Рабочая программа по изобразительному искусству
Изобразительное искусство
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование, как средство коррекции в процессе обучения детей с тяжелой умственной отсталостью, может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательные координации, восприятия представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с тяжелой умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные.
Цель занятий по «Изобразительной деятельности»:
- выявление изобразительных возможностей детей;
- ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, бумага, краски, мелки, глина, пластилин и т.п.), со способами их использования, с процессом рисования, лепки.
Задачи:
- формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
- развитие интереса к деятельности и ее результатам;
- формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
- формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
- обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;
- развитие восприятия основных свойств и отношений отображаемых объектов;
- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех уроков.
Содержание
1четверть.
Составление и рисование растительных узоров из трёх фигурок – трафаретов в полосе.
Рисование на тему «Осенний парк» (ранняя осень).
Рисование пройденных букв и цифр.
Рисование узоров в полосе из геометрических фигур по образцу.
Рисование предметов, из геометрических фигур (машина, корабль).
Рисование растительных узоров в круге по образцу.
Рисование пройденных букв и цифр.
Самостоятельное составление и рисование узоров из геометрических фигур.
Рисование насекомых: бабочка, жук.
2четверть.
Рисование узоров в квадрате из геометрических фигур.
Рисование на тему «Осенний парк».
Рисование пройденных букв и цифр.
Рисование снеговика по образцу.
Рисование гирлянды новогодних игрушек.
Рисование ёлки с игрушками.
Рисование Деда Мороза по образцу.
3четверть.
Рисование на тему «Зима».
Рисование узоров в круге (тарелка, салфетка).
Составление узоров из линий различной конфигурации.
Составление узоров из линий различного цвета.
Рисование пройденных букв и цифр.
Рисование открытки для папы.
Рисование на тему «Зимний день».
Рисование открытки для мамы.
Обводка по трафарету и раскрашивание листьев липы и рябины.
Рисование листьев липы и рябины.
4четверть.
Рисование на свободную тему.
Рисование узоров в квадрате (платок, скатерть, салфетка).
Рисование овощей (свёкла, репа).
Рисование фруктов (виноград абрикос).
Обводка по трафарету и раскрашивание листьев дуба и клёна.
Рисование листьев дуба и клёна.
Рисование пройденных букв и цифр.
Рисование на тему «Деревья весной»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов | Сроки проведения | Методы и формы работы с учащимися | Практическая деятельность учащихся | Виды коррекции на уроке |
1. | Инструктаж по ТБ. Составление и рисование растительных узоров из трёх фигурок – трафаретов в полосе. | 1 | 07.09 | Организация наблюдения изображаемого объекта. Ознакомление с лучшими образцами декоративно- прикладного искусства. Объяснение нового материала и наглядный показ на доске процесса рисования (образец постепенно возникает перед глазами учащихся). Рисование под диктовку. Демонстрация натуральных объектов. Уточнение представления о внешнем виде предмета. Контроль за работой учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учащимися (дополнительный показ приёмов выполнения рисунка, частичная помощь). Анализ выполненных работ: композиционное построение, разнообразие элементов. | Проведение прямых линий от руки. Различение геометрических фигур. Самостоятельное расположение деталей узора и составление их на данной площади. Рисование по обводке с помощью трафаретов, шаблонов, самостоятельного растительного узора с правильным использованием цвета, раскрашивание с соблюдение контура рисунка. Правильное размещение изображенных предметов на листе бумаги. Передача в рисунке с помощью шаблонов, трафаретов , , , и формы отдельных предметов. Воспроизведение в рисунке знакомых предметов. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в анализе и синтезе. Коррекция восприятия различных цветовых оттенков на основе упражнений в узнавании и различении. |
2. | Рисование на тему «Осенний парк» (ранняя осень). | 1 | 14.09 |
3. | Рисование пройденных букв и цифр. | 1 | 21.09 |
4. | Рисование узоров в полосе из геометрических фигур по образцу. | 1 | 28.09 |
5. | Рисование предметов, из геометрических фигур (машина, корабль). | 1 | 05.10 |
6. | Рисование растительных узоров в круге по образцу. | 1 | 12.10 |
7. | Рисование пройденных букв и цифр. | 1 | 19.10 |
8. | Самостоятельное составление и рисование узоров из геометрических фигур. | 1 | 26.10 |
9. | Рисование насекомых: бабочка, жук. | 1 | 09.11 |
10 | Рисование узоров в квадрате из геометрических фигур. | 1 | 16.11 |
11. | Рисование на тему «Осенний парк». | 1 | 23.11 |
12. | Рисование пройденных букв и цифр. | 1 | 30.11 |
13. | Рисование снеговика по образцу. | 1 | 07.12 |
14. | Рисование гирлянды новогодних игрушек. | 1 | 14.12 |
15. | Рисование ёлки с игрушками. | 1 | 21.12 |
16. | Рисование Деда Мороза по образцу. | 1 | 28.12 |
17. | Рисование на тему «Зима». | 1 | 18.01 |
18. | Рисование узоров в круге (тарелка, салфетка). | 1 | 25.01 |
19. | Составление узоров из линий различной конфигурации. | 1 | 01.02 |
20. | Составление узоров из линий различного цвета. | 1 | 08.02 |
21. | Рисование пройденных букв и цифр. | 1 | 15.02 |
22. | Рисование открытки для папы. | 1 | 22.02 |
23. | Рисование на тему «Зимний день». | 1 | 01.03 |
24. | Рисование открытки для мамы. | 1 | 15.03 |
25. | Обводка по трафарету и раскрашивание листьев липы и рябины. | 1 | 22.03 |
26. | Рисование листьев липы и рябины. | 1 | 05.04 |
27. | Рисование на свободную тему. | 1 | 12.04 |
28. | Рисование узоров в квадрате (платок, скатерть, салфетка). | 1 | 19.04 |
29. | Рисование овощей (свёкла, репа). | 1 | 26.04 |
30. | Рисование фруктов (виноград абрикос). | 1 | 03.05 |
31. 32. | Обводка по трафарету и раскрашивание листьев дуба и клёна. Рисование листьев дуба и клёна. | 1 1 | 10.05 17.05 |
33. | Рисование пройденных букв и цифр. | 1 | 24.05 |
34. | Рисование на тему «Деревья весной». | 1 | 31.05 |
| Итого за год: | 34 ч | |
Требования к усвоению программы (ожидаемый результат):
Учащийся должен знать:
- необходимые атрибуты для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, бумага, краски, мелки, глина, пластилин);
- способы использования необходимых атрибутов, процесс рисования, лепки, выполнения аппликации с изображением как отражением реально существующих предметов, явлений, ситуаций понятных и близких к опыту детей.
Учащийся должен уметь:
- принимать задание, выполнять самостоятельно, с помощью взрослого, пользоваться трафаретами (внутренними и внешними);
- рисовать по контурам, дорисовывать линии, детали, раскрашивать, не выходя за линии контура;
- рисовать мелом на доске, красками на большом листе бумаги, фломастером на соответствующей доске, на бумаге, прикрепленной
к мольберту;
- лепить из глины, пластилина простые и привлекательные предметы (шарики, конфетки, собаку, кошку и т. п.);
- пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;
- оставлять графический след на бумаге, доске с помощью фломастера, карандаша, мела, кисти и т. п.;
- узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;
- пользоваться в процессе изобразительной деятельности основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым;
- проводить пальцем, кистью и специальными оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки:
длинные, короткие, толстые и тонкие;
- раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно;
- подражать действиям учителя.