СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО (  Б.Неменский) "Школа России". 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, рабочей программы «Изобразительное искусство» Неменский Б.М предметной линии учебников системы «Школа России» 1 - 4 классы М.: Просвещение, 2011, в соответствии с Федеральным государ­ственным образовательным стандартом начального общего обра­зования второго поколения; Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ СОШ пос. ,Заря Опаринского района Кировской области.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Используемый учебно-методический комплект.

Учебники:

2. Н.А.Горяева, Л.А. Неменская и др. «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник 3 класс». - М.: «Просвещение», 2013г.

Дидактические средства для учащихся:

3. Л.А. Неменская. «Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь . 3 класс» – М.: «Просвещение», 2016г.

Методические рекомендации:

4. .Л.А.Неменская. «Уроки изобразительного искусства». Поурочные разработки 1 – 4 классы – М.: «Просвещение», 2013г.


Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 3 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 34 ч.


Общая характеристика организации учебного процесса

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Особенности организации контроля по изобразительному искусству

Контроль за уровнем достижений обучающихся по ИЗО проводится в форме оценки за выполненную работу. Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Изобразительное искусство» нет. Итоговая четвертная (годовая) оценка складывается из учета текущих отметок.

Информация о внесённых изменениях программы

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Поэтому в программу не внесено изменений.

Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание предмета, курса

Искусство в твоем доме (8 ч.)

Твои игрушки

Играя, дети оказываются в роли художника, потому что одушевляют свои игрушки. Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку. Надо увидеть заложенный в нем образ — характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных предметов. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой. Участие Братьев-Мастеров — Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения — в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.

Задание: создание игрушки из любых подручных материалов.

Вариант задания: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке

Посуда у тебя дома

Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды. Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция — форма, украшение, роспись. Задание: лепка посуды с росписью по белой грунтовке.

Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов (при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая).

Материалы: пластилин или глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага

Обои и шторы в твоем доме

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет... Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент).

Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская).

Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.

Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.

Мамин платок

Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Выражение в художественном образе платка (композиция, характер росписи, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный). Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка.

Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага

Твои книги

Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Били- бин, Е. Чарушин и др.). Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги.

Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.

Вариант задания (сокращение): иллюстрация к сказке или конструирование обложки для книжки-игрушки.

Материалы: гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы (для учащихся); степлер (для учителя)

Открытки

Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики.

Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии).

Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании формы предмета и его украшения. Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских

работ (дети ведут беседу от лица Брать- ев-Мастеров, выявляя работу каждого). Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.

Задание: проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

 Памятники архитектуры

Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор. Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры — каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т. д.). Памятники архитектуры — достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством.

Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.

Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага.

Парки, скверы, бульвары

Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зеленых островков природы в городах) — важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт-Петербурге и т. д.). Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т. д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках — мемориалах воинской славы.

Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж). Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа).

Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.

Ажурные ограды

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе. Связь творчества художника с реальной жизнью. Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т. д.) в создании ажурного узорочья оград.

Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот — вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей

Волшебные фонари

Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт- Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Связь образного строя фонаря с природными аналогами.

Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Материалы: тушь, палочка или белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Витрины

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т. д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Праздничность и яркость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице.

Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам).

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Удивительный транспорт

Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник Природа — неисчерпаемый источник вдохновения для художника-

конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет- стрекоза, вездеход-паук и т. д.).

Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей

Труд художника на улицах твоего города (села)

Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективных панно. Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей). Беседа о роли художника в создании облика города. Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села).



Художник и зрелище (11 ч)

Художник в цирке

Цирк — образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены.

Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.

Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

Художник в театре

Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актерского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) — основа любого зрелища.

Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством.

Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трех Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля.

Задание: театр на столе — создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.

Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.

Театр кукол

Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица.

Задание: создание куклы к кукольному спектаклю.

Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы

Маски

Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Маски- характеры, маски-настроения. Античные маски — маски смеха и печали — символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим.

Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Афиша, плакат

Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм. Композиционное единство изображений и текстов в плакате, афише. Шрифт и его образные возможности. Задание: создание эскиза плаката- афиши к спектаклю или цирковому представлению.

Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата

Праздник в городе

Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др. Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление.

Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника.

Вариант задания: выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)».

Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага.

Школьный карнавал (обобщение темы)

Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д. Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках

Художник и музей (6 ч)

 Музеи в жизни города

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов — хранители великих произведений мирового и русского искусства. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т. д.). Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея). Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобрази- тельных искусств им. А. С. Пушкина. Музеи (выставочные залы) родного города. Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т. д. Рассказ учителя и беседа.

Картина — особый мир. Картина-пейзаж

Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Как воспитывать в себе зрительские умения. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Ф. Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже.

Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий). Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага.

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.

Задание: создание портрета кого- либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению). Материалы: гуашь, кисти или пастель, акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.

Картина-натюрморт

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.). Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте.

Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения).

Вариант задания: в изображении натюрморта рассказать о конкретном человеке, его характере, его профессии и состоянии души.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Картины исторические и бытовые

Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий. Учимся смотреть картины.

Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события.

Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага.

Скульптура в музее и на улице

Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное — главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина). Учимся смотреть скульптуру.

Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.

Художественная выставка (обобщение темы)

Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»). Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого человека?»


Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Из них: к/р, п/р, л/р, соч., излож., тесты, проекты и др.

УУД, формируемые в рамках изучения урока


Дата проведения

Искусство в твоем доме (8ч)

1-2

Твои игрушки


2


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль

Познавательные:

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

02. 09

09. 09

3

Посуда у тебя дома


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль

Познавательные:

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.

Коммуникативные:

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;  осуществление взаимопроверки выполненной работы;

16. 09

4

Обои и шторы у себя дома


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль

Познавательные:

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

23. 09

5

Мамин платок


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Познавательные:

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен.

Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический)

Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

30. 09

6

Твои книжки


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Познавательные:

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).

Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).

Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки-игрушки.

Овладевать навыками коллективной работы.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.

Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

Коммуникативные:

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; осуществление взаимопроверки выполненной работы;

07. 10

7

Открытки


1

14. 10

8

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Познавательные:

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.

Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

21. 10

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

9

Памятники архитектуры


1



Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Познавательные:

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь.

Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Эстетически оценивать работы сверстников.

28. 10

10

Парки, скверы, бульвары


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Познавательные:

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.

Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Эстетически оценивать работы сверстников.

11. 11

11

Ажурные ограды


1


18. 11

12

Волшебные фонари


1


25. 11

13

Витрины


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль

Познавательные:

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

Коммуникативные:

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; осуществление взаимопроверки выполненной работы; 

02. 12

14

Удивитель-

ный транспорт


1


09. 12

15

Труд художника на улицах твоего села (обобщение темы)


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; осуществлять самоконтроль

Познавательные:

Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.

Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.

Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Эстетически оценивать работы сверстников.

16. 12

Художник и зрелище (11 ч)

16

Художник в цирке


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; осуществлять самоконтроль

Познавательные:

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Эстетически оценивать работы сверстников.



23. 12

17

Художник в театре


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль

Познавательные:

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Эстетически оценивать работы сверстников.




13. 01

18-19

Театр кукол



2

20. 01

27. 01

20-21


Маски


2



Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; осуществлять самоконтроль

Познавательные:

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.

Объяснять роль маски в театре и на празднике.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Эстетически оценивать работы сверстников.

03. 02

10 02

22-23

Афиша и плакат


2


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; осуществлять самоконтроль

Познавательные:

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).

Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.

Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Эстетически оценивать работы сверстников.

17. 02

24. 02

24-25

Праздник в городе


2



Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; осуществлять самоконтроль

Познавательные: Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Эстетически оценивать работы сверстников.

02. 03

09. 03

26

Школьный карнавал (обобщение темы)


1

16. 03

Художник и музей (8 ч)

27

Музей в жизни города


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; осуществлять самоконтроль

Познавательные: Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Эстетически оценивать работы сверстников.

23. 03

28-29

Картина — особый мир. Картина-пейзаж


2

06. 04

13. 04

30

Картина-портрет


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; осуществлять самоконтроль

Познавательные: Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах.

Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом.

Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композиционные навыки.

Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.

Развивать композиционные навыки.

Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Эстетически оценивать работы сверстников.

20. 04

31

Картина-натюрморт


1

27. 04

32

Картины исторические и бытовые


1

04. 05

33

Скульптура в музее и на улице


1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; осуществлять самоконтроль

Познавательные: Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.

Объяснять роль скульптурных памятников.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.

Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Эстетически оценивать работы сверстников.

11. 05

34

Художественная выставка (обобщение темы)

1


Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; осуществлять самоконтроль

Познавательные: Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность.

Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, корректно сообщать товарищу об ошибках; уметь слушать и понимать речь других; проявлять умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Эстетически оценивать работы сверстников.

18. 05






















Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение


Для учителя:

1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству / Творческий центр Сфера, Москва, 2007.-156с.

2.Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического – СПб.: КАРО, 2004. – 176с.: ил.

3. Ельченко Н.Ю., Бобкова Л.Г. разработка рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» методические рекомендации для учителей изобразительного искусства

4. Ельченко Н.Ю. Оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства /                                                                                                            5. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство «Ты и искусство» учебник для второго класса (2010 год).

5. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2010г.

6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусства и методика его преподавания в начальной школе. /Москва, Издательский центр «Академия», 1999.-364с.

Для обучающихся:

1.  Конышев Н.М. Искусство Энциклопедия. Москва «РОМСЕН» 2011.

2.  Платонова Н. Искусство энциклопедия:. Москва «Ромсэн» 2012.

http://school.univertv.ru/   - видео уроки

http://www.ped-sovet.ru/

http://www.rusedu.ru/ 

http://metodisty.ru/

http://www.proshkolu.ru/ 

http://www.openclass.ru/ 

http://forum.in-ku.com/ 

http://www.zavuch.info/ 

http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции

http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо

http://www.koob.ru/books/draw/  по ИЗО – репродукции.

http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/  - школьникам о живописи









ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Дата внесения изменений

№/п

Содержание

Основание

Форма внесения изменений