Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы (авторы:Т А Копцева, В П Копцев, Е В Копцев «Изобразительное искусство» ).
Основой данной программы является системно-деятельностный подход к школьному образованию.
Изменения в примерную программу не внесены.
Обучение региональному компоненту производится в соответствии с методическими рекомендациями (Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области. Архангельск: АО ИППК РО 2005) из расчета 10% учебного времени, т.е. 3 учебных часа и РКМ Морянка (письма Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 01 июля 2010 года № 209-03/2411, от 23 сентября 2011 года № 209/02-01-12/3805).
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает, один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественно- творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. 1 класс – «Художник и природа родного края». 2 класс – «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем». 3 класс – «Художник и природа разных стран мира». 4 класс – «Художник, природа и я». Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусств»
Цели обучения предмету
– развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
– освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
– овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
– воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в
каждом классе начальной школы отводится по одному часу в неделю: 33 часа – в 1 классе и по 34 часа – во 2–4 классах, в общем объёме не менее 135 часов.
Программа для 2 класса рассчитана на 34 учебных часа по 1 часу в неделю.
Контроль за качеством знаний осуществляется следующим образом:
Текущий контроль осуществляется в течение всего года обучения.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования междисциплинарной программы УУД
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
– умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– умении организовать самостоятельную художественно--творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой-деятельности.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка)
II. Тематическое планирование по изобразительному искусству, 2 класс (34 часа)
Образовательная цель программы – развитие культуры творческой личности, познавательных, коммуникативных, регулятивных, предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
ХУДОЖНИК И ПРИРОДА ЗЕМЛИ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
Содержание | Характеристика видов деятельности |
1 Художник и мир природы | Наблюдение и изображение окружающей человека неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную. |
2 Художник и мир животных | Наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную. |
3 Художник и мир человека | Наблюдение за жизнью человека и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную. |
4 Художник и мир искусств | Рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусств: театре, кино, литературе, музыке – через такие виды художественной деятельности, как изображение, декор, конструкция. |
III. Календарно – тематическое планирование по предмету
« Изобразительное искусство»
УМК «Гармония» 2 класс, 34 часа
ХУДОЖНИК И ПРИРОДА ЗЕМЛИ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примечания | Дата |
| Художник и мир природы | |
1 | 1. Творческая папка художника | 2 | . | |
2 | 2. Деревья – долгожители | 1 | | |
3 | 3. Необычные цветы | 1 | | |
4 | 4. Камни-самоцветы | 1 | | |
5 | 5. Бусы из ягод и гирлянды цветов | 1 | РС | |
6 | 6. День и ночь | 1 | | |
7 | 7. Мир природы дарит нам материалы для творчества | 1 | | |
| Художник и мир животных | |
8 | 1.Тайны подводного мира | 1 | | |
9 | 2.Динозавры | 1 | | |
10 | 3. Черепахи | 1 | | |
11 | 4.Насекомые-гиганты | 1 | | |
12 | 5. Мамонт | 1 | | |
13 | 6. Следы на снегу | 1 | РС | |
14 | 7. Животные в зоопарке | 1 | | |
15 | 8.Фантастические животные | 1 | | |
16 | 9. Новогодний подарок | 1 | . | |
| Художник и мир человека | |
17 | 1.Ты-художник | 1 | | |
18 | 2. Семейный праздник | 1 | РС | |
19 | 3. Портрет | 1 | | |
20 | 4. Парный портрет | 1 | | |
21 | 5. Портрет пожилого человека | 1 | | |
22 | 6. Художник рисует высоких людей | 1 | | |
23 | 7.Чудеса света | 1 | | |
24 | 8.Необычные скульптуры | 1 | | |
25 | 9.Башня до небес | 1 | | |
26 | 10.Каждый народ – художник | 1 | | |
27 | 11.Красота вещей | 1 | | |
| Художник и мир искусств | |
28 | 1.В мире книг | 1 | | |
29 | 2.В мире музыки | 1 | | |
30 | 3.Кукольный театр теней | 1 | | |
31 | 4. Музей под открытым небом | 1 | | |
32 | 5.Санкт-Петербург - город музей | 1 | | |
33 | 6. Государственный Эрмитаж | 1 | | |
34 | 7. Выставка детского изобразительного творчества | 1 | | |
Итого 34 часа, РКМ - , Р
IV. Описание материально-технического обеспечения
При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:
Т А Копцева, В П Копцев, Е В Копцев «Изобразительное искусство» учебник для 2 класса Смоленск Ассоциация XXI век
Т А Копцева, В П Копцев, Е В Копцев «Методические рекомендации по изоискусству» 2 класс. Смоленск Ассоциация век.