ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 7 классов разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой– М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Школьный курс по изобразительному искусству в 7 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:
коррекции недостатков развития познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Общая характеристика курса
Программа по изобразительному искусству включает четыре вида занятий:
Содержание учебного материала
Рисование с натуры
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.
Декоративное рисование
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельньтми и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Рисование на темы
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
Структура курса
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
№ | Тема занятия | четверти | Итого: |
I | II | III | IV |
1 | Рисование с натуры | 6ч. | 3ч. | 5ч. | 4ч. | 18ч. |
2 | Декоративное рисование | 2ч. | 1ч. | 3ч. | 1ч. | 7ч. |
3 | Рисование на темы | - | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 3ч. |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 1ч. | 2ч. | 1ч. | 2ч. | 6ч. |
| Итого: | 9ч. | 7ч. | 10ч. | 8ч. | 34ч. |
Учащиеся должны уметь:
- передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);
- изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;
- проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построения узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
- использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать предметы с учетом их зрительного уменьшения;
- проявлять интерес к произведениям изобразительно искусства и высказывать о них оценочные суждения.
Учащиеся должны знать:
- виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
- отличительные признаки видов изобразительно искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
- основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
- особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
- отличительные особенности произведений декоративно – прикладного искусства;
- названия крупнейших музеев страны.
Изобразительное искусство (34ч.)
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Коррекционная работа |
I четверть |
1 | | 1 | Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (например, высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой). | Развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие. Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе. Формировать мотивы и потребности, побуждающие к трудовой деятельности. Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях. Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. |
2 | | 1 | Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радиоприемник; телевизор; стопа из 5—6 толстых книг, обвязанных тесьмой). |
3 | | 1 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись». Расширение представлений о работе художника-живописца, о материалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись (И. Грабарь. «Березовая аллея»; И. Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь»; В. Серов. «Мика Морозов»; И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»; В. Маковский. «Свидание»). Крупнейшие музеи страны. |
4 | | 1 | Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал). |
5 | | 1 | Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части («Сыр» «Торт»). |
6 | | 1 | Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза). |
7 | | 1 | Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой). |
8 | | 1 | Декоративное рисование. Составление узоров в геометрических формах. |
9 | | 1 | Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором (к школьному празднику). |
II четверть |
1 | | 1 | Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. | Развитие мелкой моторики. Развивать аналитико-синтетическую деятельность: умение обобщать, ориентироваться в задании, планировать работу. Развитие глазомера, зрительного восприятия и анализа (правильно передавать зрительное соотношение величин предметов). Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. |
2 | | 1 | Рисование с натуры объемных предметов — посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза — по выбору учащихся). |
3 | | 1 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. Томский. «Портрет И. Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.). |
4 | | 1 | Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность. |
5 | | 1 | Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа). |
6 | | 1 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города. |
7 | | 1 | Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета. |
III четверть |
1 | | 1 | Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса. | Формировать у детей эстетическое отношение к действительности. Развивать активное внимание, наблюдательность, память, воображение, мышление. |
2 | | 1 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура. |
3 | | 1 | Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц, концовок. |
4 | | 1 | Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты). | Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. Формировать навыки коллективной работы и самоконтроля. Развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие. |
5 | | 1 | Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи). |
6 | | 1 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня). |
7 | | 1 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; кринка). |
8 | | 1 | Декоративное рисование — составление узора для вазы. |
9 | | 1 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты). |
10 | | 1 | Декоративное рисование. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками |
IV четверть |
1 | | 1 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.). | Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе. Формировать мотивы и потребности, побуждающие к трудовой деятельности. |
2 | | 1 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник; самовар). |
3 | | 1 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки). |
4 | | 1 | Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам). |
5 | | 1 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П. Логинов и В. Панфилов. «Знамя Победы»; П. Кривоногов. «Брестская крепость»; Ф. Усыпенко. «Ответ гвардейцев-минометчиков» и др.). | Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях. |
6 | | 1 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя). |
7 | | 1 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки) |
8 | | 1 | Рисование предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты) |