СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Истории России 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по истории России в помощь учителю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Истории России 7 класс»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАБАРДИНО - БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ г. Нальчика

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 им. Нури Цагова»


Рассмотрено

на заседании МО

______/Т.В. Хуторская/

Протокол № ____

от ____ июня 2016г

Согласовано

заместитель директора по УВР

___________/Н.А. Бозиева/


_____ августа 2016г

Утверждаю

Директор МКОУ «СОШ № 31 им. Нури Цагова»

____________/А.М. Егожев/

Приказ № ________

от 28 августа 2016г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории


для 7 А Б В



количество часов в год 68 в неделю 2


Срок реализации программы – 1 год

(2016 - 2017 учебный год)


Уровень базовый



Рабочая программа составлена на основе:


« Рабочая программа по истории к УМК «История России – 7 » для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва:Просвеение,2014»






Составитель: Гуртуева Виетория Генадьевна

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

I квалификационной категории





г. Нальчик 2016г


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАБАРДИНО -БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ г. Нальчика

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 им. Нури Цагова»


Рассмотрено

на заседании МО

__________/Т.В.Хуторская/

Протокол № ____

от ____ июня 2016г

Согласовано

заместитель директора по УВР

___________/Н.А. Бозиева/


_____ августа 2016г

Утверждаю

Директор МКОУ «СОШ № 31 им. Нури Цагова»

____________/А.М. Егожев/

Приказ № ________

от 28 августа 2016г



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Уроков истории 2016/2017 учебного года


Класс: 7 А Б В

Учитель: Гууртуева Виктория Генадьевна

Количество часов в неделю - 2 ; на год - 68 .

Плановых контрольных уроков 4


Планирование составлено на основе программы


« Рабочая программа по истории к УМК «История России – 7 » для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва:Просвеение,2014»

Учебник

«История России – 7 » для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва:Просвеение,2014»

Дополнительная литература


1 Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).

2 Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI - XVIII вв.: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.

3 Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI - XVIII вв.: рабочая тетрадь для 7 кл. общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2011.

4 Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 7 класс: Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2009.


Тематическое планирование составил (а)


_________________________/________________________/

подпись расшифровка подпись


Пояснительная записка:

Источники составления программы:

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по истории // Вестник образования России. 2004. №12.

Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI - XVIII вв.: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI - XVIII вв.: рабочая тетрадь для 7 кл. общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2011.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 7 класс: Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2009.

Юдовская А.Я. Новая история 1500 – 1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.

Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500 – 1800. 7 класс. М.: «Просвещение», 2010. Вып. 1,2.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

В процессе познания всеобщей истории школьники зна­комятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.



Цели и задачи учебного предмета:

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Цель изучения курсов «История Нового времени» и «История России XVI - XVIII вв.»:

освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе до конца XVIII века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI - XVIII вв.; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.

Общие задачи изучения предмета истории в 7 классе следующие:

- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Нового времени;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;

воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов;

формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Нового времени;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Методы и формы решения поставленных задач:

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Нового времени и истории московского государства и Российской империи.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.


Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:

деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

дифференцированный подход при отборе и конструиро­вании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

проблемный подход, предполагающий усвоение про­граммных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса по истории конструируется на следующих принципах:

- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного собы­тия, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории или истории России), межкурсовых (с историей России/историей Нового времени) и межпредметных связей (например, краеведение, обществознание).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные. практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.

























Содержание тем учебного предмета

ИСТОРИЯ РОССИИ XVII—XVIII вв.

7 класс

ТЕМА 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ХVI-ХVII вв. (6 ч)

Вводный урок. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. (1ч.) Территория российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ива­на Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Бо­рис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение динас­тии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 —1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная поли­тика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Учащиеся должны уметь работать с исторической картой, сравнивать территорию Российского государства в различные периоды; обобщать знания по истории царствования Б. Годунова, отмечать основные тенденции развития государства; совершенствовать навыки работы с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие России до и во время Смуты.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: сословно-представительная монархия, патриаршество, самозванство, крестьянское восстание

Смута. (1 ч.) Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Вос­стание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский ла­герь. Вторжение Польши и Швеции.

Учащиеся должны уметь определять причины Смутного времени, показывать на карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц этого периода истории.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Смута, интервенция

Окончание Смутного времени. (1 ч.) Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освобо­дительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Осво­бождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Учащиеся должны уметь делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти; выделять главное из текста, формулировать и доказывать своё мнение.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Семибоярщина, «тушинские перелёты»

Основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванство, интервенция, Семибоярщина.

ТЕМА 2. РОССИЯ В XVII в. (9 ч)

Новые явления в экономике. (1 ч.) Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Но­вые явления в экономике. Рост товарно-денежных отноше­ний. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Учащиеся должны уметь устанавливать межкурсовые связи, объяснять объективные причины отставания России.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: мелкотоварное производство, мануфактура. Всероссийский рынок, предприниматель, социальная база, рассеянное предприятие, ярмарка

Основные сословия российского общества. (1 ч.) Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Учащиеся должны уметь характеризовать положение, наличие или отсутствие прав, обязанностей, привилегий у различных слоёв общества.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: феодалы, дворянское сословие, местничество, владельческие, черносошные крестьяне, барщина, оброк, холопы, поземельная и подворная подати, тягло, посадское население, белые слободы, духовенство белое и чёрное

Политический строй. (1 ч.) Первые Романовы: усиление само­державной власти. Ослабление роли Земских соборов и Бо­ярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская де­ятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Учащиеся должны уметь характеризовать органы власти во времена первых Романовых, уметь рассказывать об органах власти по схемам (читать схемы).

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: волость, крепостничество, самодержавие, стан, приказ, уезд, воевода, разряд, самодержавие

Власть и церковь. Церковный раскол. (1 ч.) Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.

Учащиеся должны уметь приводить примеры подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации; объяснять причины конфликта власти и церкви; готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: протопоп, церковный раскол, старообрядчество

Народные движения. (1 ч.) Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Учащиеся должны уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век»; знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: «Бунташный век», прелестные письма»

Внешняя политика. (1 ч.) Россия и Речь Посполитая. Смолен­ская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турец­кие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крым­ские походы. Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Учащиеся должны знать основные направления внешней политики; определять причины войн, показывать на карте театр военных действий; составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: гетман, голытьба, реестровые казаки

Образование и культура в XVII в. (1 ч.) Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические по­вести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитекту­ра. Живопись. Симон Ушаков.

Учащиеся должны уметь выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения; учиться слушать сообщения одноклассников и выделять главное.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: секуляризация культуры, парсуны, обмирщение культуры

Сословный быт. Обычаи и нравы. (1 ч.) Царский двор. Бояр­ский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Пов­седневный быт и обычаи крестьян.

Учащиеся должны уметь выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения; учиться слушать сообщения одноклассников и выделять главное.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: изразцы, тафта, парча, секуляризация, терем

Основные понятия темы

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слобо­ды, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, цер­ковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

РОССИЯ В XVII в. (1 ч.) Повторно-обобщающий урок.

ТЕМА 3. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. (7 ч)

Предпосылки петровских преобразований. (1 ч.) Предпосылки петровских преобразований. Попытки реформ, проекты Симеона Полоцкого, реформы Ордина-Нащокина А.Л., преобразовательные планы Голицына В.В., идеи Юрия Крижанича.

Учащиеся должны уметь характеризовать реформаторские проекты передовых мыслителей и политиков России, сравнивать их, анализировать и делать выводы, к каким последствиям привела бы их реализация; высказывать аргументировано своё мнение по проектам, степени их реальности.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Немецкая слобода, воинский устав, рекрутская повинность, постоянная армия

Пётр I . Россия на рубеже веков. (1 ч.) Детство и юность Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Личность Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697— 1698 гг.

Учащиеся должны уметь анализировать причины поступков, их последствия, устанавливать причинно-следственные связи между причинами и последствиями.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: лавра, брандер, волонтёр, «потешные полки», регентство, гвардия, верфь

Внешняя политика Петра 1. (1 ч.) Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский по­ход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Учащиеся должны знать хронологию Северной войны, уметь показывать на карте основной театр военных действий, объяснять причины войны и её необходимость, её итоги и их значение для дальнейшего развития страны.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: рекрутская система, конфузия, регулярная армия, генеральное сражение, редут

Реформы Пётра I . (1 ч.) Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и при­казной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городско­го управления. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреж­дение Святейшего Правительствующего синода. Утверждение абсолютизма. Провозглашение России им­перией.

Учащиеся должны уметь характеризовать по схемам органы центральной власти, территориально-административное деление, органы городского управления, знать значение реформ Петра 1.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Правительствующий сенат, коллегии, Генеральный регламент, Табель о рангах, аристократия, губернии, провинции, Бурмистерская палата, бурмистр, Главный магистрат, Правительствующий синод, обер-прокурор

Экономика России в перв. четв. XVIII века. (1 ч.) Реформы в экономике. Политика протекционизма и мер­кантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ре­месленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. По­душная подать. Развитие путей сообщения. Начало строитель­ства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донско­го каналов. Цена и последствия реформ Петра 1.

Учащиеся должны уметь характеризовать экономическое состояние России при Петре 1; давать объяснение перестройке экономической структуры страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением сословий

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: меркантилизм, протекционизм, приписные крестьяне, подушная подать


Народные движения в перв. четв. XVIII века. (1 ч.) Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религи­озные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Учащиеся должны знать причины восстаний, социальный состав восставших; уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины:

Изменения в культуре и быте. (2 ч.) Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библи­отеки. Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенад­цати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Ко­робов. Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Свет­ская живопись. И. Н. Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внед­рение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Учащиеся должны уметь готовить сообщения и делать таблицы, выступать с сообщениями, слушать и выделять в них главное.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: ассамблея, гравюра, кант, кунсткамера, цифирные школы

Основные понятия темы

Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекци­онизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, голутвенное казачество, прелестные письма.

ТЕМА 4. РОССИЯ В 1725-1762 гг. (4 ч)

Дворцовые перевороты. (1 ч.) Причины, сущность, последствия дворцовых переворотов. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Учащиеся должны знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и главных действующих лиц; учиться обобщать знания, делать выводы, доказывать свои суждения, работать с дополнительной литературой.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиции, фаворитизм

Внутренняя политика. (1 ч.) Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение приви­легий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономиче­ская политика. Рост мануфактурного производства. Учрежде­ние Дворянского и Купеческого банков.

Учащиеся должны знать особенности внутренней политики российских императоров после Петра 1, развитие умений работать с текстом учебника.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: манифест о вольности дворянской, отмена внутренних таможен, усиление крепостничества

Внешняя политика. (1 ч.) Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-швед­ская война 1741 — 1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П.А.Ру­мянцев. П. С. Салтыков.

Учащиеся должны знать главные направления внешней политики, особенности внешней политики, развивать умение работать с картой, составлять хронологические таблицы и уметь их читать.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: восточный барьер, гаубица, Семилетняя война

Основные понятия темы

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

Повторение «Россия в XVII- в первой четверти XVIIIв» 1 ч.

ТЕМА 5. РОССИЯ В 1762-1801 гг. (11 ч)

Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины П. (1 ч.) Особенности внутренней политики. Политика просвещенно- го абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложен­ная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалован­ные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутрен­ней политики в 70—90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостни­чества.

Учащиеся должны уметь анализировать политику Екатерины II, выделять цели и подводить итоги, развивать умение работать с историческими документами.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: просвещённый абсолютизм, «Золотой век» русского дворянства, либерализм

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пу­гачева. (1 ч.) Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Учащиеся должны уметь объяснять причины, повод, ход, итоги, значение, различные оценки восстания; давать собственные аргументированные суждения, уметь работать с картой.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: крестьянская война, уложенная комиссия

Экономическое развитие России во втор. пол. XVIII в. (1 ч.) Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост ману­фактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-про­мышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономи­ческого развития.

Учащиеся должны уметь определять основные черты экономического развития, (тенденции и противоречия.), делать выводы . Фермерство

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники, служащие в банк.

Внешняя политика. (2 ч.) Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Се­верного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в раз­делах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Ук­раины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Итоги внешней политики Екатерины II.

Учащиеся должны уметь определять направления внешней политики, показывать на карте

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: протекторат, повод и причина к войны.

Екатерина Великая 1 ч.

Россия при Павле I.(1 ч) Внешняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворя­нство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для со­ставления законов Российской империи. Репрессивная по­литика.

Учащиеся должны уметь показывать противоречивый характер политики Павла 1. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать своё отношение, устанавливать связь между развитием экономики

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: эскадра

Наука и образование. Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие общественной мысли. (2 ч.) Проникновение либе­ральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борь­ба самодержавия с вольнодумством. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. От­крытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Рус­ской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин. Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д- И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Нови­ков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин. Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова. Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фо­мин. Русская народная музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение рус­ской скульптуры. Ф. И. Шубин. Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Пав­ловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Москов­ском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Учащиеся должны уметь работать с иллюстрацией, готовить сообщения, выделять главное в сообщении товарища

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины:, воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, Институт благородных, университет, ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, самосознание, нация, патриотизм

Основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дво-рянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комис­сия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентимента­лизм, деспотия.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч) Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Повторно-обобщающий урок.


Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Мир в начале Нового времени.

ВГО. Возрождение. Реформация. (13 ч.)

От средневековья к Новому времени. Введение в курс истории Нового времени. (1 ч.) Что изучает Новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек в Новом времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: традиционное аграрное общество, индустриальное общество

Учащиеся должны знать основные поло­жения урока, хроноло­гию Нового времени. Начать правильно де­лать записи в тетради

Технические открытия и выход к Мировому океану. (1 ч.) Новые изобретения и усо­вершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и су­достроении. Географические представления. Почему ма­нили новые земли. Испания и Португалия ищут новые мор­ские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию

ВГО и их последствия. (1 ч.) Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путеше­ствие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Но­вом Свете. Значение Великих географических открытий. Из­менение старых географиче­ских представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен

Усиление королевской власти в Европе в 16 – 17 вв. (1 ч.) Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Зна­чение абсолютизма для соци­ального, экономического, поли­тического и культурного разви­тия общества. Короли и парла­менты. Единая система госу­дарственного управления. Су­дебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх - помазан­ник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономиче­ская политика. Создание на­циональных государств и на­циональной церкви. Генрих VIII Тюдор. Елизавета Тюдор. Яков I Стюарт. Людовик XIV Бурбон

Дух предпринимательства преобразует экономику. (1 ч.) Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и тор­говые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины воз­никновения и развития ма­нуфактур. Мануфактура - ка­питалистическое предприятие. Рождение капитализма

Новое время – новые ценности. (1 ч.) Социальные слои европей­ского общества, их отличи­тельные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьян­ская Европа. Низшие слои на­селения. Бродяжничество. Законы о нищих. Европей­ское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны

Высокое Возрождение. (1 ч.) От средневековья к Возрож­дению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рож­дение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершен­ном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уиль­яма Шекспира, Мигеля Сер­вантеса - гимн человеку Ново­го времени. Музыкальное ис­кусство Западной Европы. Развитие светской музыкаль­ной культуры. Новые тенден­ции в изобразительном искус­стве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Осо­бенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения

Рождение новой европейской науки. (1 ч.) Развитие новой науки

в ХУ1-ХУН вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной . «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» - ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Френсис Бекон и Рене Декарт – основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделение властей

Начало реформации. (1 ч.) Реформация - борьба за пе­реустройство церкви. Причины Реформации и ее распростра­нение в Европе. Мартин Лю­тер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская цер­ковь. Протестантизм. Томас Мюнцер - вождь на­родной реформации. Кресть­янская война в Германии: причины, основные события, значение

Распространение реформации. (1 ч.) Учение и церковь Жана Каль­вина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден ие­зуитов. Борьба пап с Рефор­мацией

Реформация в Англии. (1 ч.) Королевская власть и Рефор­мация в Англии. Генрих VIII -«религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете.

Религиозные войны во Франции. (1 ч.) Религиозные войны и абсо­лютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гу­генотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон - «король, спасший Францию». Нантский эдикт - Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее госу­дарство на европейском кон­тиненте

Повторение раздела. (1 ч.) «Мир в начале Нового Времени. ВГО. Возрождение. Реформация». В ходе изучения данной темы учащиеся повторяют и обобщают пройденный материал

Раздел 2. Первые буржуазные революции.

Международные отношения. (4 ч.)

Нидерландская буржуазная революция. (1 ч.) Нидерландская революция и рождение свободной Респуб­лики Голландии. Нидерланды -«жемчужина в короне Габсбур­гов». Особенности экономи­ческого и политического раз­вития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало осво­бодительной войны.Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская рес­публика - самая экономически развитая страна в Европе

Буржуазная революция в Англии. (1 ч.) Революция в Англии. Уста­новление парламентской мо­нархии. Англия в первой по­ловине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Пресле­дование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия

Путь к парламентской монархии. (1 ч.) Движения протеста. Протек­торат Кромвеля. Реставра­ция Стюартов. «Славная ре­волюция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парла­ментская система в Англии -создание условий для развития индустриального общества

Международные отношения в 16 – 18 вв. (1 ч.) Международные отношения. Причины международных конфликтов в ХУ1-ХУ1И вв. Тридцатилетняя война - пер­вая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их воору­жение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф -крупнейший полководец и создатель новой военной сис­темы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Послед­ствия войны для европейско­го населения. Война за ис­панское наследство - война за династические интересы и за владение колониями. Семи­летняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Раздел 3. Эпоха Просвещения –

время преобразований. (9 ч.)


Век Просвещения – царство разума. (1 ч.) Просветители XVIII в. - на­следники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвеще­ния как мировоззрение разви­вающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью.

Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просвети­телей на процесс формирова­ния правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке

Художественная культура. (1 ч.) Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриаль­ного общества в произведе­ниях Д. Дефо. Сатира на по­роки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отра­жение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера. И. Гете. Придвор­ное искусство. Особенности развития музыкального ис­кусства XVIII в. Значение культурных ценностей эпохи. Секуляризация культуры

Промышленный переворот в Англии. (1 ч.) Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталисти­ческого предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети - дешевая рабочая сила. Первые династии промышлен­ников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса

Английские колонии в Северной Америке. (1 ч.) Первые колонии в Северной Америке. Политическое уст­ройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Фор­мирование североамерикан­ской нации. Идеология аме­риканского общества. Б. Франклин - великий на­ставник «юного» капитализма

Война за независимость. Создание США. (1 ч.) Причины войны североамери­канских колоний за независи­мость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североаме­риканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки

Начало Великой Французской революции. (1 ч.) Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо – выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. – начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света генерал Лафайет

Республика во Франции. (1 ч.) Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты ха­рактера и особенности миро­воззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: поли­тический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции

Великая Французская Революция. Приход к власти Наполеона. (1 ч.) Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: воена­чальник, человек. Военные успехи Франции. Государст­венный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление кон­сульства

Повторение раздела. (1 ч.) «Эпоха Просвещения – время преобразований» В ходе изучения данной темы учащиеся повторяют и обобщают пройденный материал

Раздел 4. Колониальная система в

Латинской Америке и на Востоке. (3 ч.)

Колониальный период в Латинской Америке. (1 ч.) Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной сис­темы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного насе­ления. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити

Традиционное общество Востока в эпоху Нового времени. Начало европейской колонизации стран Востока. (1 ч.) Основные черты традицион­ного общества: государство -верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока

Кризис и распад империи Ве­ликих Моголов в Индии. Соз­дание империи Великих Мо­голов. Причины распада империи. Борьба Португалии. Франции и Англии за Инд" Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правле­ние сегунов. Сословный характер общества

Повторение курса истории Нового времени. (1 ч.) . В ходе изучения данной темы учащиеся повторяют и обобщают пройденный материал. Знать основные положе­ния курса.



























Учебно-тематический план


п/п

Тематический блок

Количество

часов (в год)

В том числе К Р


Часть 1. История России конца XVI – XVIII вв.

1

Введение

1


2

Россия на рубеже XVI – XVII вв.

3


3

Россия в XVII веке

9


4

Россия при Петре Великом

9


5

Россия в 1725 – 1762 гг.

5


6

Россия в 1762 – 1801 гг.

12


Часть 2. Новая история 1500 – 1800 гг.


1

Вводный урок

1


2

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

13


3

Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

4


4

Эпоха Просвещения. Время преобразований

7


5

Колониальный период в Латинской Америке

1


6

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

3


Всего часов

68


















Перечень учебно-методических средств :

Учебно-методический комплект для обучающегося:

Учебник: Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1500-1800; учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории 1500-1800. 7 класс. В 2-х выпусках. 4-е издание.- М.: Просвещение, 2012.

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. Конец XVII- XVIII век» 7 класс. М., Просвещение, 2010.

Рабочая тетрадь на печатной основе: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVII- XVIII век. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2012.

Методическая литература:

Поурочные разработки к учебнику «Новая история»: 1500-1800: 7класс: Пособие для учителя/А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2010.

Колпаков С.В., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А., Тырин С.В. Программы. Всеобщая история 5-9 классы.//Программно-методические материалы. История 5-9 классы. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Дрофа 2010.


Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:

Определять и объяснять понятия

Выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе

Рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма

Раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства

Анализировать исторические явления, процессы, факты

Обобщать и систематизировать полученную информацию

Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними

Осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта

Определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения

Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии

Участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх

Определять цели своей деятельности и представлять её результаты

Выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности

Осуществлять самоконтроль и самооценку



Перечень обязательных контрольных работ


Порядковый номер

Тема контрольной работы

Предполагаемая дата

1

Россия в 17 веке

22.11.2016

2

Россия в 1й четверти 18 века

25.12.2016

3

Россия в 1725-1762 года

23.03.2017

4

Россия 1762-1801 года

26.06.2017

Планируемые результаты изучения истории учащимися 7-х классов включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

соотносить единичные исторические факты и общие явления;

называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Критерии и нормы оценки обучающихся по истории


Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.




















Календарно- тематический план

по истории России 7 класс.


№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во

часов

дата

ЭОР

Дом

задание



1

Вводный урок. Историческое развитие российской империи в XVI- XVIII вв






Россия на рубеже XVI- XVII вв.(3ч.)

2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

1





3

Начало Смуты

1





4

Окончание Смуты

1





Россия в XVII в.(10ч.)

5

Новые явления в экономике

1





6

Сословия Российского общества

1





7

Политическое развитие страны

1





8

Власть и церковь. Церковный раскол

1





9

Народные движения

1





10

Внешняя политика

1





11

Образование и культура России в XVII в.

1





12

Сословный быт. Обычаи и нравы.

1





13

ПОУ по теме «Россия в XVII в.»

1





14

Урок - контроль по теме «Россия в XVII в.»

1





Россия при Петре I(10ч.)

15

Предпосылки преобразований Петра I

1





16

Россия на рубеже веков. Петр I

1





17

Северная война

1





18

Реформы Петра I

1





19

Экономика России в первой четверти XVIII века

1





20

Преобразования центральных органов власти

1





21

Народные движения в первой четверти XVIII века

1





22

Изменения в культуре в первой четверти XVIII века

1





23

Изменения в быту в первой четверти XVIII века

1





24

ПОУ по теме «Россия при Петре I»

1





Россия в 1725-1762гг.(5ч.)

25

Причина дворцовых переворотов

1





26

Россия в 30-60-х годах XVIII века

1





27

Внутренняя политика в 1725-1762 годах

1





28

Внешняя политика в 1725-1762 годах

1





29

ПОУ по теме «Россия в 1725-1762гг.»

1





Россия в1762- 1801гг.(11ч.)

30

Внутренняя политика Екатерины II

1





31

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

1





32

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века

1





33

Основные направления внешней политики Екатерины II

1





34

Результаты внешней политики Екатерины II

1





35

Россия при Павле I

1





36

Наука и образование

1





37

Особенности развития художественной культуры

1





38

Изобразительное искусство

1





39

Быт и обычаи

1





40

ПОУ по теме «Россия в1762- 1801гг».

1





41

Резервный урок

1


































Календарно-тематический план

по курсу истории Нового времени

7 класс. (27 ч.)


№ п/п

Тема урока


Кол-во

часов

Дата

эор


Дом

задание

По

плану

По факту


Введение


1

С чего начиналось Новое время

1





2

Европа на пороге Нового времени

1





Раздел I Рождение западной цивилизации

Тема 1. начало Нового времени (конец XV- начало XVIIв.)

3

Великие географические открытия- новый взгляд на мир

1





4

Первые колониальные империи- новый мировой порядок

1





5

Возрождение и гуманизм- новый взгляд на человека

1





6

Реформация – новое отношение к богу

1





7

Католическая контрреформация

1





8

Судьба европейской цивилизации

1





Тема 2 Страны Западной цивилизации (конец XVI- начало XVIII в.)

9

Нидерландская революция

1





10

Английская монархия

1





11

Английская революция

1





12

Лидеры Западной Европы

1





13

Окраины Западной Европы

1





14

Борьба за господство в Европе

1





15

ПОУ «Общий взгляд

рождениена Западной

цивилизации»

1















Раздел II Новые времена Востока и Запада

Тема 3 Новые времена за пределами Европы (конец XVI- начало XVIII в.)

16

Борьба европейцев за колонии.

1





17

Исламский мир – сосед Европы

1





18

Индия: от империи к колонии

1





19

« Закрытый» Дальний Восток

1






Тема 4. Запад в эпоху Просвещения

1





20

Идеи и стиль Просвещения

1





21

Просвещенный абсолютизм

1





22

Англия – лидер западного мира

1





23

Революция в Америке- образование США

1





24

Начало Великой французской революции

1





25

Франция: от монархии к республике.

1





26

Конец революции- диктатура Бонапарта

1





27

ПОУ «Общий взгляд новые времена Востока и Запада»

1






Итого


27































Список литературы:


Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI - XVIII вв.: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI - XVIII вв.: рабочая тетрадь для 7 кл. общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2011.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 7 класс: Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2009.

Юдовская А.Я. Новая история 1500 – 1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.

Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500 – 1800. 7 класс. М.: «Просвещение», 2010. Вып. 1,2.