СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории Удмуртии 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предусматривает изучение истории Удмуртии с древнейших времён до XIII  века.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Удмуртии 6 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пудемская средняя общеобразовательная школа»


.

Рассмотрено на заседании

методического объединения

«___» ____________ 2016 г.

Согласовано с заместителем

Директора по УВР

«___» ____________ 2016 г.

_______________________

Принято на заседании

педагогического совета школы

«___» ___________ 2016 г.

протокол № ____


Утверждено

Приказом № _____

от «____» ________2016 г.

Директор школы ____________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории Удмуртии

6 класс

Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна








2016 - 2017 учебный год



Пояснительная записка

Данная Программа составлена на основе Программы по истории Удмуртии для основной школы (6-9 классов), разработанной коллективом авторов (Басов В.П., Пономарев К.А., Никулина Т.Е. и др.)

Будучи одним из базовых предметов в отечественной образовательной традиции, история является важным фактором социализации личности и формирования мировоззренческой культуры, нравственных ориентиров и ценностей, воспитания гражданственности и патриотизма. Национально-региональный компонент (НРК) в историческом образовании рассматривается как фактор духовно-нравственного развития народа, формирует у учащихся чувство национального достоинства.

Предметом НРК в истории является прошлое народов Удмуртии, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей Удмуртии как полиэтнического пространства. Методологической основой предмета является единство общего и особенного в историческом процессе, раскрытие НРК в контексте Всемирной истории и истории России, восприятие особенностей своего народа.

Данная Программа предусматривает изучение истории Удмуртии с древнейших времен до наших дней в 6-9 классах и рекомендуется в качестве содержания базового уровня по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования.

Важнейшей проблемой в реализации Программы является обеспечение мотивационной готовности к усвоению. Данное условие, может быть реализовано при соблюдении определенных требований: во-первых, учет возрастных, физиологических и психологических особенностей учащихся; во-вторых, умелая организация учебно-воспитательного процесса, адаптировоние Программы к профильным и общеобразовательных классам в условиях модернизации современной школы.

Основным принципом построения курса является преемственность исторического развития и взаимосвязь культур народов, населявших народов Удмуртии.


Знания и умения учащихся оценивается по пятибалльной системе, а методами и формами их являются ответы на вопросы, сообщения, доклады, презентации.


Место учебного предмета «История Удмуртии» в 6 классе:

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год, что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения.


Содержание учебного курса

Моя родина-Удмуртия Удмуртия на карте России. Территория, границы, природные богатства Удмуртии.

Этническая и географическая карты Удмуртии. Удмурты- коренной народ республики

Прикамье в эпоху камня и бронзы Эпоха палеолита. (земледелие, ремесло, культурные и торговые связи).Эпоха мезолита. Эпоха неолита. Эпоха энеолита. Эпоха бронзы.

Эпоха раннего железа Ананьинская археологическая культура.

Пьноборская эпоха в Прикамье. Хозяйство и культура пьяноборцев. Их связи с другими племенами. Стоянки, селища, городища, могильники

Великое переселение Народов в истории и культуре Камско-вятского региона.

Великое переселение народов и его влияние на Прикамье. Начало распространения пашенного земледелия. Угры и булгары в истории нашего региона.Южная Удмуртия. Население бассейна реки Вятки. Северные удмурты в 4-9 веках. Прикамские народы и Волжская Булгария.

Расцвет хозяйства и культуры удмуртской общности (9-13 века)

Население бассейнов рек Чепца и Вятка. Городище Иднакар- исторический центр чепецких удмуртов. Батырский эпос. Природа и человек в мифологии удмуртов. Вятская земля и её население. Русское, марийское и тюркское население на территории края. Взаимовлияние: хозяйственные, культурные и торговые связи.


В результате изучения курса учащиеся должны знать:

Расположение Удмуртии на карте России; территорию, границы, природные богатства Удмуртии; географию и природный мир; этническую и географическую карту Удмуртии; этнические группы; топонимику края.

периодизацию истории древней Удмуртии; даты этапных событий;

основные понятия: род, племя, стоянки, присваивающие хозяйство, производящее хозяйство, имущественное неравенство

великое переселение народов; поволжско- финские племена;

основные достижения культуры населения Прикамья.

Должны уметь:

Показывать на карте расположение Удмуртии; территориальное расположение; читать топонимику края

рассказывать об археологических культурах;

называть хронологические рамки истории средневековья; показывать на исторической карте расселение племен и родов на территории Удмуртии и работать с контрольной картой; характеризовать хозяйство и быт населения Прикамья;

сравнивать происходящие события и явления; анализировать взаимовлияние культур населения Прикамья; Объяснять народный эпос, мифологию удмуртов и верования.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

  • Патриотизм и гражданственность: любовь к родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры удмуртского и других народов России, дружба и согласие между народами, уважение государственных законов и символов, охрана природы, исторических и культурных памятников.

  • Национально - региональный компонент (НРК) в историческом образовании рассматривается как фактор духовно-нравственного развития народа, его национальной самоидентификации, формирует у учащихся чувство национального достоинства.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В результате изучения курса «История Удмуртии» у школьника будут сформировано:

• осознание своей идентичности как члена этнической и религиозной группы удмуртов, гордость за свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

У школьника могут быть сформированы:

• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов Удмуртии в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с представителями другой национальности.

Предметные результаты

В результате изучения курса «История Удмуртии» ученик научится:

• находить на карте территорию края и древние стоянки первобытных людей;

• определять влияние природных условий на образ, жизнь первобытных людей, орудия труда, занятия, быт;;

• описывать памятники истории и первобытной культуры Удмуртии на основе иллюстраций учебника;

• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов Удмуртии;

• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах, защитниках, национальных героях Удмуртии;

• характеризовать духовно-нравственные черты удмуртов и народов, проживающих на её территории, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

• объяснять значение понятий: род, племя, стоянки, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, имущественное неравенство.

Школьник получит возможность научиться:

  • работать с исторической картой

  • сравнивать исторические процессы, происходящие в Удмуртии и России,

  • использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы по периодизации истории древней Удмуртии; даты этапных событий.






















Учебно-тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности


п/п


Раздел, тема

Кол-во (час)

Содержание

Вид занятий (количество часов)

Контр. и проект. работы

Лаборатор. и практич. работы

Экскур-сии


Введение


1

Введение в содержание курса


1


1

Моя Родина - Удмуртия

5

Территория, границы, природные богатства Удмуртии. Памятники истории и культуры Удмуртии.

Удмурты – коренной народ Республики. Топонимика края.

Этнографические группы удмуртов.

Урок-практикум по главе «Моя Родина – Удмуртия»

2

6


2

Прикамье в эпоху камня и бронзы

6

Эпоха палеолита. Эпоха мезолита. Эпоха неолита. Эпоха энеолита. Эпоха бронзы.

Урок – практикум по главе «Прикамье в эпоху камня и бронзы»

2

5

1

3

Эпоха раннего железного века

5

Ананьинская археологическая культура –

древняя основа пермских народов

Занятия, хозяйство, материальная и духовная культура ананьинцев

Пьяноборская эпоха в Прикамье III век до н.э.–V век н.э.

Хозяйство и культура пьяноборцев. Связи с другимиплеменами

Урок-практикум по главе «Эпоха раннего железа»

2

5

1

4

Великое переселение народов в истории и культуре Вятско- Камского региона

4

Угры и булгары в истории нашего региона

Население Прикамья

в VI – IX веках: Южная Удмуртия и бассейн реки Вятки

Северные удмурты в V –IX веках

Урок-практикум по главе «Великое переселение народов в истории и культуре Вятско- Камского региона»

2

4

2


Прикамье в эпоху камня и бронзы

13

Угры и булгары в истории нашего региона

Население Прикамья

в VI – IX веках: Южная Удмуртия и бассейн реки Вятки

Северные удмурты в V –IX веках

Урок-практикум по главе «Великое переселение народов в истории и культуре Вятско- Камского региона»

1






ИТОГО:

9

21

4



Календарно – тематический план по истории Удмуртии (6 класс)

Сроки провед

урока

Раздел, тема урока, практическая или контрольная работа, содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1 четв.

1

Вводный урок. Что изучает история Удмуртии. Удмуртия на карте России

Знакомиться с курсом истории Удмуртии в 6 классе, с целями и задачами;

понимать учебную задачу предмета и стремиться её выполнить;

формулировать выводы из изученного материала;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Раздел 1. Моя Родина – Удмуртия (5 часов)


2

Территория, границы, природные богатства Удмуртии

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

находить по карте территорию расселения удмуртского народа;

оценивать географическое положение республики;

работать в паре: наблюдать и описывать;

формулировать выводы из изученного материала;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


3

Памятники истории и культуры Удмуртии

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать какому историческому событию или исторической личности воздвигнут памятник;

уметь: пользоваться дополнительной литературой

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



4

Удмурты – коренной народ Республики. Топонимика края

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать места расселения удмуртов, культуру, традиции; уметь находить на карте свой район, село;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5

Этнографические группы удмуртов

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать основные памятники архитектуры; уметь работать в группе;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


6

Урок-практикум по главе «Моя Родина – Удмуртия»

Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Раздел 2. . Прикамье в эпоху камня и бронзы (6 часов)


7

Эпоха палеолита

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать основные памятники архитектуры; уметь работать в группе;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


8

Эпоха мезолита

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать какие памятники эпохи мезолита есть на территории Удмуртии; время изобретения лука, шлифовка камня

уметь: добывать информацию по теме;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2 чет.

9

Эпоха неолита

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать чем неолит Приуралья отличается от неолита Египта или Месопотамии, уметь работать самостоятельно;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


10

Эпоха энеолита

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать особенности Гаринской и Новоильинской археологических культур; уметь работать в паре;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


11

Эпоха бронзы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать территории размещения памятников эпохи бронзы в Прикамье; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


12

Урок – практикум по главе «Прикамье в эпоху камня и бронзы»

Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Раздел 3. Эпоха раннего железного века (5 часов)


13

Ананьинская археологическая культура – древняя основа пермских народов

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать территории размещения памятников Ананьинской археологической культуры; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


14

Занятия, хозяйство, материальная и духовная культура ананьинцев

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


15

Пьяноборская эпоха в Прикамье III век до н.э.–V век н.э.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать территории размещения памятников Пьяноборской археологической культуры; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

3 чет.

16

Хозяйство и культура пьяноборцев. Связи с другими племенами

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать территории размещения памятников Пьяноборской археологической культуры; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


17

Урок-практикум по главе «Эпоха раннего железа»

Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Раздел 4. Великое переселение народов в истории и культуре Вятско- Камского региона (4 часа)


18

Угры и булгары в истории нашего региона

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать территории размещения угров и булгар; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


19

Население Прикамья

в VI – IX веках: Южная Удмуртия и бассейн реки Вятки

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать народы, проживающие в данной местности, их обычаи;

уметь показать по карте территорию их расселения;

формулировать выводы из изученного материала;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


20

Северные удмурты в

V –IX веках

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать территорию расселения северных удмуртов в V –IX веках; уметь показать по карте территорию их расселения; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


21

Урок-практикум по главе «Великое переселение народов в истории и культуре Вятско- Камского региона»

Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Раздел 5. Расцвет хозяйства и культуры удмуртской общности IXXIII века (13 часов)


22

Расселение

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать время расцвета и культуры удмуртской общности IX – XIII веке; уметь показать по карте территорию их расселения; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


23

Городище Иднакар – исторический центр чепецких удмуртов.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать место расположения городища Иднакар; уметь работать по карте; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


24

Городище Учкакар. Металлургия, ювелирное ремесло, животноводство и промыслы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать место расположения городища Учкакар, развитие металлургии, ювелирного ремесла, животноводства и промыслов; уметь работать по карте; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


25

Древнерусские поселенцы на Вятке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Знать территории размещения Древнерусских поселенцев на Вятке; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке


26

Особенности развития земледелия

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать особенности развития земледелия; уметь работать в группе;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

4 чет.

27

Животноводство и промыслы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать особенности развития животноводства и промыслов; уметь работать в группе;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


28

Металлургия и металлообработка

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать особенности развития металлургии и металлообработки; уметь работать в группе;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


29

Ювелирное ремесло

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать особенности развития ювелирного ремесла; уметь работать в группе;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


30-31

Домашние производства

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать особенности развития домашнего производства; уметь работать в группе;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


32-33

Культурные и торговые связи

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

знать особенности развития культурных и торговых связей; уметь работать в группе;

формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


34

Повторительно-обобщающий урок по теме «Наш край в эпоху средневековья»

Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами







Материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Атаманова М.Г. История Удмуртии в географических изданиях. Ижевск: Удмуртия, 2010 г.

  2. Генинг В.Ф. Археологические памятники Удмуртии. Ижевск: Удмуртия, 2009 г.

  3. Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск: Удмуртия 2005 г.

  4. Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2008 г.

  5. Иванова М.Г. Истоки удмуртского народа. Ижевск: Удмуртия, 2009 г.

  6. Иванова М.Г., Куликов К.И. Древнее искусство Удмуртии. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2010 г.

  7. Макаров Л.Д. Древнерусское население Прикамья в X - XV вв. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001 г.

  8. Иванова М.Г. История Удмуртии 6 класс. Ижевск: Удмуртия, 2006 г.

  9. Останина Т.И. Население Среднего Прикамья в III - V вв. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2007 г.

Планируемые результаты изучения курса «История Удмуртии»

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Учащийся получит возможность научиться:

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Школьник получит возможность научиться:

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Школьник получит возможность научиться:

• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!