Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта
Федеральной примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Авторской программы Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство»;
Учебного плана МБОУ СОШ № 4 г. Ардона РСО- Алания на 2017-2018 уч. год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: - М.: Дрофа, 2012 ,
а также дополнительных пособий для учителя: Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-4 классах. – М.: Просвещение, 2012,
и дополнительных пособий для учащихся: Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2012.
Рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:во 2 классе предполагается обучение в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Настоящая рабочая программа учитывает возрастную специфику обучающихся во 2 классах, а именно: возрастные особенности восприятия, мышления и творческой деятельности детей младшего школьного возраста.
В соответствии с этим реализуется программа по изобразительному искусству. На основании этой программы, целью которой является продолжение формирования у учащихся 2-ых классов универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов, реализуетс федеральный, региональный и школьный компонент.
Важнейшие образовательные задачи состоят в следующем:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, и изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-ом классе
Ученик должен получить начальные сведения:
-о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
-о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
-о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
-об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красной красок, зеленый - желтой и синей, фиолетовый - красной и синей).
Ученик должен знать/понимать:
-основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
-известные центры народных художественных ремесел России;
-основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
-особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
Ученик должен уметь:
-высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
-верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
-определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
-передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
-выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм.
Ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-самостоятельной творческой деятельности;
-обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
Годовое планирование учебного материала
(34 часа, 1 час в неделю)
№ | Тема раздела | Количество часов |
I-я четверть (8 часов) |
1 | Мы рисуем осень | 8 ч. |
II-я четверть (8 часов) |
| Мы рисуем сказку | 8 ч. |
III-я четверть (10 часов) |
| Мои друзья | 10 ч. |
IV-я четверть (8 часов) |
| С чего начинается Родина | 8 ч. |
| Итого | 34 ч. |
Содержание курса «Изобразительное искусство» (34 ч.)
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания: рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски): бабочек; простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.); книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша); игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды); игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.). Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы (8 ч)
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания: рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»; иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).
Декоративная работа (8 ч)
Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания: выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев; выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка; выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы; выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным; раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.
Лепка (3 ч)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания: лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению; лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению; лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»; лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.
Аппликация (3 ч)
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Примерные задания: рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги; составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Основные темы бесед:
прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);
родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);
художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
композиция в изобразительном искусстве;
художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);
художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
выдающиеся русские художники второй половины XIXв.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
главные художественные музеи России;
русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
С учетом уровневой специфики классов выстроена система уроков:
рисование с натуры (рисунок, живопись),
рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
декоративная работа,
лепка,
аппликация с элементами дизайна,
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В учебном процессе в соответствии с темой урока и дидактическими целями используются:
- методические журналы по искусству;
-учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, рисунки, схематические рисунки, схемы);
- портреты русских и зарубежных художников; -таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; -таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта; -схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; -таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству. -оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, экран, фотоаппарат, видеокамера); -аудиозаписи по музыке, литературные произведения; -презентации на дисках; - муляжи овощей и фруктов, гербарии; - изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; - гипсовые геометрические тела - керамические изделия (вазы, кринки и др.) - драпировки - предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) - краски акварельные, гуашевые, тушь; - бумага АЗ, А4; - фломастеры, восковые мелки; - кисти беличьи № 5, 10, 20; - ёмкости для воды Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс |
№ п/п | Тема | Дата | Печатные пособия и ЦОР | Планируемые результаты | Виды деятельности |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) |
1 четверть. Мы рисуем осень (8ч) |
1. | Рисование с натуры «Красота осенних листьев» | | Изобразительный ряд: репродукции картин В. Поленов «Золотая осень» И. Хруцкий «Цветы и плоды» И. Левитан «Золотая осень», В. Серов «Октябрь. Домотканово», Ю. Подлясский «С колхозных полей», коллекция осенних листьев; муляжи фруктов и овощей; образцы произведений полхов-майданской росписи (фотографии или слайды) Музыкальный ряд: «Осенняя песенка» Д. Васильева-Буглая, А. Плещеев; «Что нам осень принесла» З. Левина, К. Некрасова. | Знать: понятие «натюрморт»; основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; основные цвета спектра в пределах акварельных красок; о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан) Уметь: анализировать специфические свойства акварели и гуаши; компоновать сюжетный рисунок; высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства; верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм. | Личностные: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; интерес к изучаемому предмету; Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы. Познавательные: ориентироваться в понятиях «карандаш», «акварель», «гуашь»; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; анализировать полученную информацию; сравнивать и группировать введенные понятия. Коммуникативные: способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. | дидактические игры; работа с информационными источниками (альбомы репродукций, учебник, ТПО); сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихов об осени; индивидуальная работа; работа в парах и малых группах. |
2 | Рисование с натуры. «Дары осени» | |
3 | Декоративная работа. «Весёлые узоры» | |
4 | Декоративная работа. «Осенний узор» | |
5 | Рисование на тему «В гостях у осени» (карандаш) | |
6 | Рисование на тему «В гостях у осени» (акварель) | |
7 | Рисование на тему «Богатый урожай» (карандаш) | |
8 | Рисование на тему «Богатый урожай» (акварель) | |
2 четверть. Мы рисуем сказку (8ч) |
9 | Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» (карандаш) | | Изобразительный ряд: репродукции картин В. Ватагина; В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке»; образцы полхов-майданских птиц-свистулек; игрушка или чучело гуся; образцы произведений городецких мастеров (фотографии или слайды) Литературный ряд: книга Е. Чарушин «Детки в клетке»; русская народная сказка «Гуси-лебеди». Музыкальный ряд: -русские народные песни. | Знать: особенности работы акварельными и гуашевыми красками; особенности анималистического жанра; известные центры народных художественных ремесел России; историю развития городецкой росписи; приёмы выполнения розана и купавки; названия цветов (основных и оттенки); правила смешивания цветов; свойства рисовальных материалов; об особенностях художественной росписи по дереву. Уметь: творчески стилизовать формы животного мира в декоративные; изображать форму, строение и цветовую окраску оперения птиц; передавать логическую связь между изображаемыми объектами композиции; верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения. | Личностные: предпосылки для развития творческого воображения; навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы. Познавательные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; передавать в тематическом рисунке пространство; анализировать полученную информацию; сравнивать и группировать введенные понятия. Коммуникативные: - умения работать в парах и малых группах; - оформлять свои мысли при помощи рисунка. | дидактические игры; работа с информационными источниками (альбомы репродукций, учебник, ТПО); сюжетно-ролевые игры, инсценирование сказок; индивидуальная работа; работа в парах и малых группах. |
10 | Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» (акварель) | |
11 | Рисование с натуры или по памяти гуся. Мы готовимся к рисованию сказки» (карандаш) | |
12 | Рисование с натуры или по памяти гуся. Мы готовимся к рисованию сказки» (акварель) | |
13 | Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси – лебеди» (карандаш) | |
14 | Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси – лебеди» (акварель) | |
15 | Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку» (карандаш) | |
16 | Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку» (акварель) | |
3 четверть Мои друзья (10ч) |
17 | Рисование на тему «Наши зимние забавы» (карандаш) | | Изобразительный ряд: репродукции картин В. Серова; К. Коровин «Зимой», Е. Вучетич «Советский воин-освободитель», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна. Большая вода», дымковские и филимоновские игрушки (фотографии или слайды); образцы полхов-майданских птиц-свистулек; павловопасадские платки Литературный ряд: А. Блок «Снег да снег…», Г. Василистов «Снежки», И. Токмакова «Подарили собачку»; Г. Виеру «Кот»; К. Фофанов «Чем знаменито Дымково» отрывок из поэмы Л. Кривошеенко «Живёт на заставе Серёжа», М. Исаковский «Весна», Г. Василистова «Весна» Музыкальный ряд: Г. Бойко, мелодии на темы весеннего пробуждения природы. | Знать: особенности работы акварельными и гуашевыми красками; «понятие» геометрический узор»; о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий); об особенностях павлопасадских платков Уметь: грамотно подбирать цветовые оттенки; видеть и называть цвета и цветовые оттенки; верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; простейшими средствами передавать смысловую связь между предметами и героями в рисунке; располагать лист бумаги по вертикали и горизонтали в зависимости от замысла; правильно выбирать размер изображения в листе; цветом выделять главные объекты композиции. передавать в тематических рисунках пространственные отношения. | Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы. Познавательные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; узнавать изображенные на картине предметы. Явления, действия; передавать в тематическом рисунке пространство; анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого; сравнивать и группировать введенные понятия. Коммуникативные: умения работать в парах и малых группах; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. | дидактические игры; работа с информационными источниками (альбомы репродукций, учебник, ТПО); сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений; индивидуальная работа; работа в парах и малых группах. |
18 | Рисование на тему «Наши зимние забавы» (гуашь) | |
19 | Рисование с натуры «Друзья детства» (карандаш) | |
20 | Рисование с натуры «Друзья детства» (гуашь) | |
21 | Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные» (карандаш) | |
22 | Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные» (гуашь) | |
23 | Рисование на тему «Мои друзья на границе» (карандаш) | |
24 | Рисование на тему «Мои друзья на границе» (гуашь) | |
25 | Рисование на тему «Я и мои друзья» (карандаш) | |
26 | Рисование на тему «Мои друзья» | |
4 четверть. С чего начинается Родина (8 часов) |
27 | Рисование на тему «С чего начинается Родина» | | Изобразительный ряд: репродукции картин И. Шишкин «Рожь», П. Кончаловский «Окно поэта», «Сирень»; набор гербариев с цветами; образцы изделий Городца, Полхов-Майдана, Гжели, мастеров родного края; Литературный ряд: М. Исаковский «Родина», Л. Чернышова «Рисовали дети счастье», А. Афанасьев «Букварь». | Знать: основные цвета спектра в пределах акварельных красок; особенности работы акварельными и гуашевыми красками известные центры народных художественных ремесел России; Уметь: выбирать сюжет на предложенную тему; определять формат изображения; грамотно подбирать цветовые оттенки; передавать в тематических рисунках пространственные отношения. | Личностные: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы; Регулятивные: сформированности основ художественной культуры, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; Познавательные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом; передавать в тематическом рисунке пространство; анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, Коммуникативные: умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность. | дидактические игры работа с информационными источниками (альбомы репродукций, учебник, ТПО); сюжетно-ролевые игры, инсценирование стихотворений; индивидуальная работа; работа в парах и малых группах. |
28 | Рисование с натуры «Цветы нашей Родины» | |
29 | Рисование на тему «Мы рисуем праздник» (карандаш) | |
30 | Рисование на тему «Мы рисуем праздник» (акварель) | |
31 | Декоративная работа. «Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров» (карандаш) | |
32 | Декоративная работа. «Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров» (акварель) | |
33 | Рисование на тему «Мы любим родную природу» (гуашь) | |
34 | Итоговая выставка творческих работ | |