ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 9 класса составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании в РФ»;
Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с умеренной умственной отсталостью МКОУ Городокской СОШ № 2
Изобразительное искусство представляет собой один из предметов программы обучения тяжело и умеренно умственно отсталых детей, имеющий большое значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности. Оно является неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся с нарушениями интеллекта и активно содействует этому развитию. Сама природа изобразительной деятельности благоприятствует решению этих задач, поскольку затрагивает сложный комплекс умений, навыков, интеллектуальных операций аномального ребёнка.
Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений. В настоящей программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения, в связи с фрагментарностью усвоения школьниками учебного материала учтена система межпредметных связей.
Цели и задачи обучения
Цель: формирование первоначальных изобразительных навыков, способствующих социальной адаптации детей.
Задачи:
формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
развитие интереса к деятельности и её результатам;
формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
обучение приёмам и средствам рисования, аппликации, лепки;
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса.
Задачи коррекционной работы:
совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
корригировать восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Основные направления коррекционной работы:
развитие сенсомоторной сферы;
развитие психических процессов и функций (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, конструктивной деятельности;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном плане школы.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии базисным учебным планом и учебно-календарным графиком МКОУ Городокской СОШ № 2 на 2017-2018 уч. год на 34 часа, 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Декоративное рисование
Простейшие узоры в полосе, квадрате, круге из геометрических элементов и растительных форм. Различение и сочетание цветов. Составление и раскрашивание орнаментов. Деление полосы на одинаковые части с помощью трафаретов.
Рисование с натуры
Определение формы и цвета предмета. Проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. Изображение предметов, определение пространственного расположения объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передача окраски предметов.
Рисование на темы
Изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Изображение простых по форме предметов, раскрашивание их. Определение пространственного отношения предметов. Описание предмета, определение последовательности работы над рисунком, отчет о проделанном (с проговариванием вслух).
Беседы об изобразительном искусстве
Знакомство с произведениями художников, предметами декоративно-прикладного искусства, а также с памятниками скульптуры и архитектуры. Узнавание и различение в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных учащимся из ближайшего окружения. Узнавание в иллюстрациях персонажей народных сказок, называние действующих лиц; называние и дифференциация цвета. Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Количество часов |
-
| Декоративное рисование | 6 |
-
| Рисование с натуры | 5 |
-
| Рисование на темы по памяти и по представлению | 20 |
-
| Беседы об изобразительном искусстве | 3 |
| Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Корректи-ровка | Тема урока |
-
| 04.09 | | Рисование по представлению. «Жук» |
-
| 11.09 | | Беседа о живописи. Русские художники-пейзажисты. |
-
| 18.09 | | Рисование по представлению. «Сбор урожая в саду» |
-
| 25.09 | | Рисование на тему. «Осень золотая» |
-
| 02.10 | | Рисование на тему. «Открытка для учителя» |
-
| 09.10 | | Рисование с натуры. «Букет с рябиной» |
-
| 16.10 | | Декоративное рисование. «Коврик» |
-
| 23.10 | | Беседа об архитектуре. Московский Кремль |
-
| 13.11 | | Рисование по представлению. «Синица» |
-
| 20.11 | | Рисование по представлению. «Дерево зимой» |
-
| 27.11 | | Рисование на тему. «Зимний сад» |
-
| 04.12 | | Декоративное рисование. «Дымковская игрушка» |
-
| 11.12 | | Рисование по представлению. «Ветка ели» |
-
| 18.12 | | Рисование с натуры. «Елочная игрушка» |
-
| 25.12 | | Рисование на тему. «Веселый Новый год» |
-
| 15.01 | | Декоративное рисование. «Тарелка» |
-
| 22.01 | | Рисование с натуры. «Конус и цилиндр» |
-
| 29.01 | | Рисование на тему. «Закат в горах» |
-
| 05.02 | | Рисование по представлению. «Лыжники» |
-
| 12.02 | | Рисование с натуры. «Кастрюля, луковица и морковь» |
-
| 19.02 | | Рисование по представлению. «Ворона» |
-
| 26.02 | | Рисование по представлению. «Подводное царство» |
-
| 05.03 | | Декоративное рисование. «Украсим шапочку и шарф» |
-
| 12.03 | | Рисование на тему. «Мой дом» |
-
| 19.03 | | Рисование на тему. «Весна в деревне» |
-
| 02.04 | | Рисование на тему. «Аленький цветочек» |
-
| 09.04 | | Декоративное рисование. «Весёлая матрёшка» |
-
| 16.04 | | Декоративное рисование. «Сказочный город» |
-
| 23.04 | | Рисование с натуры. «Кувшин и яблоки» |
-
| 28.04 | | Рисование портрета по памяти. «Моя бабушка» |
-
| 07.05 | | Рисование на тему. «Салют на Красной площади»» |
-
| 14.05 | | Рисование по представлению. «Бабочка» |
-
| 21.05 | | Рисование по представлению. «Здравствуй, лето» |
-
| 28.05 | | Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
названия материалов и средств, используемых в процессе изобразительной деятельности, их свойства (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мелки, пластилин и др.);
некоторые приёмы декоративного рисования с использованием простых геометрических форм, названия простых геометрических форм: круг, квадрат, треугольник;
названия основных цветов: красный жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный;
Учащиеся должны уметь:
рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; создавать сочетания прямых и наклонных линий;
рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;
рисовать простые геометрические фигуры по точкам и шаблонам;
ориентироваться на поверхности листа (низ, середина, верх);
раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно;
проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;
рисовать кистью, применяя приёмы примакивания и касания кончиком кисти;
получать разные цвета путём смешения красок;
обследовать предмет перед рисованием, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;
выполнять сюжетные рисунки, используя трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения для создания отдельных элементов рисунка;
рассматривать собственные и чужие работы, узнавать изображённые предметы, называть их, сравнивать свою работу и работы других с предметом или образцом.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Аксёновой А.К., Антропова А.П., Бгажноковой И.М., Рау М.Ю. и др. - 2-е изд., М. «Просвещение», 2005.
Программно-методические материалы: «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с.
Детские книги с иллюстрациями Е. Чарушина, Ю.Васнецова, В.Ватагина.
Иллюстрации к сказкам
Муляжи фруктов, овощей, грибов
Набор таблиц по изобразительному искусству
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по изобразительному искусству.
Наборы шаблонов и трафаретов, соответствующие содержанию обучения.
Портреты русских художников: Шишкина, Саврасова, Репина.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по изобразительному искусству.
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Компьютер.
Магнитно-маркерная доска
Мультимедийный проектор.
Тематические презентации
Интернет-ресурсы
http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru