Составлена на основе программы, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствии с требованиями к минимуму содержания образования. Автором программы является Никулина Т.Е.
.
«___» ____________ 2016 г.
«___» ____________ 2016 г.
«___» ___________ 2016 г.
от «____» ________2016 г.
Данная Программа составлена на основе федерального учебного плана (2004 год), Программы по истории Удмуртии для основной школы (6-9 классы), разработанной коллективом авторов: Басов В.П., Пономарёв К.И., Никулина Т.Е., Корепанова Т.А., Гришкина М.В., Корепанов К.И., Лигенко Н.П., Макаров Л.А., Томшич Т.С., Тронин А.А., Родионов Н.А., Щипакин Ю.А., Владимирова Р.А., Главатских А.Н., Павлова Л.А.
История Удмуртии входит в часы национального регионального компонента базисного учебного плана, на её изучение в 7 классе общеобразовательной школы отводится 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год.
Программа рассчитана на использование учебника «История Удмуртии 7 класс», автором которого является М.В.Гришкина. Материал учебника охватывает период с XIV по XVIII век. Анализируются события, сопровождающие присоединение Удмуртии к Российскому государству, показан процесс земледельческого освоения территории и возрастания численности населения. Уделено внимание становлению промышленных предприятий и положению мастеровых и работных людей на них. Учебник рассказывает о своеобразии народной культуры и первых шагах развития профессиональной культуры края. В конце глав приводятся отрывки из из источников, дающие возможность представить особенности эпохи.
Национально - региональный компонент (НРК) в историческом образовании рассматривается как фактор духовно-нравственного развития народа, его национальной самоидентификации, формирует у учащихся чувство национального достоинства.
Сроки изучения | № урока | Тема, раздел | Ученик должен знать | Ученик должен уметь | Повторение ключевых моментов курса |
1 четв. | 1 | Вводный урок. Удмурты в составе Российского государства. | | | |
Раздел 1. Вхождение Удмуртии в состав Российского государства (5 часов) |
| 2 | Удмурты в Вятской земле и Казанском ханстве в 13-15 веках. | Южные удмурты в составе Казанского ханства. Вятская земля в 14-15 веках | Работать с картой, отвечать на вопросы | Дмитрий Шемяка. Рать |
| 3 | Присоединение Вятской земли и северных удмуртов к России | Значение присоединения Вятской земли к Московскому государству для северных удмуртов | Работать с текстом учебника, анализировать | Василий II Тёмный, Иван III, Василий III |
| 4 | Взаимоотношения Москвы и Казани | Противостояние Москвы и Казани. О завоевании Казанского ханства | Составлять план ответа, отвечать на вопросы | Условия присоединения южных удмуртов к России 1552 г. |
| 5 | Восстания народов Поволжья в 1552 -1584 годах | Причины и последствия восстаний народов Поволжья | Работать с историческими документами | Софийская летопись. «История о великом князе Московском» |
| 6 | Урок – практикум по главе «Вхождение Удмуртии в состав Российского государства» | Историческое значение присоединения нашего края к Русскому государству | Соотносить положение удмуртов в составе Вятской земли и Казанского ханства | |
Раздел 2. Социально- экономическое развитие Удмуртии в XVI -XVII веках (7 часов) |
| 7 | Население нашего края. | Расселение северных и южных удмуртов. Система управления краем | Работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы | Доля, стан, целовальник |
| 8 | Сословные группы крестьянства. | Дворцовые землевладения и крестьяне. Помещичье, церковное землевладение | Работать с дополнительной литературой | Успенский Трифонов монастырь |
| 9 | Развитие сельского хозяйства и промыслов. | Землевладение. Животноводство. Промыслы | Аргументировать свою точку зрения. | Цеп, коса-горбуша, серп |
| 10 | Развитие ремесла и торговли. | Виды ремёсел жителей нашего края | Работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы | Торжок |
| 11 | Налоги и повинности крестьян | Подати и повинности в нашем крае | Сравнивать податное бремя русского и нерусского крестьянского населения | Кунгурская летопись |
| 12 | Выступления крестьян в 17 веке | Чем было вызвано появление новых форм социального протеста | Работать с историческими документами | |
| 13 | Урок-практикум по теме по главе «Социально- экономическое развитие Удмуртии в XVI -XVII веках» | Губерния. Служилые люди | Отвечать на вопросы | |
Раздел 3. Социально-экономическое развитие Удмуртии в первой половине XVIII века (5 часов) |
| 14 | Изменения в управлении краем при Петре I | Влияние преобразований Петра I на экономическое развитие края и социальные отношения. | Работать по карте. Составлять схемы управления территорией нашего края | Ревизия. Ревизские сказки |
| 15 | Налоги и повинности населения нашего края в эпоху Петра I. | Подушная подать. Рекрутчина. Круговая порука | Работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы | Государственные крестьяне. Работные люди |
| 16 | Развитие хозяйства: земледелие, огородничество, промыслы. | О развитии промыслов нашего края | Давать характеристику промыслов | |
2 четв. | 17 | Крестьянство Удмуртии в XVIII веке. | Система налогов. Ярмарки, торжки, базары. | Называть города и сёла края, известные во второй половине XVIII века. | Н.П.Рычков о нравах и обычаях удмуртов |
| 18 | Урок – практикум по главе «Социально-экономическое развитие Удмуртии в первой половине XVIII века» | Определения | Уметь работать с документами, отвечать на поставленные вопросы | |
Раздел 4. Удмуртия в период промышленного строительства. Вторая половина XVIII века (7 часов) |
| 19 | Формирование крупной промышленности. | Формирование металлургической промышленности. | Работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы | Медеплавильные, чугуноплавильные железоделательные заводы |
| 20 | Пудемский железоделательный завод | Время и причины строительства завода | Уметь анализировать рукописные материалы о истории завода | Приписные, крепостные крестьяне |
| 21 | Уложенная комиссия | Состав Уложенной комиссии. Требования крестьян. Результаты работы комиссии | Работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы | Соборное уложение 1649 года |
| 22 | Социальная и национальная политика самодержавия | Христианизация нерусского населения. Положение приписных крестьян и лашманов. | Доказать, что принятии условий жизни удмуртове православия не принесло улучшения | Подати и повинности крестьян. Методы русификации нерусского населения |
| 23 | Крестьянская борьба. Участие крестьян в восстании под предводительством Е.И.Пугачёва | О борьбе крестьян против крепостничества. Формы социального протеста. Причины восстания Е.И.Пугачёва. | Приводить факты, доказывающие, что в 18 веке появились новые формы социального протеста. Работать с картой | Кадыр Кадреков (сотник, предводитель волнений удмуртов 1724 г.). Юбраш (один из предводителей башкирского восстания 1704-1711 гг.) |
4 четв. | 24 | Губернская реформа Екатерины II 1775 года. | Население. Города и городское население. Схема управления Вятским наместничеством | Работать с текстом учебника, документами. Отвечать на вопросы | С.Д.Жихарев генерал-майор - наместник |
| 25 | Урок-практикум по разделу «Удмуртия в период промышленного строительства. Вторая половина XVIII века» | Изменения в организации управления в Удмуртии во второй половине XVIII века. | Отвечать на вопросы | Берг-коллегия. Гороблагодатское горное начальство |
Раздел 5.Культура и быт населения Удмуртии в XVI второй половине XVIII века (9 часов) |
| 26 | Народное экологическое сознание | Отношение к природе. Народная агрономия | Работать с текстом учебника. Анализировать, отвечать на вопросы | Экология |
| 27 | Народные знания и умения | Народная метрология. Народная медицина. Становление профессиональной медицины | Называть меры веса, объёма и длины, используемые в народной метрологии удмуртов | Система счёта удмуртов. М.Бух |
| 28 | Народное творчество и искусство | Народное, устно-поэтическое творчество. Исторические предания, народный эпос | Работать самостоятельно. Готовить сообщения. | Арган, крезь. Инмар, Вукузё |
| 29 | Язычество и христианство | Языческие верования. Аграрные культуры | Составлять пантеон языческих богов | Куала, Воршуд |
| 30 | Народное образование | Результаты деятельности первых новокрещенских школ. Система светского образования | Делать выводы об уровне грамотности населения в конце 18 века | В. Пуцек-Григорович. А.И.Вештомов |
| 31 | Развитие научных знаний по истории и этнографии края. | «История вятчан» | Работать с текстом учебника. Анализировать, отвечать на вопросы | Ф. И. Страленберг, Д.Г.Мессершмидт |
| 32 | Быт населения | Домостроительство. Убранство избы. Одежда | Подготовить краткое сообщение по теме «Крестьянский двор» | Курная изба |
| 33 | Развитие общины и семьи в XVII – XVIII веках | Организация и деятельность общин – долей и общин – сотен. | Работать с дополнительной литературой с историческими документами и материалами | Внутренняя жизнь общины – деревни. Семейный уклад |
| 34 | Повторительно-обобщающий урок «Удмурты в составе Российского государства» | Знать хронологию, определения | Отвечать на поставленные вопросы | |