СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы Федеральных государственных образовательных  стандартов,  авторской программы «Изобразительное искусство» 3 класс Л.Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская УМК «Начальная  школа XXI века»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края

«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО учителей Директор школы

начальных классов

Протокол заседания №___

Руководитель МО

______________________ _________________

Н.И.Дробина С.В.Гасай

«__» август 2015 «__» август 2015



Рабочая программа

учебного предмета «Изобразительное искусство»

начального общего образования

3 класс


Срок реализации 2015-2016 у/г


Разработчик : Дробина Н.И. учитель нач. классов

с. Поломошное



Пояснительная записка учебного предмета «Изобразительное искусство» начального образования

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, примерной программы, авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Поломошенская СОШ. Программа составлена для учащихся 3 класса МБОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2015-2016 у/г. Реализуется без изменений авторской программы.


Учебно-методический комплект:

Авторская программа:

Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1 – 4 классы /Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, - М.: Вентана Граф,2011

Учебник:

Изобразительное искусство. 3 класс: учебник /Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская.. – М.: Вентана-Граф, 2012,2013

Рабочая тетрадь:

Рабочая тетрадь. 3 класс /Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф, 2013

Методические пособия:

Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя /Л.Г. Савенкова , Е.А. Ермолинская, Н. В.Богданова. – 2-е изд.,доп. – М.: Вентана - Граф, 2015. – 208 с.


Обоснование выбора используемого УМК.

  • входит в Федеральный перечень УМК, допущенных к использованию в образовательных учреждениях,

  • соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения;

  • программа учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественного образования школьников, научно – методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве;

  • структура, содержание, основные положения творческого развития учащихся, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б.П. Юсовым в Учреждении РАО « Институт художественного образования»

  • интеграция искусств и полихудожественное развитие школьников

Цель обучения:

  • разностороннее художественное - творческое развитие учащихся:

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

  • активизация самостоятельной творческой деятельности;

  • развитие интереса к природе и потребности общения с искусством ( восприятие и практическая деятельность);

  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре своей страны.

Основные задачи:

  • Воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способности проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

  • Развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально – чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

  • Формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графики, декоративно – прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

  • Формировать умения пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

  • Развивать опыт художественного восприятия произведения искусства.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Воспитание толерантности и уважения к другим культурам, народным традициям ( с учётом многонациональности России);

  • Развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве ( мотивация) ;

  • Общекультурное и личностное развитие учащихся; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержание предмета (практика и восприятие);

  • Воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное и народное искусство) соответствие с возрастными возможностями учащихся; духовно – нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

  • Воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

  • Развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

  • Совершенствование индивидуальных способностей ;

  • Формирование умения планировать свою деятельность и культура; развитие эмоционально – ценностного восприятия произведений искусств, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведений искусства.




Общая характеристика организации учебного процесса

Формы организации обучения: урок

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, деятельностный и проблемный

Технологии обучения: личностно – ориентированное, дифференцированное обучение

Средства обучения: учебник, рабочие тетради на печатной основе, ноутбук, мультимедийное оборудование, интерактивная доска

Режим занятий: первая смена, шестидневная учебная неделя, продолжительность урока 40 минут

Межпредметные связи:

Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием музейной педагогики и т.п

Место предмета в учебном плане

На реализацию программы «Изобразительного искусства» в 3 классе в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа, 1 час в неделю. Согласно приказу № 35 от 30.08.12 добавлен 1 час на резервное время.


Планируемые результаты

(Личностные, предметные, метапредметные результаты с индикаторами их усвоения)


Личностные

Базовый уровень: 67 %

Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

Способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

Способность предвидеть результат своей деятельности;

Повышенный уровень: 33 %

Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

Способность работать в коллективе;

Предметные

Базовый уровень: 50 %

Умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

Понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

Умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

Повышенный уровень: 33 %

Умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач;

Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

Метапредметные

Базовый уровень: 50 %

Регулятивные УУД

Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно – практических задач;

Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

Познавательные УУД

Умение проводить самостоятельное исследование;

Умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

Коммуникативные УУД

Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

Умение пересказывать небольшие тексты ( сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини – рассказы по своему сюжету;

Повышенный уровень: 33 %

Регулятивные УУД

Умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

Адекватная оценка результатов своей деятельности;

Познавательные УУД

Умение находить нужную информацию в Интернете;

Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

Коммуникативные УУД

Участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

Понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

6. Содержание начального общего образования по учебному предмету


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

1. Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы

Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. Примерные темы композиций: «Букет из осенних листьев», «Поляна с ландышами», «Дом на горе»

Работа на плоскости

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)

2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства

Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре — этюды

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников

3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок)

Открытое и закрытое пространство. Примерные темы композиций: «Облака и птицы в небе», «Гроза в лесу», «Корабли в море», «Подводные обитатели», «Волчица и волчата», «Красные рыбки в пруду», «Лягушки в болоте», «Горные вершины». Работа в технике акварели «по сырому»

Создавать выставки фотографий с уголками природы.

Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.

Создавать цветовые графические

композиции в технике компьютерной

графики.

Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).

Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды

4. Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рассмотри деревья.

Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.)

Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра. Условное изображение карты рельефа, художественное отображение ландшафта в картине. Исследование ландшафта родной природы. Создание карты региона с указанием достопримечательностей. Исследовательские проекты: рельеф местности (источниковая база по выбору, в том числе Интернет)

Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).

Отделять главное от второстепенного.

Выделять композиционный центр.

Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок,

орнамент).

Представлять и передавать условное изображение в географических картах.

Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)

5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа

Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и др. Примерные темы композиций: «Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна»

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.

Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.

Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики

6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше.

Воздушная перспектива

Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Передача ритмического рисунка журавлиного клина. Работа в смешанной технике

Передавать графическими средствами воздушную перспективу.

Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.

Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.

Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся.

Использовать в работе средства компьютерной графики

7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета

Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. Примерные темы композиций: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Зимний пасмурный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке». Передача в пейзаже двух разных состояний природы — солнечного дня и пасмурного утра

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.

Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)

8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический

Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). Примерные темы композиций: «Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой». Композиционное размещение предметов

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.

Изображать с натуры предметы конструктивной формы.

Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте

9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению)

Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: весна — изготовление скворечника, посевная; лето — сенокос, езда на велосипеде, купание; осень — сбор урожая, начало учебного года; зима — катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы

Передавать движения.

Уметь работать с натуры и по наблюдению.

Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.

Работать в одной цветовой гамме.

Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек

10. Передача объёма в живописи и графике

Освоение разнообразных видов штриха. Зависимость штриха от используемого графического материала и характера изображаемого предмета. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш

11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект

Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам.

Создание конструкции летательного аппарата в технике бумажной пластики

Работа в объёме и пространстве

Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.

Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели)

12. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)

Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина»

Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина)

13. Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении

Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол»

Осваивать профессиональную лепку.

Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).

Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок

14. Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек

Работа в малых группах. Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. Примерная тема: «Детский городок». Использование несложного каркаса. Предварительное обсуждение эскиза будущей работы и распределение обязанностей

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.

Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.

Передавать ритм и динамику при создании художественного образа

15. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа

Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказкам Х.-К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари. Примерные темы композиций: «Дома в виде ракушки для подводного царства», «Городок, где жил Чиполлино», «Цветочный город»

Декоративно-прикладная деятельность

Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм

(по описанию в сказках).

Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек

16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт

Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей. Основой вазы может стать стеклянная ёмкость (бутылка, пузырёк или баночка). Лепка из цветного пластилина или работа с помощью бумаги и клея

Создавать предметы для интерьера

с учётом его особенностей.

Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.

Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами

17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые

Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи»

Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными.

Эту работу можно выполнить в технике бумажной пластики или с помощью цветного пластилина

Работа в определённой цветовой гамме: сближенные цвета — мягкая цветовая гамма (замутнение цвета чёрным, белым); яркие, чистые цвета – «праздник красок»

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.

Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.

Осваивать технику бумажной пластики

Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм.

Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства.

Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии

Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. Развитие умения определять выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы

Работа на плоскости

Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.

Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий

2. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения.

Смысловая зависимость между форматом и материалом

Композиции на передачу контраста в рисунке. Примерные темы композиций: «День и ночь», «Унылое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Дюймовочка в жилище полевой мыши»

Передавать индивидуальную манеру письма.

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики

3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа

Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме. Воспитание потребности выразить визуальными средствами звуки природы

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.

Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения

4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением

Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации)

Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации.

Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении.

Создавать коллективную книжку-раскраску

5. Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений

Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы

6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля

Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки. Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок (можно для кукольного спектакля). Использование большой картонной коробки

Работа в объёме и пространстве

Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.

Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).

Уметь работать в коллективе, распределять обязанности

7. Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда)

Вовлечение школьников в мир сказочных героев, способных мгновенно изменить пространственную среду в зависимости от своего желания (цветовое, световое, предметное

окружение). Примерные темы композиций: «Дворец, в котором может жить ветер», «Дождевые облака», «Удача», «Смелость», «Дворец сказок», «Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон». Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены.

Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.

Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества.

Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства

8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами

Зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. Создание предметов декоративно-прикладного искусства на темы: «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной», «Кувшин „Поющий петух“». Декоративная лепка: глина, пластилин

Декоративно-прикладная деятельность

Представлять особенности декоративной формы, её условный характер.

Передавать в объёмной декоративной форме настроение.

Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета

9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек

Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики. Применение в работе пузырьков, бутылочек, коробок для каркаса

Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.

Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек

10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах

Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Роль знака и символа в жизни. Цвет и форма в знаковом изображении. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. Примерные темы композиций: «Тотемное дерево индейцев», «Древо жизни». Работа на небольших форматах. Декоративная роспись камня узором. Работа фломастерами или цветными карандашами

Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».

Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.

Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт

11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д.

Формирование представления о характере и форме украшений (драгоценные и поделочные камни). Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин), созвучных повтору звуков в скороговорке (по выбору) или по сказке (например, «Кот, дрозд, лиса и петух»). Обратить внимание на ритм и проговаривание слов в скороговорке

Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.

Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.

Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)

1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция

Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Выразительные средства изобразительного искусства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, композиция)

Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Проводить коллективные исследования по данной теме

2. Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства

Восприятие произведений разных видов искусства. Обсуждение, построенное на сравнении, нахождении общего и особенного в каждом виде искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики

Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.

Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).

Понимать специфику выразительного языка каждого из них

3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин

Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Виды графики

Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике

4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа

Организация и проведение экскурсий (заочных и очных), бесед, обсуждений. Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий

Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.

Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона

5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства

Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин, В. Ван Гог, И.К. Айвазовский

Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).

Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства

6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей

Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. Беседы, обсуждения, выполнение зарисовок архитектурных сооружений своего региона

Представлять и понимать связь архитектуры с природой.

Называть архитектурные памятники региона, знать их историю








Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение

N п/п

Наименование средств материально-технического и учебно –методического обеспечения


Библиотечный фонд


Для учащихся:

1

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф, 2012, 2013

2

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Вентана-Граф,2011


Для учителя:

3

Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1 – 4 классы - М.: Вентана Граф,2011


Печатные пособия

1

Таблицы, плакаты

2

Дидактические материалы: Декоративно-прикладное искусство и народные ремёсла

3

репродукции картин

4

портреты художников


Технические средства обучения

1

ноутбук

Мультимедиа

Интерактивная доска

Цифровой фотоаппарат

Создание и показ презентаций, работа в сети Интернет, работа с ЦОР

2

3

4


Электронные учебные пособия (диски)

1

Шедевры русской живописи

2

CD - ROM Мурзилка. «Художественное творчество» Возраст 6+

3

CD - ROM Форма. «Секреты живописи для маленьких художников» Возраст 4+


Лист внесения изменений


Интернет - ресурсы

1

http://spo.1september.ru. – газета Начальная школа

2

http:// festival.1 september.ru – Фестиваль Открытый урок

3

http://viki.rdf.ru – Детские презентации

4

http://pedsovet.su -Сообщество взаимопомощи учителей

5

http://pedlib.ru – Педагогическая библитека

6

http://io.nios.ru –Электронная газета «Интерактивное образование»

7

http://eorhelp.ru –Электронные образовательные ресурсы

8

http://zavuch.info –Завуч инфо

9

http://prezentacii.com –Готовые презентации

10

http://interaktiveboard.ru – База материалов для интерактивной доски

11

http://nsportal.ru –Социальная сеть работников образования

12

http://openclass.ru –открытый класс












































Календарно – тематическое планирование по ИЗО 3 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч, 1 ч резерва)



п/п


Тема урока


Кол-во часов

Вид занятий

Характеристика учебной деятельности

Учебно-практическое. лабораторное оборудование и технические средства обучения

Дата


план

факт факт


Раздел 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч)


1

Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт.

«Букет из осенних листьев»

С.4-7

1

т/п

Работа на плоскости

Овладевают основами языка живописи и графики. Передают разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран, (фотографии, рисунки, иллюстрации, наглядный материал):

- натюрмортов,

- композиций с изображениями открытого пространства,

- фотографии объектов природы,


2.09



2

Природа в разных жанрах изобразительного искусства

С.8-13

1

п

Изображают природный пейзаж. Используют в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников Работы на пленэре — этюды

9.09



3

Открытое и закрытое пространство.

«Гроза в лесу»


С.14-17

1

т/п

Передают ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства. Фотографируют объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).или находят в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды

16.09



4

Смотрим на землю с высоты птичьего полёта

С.36.-37

1

п

Учатся понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины); отделять главное от второстепенного; выделять композиционный центр.

Создают плоскостные композиции на заданную тему Находят в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовят о них небольшие сообщения – презентации.

23.09



5

Работа с натуры «Грозовые тучи»


С.76 -77

1

П

Выбирают формат , изобразительные материалы в зависимости от темы и содержания. Используют выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.

30.09



6

.Воздушная перспектива «Журавлиная стая на восходе солнца».

С.72-75

1

т/п

Осваивают понятия «перспектива» и «воздушная перспектива». Работают над композицией «Журавлиная стая на восходе солнца». (Передача ритмического рисунка журавлиного клина. Работа в смешанной технике ) Овладевают приёмами коллективного сотворчества.

7.10



7

Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера.

«Солнечный день в горах»


С.49 -57

1

т/п

Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. Экспериментирование с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.

Создание плавных переходов цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному )

14.10



8

Натюрморт тематический «Осенний букет»


С.58 -59

1

П

Освоение понятия «тематический натюрморта. Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). Изображают с натуры предметы. Сознательно выбирают формат, преодолевают измельчённость изображения.

Учатся улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте

21.10



9

Изображение человека в движении.


С.46 -47

1

П

Учатся передавать движения. Выполняют краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит. Работа в одной цветовой гамме. Находят в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек

28.10



10

Передача объёма в живописи и графике «Яблоко»


С.100-103

1

П

Овладевают приёмами работы различными графическими материалами. Учатся передавать объём графическими средствами; форму предмета с помощью штриха; осваивают разнообразные виды штрихов Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки.

11.11



11

Стилизация.


с.18 -19

1

т/п

Работа в объёме и пространстве Знакомятся с понятием стилизация в изобразительном искусстве, применении её законов при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели). Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам.

18.11



12

Контраст и нюанс в скульптуре «Хоккеист и балерина»


С.64

1

т/п

Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина

25.11



13

Передача динамики в объёмном изображении ( лепка) «Артисты на арене цирка»


С.95 -97

1

П

Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Осваивать профессиональную лепку.

Создание объёмно-пространственной композиции: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению

2.12



14

Лепка объёмно-пространственной композиции «Детский городок».

С.67

1

П

Работа в малых группах. Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. «Детский городок». Предварительное обсуждение эскиза будущей работы и распределение обязанностей

9.12



15

Создание композиции по мотивам литературных произведений «Цветочный город»

С.62-63

1

П

Декоративно-прикладная деятельность

Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек

16.12



16

Ваза из «камня» (лепка)

С.32 -331

1

п

Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений полученных от найденных в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами


23.12



17

Водный мир. «Коралловый остров»

С.20-27

1

П

Создание декоративных причудливых форм по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.

13.01



Развитие фантазии и воображения (11 часов)


18

Звук в цвете и форме.

С51

1

П

Работа на плоскости

Настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передача их графическими средствами. Определяют и передают настроение, используют цветовое разнообразие оттенков.

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран,

репродукции работ художников с изображением (фотографии, рисунки, иллюстрации, наглядный материал):

-природа,

- буквица,

- театр,

- игрушки,

- народные и современные костюмы,

музыкальные композиции на тему природа, сон, подборка стихов, отрывков из произведений художественной фантастики.



20.01



19

Композиции на передачу контраста в рисунке «День и ночь»,

1

П

Индивидуальная работа.

Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха.

27.01



20

Звуки природы

1

П

Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме. потребность выразить визуальными средствами звуки природы

3.02



21

Иллюстрация художественного произведения ( описание природы)

1

П

Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации

Создание коллективной книжки –раскраски.

10.02



22

Художественная форма букв. Буквицы


С.82 -85

1

т/п

Коллективное творческое исследование, связанное с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете

17.02



23

Художник в театре.

1

т/п

Работа в объёме и пространстве

Создание сюжетной объёмно-пространственной композиции по мотивам театральной постановки. Оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному). Работа в группах

24.02



24

«Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон». С.65-67,104

1

П

Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения. Работа в ситуации коллективного сотворчества.

3.03



25

Передача настроения в форме.


Декоративная лепка: «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной»

1

п

Декоративно-прикладная деятельность

Лепка предмета декоративной формы, её условный характер. Передача в объёмной декоративной форме настроения. Украшение формы декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета


10.03



26

Народные мотивы в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.



1

т/п

Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики. Применение в работе пузырьков, бутылочек, коробок для каркаса

Создание коллективной композиции из выполненных игрушек

17.03



27



Создание знаков в Городе мастеров

1

т/п

Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Создание своих знаков для обозначения дома и характера занятий мастеров –ремесленников , знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.

31.03



28

Украшение народного и современного костюма: броши, бусы, подвески

С.108 -115

1

П

Передача ритмического характера повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.

7.04



Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

(музейная педагогика) (6 часов)


29

Выразительные средства изобразительного искусства


С.78 -81

1

т

Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме

Компьютер, мультимедиа проектор, демонстрационный экран,

репродукции работ художников с изображением (фотографии, рисунки, иллюстрации, наглядный материал):

- старинными улицами городов,

- села

- репродукции произведений И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В. Ван Гог, В.А. Серов, И.И. Шишкин И.А. Айвазовский;

- музыкальные фрагменты

- виртуальная экскурсия по архитектурным достопримечательностям своего региона

14.04



30

Беседа «Разные виды искусства»

1

т

Находят , объясняют общее и различное в языке разных видов искусства. Выражают в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).

21.04



31

Выразительные средства живописи

С.52-53, 70 -71,

92 -93,116-117,120-134

1

п

Выполнение этюдов, набросков после беседы. Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике

28.04



32

Идём в музей (заочная экскурсия)

1

т/п

Знакомство с ведущими художественными музеями России и художественными музеями края..

Группировка произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Участие в обсуждении, беседе. Выполнение творческой самостоятельной работы по материалам обсуждений

5.05



33

Беседа «Народное прикладное искусство»

1

т

Участвуют в беседе, выявляют своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).

12.05



34

Архитектурные памятники моего края.

1

т

Беседа о связи архитектуры с природой.

Знакомство с архитектурными памятниками края, их историей.

19.05



35

Резервный урок

1




26.05