СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории России 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России 6 класс»

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_____________ Масленко И.В


«_________» _____________2017г.


Утверждаю:

директор МБОУ «Ильинская СОШ»

_______________ Никитина И.Н


Приказ №________

«________»______________2017г.

















МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа учебного предмета

история России

6 класс

Составил: Горностаева И.Г.

учитель истории и обществознания

Первой квалификационной категории





с. Ильинка, 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета история, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России в основной школе (6—9 классы); Рабочей программы «История России» 6-9 классы А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016.

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

Программа предполагает использование учебника «История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова.

Рабочая программа содержит основы национально- регионального компонента.

Цель:

 - формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи :

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В учебной программе используется следующий учебно –методический комплекс:

1.Программа : Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России» для 6-9 классов общеобразовательных учреждений; Ведюшкин В.А. «История Средних веков» для 6 класса общеобразовательных учреждений.

2. Учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 кл.- М.: Просвещение, 2007.

3.Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского/ авт. Е.А. Крючкова.- М.: Просвещение,2007.

4. «История России. 6 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;

Рабочая программа по истории рассчитана на 70 часов (2 ч.* 35 уч. недели).

Календарно- тематический план предусматривает организацию процесса обучения:

История Средних веков – 30 часа;

История России с древнейших времен до конца 16 века-40 часов.

Программа курса охватывает период с конца 5 по 15 вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Программа по истории России с древнейших времен до конца 16 в. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по 15 в. Учебники 6 класса включают материал по 16 в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по 16 в.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта и рассчитана на средний уровень учащихся.









Общая характеристика учебного курса.

Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века»  предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества

Место учебного предмета «История» в учебном плане.

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины..

Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 28 часов и истории России – 42 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.



Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках России;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси , памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси

б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории ;

• сопоставлять развитие Руси , показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государства Русь


• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси , объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.



Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • познавательный интерес к прошлому своей страны

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • формирование коммуникативной компетентности;

  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;

  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Метапредметные результаты :

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

  • активно примененять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты :

  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

  • установление синхронистических связей истории Руси

  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

  • применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;

  • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;

  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;

  • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

  • описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

  • поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;

  • анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;

  • использование приёмов исторического анализа;

  • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;

- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

  • систематизация информации в ходе проектной деятельности;

  • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

  • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Содержание учебного предмета

ИСТОРИЯ РОССИИ


ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (42 ч)

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.

Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: при- чины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.

Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества.

Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.

Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине ХII — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель.

Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.

Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.

Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского государства.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения.



Календарно- тематический план



№ п/п

Тема урока, раздела

Кол-во

часов

дата

1

Введение. Наша Родина - Россия



1



Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности ( 5 часов)



2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1


3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

1


4

Образование первых государств. Наш край в раннем средневековье


1


5

Восточные славяне и их соседи

1


6

Повторительно-обобщающий урок по теме I « Народы и государства на территории нашей страны в древности»




1



Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.11(11 часов)




7

Первые известия о Руси

1


8-9

Становление Древнерусского государства


2


10

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1


11

Русское государство при Ярославе Мудром

1


12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1


13

Общественный строй и церковная организация на Руси

1


14

Культурное пространство Европы и культура Руси

1


15

Повседневная жизнь населения. Наш край в IX –первой половине XII вв.

1


16

Место и роль Руси в Европе.( Проектная деятельность)



17

Повторительно-обобщающий

урок по теме II «История и культура родного края в древности»


1



Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в.( часов)



18

Политическая раздробленность на Руси

1


19

Владимиро-Суздальское княжество

1


20

Новгородская республика. Наш край в середине XII – начале XIII вв.

1


21

Южные и юго-западные русские княжества

1


22

Повторительно-обобщающий урок по теме III « Русь в середине ХII — начале XIII в.»

1



Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в.(10 часов)







23

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1


24-25

Батыево нашествие на Русь







2


26

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1


27

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура


1


28

Литовское государство и Русь

1


29

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1


30

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1


31

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

1


32

Повторительно-обобщающий урок по теме IV «Русские земли в середине XIII — XIV в.»


1


33

Родной край в истории и культуре Руси XIII-XIVвв


1



Тема V. Формирование единого Русского государства (8часов)



34

Русские земли на политической карте Европы и мира в на-

чале XV в.


1


35

Московское княжество в первой половине XV в.

1



36

Распад Золотой Орды и его последствия

1


37

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1


38

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

1


39

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

1


40-41

Формирование культурного пространства единого Российского государства. История и культура родного края в XV веке


2


42

Повторительно-обобщающий урок «Формирование единого Русского государства»


1



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!