Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО»; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО от 6 октября 2009г. № 373»; приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в ФГОС НОО от 6 октября 2009г. № 373»; приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в ФГОС НОО от 6 октября 2009 года № 373»);
Образовательная программа организации (утверждена приказом директора от 31 августа № 110);
Примерная программа по учебному предмету (2011г., Баласс);
УМК:
О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Программа «Изобразительное искусство» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Баласс, 2011.
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 3 класс. - М.: Баласс, 2012.
Куревина, О.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство», 3 класс / О. А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, 2014.
На изучение изобразительного искусства отводится 34 часа в учебный год (1 час в неделю).
В связи со сложностью материала увеличено количество часов на темы «Портрет» (1 час), «Русский музей» (1 час). Уменьшено количество часов на тему «Проекты» (2часа), в связи с частичным выполнением проектных заданий дома с родителями.
Основные цели курса
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
Расширение художественно-эстетического кругозора.
Воспитание зрительной культуры, умения видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказывать об особенностях произведений искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»).
Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства).
Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская».)
Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»).
Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»).
Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», разработка театральных постановок).
Эта программа выбрана потому, что учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников, воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную намять, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Учебники курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным
и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний — деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровню выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач — главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени в 3 классе составляет 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельные задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Овладение языком изобразительного искусства:
иметь представление о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цвето
вой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель,
соотношение целого и его частей, соразмерность частей человече
ского лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, бук
вица;
знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные
художники.
учиться описывать живописные произведения с использований уже изученных понятий.
Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в
различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в
них.
Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
рисования цветными карандашами;
рисования простым карандашом (передача объёма предмета с
помощью светотени);
выполнения декоративного панно в технике аппликации;
выполнения декоративного панно из природных материалов;
выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
работы гуашевыми красками;
постановки и оформления кукольного спектакля.
Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства.
живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (хохломская роспись).
Изучать произведения признанных мастеров изобразительного
искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой
Руси.
Содержание учебного предмета
(34 часа – 1 час в неделю)
Жанры живописи – 2 ч.
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий .
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма.
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Портрет – 3 ч.
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений, приведённых в учебнике.
Цветовая гамма - 3 ч.
Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.
Декоративное панно – 3 ч.
Понятие о декоративном панно.
Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации .
Выполнение декоративного панно с использованием природного материала.
Тон, форма, светотень – 3 ч.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради.
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Люди и их лица – 3 ч.
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».
Народные промыслы – 2 ч.
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи. Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью.
Орнамент – 1 ч.
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Волшебство акварели – 1 ч.
Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка.
Мастер иллюстрации – 3 ч.
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение графического панно «Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Древнерусская книга – 2 ч.
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Коллективная работа «Кириллица».
Художник и театр – 4 ч.
Как создаётся театральный спектакль. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Русский музей – 2 ч. Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём
Проекты – 2 ч. Выполнение коллективного проекта.
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 3-м классе и основные виды деятельности учащихся
(34 часа - 1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
1–2 | Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит. | 2 | Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают (Н). Изучить натюрморт В. Хеды и ответить на вопросы на стр. 5 учебника (Н). Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме. Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов (П). Выполнить задания на стр. 6–7 учебника (П). На примере картин А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Научиться определять особенности зимнего колорита (Н). Выполнить задания на стр. 8–9 и 51 учебника. Написать зимний пейзаж по воображению. |
3–5 | Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры. | 3 | Иметь представление (Н) и рассказывать (П) об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Отвечать на вопросы на стр. 10–15 учебника (Н). Нарисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном для него, на стр. 22–23 рабочей тетради (П). |
6–8 | Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг. Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон. Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера. | 3 | Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н). Выполнить задания на стр. 16 учебника (Н). Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета (Н). Отработать приёмы штриховки цветными карандашами (Н). Выполнить задания на стр. 18 учебника. Выполнить задания на стр. 16–17 учебника и на стр. 2–3 рабочей тетради (Н). Изучить и проанализировать рисунок С. Чехонина цветными карандашами на стр. 19 учебника (П). |
9–11 | Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала. | 3 | Иметь представление о декоративном панно (Н). Изучить материалы на стр. 4–5 рабочей тетради (Н). Коллективное панно «Весёлые попугайчики» (П). Изучить материалы на стр. 21 учебника и на стр. 6–7рабочей тетради и выполнить декоративное панно из природного материала, заготовленного летом (П) |
12–14 | Тон, форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. | 3 | Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н). Выполнить задания на стр. 22 учебника и на стр. 8–9 рабочей тетради (Н). Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел (стр. 23 учебника и стр. 10–13 рабочей тетради) (Н). Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры на стр. 12–13 рабочей тетради (П). (Геометрические тела можно изготовить из ватмана, стр. 10 рабочей тетради.) |
15–17 | Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика. | 3 | Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица (Н) и уметь ими пользоваться (П). Выполнить задания на стр. 24–25 учебника и стр. 24–25 рабочей тетради (Н). Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения (стр. 26–27 учебника и стр. 26–27 тетради) (П). Выполнить задания на стр. 26–27 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради (П). Выполнить задание «Семейный портрет» на стр. 28–29 рабочей тетради (П). |
18–19 | Народные промыслы: Золотая Хохлома. | 2 | Знать историю и особенности хохломской росписи (Н) и уметь отличать её от других народных промыслов (П). Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров и выполнить задания на стр. 30–31 рабочей тетради (Н). Расписать тарелку или шкатулку в технике хохломской росписи. Можно использовать вместо тарелки круг или овал из ватмана, а детали шкатулки подготовить заранее или воспользоваться шаблоном на стр. 67 рабочей тетради (П). |
20 | Плетёные орнаменты. Звериный стиль. | 1 | Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля (Н). Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов (Н). Изучить материал и выполнить задания на стр. 31 учебника и на стр. 34–35 рабочей тетради (П). |
21 | Волшебство акварели. Совмещение не- скольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка. | 1 | Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы. Изучить технику отпечатка. Использовать (Н) эту технику в своей работе акварелью (П). Выполнить задания на стр. 32–33 в учебнике и на стр. 36–37 в рабочей тетради. |
22–24 | Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам. | 3 | Иметь представление о творчестве И. Билибина (Н). Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника (П). Ответить на вопросы на стр. 34–35 учебника. Выполнить графическую работу «Фантастическое дерево» (стр. 42–43 рабочей тетради). Проанализировать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, выполненные И. Билибиным (Н). Выполнить задание на стр. 36–37 в учебнике и на стр. 44–45 в рабочей тетради («Древнерусский витязь и девица-красавица») (П). |
25–26 | Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги. | 2 | Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси (Н). Выполнить задания на стр. 39 учебника (Н) и на стр. 46–47 рабочей тетради. Коллективный проект «Кириллица». |
27–30 | Для любознательных: художник и театр. | 4 | Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников (П). Ответить на вопросы на стр. 40–41 учебника (Н). Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе (П). |
31-32 | Учимся видеть. Русский музей. | 2 | Знать историю основания Русского музея в Петербурге (Н). Уметь рассказывать о картинах Русского музея (стр. 50–57 учебника). |
33–34 | Проекты. | 2 | Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 38–41 рабочей тетради) (П). |
Календарно – тематическое планирование уроков изобразительного искусства
в 3 -м классе
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Вид контроля Примечание |
|
1 | Жанры живописи. Натюрморт | | | Индивидуальный |
2 | Жанры живописи. Пейзаж | | | |
3 | Портрет. Виды портретов | | | |
4 | Исторический и батальный жанры в живописи | | | |
5 | Бытовой и анималистический жанры в живописи | | | Тест |
6 | Цветовая гамма. Цветовой круг | | | Индивидуальный |
7 | Штриховка и цветовой тон. | | | |
8 | Отработка приёмов штриховки цветными карандашами | | | |
9 | Декоративное панно | | | |
10 | Коллективное панно «Весёлые попугайчики» | | | Взаимоконтроль |
11 | Декоративное панно из природного материала | | | Индивидуальный |
12 | Тон, форма, светотень | | | |
13 | Натюрморт из геометрических тел | | | Самоконтроль |
14 | Натюрморт из геометрических тел. Штриховка. Распределение светотени | | | Индивидуальный |
15 | Люди и их лица. Приметы возраста | | | |
16 | Основные пропорции лица. Рисование лица | | | Индивидуальный |
17 | Семейный портрет | | | |
18 | Народные промыслы. Золотая хохлома | | | |
19 | Народные промыслы. Золотая хохлома. Завершение работы | | | Индивидуальный |
20 | Плетёные орнаменты. Кельтские узоры | | | |
21 | Волшебство акварели. Техника отпечатка | | | Индивидуальный |
22 | Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль | | | |
23 | Графическая работа. Фантастическое дерево | | | Индивидуальный |
24 | Иллюстрации к сказкам | | | |
25 | Из истории искусства. Древнерусская книга | | | |
26 | Украшение рукописной книги. Коллективный проект «Кириллица» | | | Взаимоконтроль |
27 | Художник и театр | | | Тест |
28 | Кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное копытце». Выполнение декорации «Кокованя, Дарёнка и Мурёнка в избе» | | | Взаимоконтроль |
29 | Выполнение декорации «По дороге на зимовку» | | | |
30 | Выполнение декорации «Встреча Дарёнки с Серебряным Копытцем» | | | |
31 | Русский музей. История основания Русского музея | | | |
32 | Инструктаж по ПДД. Экскурсия в музей | | | |
33 | Коллективный проект в рамках годовой промежуточной аттестации «Цветущий луг». Начало работы. | | | Взаимоконтроль |
34 | Защита коллективного проекта в рамках годовой промежуточной аттестации «Цветущий луг». Завершение работы | | | Итоговый контроль |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации целей и задач по данной программе используется учебно- методический комплект по изобразительному искусству издательства «Баласс»:
О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Программа «Технология» // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Баласс, 2011.
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 3 класс. - М.: Баласс, 2012.
Куревина, О.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство», 3 класс / О. А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, 2014.
Наглядные пособия.
Компьютер, проектор, экран, ЭОР.