Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пудемская средняя общеобразовательная школа»
.
Рассмотрено на заседании
методического объединения
«___» ____________ 2016 г.
Согласовано с заместителем
Директора по УВР
«___» ____________ 2016 г.
_______________________
Принято на заседании
педагогического совета школы
«___» ___________ 2016 г.
протокол № ____
Утверждено
Приказом № _____
от «____» ________2016 г.
Директор школы ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории Удмуртии
6 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная Программа составлена на основе Программы по истории Удмуртии для основной школы (6-9 классов), разработанной коллективом авторов (Басов В.П., Пономарев К.А., Никулина Т.Е. и др.)
Будучи одним из базовых предметов в отечественной образовательной традиции, история является важным фактором социализации личности и формирования мировоззренческой культуры, нравственных ориентиров и ценностей, воспитания гражданственности и патриотизма. Национально-региональный компонент (НРК) в историческом образовании рассматривается как фактор духовно-нравственного развития народа, формирует у учащихся чувство национального достоинства.
Предметом НРК в истории является прошлое народов Удмуртии, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей Удмуртии как полиэтнического пространства. Методологической основой предмета является единство общего и особенного в историческом процессе, раскрытие НРК в контексте Всемирной истории и истории России, восприятие особенностей своего народа.
Данная Программа предусматривает изучение истории Удмуртии с древнейших времен до наших дней в 6-9 классах и рекомендуется в качестве содержания базового уровня по истории Удмуртии, интегрированного с федеральным компонентом исторического образования.
Важнейшей проблемой в реализации Программы является обеспечение мотивационной готовности к усвоению. Данное условие, может быть реализовано при соблюдении определенных требований: во-первых, учет возрастных, физиологических и психологических особенностей учащихся; во-вторых, умелая организация учебно-воспитательного процесса, адаптировоние Программы к профильным и общеобразовательных классам в условиях модернизации современной школы.
Основным принципом построения курса является преемственность исторического развития и взаимосвязь культур народов, населявших народов Удмуртии.
Знания и умения учащихся оценивается по пятибалльной системе, а методами и формами их являются ответы на вопросы, сообщения, доклады, презентации.
Место учебного предмета «История Удмуртии» в 6 классе:
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год, что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения.
Содержание учебного курса
Моя родина-Удмуртия Удмуртия на карте России. Территория, границы, природные богатства Удмуртии.
Этническая и географическая карты Удмуртии. Удмурты- коренной народ республики
Прикамье в эпоху камня и бронзы Эпоха палеолита. (земледелие, ремесло, культурные и торговые связи).Эпоха мезолита. Эпоха неолита. Эпоха энеолита. Эпоха бронзы.
Эпоха раннего железа Ананьинская археологическая культура.
Пьноборская эпоха в Прикамье. Хозяйство и культура пьяноборцев. Их связи с другими племенами. Стоянки, селища, городища, могильники
Великое переселение Народов в истории и культуре Камско-вятского региона.
Великое переселение народов и его влияние на Прикамье. Начало распространения пашенного земледелия. Угры и булгары в истории нашего региона.Южная Удмуртия. Население бассейна реки Вятки. Северные удмурты в 4-9 веках. Прикамские народы и Волжская Булгария.
Расцвет хозяйства и культуры удмуртской общности (9-13 века)
Население бассейнов рек Чепца и Вятка. Городище Иднакар- исторический центр чепецких удмуртов. Батырский эпос. Природа и человек в мифологии удмуртов. Вятская земля и её население. Русское, марийское и тюркское население на территории края. Взаимовлияние: хозяйственные, культурные и торговые связи.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
Расположение Удмуртии на карте России; территорию, границы, природные богатства Удмуртии; географию и природный мир; этническую и географическую карту Удмуртии; этнические группы; топонимику края.
периодизацию истории древней Удмуртии; даты этапных событий;
основные понятия: род, племя, стоянки, присваивающие хозяйство, производящее хозяйство, имущественное неравенство
великое переселение народов; поволжско- финские племена;
основные достижения культуры населения Прикамья.
Должны уметь:
Показывать на карте расположение Удмуртии; территориальное расположение; читать топонимику края
рассказывать об археологических культурах;
называть хронологические рамки истории средневековья; показывать на исторической карте расселение племен и родов на территории Удмуртии и работать с контрольной картой; характеризовать хозяйство и быт населения Прикамья;
сравнивать происходящие события и явления; анализировать взаимовлияние культур населения Прикамья; Объяснять народный эпос, мифологию удмуртов и верования.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Патриотизм и гражданственность: любовь к родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры удмуртского и других народов России, дружба и согласие между народами, уважение государственных законов и символов, охрана природы, исторических и культурных памятников.
Национально - региональный компонент (НРК) в историческом образовании рассматривается как фактор духовно-нравственного развития народа, его национальной самоидентификации, формирует у учащихся чувство национального достоинства.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В результате изучения курса «История Удмуртии» у школьника будут сформировано:
• осознание своей идентичности как члена этнической и религиозной группы удмуртов, гордость за свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У школьника могут быть сформированы:
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов Удмуртии в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с представителями другой национальности.
Предметные результаты
В результате изучения курса «История Удмуртии» ученик научится:
• находить на карте территорию края и древние стоянки первобытных людей;
• определять влияние природных условий на образ, жизнь первобытных людей, орудия труда, занятия, быт;;
• описывать памятники истории и первобытной культуры Удмуртии на основе иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов Удмуртии;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах, защитниках, национальных героях Удмуртии;
• характеризовать духовно-нравственные черты удмуртов и народов, проживающих на её территории, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• объяснять значение понятий: род, племя, стоянки, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, имущественное неравенство.
Школьник получит возможность научиться:
работать с исторической картой
сравнивать исторические процессы, происходящие в Удмуртии и России,
использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы по периодизации истории древней Удмуртии; даты этапных событий.
Учебно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во (час) | Содержание | Вид занятий (количество часов) |
Контр. и проект. работы | Лаборатор. и практич. работы | Экскур-сии |
| Введение | 1 | Введение в содержание курса | | 1 | |
1 | Моя Родина - Удмуртия | 5 | Территория, границы, природные богатства Удмуртии. Памятники истории и культуры Удмуртии. Удмурты – коренной народ Республики. Топонимика края. Этнографические группы удмуртов. Урок-практикум по главе «Моя Родина – Удмуртия» | 2 | 6 | |
2 | Прикамье в эпоху камня и бронзы | 6 | Эпоха палеолита. Эпоха мезолита. Эпоха неолита. Эпоха энеолита. Эпоха бронзы. Урок – практикум по главе «Прикамье в эпоху камня и бронзы» | 2 | 5 | 1 |
3 | Эпоха раннего железного века | 5 | Ананьинская археологическая культура – древняя основа пермских народов Занятия, хозяйство, материальная и духовная культура ананьинцев Пьяноборская эпоха в Прикамье III век до н.э.–V век н.э. Хозяйство и культура пьяноборцев. Связи с другимиплеменами Урок-практикум по главе «Эпоха раннего железа» | 2 | 5 | 1 |
4 | Великое переселение народов в истории и культуре Вятско- Камского региона | 4 | Угры и булгары в истории нашего региона Население Прикамья в VI – IX веках: Южная Удмуртия и бассейн реки Вятки Северные удмурты в V –IX веках Урок-практикум по главе «Великое переселение народов в истории и культуре Вятско- Камского региона» | 2 | 4 | 2 |
| Прикамье в эпоху камня и бронзы | 13 | Угры и булгары в истории нашего региона Население Прикамья в VI – IX веках: Южная Удмуртия и бассейн реки Вятки Северные удмурты в V –IX веках Урок-практикум по главе «Великое переселение народов в истории и культуре Вятско- Камского региона» | 1 | | |
| | | ИТОГО: | 9 | 21 | 4 |
Календарно – тематический план по истории Удмуртии (6 класс)
Сроки провед | № урока | Раздел, тема урока, практическая или контрольная работа, содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 четв. | 1 | Вводный урок. Что изучает история Удмуртии. Удмуртия на карте России | Знакомиться с курсом истории Удмуртии в 6 классе, с целями и задачами; понимать учебную задачу предмета и стремиться её выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Раздел 1. Моя Родина – Удмуртия (5 часов) |
| 2 | Территория, границы, природные богатства Удмуртии | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить по карте территорию расселения удмуртского народа; оценивать географическое положение республики; работать в паре: наблюдать и описывать; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
| 3 | Памятники истории и культуры Удмуртии | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать какому историческому событию или исторической личности воздвигнут памятник; уметь: пользоваться дополнительной литературой формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
| 4 | Удмурты – коренной народ Республики. Топонимика края | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать места расселения удмуртов, культуру, традиции; уметь находить на карте свой район, село; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
| 5 | Этнографические группы удмуртов | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать основные памятники архитектуры; уметь работать в группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 6 | Урок-практикум по главе «Моя Родина – Удмуртия» | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
Раздел 2. . Прикамье в эпоху камня и бронзы (6 часов) |
| 7 | Эпоха палеолита | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать основные памятники архитектуры; уметь работать в группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 8 | Эпоха мезолита | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать какие памятники эпохи мезолита есть на территории Удмуртии; время изобретения лука, шлифовка камня уметь: добывать информацию по теме; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
2 чет. | 9 | Эпоха неолита | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знать чем неолит Приуралья отличается от неолита Египта или Месопотамии, уметь работать самостоятельно; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 10 | Эпоха энеолита | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знать особенности Гаринской и Новоильинской археологических культур; уметь работать в паре; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 11 | Эпоха бронзы | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знать территории размещения памятников эпохи бронзы в Прикамье; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 12 | Урок – практикум по главе «Прикамье в эпоху камня и бронзы» | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
Раздел 3. Эпоха раннего железного века (5 часов) |
| 13 | Ананьинская археологическая культура – древняя основа пермских народов | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знать территории размещения памятников Ананьинской археологической культуры; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 14 | Занятия, хозяйство, материальная и духовная культура ананьинцев | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 15 | Пьяноборская эпоха в Прикамье III век до н.э.–V век н.э. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знать территории размещения памятников Пьяноборской археологической культуры; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке |
3 чет. | 16 | Хозяйство и культура пьяноборцев. Связи с другими племенами | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знать территории размещения памятников Пьяноборской археологической культуры; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 17 | Урок-практикум по главе «Эпоха раннего железа» | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
Раздел 4. Великое переселение народов в истории и культуре Вятско- Камского региона (4 часа) |
| 18 | Угры и булгары в истории нашего региона | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знать территории размещения угров и булгар; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 19 | Население Прикамья в VI – IX веках: Южная Удмуртия и бассейн реки Вятки | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать народы, проживающие в данной местности, их обычаи; уметь показать по карте территорию их расселения; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 20 | Северные удмурты в V –IX веках | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать территорию расселения северных удмуртов в V –IX веках; уметь показать по карте территорию их расселения; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 21 | Урок-практикум по главе «Великое переселение народов в истории и культуре Вятско- Камского региона» | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
Раздел 5. Расцвет хозяйства и культуры удмуртской общности IX – XIII века (13 часов) |
| 22 | Расселение | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать время расцвета и культуры удмуртской общности IX – XIII веке; уметь показать по карте территорию их расселения; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 23 | Городище Иднакар – исторический центр чепецких удмуртов. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать место расположения городища Иднакар; уметь работать по карте; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
| 24 | Городище Учкакар. Металлургия, ювелирное ремесло, животноводство и промыслы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать место расположения городища Учкакар, развитие металлургии, ювелирного ремесла, животноводства и промыслов; уметь работать по карте; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
| 25 | Древнерусские поселенцы на Вятке | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Знать территории размещения Древнерусских поселенцев на Вятке; отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 26 | Особенности развития земледелия | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать особенности развития земледелия; уметь работать в группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
4 чет. | 27 | Животноводство и промыслы | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать особенности развития животноводства и промыслов; уметь работать в группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 28 | Металлургия и металлообработка | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать особенности развития металлургии и металлообработки; уметь работать в группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 29 | Ювелирное ремесло | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать особенности развития ювелирного ремесла; уметь работать в группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 30-31 | Домашние производства | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать особенности развития домашнего производства; уметь работать в группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 32-33 | Культурные и торговые связи | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать особенности развития культурных и торговых связей; уметь работать в группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
| 34 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Наш край в эпоху средневековья» | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами |
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Атаманова М.Г. История Удмуртии в географических изданиях. Ижевск: Удмуртия, 2010 г.
Генинг В.Ф. Археологические памятники Удмуртии. Ижевск: Удмуртия, 2009 г.
Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск: Удмуртия 2005 г.
Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2008 г.
Иванова М.Г. Истоки удмуртского народа. Ижевск: Удмуртия, 2009 г.
Иванова М.Г., Куликов К.И. Древнее искусство Удмуртии. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2010 г.
Макаров Л.Д. Древнерусское население Прикамья в X - XV вв. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001 г.
Иванова М.Г. История Удмуртии 6 класс. Ижевск: Удмуртия, 2006 г.
Останина Т.И. Население Среднего Прикамья в III - V вв. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2007 г.
Планируемые результаты изучения курса «История Удмуртии»
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Учащийся получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Школьник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Школьник получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).