. Петров. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010;

– дополнительных пособий для учителя:

-атласы и контурные карты

Список литературы

1. Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран: XX –начало XXI века. 9 класс. – М.:ВАКО, 2010

2. Преподавание истории и обществознания в школе: научно-теоретический и практический журнал.

3. История: еженедельная газета для учителей истории и обществоведения. ИД «Первое сентября».

4. Поурочные планы по курсу «История Отечества XX век»: методическое пособие / Авт.-сост. Н.И.Чеботарёва. – М.: Глобус, 2011.

5. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX век: 9 кл.: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012.

6 История России XX век: Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы; под ред. М.Е.Главацкого. – М.: Дрофа, 2000.

7. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. – М.: Просвещение,2000.

8. Кацва Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

9. Агеев И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.







































Календарно- тематическое планирование

п/п

п/т

План

Факт

Тема

Виды деятельности

Примеча

ние


1


1/1



Раздел 1. Российская империя в первые десятилетия 20 века.

1900 – 1916 гг. (8часов)

Российская империя на рубеже 19 – 20 веков. Территория численность

Православная церковь.

РК





Работа с диаграммой и картой

Составление схемы


2

1/2



Россия на рубеже19-20 веков. Политическое развитие

Составление схемы


3

1/3



Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги

Работа с текстом учебника, извлечение информации по данному вопросу

Входной контроль


4

1/4



Русско-японская война 1904-1905гг Региональный компонент.

Семинар




5

1/5



Начало первой революции 1905-1907 гг причины , ход

Работа с документами


6

1/6



Политические и экономические процессы после Манифеста 17 октября 1905 г. Реформы Столыпина

Работа со схемой, задания на сравнения


7

1/7



Первая мировая война и конец самодержавия в России

Работа с таблицей. Извлечение информации и различных источников


8

1/8



Наука и культура России в начале 20 века.

Сообщения, самостоятельная работа на выделение главной информации, особенностей развития науки и культуры в данный период






Раздел 2. Россия в годы революции и гражданской войны. 1917 – 1922 гг. (7 часов)




9

2/1



Революционный 1917 год: от Февраля к Октябрю Революционные события на Дальнем Востоке РК

Самостоятельная индивидуальная работа на определение значения исторического события на дальнейший ход развития страны


10

2/2



Внутренняя политика новой власти


Определить основные направления, факты


11

2/3



Внешняя политика новой власти. Заключение Брестского мирного договора

Работа с картой и к/к


12

2/4



Начало гражданской войны, развитие белого движения



Составление таблицы, работа с картой



13

2/5



Советская Россия в годы гражданской войны

Основные события

Работа с картой


14

2/6



Итоги. События в Крыму. События на Дальнем Востоке( Региональный компонент)


Извлечение информации по данной теме из различных источников( документ, карта)


15

2/7



Обобщение « От истоков кризиса – к великим потрясениям

Выполнение заданий в формате ОГЭ базового и повышенного уровней

(Оценочная)






Раздел 3. СССР в 1920 – 1930-е гг. (9часов)



16

3/1



Новая экономическая политика большевиков. Цели и принципы


Извлечение информации по вопросу противоречий НЭПА



17

3/2



Создание СССР и борьба за власть в новом государстве

Работа с первоисточниками, работа с картой


18

3/3



Курс на ускоренное построение социализма в одной стране. Индустриализация. Экономическое развитие Дальнего Востока в 30-е годы.РК

Работа с документами, картой


19

3/4



Коллективизация, «Великий террор».

Работа с документами , извлечение информации по итогам коллективизации


20

3/5



Коллективизация, «Великий террор». События на Дальнем Востоке. РК

Работа

с картой, составление таблицы



21

3/6



Советская внешняя политика в 1930-годы Внешняя политика на Дальнем Востоке в 30-е годы РК

Работа с картой, составление таблицы анализ документов по данной теме, определение собственной позиции


22

3/7



Культурная революция. Культура в 30- годы Православная церковь в 30 годы




Сообщения, составление презентаций







23

3/8



Политическая система в СССР в 1930- годы. Наивысший размах репрессий. События на Дальнем Востоке.РК

Работа с понятийным аппаратом




24

3/9



Обобщение Становление Советского государства и общества

Музейный урок. Работа с материалами краеведческого музея






Раздел 4. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. (12 часов)



25

4/1



Советско- германские отношения в 1939-1941гг


Работа в группе с документами, работа с картой




26

4/2



Начало Великой Отечественной войны. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны




Работа с картой и документами в группах


27

4/3



Мобилизация сил СССР для отпора агрессору. Битва под Москвой



Работа со схемой сражения, работа с контурными картами.



28

4/4



Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Битвы коренного перелома


Работа с источниками, с картой. Сообщения

« Подвиги советских людей»


29

4/5



Создание антифашистской коалиции



Составление таблицы



30

4/6



Партизанское движение в СССР


Сообщения, работа с картой


31

4/7



СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны

Работа с картой, сообщения



32

4/8



Укрепление антифашистской коалиции . Открытие второго фронта

Работа с картой, сообщения



33

4/9



Укрепление антифашистской коалиции . Открытие второго фронта

Работа с текстами учебников, извлечение информации по данному вопросу


34

4/10



Тыл в годы Великой Отечественной войны. Дальневосточники на фронтах Великой Отечественной войны.РК


Работа с текстами учебников, извлечение информации по данному вопросу. сообщения


35

4/11



Разгром милитаристской Японии

События на Дальнем Востоке. РК

Работа с картой


36

4/12



Обобщение по теме :

« Великая Отечественная война 1941-1945гг

Текущий контроль

Тестирование






Раздел 5. От сталинизма к «оттепели»: Советский союз в 1945 – 1964 гг. (7 часов)



37

5/1



Послевоенное восстановление народного хозяйства.

СССР в последние годы жизни И.В. Сталина.



Работа с текстом учебника, выделение главного



38

5/2



Идеология и политика в конце 1940-х годов Новая компания репрессий

Работа с понятийным аппаратом, сообщения


39

5/3




Советская внешняя политика в 1945-1947гг.




Работа с понятийным аппаратом, Работа с картой, сообщения



40

5/4




СССР в годы «оттепели»: середина 1950-х – начало 1960-х гг.

Промышленность


Работа с картой экономической, работа с контурными картами



41

5/5



СССР в годы «оттепели»: середина 1950-х – начало 1960-х гг. Сельское хозяйство



Работа с картой экономической, работа с контурными картами



42

5/6



Духовная жизнь страны в середине 1950-х – начале 1960-хгг.



Сообщения, таблица


43

5/7



Внешняя политика: между «холодной войной» и мирным

сосуществованием.

Семинар













Раздел 6. СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

(9 часов)



44

6/1



Экономические реформы конца 1960-х гг


Исторического

Эссе

(Оценочная)




45

6/2



Свертывание реформ и начало «застоя».

Выявление причин неудач, при анализе различных источников


46

6/3



Внешняя политика в 1964-1985.Ее особенности



Работа с понятийным аппаратом, карта


47

6/4



Внешняя политика : от конфликтов «холодной войны» - к разрядке. События на Дальнем Востоке.РК

Работа с понятийным аппаратом, карта


48

6/5



Культура и духовная жизнь страны в 1960-е – начале 1980-х гг.



Семинар



49

6/6



Политическое развитие страны в

« Эпоху развитого социализма»

Работа с различными источниками


50

6/7



СССР в годы разрядки международной напряженности


Работа с документами, составление таблицы



51

6/8



Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества

Сообщения


52

6/9



Обобщение темы: «СССР в 1960-е-начале 198

Раздел 7. Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества.

(5 часов)

Текущий контроль


53

7/1



Перестройка – новый этап политической жизни в СССР

Работа с текстом учебника


54

7/2



Новое политическое мышление в международных отношениях

завершение «холодной войны».


Работа с понятийным аппаратом



55

7/3



Духовная жизнь на переломе эпох, Православная церковь


Написание плана


56

7/4



Политическое развитие. Гласность, демократизация



Работа с политическим словарем


57

7/5



Межнациональные конфликты и распад советского общества

Работа с картой, сообщения






Раздел 8. Российская Федерация в 1991 – начало 21 века гг.

(11 часов)



58

8/1



Начальный этап экономических реформ

Работа с текстом учебника


59

8/2



Политический кризис 1993 года


Извлечение главной информации из различных источников




60

8/3



Принятие новой Конституции Российской Федерации.

Работа с первоисточниками


61

8/4



Политика коррекции курса реформ во второй половине 1990-х годов

Работа с понятийным аппаратом

Словарная работа

(Оценочная)




62

8/5



Обострение межнациональных конфликтов


Работа с понятийным аппаратом, картой, материалами периодической печати



63

8/6



Международное положение России в конце 20 века

Работа с понятийным аппаратом, карта


64

8/7



Россия на рубеже 20-21вв.: новый этап развития.

Работа в группах


65

8/8



Внутренняя политика в начале 21 века


Итоговый контроль



66

8/9



Ориентиры внешней политики демократической России

Сообщения, работа с политическим словарем



67

8/10



Политическое развитие России в начале 21 века



Сообщения, работа с политическим словарем



68

8/11



Духовная жизнь в Российском обществе.

Дальний Восток вначале 21 века.РК

Сообщения




Итого 68 часов




Проверочные работы-7

РК- 10

Православная церковь-3














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!