Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. Автором программы по изобразительному искусству является И.А. Грошенков.
Основные задачи курса:
1) Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников.
2) Находить в изображаемом существенные и несущественные признаки.
3) Рисовать с опорой на геометрические формы (видеть в основе изображаемого геометрическую форму).
4) Использовать в рисунке основные цвета и их оттенки.
5) Создавать рисунки с учётом перспективы (передний, задний план, линия горизонта).
6) Развивать моторику, зрительно-двигательную координацию.
7) Развивать речь, художественный вкус.
8) Знакомить школьников с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к живописи.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
– декоративное рисование,
– рисование с натуры,
– рисование на темы,
4– беседы об изобразительном искусстве.
По базисному учебному плану МБОУ Макаровская СОШ для индивидуального обучения на дому предусмотрено 9 часов в год. Уроки проводятся 1 раз в месяц.
.
В соответствии с рекомендациями И.Л.Грошенкова («Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы». М , Просвещение, 1970) в 1-4 классах отдельных уроков на беседы об искусстве не планируется, они проводятся на уроках (10, 15 минут) в начале или конце урока. Беседы учитель проводит по своему выбору, используя материал программы по рисованию для вспомогательной школы.
Примечание. Обязательной целью урока рисования, наряду с другими целями, является овладение школьниками новыми словами по теме урока. Словарь определяется учителем при непосредственной подготовке к теме урока. Технику рисования, приемы, материалы и инструменты учитель вправе определять самостоятельно в зависимости от темы урока, его цели и задач.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунке формы прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственно положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 3 - 4 классах (по 9 часов в год)
№ | Наименование разделов | Всего часов |
| 3 класс | 9 |
1. | Декоративное рисование | 4 |
2. | Рисование с натуры. | 3 |
3. | Рисование на темы. | 2 |
4. | Беседы об искусстве. | |
| 4 класс | 9 |
1. | Декоративное рисование. | 3 |
2. | Рисование с натуры. | 2 |
3. | Рисование на темы. | 4 |
4. | Беседы об искусстве. | |
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 3 классе (9 часов)
№ | Дата | Вид занятия | Тема | Приемы работы, материалы. | Умения. (основная цель) |
1. | | Декоративное рисование (диагностический урок). | Узор в полосе из веточек с листьями. | Гуашь. Приём примакивания широкой кисти. | Чередование элементов узора по цвету, размеру. |
2. | | Рисование с натуры (диагностический урок). | Листья берёзы и ивы. | Акварель. Цветные восковые мелки. | Передача формы и цвета листьев (размера). |
3. | | Рисование на тему. | Осень в городе. | Акварель. | Понятие о линии горизонта, умение создавать композицию рисунка. Изображение городского пейзажа осенью. |
4. | | Декоративное рисование. | Узор в полосе из снежинок и веток ели. | Цветные карандаши. | Чередование элементов узора по цвету, форме, размеру. |
5 | | Рисование на тему. Беседа о творчестве И. Шишкина, А. Саврасова «Зимний пейзаж». | Зимнее деревце. | Восковая свеча (снег) цветные восковые мелки (деревце), акварель (фон). | Передача фона дерева: ствол, сучья, ветки, различение их толщины. Получение эффекта снега на ветках посредством свечи. |
6 | | Рисование с натуры. | Двухцветный мяч. | Акварель. | Передача круглой формы, цветов частей мяча, название цветов. |
7. | | Декоративное рисование. Изготовление поздравительной открытки. | Открытка к 8 марта. | Акварель, цветная бмага | Создание композиции рисунка, |
8. | | Рисование с натуры. | Веточка вербы. | Акварель. Приём примакивания толстой кисти – лапки вербы. Вливание цвета в цвет: серый + белый. | Передача настроения от веточки вербы, посредством цвета, композиции рисунка. |
9. | | Декоративное рисование (диагностический урок). | Красивый платочек | Карандаши. | Создание узора на квадрате с опорой на образец. |
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе (9 часов)
№ | Дата | Вид занятия | Тема | Приемы работы, материалы. Виды техники. | Умения |
1. | | Рисование с натуры Беседа о натюрморте, как виде (жанре) живописи. | Овощи и фрукты на подносе. | Акварель. | Передача формы, цвета, соотношение величины изображаемых объектов. Эффект «загороженности» одних объектов другими. |
2. | | Декоративное рисование. | Геометрический орнамент в квадрате. | Цветные карандаши. | Умение изображать квадрат от руки, располагать элементы орнамента по осевым линиям симметрично. |
3. | | Рисование на тему. Беседа о творчестве И. Левитана. | Золотая осень. | Акварель | Понятие о переднем и заднем плане, линии горизонта, умение создать композицию рисунка. |
4. | | Рисование на тему. Беседа о творчестве И. Шишкина. | Волшебница зима. | Белая гуашь. Акварель. | Передача ощущения зимы цветом, композицией. |
5. | | Рисование на тему. | Новогодняя ёлка. | Цветные карандаши. | Передача впечатления от праздника цветом, композицией, деталями. |
6. | | Декоративное рисование. | Снежинки в полосе. | Цветные карандаши, цветные мелки (восковые), восковая свеча, акварель. | Передача формы снежинок, её частей. Использование свечи для изображения снежинок, чередование величины. |
7. | | Рисование с натуры. Игрушки. | Игрушка – автобус. | Цветные карандаши. | Передача цвета, формы, деталей игрушки, соотношение величин деталей. |
8. | | Декоративное рисование. | Пасхальная писанка. | Акварель. | Самостоятельное создание узора на овале с опорой на образцы. |
9. | | Рисование на тему. Рассматривание картин (репродукции) художников о Великой Отечественной | Великая война и Великая победа. | Цветные карандаши. | Умение составлять композицию рисунка. Умение создавать композицию рисунка используя передний, задний план, линию горизонта. |
7