СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории за курс 10 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории за курс 10 класса для общеобразовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории за курс 10 класса»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель УМНЦ

МБОУ «Лицей №145»

Заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Лицей №145»

Руководитель
МБОУ «Лицей №145»

Е.В. Большакова

Н.В. Валиуллина

Д.Г. Идиятов




Протокол № от


Приказ № от

« » 20 г.

« » 20 г.

« » 20 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


МБОУ «Лицей №145»


Федотова А.Ю.

Учитель I квалификационной категории


по курсу «История» (10 класс)





Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № от
« » 20 г.













2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка


Курс истории на ступени среднего полного образования является частью концентрической системы исторического образования. Второй концентр предполагает переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу; а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Тем самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.


Целью курса «История» за 10 класс является: овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в период с древнейших времен до середины XIX века в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах.


Задачи:

  • Развитие мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • Формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

  • Выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни.


В результате изучения истории в 9 классе учащиеся должны:

Называть: даты Первой и Второй мировых войн, экономического кризиса, революций в Германии, распада колониальных империй и образования новых государств, основные этапы холодной войны, российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ; место, обстоятельства, участников событий; крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.; основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.; известных полководцев, участников военных событий.

Показывать на исторической карте: территорию современных государств, России, СССР и их изменение на протяжении ХХ в.; промышленные центры, крупнейшие стройки; места военных сражений.

Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной и всеобщей истории ХХ в. И их участниках.

Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной и всеобщей истории ХХ в.

Составлять описание: зданий, технических сооружений, машин; предметов быта; памятников художественной культуры.

Соотносить факты и общие процессы и явления: изменения политического строя в ХХ в.; внутренней и внешней политики; модернизации, индустриализации; развития общественной мысли, художественной культуры.

Называть характерные, существенные черты: политических режимов (самодержавия, тоталитаризм, фашизм, советская власть, постсоветский строй); явлений политической жизни стран; экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.; развития духовной культуры общества в разные периоды его истории; внешней политики, наиболее значительных военных событий.

Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.

Объяснять значение основных понятий и терминов по курсу всеобщей и отечественной истории 9 класс.

Сравнивать: развитие стран Европы и Америки, Азии и Африки, России, СССР в разные периоды истории ХХ в.; темпы и характер модернизации в России и других странах; политические режимы в России и других странах.

Излагать суждения о причинах и последствиях основных событий всеобщей и отечественной истории.

Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.

Излагать приведенные в учебной литературе оценки: поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.; известных исторических личностей.

Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.


В результате изучения истории в 10 классе учащиеся должны:

Знать / понимать: факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса; особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого, взаимосвязь и особенности истории России и мира; периодизацию отечественной и всемирной истории, современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Должны уметь: проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации, систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема); формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.



Рабочая программа по истории за 10 класс создана на основе примерной программы основного общего образования по истории Федерального Государственного образовательного стандарта и рассчитана на 70 часов учебного времени. Основное содержание базового уровня исторического образования состоит из двух курсов истории – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами. Кроме того, за счет резерва учебного времени в рабочую программу входят темы, отражающие национально-региональный компонент. Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и ориентирована на обязательное изучение. Темы по курсу «Истории татарского народа Татарстана» интегрированы в курс «Истории России.


Примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и времени для 10 класса:

Объем учебного времени – 70 часов (2 часа в неделю),

Всеобщая история (с древнейших времен до конца XIX в.) – не менее 24 часов,

История России (с древнейших времен до конца XIX в.) – не менее 36 часов,

Резерв учебного времени – 10 часов.


В данной рабочей программе предусматривается распределение учебного времени: в соответствии с учебным планом образовательного учреждения:

Объем учебного времени – 70 часов (2 часа в неделю),

Всеобщая история – 26 часов,

История России - 40 часов,

История Татарстана (интегрирован в курс «История России») – 10 часов,

Контрольно-повторительных уроков – 2 часа,

Резерв учебного времени – 2 часа.

Количество часов учебного времени по всеобщей истории и истории России изменено за счет включения в рабочую программу тем и контрольно-повторительных уроков, не предусмотренных в программе.

Педагогические технологии и средства обучения, применяемые на уроках истории:

  • Личностно-ориентированные технологии;

  • Технологии развивающего обучения;

  • Проблемное обучение и другие.

Широко используются электронные средства обучения.

Учебно-тематическое планирование по истории

Классы 10

Учитель Федотова А.Ю.

Количество часов:

Всего 70 часов, в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков – 2 ч.

Планирование составлено на основе:

  • Сборник нормативных документов. История /сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007

  • Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования. – Казань, 2003.


Учебники:

  • Загладин Н.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Н.В. Загладин, Н.А. Симония. –М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. – 432 с.

  • Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч.1.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. / А.Н. Сахаров – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 320 с.

  • Сахаров А.Н. История России.XVII - XIX века. Ч.2.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. / А.Н. Сахаров, А.Н.Боханов – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 480 с.

  • Гилязов И.А.. История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие для 10 класса средней общеобразовательной школы / И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Ф.Ш. Хузин. – Казань: Хэтер, 2008. – 269 с.

Методическая литература учителя:

  • Несмелова М.Л. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. Методические рекомендации. 10 класс: пособие для учителей. – М.: Просвещение.

  • Морозов А.Ю. Картографический практикум по истории России с древнейших времен до конца XVIII века: 9-11 классы. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 88 с.

  • Пазин Р.В. История. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. 120 исторических личностей: материалы биографий. Задание С6: историческое сочинение. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 248 с.

  • Крамаров Н.И. История 10 – 11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания базового уровня сложности: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2012. – 208 с.

Электронные ресурсы:

http://www.world-history.ru/ - Всемирная история

http://rulers.narod.ru/ - Всемирная история в лицах

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/ - атлас всемирной истории

http://www.hrono.ru/index.php - Всемирная история

http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm - Античная мифология

http://www.antica.lt/ - Античное искусство

http://www.xlegio.ru/ - Военно-исторический портал античности и средних веков

http://portreta.narod.ru/ - Портреты античности

http://gelfrad.narod.ru/ - Портал о рыцарстве и средних веках

http://www.thedarkages.ru/ - Средневековая жизнь

http://www.frenchrevol.ru/ - Великая французская революция

http://old-ru.ru/ - Антология древнерусской литературы

http://decemb.hobby.ru/ - Виртуальный музей декабристов

http://hero-1812.narod.ru/ - Герои отечественной войны 1812

http://rus-hist.on.ufanet.ru/ - История древней руси

http://lants.tellur.ru/history/klassics.htm - Лекции русских историков

http://all-photo.ru/empire/index.ru.html?pg=0&kk=b01a19b8e3 – Российская империя в фотографиях

http://rusimper.narod.ru/ - Российские императоры

http://avorhist.narod.ru/ - Русь древняя и удельная


















Учебно-тематическое планирование


Тема
урока

Кол
час

Тип
урока

Харак-ка
деятельности
учащихся
или виды учебной деятельности

Виды контроля,
измерители

Планируемые
результаты
освоения
материала

Д/з

Дата
проведения

План

Факт

1

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

1

Вводная лекция

Составление конспекта, участие в беседе

беседа

Называть хронологические рамки этапов развития человечества, характеризовать теории исторического развития. Понимать опасность фальсификации исторических знаний

§1 ?1-5

§2 ?4-7

ВИ



2

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Принципы периодизации истории.

1

лекция

Работа с учебником:

§3 ?3 пис.

Опрос д/з

Выявлять положительные и негативные стороны концепций истории

§2 ?8 пис.
§3 ?1,2

ВИ



3

Природное и социальное в человеке и человеческом обществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей.

1

комбинированный

Работа с учебником и картой

Опрос д/з

Знать этапы формирования современного человека, рас и языковых семей. Показывать на карте прародину человека.

§4 ?1-6

ВИ



4

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

1


комбинированный

Работа с терминами

Опрос д/з

Давать определение понятию «неолитическая революция». Проследить путь перехода от присваивающего к производящему хозяйству.

§5 ?1-8

ВИ



5

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Называть и показывать на карте регионы возникновения первых государственных образований

§6 ?1-6

ВИ



6

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо - буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

1

комбинированный

Работа с учебником ?6 пис.

Опрос д/з

Характеризовать социальную структуру, особенности политической власти, духовную жизнь цивилизаций Древнего Востока

§7-8 ?1-5

ВИ



7

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право.

1

комбинированный

Работа с учебником §9?3 пис

Опрос д/з

Излагать ключевые события эпохи Античности. Характеризовать варианты развития древнегреческого полиса, уметь выявлять сходства и различия римского и афинского полисов.

§§9-11
ВИ подготовка презентаций



8

Формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

1

Урок-семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Характеризовать древнейшие формы научного мышления, религиозно-мировоззренческие особенности иудео-христианской духовной традиции. Называть философов Древней Греции и Рима и их достижения.

§12 ?4

§13 ?5

ВИ



9

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

1

Лекция

Составление конспекта, участие в беседе

тест

Называть особенности российской цивилизации, характеризовать этапы российской истории, перечислять источники исторических знаний.

С.3-6
?7-10

ИР



10

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена.

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Давать определение понятиям «великое переселение народов», «индоевропейцы», «славяне», «этногенез». показывать на карте предполагаемую прародину славян, направления славянского расселения, определять место предков славян среди индоевропейцев.

§1 ?1-10

ИР



11

Восточные славяне в VIII – IX вв. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Среднее Поволжье в VIII – начале XIII вв.

1

комбинированный

Работа с картой и учебником

Опрос д/з

Показывать на карте расселение восточных славян, путь «из варяг в греки», называть имена языческих богов, устанавливать причинно-следственную связь между природно-климатическими условиями и занятиями восточных славян. Знать специфику региона современного Татарстана, его население, религиозные представления, взаимоотношения с соседями.

§2 ИР

?2,4,5,9,10

§§3-4 ИТ



12

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князь и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию.

1

комбинированный

Работа с картой, учебником и источником

Опрос д/з

Перечислять предпосылки образования государства (социальные, экономические, политические, духовные, внешнеполитические), выявлять признаки Древнерусского государства, показывать территорию Киевской Руси, направления походов князей

§3 ?1-10

§4?2 ИР



13

Принятие христианства. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Называть причины, значение и последствия принятия христианства, показать влияние Византии на политическую сферу и культуру Киевской Руси.

§5 с.66-71 ?5-9 ИР



14

Княжеские усобицы. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Знать причины междоусобных войн и их участников, основные положения Русской Правды, понимать ее отличие от предшествующих порядков

§5 с.61-66 ?1-4

§§6-8 ИР



15

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики.

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Называть причины, сущность, последствия политической раздробленности. Показывать на карте и характеризовать крупные княжества и их политическое устройство.

§9 ИР
?1-4, 7,

9-16



16

Православная церковь и идея единства Русской земли. Расцвет культуры домонгольской Руси.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Называть деятелей культуры, героев произведений. Знать и характеризовать достижения культуры Руси этого периода, роль церкви в жизни древнерусского человека

§10 ?1-10 ИР



17

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского обществ. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

1

комбинированный

Работа с учебником

тест

Излагать в хронологической последовательности события, связанные с возникновением ислама, понимать его отличие от других мировых религий, определить особенности государственного устройства Арабского халифата

§15

?1-7 ВИ



18

Русь и Степь. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания Руси. Образование Улуса Джучи и Булгарские земли в его составе.

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Охарактеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь, проследить по карте завоевания монголов На Руси в Европе, определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды.

§11 ?1-9 ИР

§§6-7 ИТ



19

Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Знать основные факты немецко-шведской агрессии на Русь, используя карту, рассказать об отражении опасности с Запада. Знать роль Александра Невского в этих событиях

§12 ?1-10 ИР



20

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Характеризовать роль РПЦ в возрождении русских земель, выявлять субъективные и объективные факторы подъема северо-восточных русских земель

§13 ?1-7 ИР



21

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Называть этапы объединения земель вокруг Москвы, знать причины ее возвышения. выявлять предпосылки объединения русских земель, анализировать деятельность московских князей,

§14 ?1-7 ИР



22

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия РПЦ

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Анализировать взаимоотношения московских князей с соседними княжествами, Литвой, Золотой Ордой. Знать образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Понимать значение автокефалии РПЦ.

§15 ИР

?1-2,4,

9,11

§8-9 ИТ



23

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV в. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр культуры великорусской народности.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Называть деятелей культуры, героев произведений. Знать и характеризовать достижения культуры Руси этого периода. Знать этапы формирования русского, украинского и белорусского народов.

§19 ИР

?1 - 13



24

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Казанское ханство между Москвой и Крымом.

1

комбинированный

Работа с документом, с учебником: §17 ?7 пис.

Опрос д/з

Показывать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества, выявлять причины складывания самодержавной формы государственности, анализировать статьи Судебника 1497 г.

§16 ?1-9
§17 ИР

?6,8-11,15

§10 ИТ



25

Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – III Рим»

1

комбинированный

Работа с учебником

тест

Уметь объяснять понятия «феодализм», «кормление», «вотчина», «закуп», «рядович», «холоп», «дружина», «князь». Понимать суть теории «Москва – III Рим»

§18 ?6-11 ИР



26

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии.

1

комбинированный

Работа с учебником: §18 ?5 пис.

Опрос д/з

Называть причины формирование двух религиозных центров православной и католической церкви. Характеризовать влияние Византии на мировое развитие

§14

?1-3
§18

?1-3 ВИ



27

Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в православной и католической традициях. Роль церкви в европейском обществе.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Определять роль Христианской церкви, характер взаимоотношений светской и церковной властей

§18?7,8
с.167-168 §16-17 ?5
с.151-155 §19 ?1-4

§23-24 ВИ



28

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованного государства.

1

комбинированный

Работа с терминами

Опрос д/з

Проследить процесс формирования системы крупного землевладения, характеризовать положение зависимого населения и их повинности. Давать определение понятию «феодализм»

§16-17
?1-4, 6,7

ВИ



29

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений.

1

Урок исследование

Работа с учебником

Опрос д/з

Уметь выявлять особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений традиционных обществ на Западе и Востоке

§25 ВИ

с.212-214

§22 ?1-5



30

Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV – XV вв. Предпосылки модернизации.

1

комбинированный

Работа с учебником: §20-21 ?2 пис.

Опрос д/з

Излагать ключевые события эпохи Средневековья, называть процессы и явления, характеризующие социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV – XV вв.

§20-21
?1,3-6
§26 с.222-224 ?4

ВИ



31

Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

1

Урок-семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Знать и называть деятелей и их достижения в области религии, литературы, художественной культуры. Уметь определять основные черты Средневековой европейской культуры.



§25 ?3-6
§26 с.224-226?5

ВИ



32

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм.

1

комбинированный

Работа с терминами и учебником

тест

Знать и уметь называть хронологические рамки «нового времени», события и явления, характеризующие процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

§26 с.220-222
?1-3
§28-29
с.234-239?1-3

ВИ




33

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Внутренняя колонизация.

1

комбинированный

Работа с картой. Работа с учебником ?2 пис.

Опрос д/з

Знать и показывать на карте регионы, открытые в эпоху Великих географических открытий. характеризовать доколумбовые цивилизации Америки.

§27 ?3-6

ВИ




34

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

1

Урок-семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Знать величайшие достижения эпохи Возрождения во всех сферах культуры. Называть главных деятелей Реформации, этапы становления протестантской политической культуры и социальной этики.

§28-29 с.239– 245

?4-6

ВИ



35

От сословно-представительной монархии к абсолютизму - эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета.

1

комбинированный

Работа с терминами

Опрос д/з

Давать определение понятию «абсолютизм», определять его характерные черты. Выявлять особенности абсолютизма в Англии и Франции.

§30-31
?1-3

ВИ




36

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Учреждение патриаршества.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Раскрывать суть, характер реформ Избранной Рады, ее политический курс. анализировать деятельность Земских соборов. Уметь сравнивать Судебники 1497 г. и 1550 г., выявлять предпосылки закрепощения крестьян

§20

?1,2, 5-7

ИР



37

Опричнина. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства. Присоединение Казанского ханства.

1

комбинированный

Работа с картой и учебником: §21 ?4 пис.

Опрос д/з

Характеризовать политику Опричнины: причины, этапы, итоги, последствия. Знать основные направления внешней политики Ивана Грозного, проследить взаимосвязь внешнеполитических неудач с внутренней жизнью страны

§21 ?1-3

§22

?7,9, 10,12 ИР

§12 ИТ



38

Повторение и контроль знаний по теме «Россия и мир с древнейших времен до конца XVI в.»

1

контрольно-повторительный

Работа с тестами

Прочитать §§1-3 ИР. Т.2




39

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем России. Восстановление независимости страны. Казанский край в Смутное время и после него.

1

комбинированный

Работа с учебником: §3 Вопросы и задания к главе 1 пис.

Опрос д/з

Выявлять предпосылки Смуты: хозяйственный кризис, закрепощение крестьян, ухудшение положения холопов, политический кризис. Давать определения понятиям «Смута», «интервенция», «тушинский лагерь», «семибоярщина». Сравнивать состав, программы и характер Первого и Второго ополчения

§1-3 ИР

§14-15 ИТ



40

Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Анализировать положение России после Смуты. Определять значение укрепления самодержавия и складывания абсолютизма для развития России. Излагать содержание церковной реформы, ее последствия.

§4 ИР

?1-4
§7

?1,2, 5-8



41

Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах XVII в.

1

комбинированный

Работа с картой и учебником: §8 ?5 пис. в виде таблицы

Опрос д/з

Называть основные направления внешней политики, задачи и итоги. Показывать на карте территории, вошедшие в состав России в XVII в.

§7 ?8

с.76-81

§8 ?1-4

ИР



42

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров.

1

комбинированный

Работа с документом и учебником: ??1,7 пис.

Опрос д/з

Давать определение понятиям «всероссийский рынок», «государственный феодализм», «протекционизм», «сословие». Знать основные положения Соборного уложения 1649 г. Выявить особенности социальной структуры

§5 ?2-6

ИР



43

Социальные движения в России во второй половине XVII в. Соляной бунт, Медный бунт. Восстание под предводительством С. Разина

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Характеризовать народные движения XVII в.: причины, требования, состав восставших, этапы, причины поражения

§6 ?1-5

ИР



44

Культура народов Российского государства во второй половине XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Выявлять особенности культурного развития России в XV – XVII вв. Называть достижения русской культуры этого периода. Понимать смысл процесса обмирщения русской культуры XVII в. Определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса.

§23 ?1-8 (Т.1.)

§10 ?2-5

ИР




45

Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

§23 ?1-8 §10 ?2-5

ИР




46

Буржуазные революции XVII – XIX вв.

1

Урок исследование

Работа с учебником и документами

Опрос д/з

Характеризовать исторические условия английской, французской революций и войны за независимость в Северной Америке.

§32?1-4

§34?5,8

§35-36

?4-11 ВИ



47

Предпосылки петровских преобразований

1

лекция

Работа с учебником

Опрос д/з

Характеризовать правление Федора Алексеевича и царевны Софьи. Определять значение отмены местничества для развития государства.

§9 ИР

?1-3, 5,6



48

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи.

1

комбинированный

Работа с учебником: §12-13, ?3 пис.

Опрос д/з

Излагать содержание реформ Петра I. Определять основные направления внешней политики. Выявлять взаимосвязь между внешней и внутренней политикой.

§11 ?9
§12-13

?6,9, 11

ИР



49

Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Новые явления в религиозной политике правительства в Казанской губернии

1

комбинированный

Работа с учебником: §14-15 ?4

тест

Выявлять причины дворцовых переворотов. Понимать сущность понятий «верховники», «кондиции», «бироновщина». Знать основные пути и методы христианизации населения

§14-15 ИР

?1-3,

§18 ИТ



50

Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

1

комбинированный

Работа с учебником: §14-15 ?4

Опрос д/з

Понимать сущность понятия «просвещенный абсолютизм». Излагать содержание реформ Екатерины II.

§16 ?2,5,9

§20?3-5

ИР



51

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Излагать содержание реформ Александра I. Знать значение либеральных реформ начала царствования. Понимать причины реакционного поворота в политике императора

§21 ?6,7

§24 ИР




52

Реформы системы государственного управления. Казанский край в 1801 – 1850-х гг.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Раскрывать понятие «самодержавно-бюрократический строй». Знать основные вехи в истории Казанской губернии п.п. XIX в.

§26-27 ИР с.305-324 ?5,6

§21-22 ИТ



53


Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества.

1

комбинированный

Работа с учебником: ?6 пис

Опрос д/з

Знать мыслителей, характеризовать теории «естественного права» и «общественного договора»

§33 ?1-5 ВИ



54

Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно - политическую жизнь в странах Европы.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Давать определение понятиям «либерализм», «консерватизм», «социализм», «анархизм», «национализм». Знать основных деятелей общественно-политических направлений

§39 ВИ
?1,3,4, ?2 пис



55

Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Знать причины движения декабристов, ход восстания, итоги и последствия. Характеризовать взгляды западников и славянофилов, консерваторов. Утопический социализм.

§25 ?4 пис.

?1,2,6,9

§29 ИР



56

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. Социально-экономическое развитие Казанского края в XVIII в.

1

комбинированный

Работа с учебником

тест

Выявить новые черты в развитии сельского хозяйства, промышленного производства, торговли. Понимать влияние экономического развития на изменение социальной структуры российского общества.

§18 ?2

§26-27

с. 324-333

?8

ИР




57

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. циклический характер развития рыночной экономики. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Классовая социальная структура общества в XIX в. буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе.

1

комбинированный

Работа с терминами, ?2 пис

Опрос д/з

Давать определение понятию «промышленный переворот», называть его признаки.. указывать особенности промышленного развития отдельных регионов Европы. Характеризовать положение рабочего класса промышленных стран, изменения социальной структуры европейского общества XIX в., процесс формирования классов.

§37 ?5,6

§38 ?3-5

ВИ



58

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX в..

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Знать направления, итоги внешней политики. Выявлять черты имперской внешней политики. Характеризовать деятельность Румянцева, Суворова, Потемкина, Ушакова

§17 ?1,3 ИР




59

Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война

1

комбинированный

Работа с учебником и картой

Опрос д/з

Излагать в хронологической последовательности и с использованием карты события и ход Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов. Знать решения Венского конгресса.

§24 ?1-4, 13,14
§28 ?3-5

ИР



60

Отмена крепостного права. Реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Крестьянские реформы 1860-х гг. в Казанской губернии.

1

комбинированный

Заполнение таблицы «Великие реформы Александра II и контрреформы Александра III»

Опрос д/з

Знать основные реформы Александра II, их значение для России. Уметь рассуждать о характере контрреформ Александра III. Понимать суть проведения крестьянской реформы в Казанской губернии

§31, 33 ИР закончить таблицу

§25 ИТ



61

Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Татарское национальное движение.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Знать причины возникновения народничества, его направления. Понимать причины активизации национального движения

§32 ИР с.397 – 403 ?6,7

§28 ИТ



62

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Социально-экономическое развитие Казанской губернии в пореформенный период.

1

комбинированный

Работа с учебником и картой

Опрос д/з

Понимать особенности российского монополистического капитализма и его особенности. Знать роль государства в экономической жизни страны. Уметь называть основные реформы С.Ю. Витте и его вклад в развитие экономики пореформенной России

§32 с.390-397 ?1-4

§34 с.429-437 ИР



63

Индустриальные общества Европы и Америки в XIX в.

1

Урок исследование

Работа с учебником, заполнение синхронической таблицы

Опрос д/з

Выделить и охарактеризовать этапы объединения Италии и Германии, указывать причины и последствия гражданской войны в США, определять становление Британской империи и постепенное отставание Франции от ведущих стран мира

§§41-43 ВИ



64

Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени



1

комбинированный

Работа с учебником и картой

Опрос д/з

Знать суть вестфальской, терезианской, венской систем международных отношений. Понимать роль «Священного союза», определять место Восточного вопроса в международных отношениях

§48

?4-6 ВИ



65

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII – XIX вв. Культурное наследие Нового времени.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Знать основных деятелей и их достижения в науке и художественной культуре. Понимать что есть «классическая картина мира»

ВИ

§40 ?4

?2 пис.



66

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Выявлять особенности культурного развития России в это время. Определять влияние европейских стран на развитие российской культуры. Характеризовать достижения отечественной науки и формирование системы народного образования.

§13 с.139-146

§19 ?1-5

ИР




67

Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Называть достижения деятелей русской художественной культуры первой половины XIX в. Уметь выявлять влияние русской культуры на западноевропейскую.

§30, 35 ИР

подготовка к итоговой к/р



68

Повторение и контроль знаний по теме «Россия и мир в XVII –XIX вв.»

1

Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа




69

Резерв учебного времени

1








70

Резерв учебного времени

1













Дополнительная литература:

История Европы. В 8 т. — М., 1988—2000. — Т. 1—5.
Алаев Л. Б. История традиционного Востока с древнейших времен до начала XX века. — М., 2004.
Амирханов Х. А. История первобытного общества. — М., 1992.
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. — М., 1995.
Блок М. Апология истории, или Ремесло историка (любое издание).
Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. — М., 2000.
Боннар А. Греческая цивилизация (любое издание).
Васильев Л. С. История Востока. — М., 2006. — Т. 1—2.
Васильев Л. С. История религий Востока. — М., 2005.
Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники: XVI—XIX вв. — М., 1984.
Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники: 1870—1917 гг. — М., 1988.
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. — М., 1995.
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры (любое издание).
Древний Рим: история, быт, культура. — М., 1997.
Древние цивилизации. — М., 1989.
Дюби Ж. Средние века (987—1460): от Гуго Капета до Жанны д’Арк. — М., 2000.
Емельянов В. В. Древний Шумер. — СПб., 2001.
Ильина Т. В. История искусств: западноевропейское искусство. — М., 2004.
Каждан А. П. Византийская культура. — М., 1968.

Карамзин Н.М. История государства Российского (любое издание)
Карсавин Л. П. Культура Средних веков (любое издание).
Кин М. Рыцарство. — М., 2002.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. (любое издание)
Кнабе Г. С. Древний Рим — история и современность. — М., 1986.
Ковальская М. И. Итальянские карбонарии. — М., 1977.
Козьякова М. И. Эстетика повседневности: материальная культура и быт Западной Европы в XV—XIX вв. — М., 1996.
Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. — М., 1976.
Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. — М., 1997.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992.
Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. — М., 1994.
Лучицкая С. И. Образ другого: мусульмане в хрониках Крестовых походов. — СПб., 2001.
Малявин В. В. Китайская цивилизация. — М., 2000.
Манфред А. З. Наполеон Бонапарт (любое издание).
Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой Французской революции (любое издание).
Можейко И. В. С крестом и мушкетом. — М., 1966.
Ренан Э. История первых веков христианства (любое издание).
Репина Л. П. Новая историческая наука и социальная история. — М., 1997.
Севастьянов Г. Н., Уткин А. И. Томас Джефферсон. — М., 1976.
Согрин В. В. Основатели США: исторические портреты. — М., 1983.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен (любое издание)
Тарле Е. В. Наполеон (любое издание).
Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. — М., 2005.
Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. — М., 1964.
Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. — М., 1993.
Феномен средневекового урбанизма. — М., 1999—2002. — Т. 1—4.
Хобсбаум Э. Век империи: 1875—1914. — Ростов н/Д, 1999.
Хобсбаум Э. Век капитала: 1848—1875. — Ростов н/Д, 1999.
Хобсбаум Э. Век революции: Европа 1789—1848. — Ростов н/Д, 1999.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1993