Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе:
Гришкина М.В. История Удмуртии 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений.-Ижевск: Удмуртия, 2007.-184 с.;
Учебного плана МБОУ СОШ № 10;
Программы, утвержденной Министерством образования и науки УР, составленной Никулиной Т.Е., Владимировой Р.А(сборник ИПК и ПРО «История Удмуртии: программа для 6-9 классов общеобразовательных школ», 2007)
Рабочая программа по истории Удмуртии составлена на основе государственных образовательных стандартов, которые помимо федерального включают в себя и национально- региональный компоненты. Данная программа ориентирована на учащихся 7 классов и рассчитана на 34 часа.
История Удмуртии(история удмуртского народа) изучается синхронно с историей России по соответствующему периоду с XIII – XVIIIв.в.
Методологической основой предмета является единство общего и особенного в историческом процессе, раскрытие материала об удмуртах в контексте всемирной истории и истории России, с учетом восприятия особенностей своего народа на определенном этапе развития российской государственности.
Программа предусматривает вводные, повторно-обобщающие уроки, которые призваны систематизировать знания и создать целостную картину исторической действительности прошлого.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Содержание курса:
Введение – 1 час.
Глава I. Вхождение Удмуртии в состав Российского государства – 5 часов.
Особенности и этапы присоединения северных удмуртов к Российскому государству. Борьба Московского княжества с Казанским ханством. Арская земля. Арские князья. Особенности присоединения южных удмуртов. Восстание народов Прикамья и Поволжья во второй половине XVI века. Роль исторических личностей в присоединении удмуртской земли к Российскому государству. Историческое значение вхождения Удмуртии в состав России.
Глава II. Социально-экономическое развитие нашего края в XVI – XVII веках – 7 часов.
Население края. Сословные группы крестьянства. Налоги и повинности крестьян. Выступления крестьян в XVII веке. Развитие сельского хозяйства и промыслов. Развитие ремесла и торговли.
Глава III. Социально-экономическое развитие Удмуртии в первой половине XVIII века –6 часов.
Влияний преобразований Петра I на экономическое развитие края. Развитие хозяйства: земледелие, огородничество, промыслы. Крестьянство Удмуртии в XVIII веке. Система налогов. Начало промышленного строительства. Формирование металлургической промышленности. Категории работных людей.
Глава IV. Удмуртия в период промышленного строительства. Вторая половина XVIII века-6 часов.
Формирование крупной промышленности. Камские заводы. Уложенная комиссия. Социальная и национальная политика самодержавия. Христианизация населения. Губернская реформа Екатерины II 1775 года. Административно-территориальное понятие «Удмуртия». Создание Вятской губернии.
Управление Вятским наместничеством. Формирование территории 4 удмуртских уездов. Из истории уездных городов: Глазов, Сарапул, Елабуга, Малмыж. Социальные движения. Участие населения края в Пугачевском движении.
Глава V. Культура и быт населения Удмуртии в XVI – второй половине XVIII веков- 9 часов.
Традиционная и духовная культура удмуртского народа. Народное экологическое сознание. Народные костюмы русских, удмуртов, татар и др. Верования удмуртского народа (язычество). Формы распространения христианства. Развитие общины и семьи в XVII-XVIII веках. Быт населения. Зарождение удмуртской письменности. Первая грамматика удмуртского языка В.Г. Пуцек-Григоровича. Просветители удмуртского народа. А.И. Вештомов – первый учитель и краевед. Развитие образования. Формы учебных заведений. Развитие научных знаний по истории и этнографии. Научные экспедиции наук на территории края (Г.Ф. Миллер, И.И. Лепихин, П.С. Паллас и др.). Архитектура камских заводов. Строительство Ижевского завода – поселка. Инженер А.С. Москвин.
Изучение национально- регионального компонента в рамках истории Удмуртии направлено на достижение следующих целей:
- Знакомство и овладение знаниями о прошлом народов нашего края, совокупности природно- географических, этносоциальных, социокультурны особенностей Удмуртии как полиэтнического пространства;
Духовно- нравственное воспитание с учетом многонационального характера российского государства, толерантного отношения ко всем народам и нациям
В основу программы положены подходы, которые соответствуют достижению следующих и задач:
- ознакомить учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия, деятельности людей в прошлом;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отношения и объяснения событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа ( сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т. д.), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий и явлений;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, нравственного, духовного опыта людей, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, эмоционального восприятия исторического процесса;
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
• основные этапы и ключевые события истории Удмуртии;
• выдающихся деятелей удмуртской истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• уметь:
выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно – исторических явлениях, применяя принципы историзма;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
определять цели своей деятельности и представлять её результаты;
выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку.
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
Владеть компетенциями:
¤ коммуникативной;
¤ смысло-поисковой;
¤ личностного саморазвития;
¤ информационно-поисковой;
¤ рефлексивной;
¤ учебно-познавательной.
Контроль знаний уч-ся осуществляется на каждом уроке в виде устного опроса, теста, письменных работ. Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний. При оценке ответа уч-ся необходимо руководствоваться следующими критериями:
- полнота и правильность ответа;
-степень осознанности, понимания изученного;
- знание основных понятий, дат, личностей.
Контролирующие элементы, заложенные в программе:
I. Хронологические знания и умения:
1. Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3. Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:
1. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источниками:
1. Читать историческую карту с опорой на легенду;
2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4. Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями:
1. Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиями:
1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.
Тематический план
№ раздела | Название раздела | Всего часов | Контрольные работы |
1 | Вхождение Удмуртии в состав Российского государства | 5 | 1 |
2 | Социально-экономическое развитие края в XVI-XVII веках | 7 | 1 |
3 | Социально-экономическое развитие Удмуртии в первой половине XVIII века | 5 | 1 |
4 | Удмуртия в период промышленного строительства. Вторая половина XVIII века. | 6 | 1 |
5 | Культура и быт населения Удмуртии в XVI- второй половине XVIII века. | 9 | 1 |
6 | Итоговое обобщение | 2 | |
| Всего | 34 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Планируемые предметные результаты |
Глава 1. Вхождение Удмуртии в состав Российского государства |
1. | Удмурты в Вятский земле и казанском ханстве в XIII-XV вв. | Выделять особенности развития южных удмуртов составе Казанского ханства, и особенности развития северных удмуртов в составе Вятской земли. |
2 | Присоединение Вятской земли и северных удмуртов к России. | Причины, ход и итоги присоединения Северных удмуртов к Московскому княжеству. |
3 | Взаимоотношения Москвы и Казани | Выделять причины ход и итоги противостояния Москвы и Казани. |
4 | Восстания народов Поволжья 1552-1584 годах. | Знать особенности структуры управления в Поволжье в XVI веке. Выделять причины восстаний, ход и последствия. |
5 | Контрольная работа по теме «Вхождение Удмуртии в состав Российского государства » | Обобщение и систематизация изученного учебного материала |
Глава 2. Социально-экономическое развитие края в XVI-XVII веках |
6 | Население нашего края | Выделять особенности расселения северных и южных удмуртов. Характеризовать систему управления краем. |
7 | Сословные группы крестьянства | Знать виды землевладений. Называть их особенности и различия. |
8 | Развитие сельского хозяйства и промыслов | Характеризовать развитие сельского хозяйства. Выделять роль в экономике промыслов. Выделять основные виды промыслов. |
9 | Развитие ремесла и торговли | Выделять характерные черты развития ремесла и торговли. |
10 | Налоги и повинности крестьян | Знать основные виды податей с существовавших в Вятском уезде и в Казанском уезде. Выделять схожие и различные черты. |
11 | Выступления крестьян в XVII веке. | Знать причины, ход, и итоги восстаний крестьян. |
12 | Контрольная работа по теме «Социально- экономическое развитие нашего края в XVI-XVII веках.» | Обобщение и систематизация изученного учебного материала |
Глава 3. Социально-экономическое развитие Удмуртии в первой половине XVIII века |
13 | Изменения управления краем при Петре I | Выделять причины административных реформ, знать ход и итог проведенных реформ. |
14 | Налоги и повинности населения нашего края в эпоху Петра I | Знать и характеризовать изменения, произошедшие в социальной сфере в эпоху Петра I. |
15 | Развитие хозяйства | Характеризовать особенности развития земледелия, огородничества, животноводства и промыслов. Выделять роль их роль в жизни удмуртского населения. |
16 | Крестьянство Удмуртии в XVIII веке. | Выделять характерные особенности развития товарно- денежных отношений. |
17 | Контрольная работа по теме «Социально- экономическое развитие Удмуртии в первой половине XVIII века» | Обобщение и систематизация изученного материала. |
Глава 4. Удмуртия в период промышленного строительства. Вторая половина XVIII века. |
18 | Формирование крупной промышленности | Выделять причины формирования на территории Удмуртии крупной промышленности. Характер функционирования и развития заводов. Развитие легкой промышленности. |
19 | Уложенная комиссия | Причины введения уложенной комиссии. Итоги. |
20 | Социальная и национальная политика самодержавия | |
21 | Крестьянская борьба. Участие крестьян в восстании под предводительством Е.И. Пугачева | Выделять причины, ход и последствия крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. |
22 | Губернская реформа 1775г. | Причины, ход и итоги проведенной губернской реформы. |
23 | Контрольная работа по теме «Социально- экономическое развитие Удмуртии в первой половине XVIII века | Обобщение и систематизация изученного материала |
Глава 5. Культура и быт населения Удмуртии в XVI- второй половине XVIII века. |
24 | Народное экологическое сознание | Выделять особенности отношения местного населения к природе. Выделять приемы в агрономии применяемые удмуртами. |
25 | Народные знания и умения | Характеризовать признаки народной метрологии. Выделять причины широкого развития народной медицины. Знать специфику развития профессиональной медицины. |
26 | Народное творчество и искусство | Знать особенности устного народного творчества, выделять закономерности и особенности развития. |
27 | Язычество и христианство | Выделять и характеризовать основных божеств удмуртского населения. Взаимоотношения язычества и христианства. |
28 | Народное образование | Основные признаки удмуртской письменности. Особенности развития народного образования. |
29 | Развитие научных знаний по истории и этнографии края | Называть первых исследователей, их вклад в изучение нашего края. Выделять особенности истории национальных и социальных отношений нашего края. |
30 | Быт населения | Характерные черты процесса домостроительства. Особенности быта и одежды удмуртов. |
31 | Развитие общины и семьи в XVII-XVIII веках. | Знать основные свойства удмуртской общины и семейных взаимоотношений. |
32 | Обобщение по теме «Культура и быт населения Удмуртии в XVI- второй половины XVIII века». | Обобщение и систематизация изученного материала. |
Итоговое обобщение |
33 34 | Итоговое обобщение | Обобщение и систематизация изученного материала. |
Учебно - методическое обеспечение:
1 Владимирова Р.А., Никулина Т.Е. Примерные планы-конспекты уроков. - Ижевск, 2007
2 Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. - Ижевск, 1991
3 История Удмуртии: С древнейших времен до XV века/ Под редакцией Иванова М.Г.- Ижевск, 2007
4 Гришкина М.В. История Удмуртии. 7 класс: Учебник. - Ижевск: Удмуртия, 2007
5 История Удмуртии: XX век/ Под редакцией Куликова К.И. - Ижевск, 2005
6 Удмуртия в годы реформ. 1990-2001гг. Учебно-методическое пособие. -Екатеринбург, 2002
7 Удмуртская Республика: Энциклопедия. - Ижевск, 2008