СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 6 класс для детей VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный  курс  по   изобразительному  искусству  в  6  классе  направлен  на продолжение решения следующих основных задач:

• коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом, существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

• развитие у учащихся аналнтико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

• улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

• формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения, применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

• развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

• ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

• расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

 

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 6 класс для детей VIII вида»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ «Об образовании» № 273 - ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012 г.

-Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.

- Положения СанПин 2.4.2.2821-10.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.

Школьный курс по изобразительному искусству в 6 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:

• коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом, существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

• развитие у учащихся аналнтико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

• улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

• формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения, применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

• развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

• ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

• расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.


Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.


Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрении. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.).

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.


Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесооб­разность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.


Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 6 классе рисование на темы тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематическою характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практический работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов.


Беседы об изобразительном искусстве. В 6 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и ею главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.

Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о этих средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов, и действующих лиц, краски и т.) .

Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.

Программа для специальных (коррекционных) школ 8 вида по изобразительному искусству предусматривает практические и самостоятельные работы на каждом уроке.


Обучение изобразительному искусству носит предметно – практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами: природоведение (рисование времён года), чтение (рисование на темы), математика (рисование предметов предавая в рисунке форму геометрических фигур), письмо ( развитие мелкой моторики, зрительно- двигательной координации ), трудовым обучением (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места).

Всегда существовала и остаётся актуальной проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. На занятиях учатся организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой (столом). Дети учатся управлять самим собой, анализировать и контролировать свои выполненные работы, а в последующем и поступки. Умение анализировать и контролировать свои поступки способствует воспитанию чувства собственного достоинства, а значит, и социализации личности. У детей формируется чувство прекрасного, воспитываются эстетические способности. На уроке дети учатся работать в группах, в коллективе.



Структура курса

Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Таблица основных тем по четвертям.


Тема занятия

четверти

Итого:

I

II

III

IV

1

Рисование с натуры


2ч.

4ч.

6ч.

4ч.

16ч.

2

Декоративное рисование


5ч.

1ч.

2ч.

-

8ч.

3

Рисование на темы


-

1ч.

1ч.

2ч.

4ч.

4

Беседы об изобразительном искусстве


2ч.

1ч.

1ч.

2ч.

6ч.


Итого:


9ч.

7ч.

10ч.

8ч.

34ч.


Межпредметные связи

Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.

Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше).

Чтение и развитие речи. Восприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по изобразительному искусству


Учащиеся должны уметь:

- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;

- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

- сравнить свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;

- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.


Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по изобразительному искусству


Оценка «5» ставится, если: учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка «4» ставится, если: учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка «3» ставится, если: учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.



Изобразительное искусство (34ч.)

п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Коррекционная работа

I четверть

1


1

Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево).

Развитие мелкой моторики.

Развивать аналитико-синтетическую деятельность: умение обобщать, ориентироваться в задании, планировать работу.

Развитие глазомера, зрительного восприятия и анализа (правильно передавать зрительное соотношение величин предметов).

Совершенствовать зрительно-двигательную координацию.

Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

2


1

Составление сетчатого узора: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (стилизация).

3


1

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (яблоко и груша).

4


1

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (морковь, огурец).

5


1

Декоративное рисование – составление симметричного узора.

6


1

Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся)

7


1

Рисование народной игрушки.

8


1

Беседа: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками»

II четверть

1


1

Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников).

Развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие.

Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе.

Формировать мотивы и потребности, побуждающие к трудовой деятельности.

Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях. Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

2


1

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

3


1

«Что мы видели на стройке» (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъемный кран, стрела которого несет панель, автомашина везет плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму).

4


1

Рисование с натуры объемного предмета: заварочный чайник.

5


1

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти»; Е. Вучетич. «Статуя воина-освободителя» в Трептов-парке в Берлине).

6


1

Рисование новогодней открытки (элементы оформления – флажки, снежинки, сосульки, звезды, серпантин, конфетти, елочные игрушки).

7


1

Изготовление новогодних карнавальных масок.

III четверть

1


1

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В.Васнецов «Богатыри»; В.Суриков. «Переход Суворова через Альпы»). Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения:

«Эмалированная кастрюля и кружка».

Совершенствовать зрительно-двигательную координацию.

Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

Формировать навыки коллективной работы и самоконтроля.

Развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие.

2


1

Рисование с натуры объемного предмета конической формы:

«Кофейник».

3


1

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление: «Кувшин».

4


1

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление: «Ваза»

Формировать у детей эстетическое отношение к действительности.



Развивать активное внимание, наблюдательность, память, воображение, мышление.


5


1

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление: «Подсвечник со свечой».

6


1

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление: «Торшер»

7


1

Декоративное рисование – открытка к «8 Марта».

8


1

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).

9


1

Иллюстрирование отрывка литературного произведения из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина («Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»; «Белка песенки поет, да орешки все грызет»).

10


1

Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору).

IV четверть

1


1

Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» (примерное содержание рисунка: весна, ярко светит солнце, деревья с распустившимися листочками, в голубом небе птицы, на переднем плане скворечник, на ветке сидит скворец, надпись «Птицы – наши друзья»).

Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе.


Формировать мотивы и потребности, побуждающие к трудовой деятельности.


2


1

Рисование с натуры предмета шаровидной формы:

«Глобус».

3


1

Рисование по памяти и представлению: домашнее животное.

4


1

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В.Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»; Д. Шмаринов. «Не забудим, не простим»; Ф. Богородский. «Слава павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец»).

5


1

Рисование плаката на тему о Великой отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков»

Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.


Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.

6


1

Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка – по выбору.

7


1

Рисование с натуры предмета шаровидной формы:

«Кукла – неваляшка».

8


1

Рисование с натуры предмета треугольной формы (Египетская пирамида)