СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО Кузин В. С., Кубышкина Э. И. 2 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по ИЗО для 2 класса Кузин В. С., Кубышкина Э. И.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО Кузин В. С., Кубышкина Э. И. 2 класс»

Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта

  • Федеральной примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

  • Авторской программы Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство»;

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 4 г. Ардона РСО- Алания на 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: - М.: Дрофа, 2012 ,

а также дополнительных пособий для учителя: Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-4 классах. – М.: Просвещение, 2012,

и дополнительных пособий для учащихся: Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2012.

Рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:во 2 классе предполагается обучение в объеме 34 часов (1 час в неделю).

Настоящая рабочая программа учитывает возрастную специфику обучающихся во 2 классах, а именно: возрастные особенности восприятия, мышления и творческой деятельности детей младшего школьного возраста.

В соответствии с этим реализуется программа по изобразительному искусству. На основании этой программы, целью которой является продолжение формирования у учащихся 2-ых классов универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов, реализуетс федеральный, региональный и школьный компонент.

Важнейшие образовательные задачи состоят в следующем:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, и изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-ом классе

Ученик должен получить начальные сведения:

-о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

-о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

-о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);

-об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красной красок, зеленый - желтой и синей, фиолетовый - красной и синей).

Ученик должен знать/понимать:

-основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

-известные центры народных художественных ремесел России;

-основные цвета спектра в пределах акварельных красок;

-особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

Ученик должен уметь:

-высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

-верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

-правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;

-определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

-передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

-выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм.

Ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-самостоятельной творческой деятельности;

-обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.


Годовое планирование учебного материала

(34 часа, 1 час в неделю)


Тема раздела

Количество часов

I-я четверть (8 часов)

1

Мы рисуем осень

8 ч.

II-я четверть (8 часов)


Мы рисуем сказку

8 ч.

III-я четверть (10 часов)


Мои друзья

10 ч.

IV-я четверть (8 часов)


С чего начинается Родина

8 ч.


Итого

34 ч.



Содержание курса «Изобразительное искусство» (34 ч.)

Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания: рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски): бабочек; простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.); книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша); игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды); игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.). Выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы (8 ч)

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально - эстетическое отношение к изо­бражаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

Примерные задания: рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»; иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есени­на, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

Декоративная работа (8 ч)

Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Примерные задания: выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев; выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка; выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы; выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным; раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.

Лепка (3 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

Примерные задания: лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению; лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению; лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»; лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.

Аппликация (3 ч)

Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основных цветов.

Примерные задания: рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги; составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

  • прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);

  • родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);

  • городские и сельские пейзажи;

  • художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;

  • композиция в изобразительном искусстве;

  • художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);

  • художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);

  • выдающиеся русские художники второй половины XIXв.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;

  • главные художественные музеи России;

  • русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).

С учетом уровневой специфики классов выстроена система уроков:

  • рисование с натуры (ри­сунок, живопись),

  • рисование на темы и иллюстриро­вание (композиция),

  • декоративная работа,

  • лепка,

  • аппликация с элементами дизайна,

  • беседы об изобра­зительном искусстве и красоте вокруг нас.

В учебном процессе в соответствии с темой урока и дидактическими целями используются:

- методические журналы по искусству;

-учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, рисунки, схематические рисунки, схемы);

- портреты русских и зарубежных художников;

-таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

-схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

-таблицы по народным промыслам, рус­скому костюму, декоративно-прикладному искусству.

-оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, экран, фотоаппарат, видеокамера);

-аудиозаписи по музыке, литературные произведения;

-презентации на дисках;

- муляжи овощей и фруктов, гербарии;

- изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- гипсовые геометрические тела

- керамические изделия (вазы, кринки и др.)

- драпировки

- предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

- краски акварельные, гуашевые, тушь;

- бумага АЗ, А4;

- фломастеры, восковые мелки;

- кисти беличьи № 5, 10, 20;

- ёмкости для воды


Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс



п/п


Тема


Дата



Печатные

пособия и ЦОР

Планируемые результаты



Виды деятельности


Предметные


Метапредметные и личностные (УУД)

1 четверть. Мы рисуем осень (8ч)

1.

Рисование с натуры

«Красота осенних листьев»


Изобразительный ряд:

репродукции картин В. Поленов «Золотая осень»

И. Хруцкий «Цветы и плоды»

И. Левитан «Золотая осень»,

В. Серов «Октябрь. Домотканово», Ю. Подлясский

«С колхозных полей»,

коллекция осенних листьев;

муляжи фруктов и овощей;

образцы произведений полхов-майданской росписи (фотографии или слайды)

Музыкальный ряд:

«Осенняя песенка» Д. Васильева-Буглая, А. Плещеев; «Что нам осень принесла» З. Левина, К. Некрасова.

Знать: понятие «натюрморт»; основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; основные цвета спектра в пределах акварельных красок; о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан)

Уметь: анализировать специфические свойства акварели и гуаши; компоновать сюжетный рисунок; высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства; верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм.

Личностные: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; интерес к изучаемому предмету;

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.

Познавательные: ориентироваться в понятиях «карандаш», «акварель», «гуашь»; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; анализировать полученную информацию; сравнивать и группировать введенные понятия.

Коммуникативные: способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

дидактические игры;

работа с информационными источниками (альбомы репродукций, учебник, ТПО);

сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихов об осени;

индивидуальная работа;

работа в парах и малых группах.

2

Рисование с натуры. «Дары осени»


3

Декоративная работа. «Весёлые узоры»


4

Декоративная работа. «Осенний узор»


5

Рисование на тему

«В гостях у осени» (карандаш)


6

Рисование на тему

«В гостях у осени» (акварель)


7

Рисование на тему «Богатый урожай» (карандаш)


8

Рисование на тему «Богатый урожай» (акварель)


2 четверть. Мы рисуем сказку (8ч)

9

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» (карандаш)


Изобразительный ряд:

репродукции картин

В. Ватагина;

В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке»;

образцы полхов-майданских птиц-свистулек;

игрушка или чучело гуся;

образцы произведений городецких мастеров (фотографии или слайды)

Литературный ряд:

книга Е. Чарушин «Детки в клетке»;

русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Музыкальный ряд:

-русские народные песни.

Знать: особенности работы акварельными и гуашевыми красками; особенности анималистического жанра; известные центры народных художественных ремесел России; историю развития городецкой росписи; приёмы выполнения розана и купавки; названия цветов (основных и оттенки); правила смешивания цветов; свойства рисовальных материалов; об особенностях художественной росписи по дереву.

Уметь: творчески стилизовать формы животного мира в декоративные; изображать форму, строение и цветовую окраску оперения птиц; передавать логическую связь между изображаемыми объектами композиции; верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения.

Личностные: предпосылки для развития творческого воображения; навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.

Познавательные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; передавать в тематическом рисунке пространство; анализировать полученную информацию; сравнивать и группировать введенные понятия.

Коммуникативные:

- умения работать в парах и малых группах;

- оформлять свои мысли при помощи рисунка.

дидактические игры;

работа с информационными источниками (альбомы репродукций, учебник, ТПО);

сюжетно-ролевые игры, инсценирование сказок;

индивидуальная работа;

работа в парах и малых группах.

10

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» (акварель)


11

Рисование с натуры или по памяти гуся. Мы готовимся к рисованию сказки» (карандаш)


12

Рисование с натуры или по памяти гуся. Мы готовимся к рисованию сказки» (акварель)


13

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси – лебеди» (карандаш)


14

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси – лебеди» (акварель)


15

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку» (карандаш)


16

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку» (акварель)


3 четверть Мои друзья (10ч)

17

Рисование на тему «Наши зимние забавы» (карандаш)


Изобразительный ряд: репродукции картин

В. Серова;

К. Коровин «Зимой»,

Е. Вучетич «Советский воин-освободитель»,

А. Саврасов «Грачи прилетели»,

И. Левитан «Весна. Большая вода»,

дымковские и филимоновские игрушки (фотографии или слайды);

образцы полхов-майданских птиц-свистулек;

павловопасадские платки

Литературный ряд:

А. Блок «Снег да снег…»,

Г. Василистов «Снежки»,

И. Токмакова «Подарили собачку»;

Г. Виеру «Кот»;

К. Фофанов «Чем знаменито Дымково»

отрывок из поэмы Л. Кривошеенко «Живёт на заставе Серёжа»,

М. Исаковский «Весна»,

Г. Василистова «Весна»

Музыкальный ряд:

Г. Бойко,

мелодии на темы весеннего пробуждения природы.

Знать: особенности работы акварельными и гуашевыми красками; «понятие» геометрический узор»; о цветах спектра в пределах наборов акварель­ных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий); об особенностях павлопасадских платков

Уметь: грамотно подбирать цветовые оттенки; видеть и называть цвета и цветовые оттенки; верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; простейшими средствами передавать смысловую связь между предметами и героями в рисунке; располагать лист бумаги по вертикали и горизонтали в зависимости от замысла; правильно выбирать размер изображения в листе; цветом выделять главные объекты композиции. передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений;

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.

Познавательные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; узнавать изображенные на картине предметы. Явления, действия; передавать в тематическом рисунке пространство; анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого; сравнивать и группировать введенные понятия.

Коммуникативные: умения работать в парах и малых группах; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

дидактические игры;

работа с информационными источниками (альбомы репродукций, учебник, ТПО);

сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений;

индивидуальная работа;

работа в парах и малых группах.

18

Рисование на тему

«Наши зимние забавы» (гуашь)


19

Рисование с натуры

«Друзья детства» (карандаш)


20

Рисование с натуры

«Друзья детства» (гуашь)


21

Декоративная работа

«Мои любимые игрушечные животные» (карандаш)


22

Декоративная работа

«Мои любимые игрушечные животные» (гуашь)


23

Рисование на тему

«Мои друзья на границе» (карандаш)


24

Рисование на тему

«Мои друзья на границе» (гуашь)


25

Рисование на тему

«Я и мои друзья» (карандаш)


26

Рисование на тему

«Мои друзья»


4 четверть. С чего начинается Родина (8 часов)

27

Рисование на тему «С чего начинается Родина»


Изобразительный ряд:

репродукции картин

И. Шишкин «Рожь»,

П. Кончаловский «Окно поэта», «Сирень»;

набор гербариев с цветами;

образцы изделий Городца, Полхов-Майдана, Гжели, мастеров родного края;

Литературный ряд:

М. Исаковский «Родина»,

Л. Чернышова «Рисовали дети счастье»,

А. Афанасьев «Букварь».

Знать: основные цвета спектра в пределах акварельных красок; особенности работы акварельными и гуашевыми красками известные центры народных художественных ремесел России;

Уметь: выбирать сюжет на предложенную тему; определять формат изображения; грамотно подбирать цветовые оттенки; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

Личностные: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы;

Регулятивные: сформированности основ художественной культуры, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

Познавательные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; передавать в тематическом рисунке пространство; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы,

Коммуникативные: умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность.

дидактические игры

работа с информационными источниками (альбомы репродукций, учебник, ТПО);

сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений;

индивидуальная работа;

работа в парах и малых группах.

28

Рисование с натуры «Цветы нашей Родины»


29

Рисование на тему

«Мы рисуем праздник» (карандаш)


30

Рисование на тему

«Мы рисуем праздник» (акварель)


31

Декоративная работа. «Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров» (карандаш)


32

Декоративная работа. «Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров» (акварель)


33

Рисование на тему «Мы любим родную природу» (гуашь)


34

Итоговая выставка творческих работ